Дело № 2-147/2011 04 мая 2011 года р е ш е н и е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга в составе: Председательствующего судьи Ковалевой М.Г. При секретаре Лисиной Д.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Недотко В.В., Хорошева В.М., Ковенько Е.В., Ермолаева С.И., Смотрова В.Н. об оспаривании решения Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, с участием заявителей Недотко В.В., Хорошева В.М.; представителя заявителя Ковенько Е.В. - Саламаха А.Л., действующего на основании доверенности от 27.10.2009; представителя заявителя Недотко В.В. - Моисеенко А.В., действующего на основании доверенности от 10.11.2010; представителя заинтересованного лица Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга - Юрченко Е.Е., действующей на основании доверенности от 11.01.2011; представителя заинтересованного лица Комитета по строительству и архитектуре Санкт-Петербурга - Курганова С.В., действующего на основании доверенности от 21.12.2010, УСТАНОВИЛ: Заявители Недотко В.В., Хорошев В.М., Ковенько Е.В., Ермолаев С.И., Смотров В.Н. обратились в Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением об обжаловании решения комиссии по вопросам землепользования Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга (районной администрации), просят обязать районную администрацию согласовать оформление документов по передаче в их собственность земельных участков, расположенных по адресу: ... В обоснование заявления Недотко В.В., Хорошев В.М., Ковенько Е.В., Ермолаев С.И., Смотров В.Н., ссылаясь на законоположения о порядке обжалования решений органов государственной власти, указывают, что Комитетом по земельным ресурсам и землепользованию Санкт-Петербурга (КЗРиЗ СПб) сделано заключение о невозможности передачи в их собственности указанных земельных участков, на основании обжалуемого решения районной администрации от 16.07.2010. Спорные участки были им предоставлены в 1996 году распоряжениями главы районной администрации, которые не отменены. Как указали заявители, до настоящего времени они не смогли выполнить в полном объеме проектирование и реализовать строительство на указанных участках в связи с тем, что в отношении выделенных им участков районной администрацией были заключены договоры аренды с третьими лицами, прекратившие своей действие в июне 2010 года, а также в связи с длительностью процесса комплексного радиационно - гигиенического обследования почвы квартала 8 Д, на котором расположены спорные участки. В судебном заседании заявители и представители поддержали заявленные требования, мотивировав их вышеприведенными доводами. Представитель заинтересованного лица Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга в удовлетворении заявления просила отказать, пояснив, что заявители длительный период времени не заявляли о своем предполагаемом праве собственности на земельные участки, которые расположены на территории охранной зоны, в связи с чем обжалуемое решение является обоснованным. Представитель заинтересованного лица Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (КГА СПб) в судебном заседании против удовлетворения заявления возражал, пояснив, что отказ районной администрации в согласовании заявителям оформления документов по передаче в их собственность спорных земельных участков основан на требованиях действующего законодательства, поскольку заявители не выполнили требований распоряжений о строительстве на предоставленных им участках. Кроме того, представитель КГА указал, что рассматриваемые земельные участки расположены на территории охранной зоны объектов культурного наследия ОЗ 1-4, в настоящее время разрабатывается проект планировки и проект межевания территории, ограниченной ул. Ломоносова, Cаперной ул., Павловским шоссе, границей фукциональной зоны «1ЖД», в предложенных планировочных решениях размещение индивидуальных жилых домов не предусмотрено. До настоящего времени проект планировки и проект межевания Правительством Санкт-Петерубрга не утвержден. Представитель заинтересованного лица КЗРиЗ Санкт-Петербурга о дате, месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), извещенный о судебном разбирательстве надлежащим образом, в судебное заседание не явился, дело просил рассматривать в его отсутствие. В ходе рассмотрения дела представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что спорные земельные участки расположены в границах охранной зоны, на земельных участках выявленные объекты культурного наследия отсутствуют и непосредственно к ним не примыкают, поэтому КГИОП не возражает против реализации ИЖС на указанных участках в рамках регенерации историко-градостроительной и природной среды в соответствии с особыми требованиями режима и на основании результатов научно-исследовательских работ (Том 1 л.д. 170-171). Представитель заинтересованного лица КУГИ Санкт-Петербурга, будучи надлежащим образом извещенным о дне судебного разбирательства, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства. В силу статьи 256 ГПК РФ граждане вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев, когда им стало известно о нарушении их прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Заявление Недотко В.В., Хорошев В.М., Ковенько Е.В., Ермолаев С.И., Смотров В.Н. об обжаловании решения районной администрации от 16.07.2010 поступило в суд 20.10.2010. Вместе с тем, суд полагает, что срок на обжалование указанного решения заявителями не пропущен и заявление подлежит разрешению по существу, так как согласно почтовому штампу заявители получили ответ районной администрации 24.07.2010 (Том 1 л.д. 7), с этого дня, по мнению суда, следует исчислять течение установленного законом срока для обжалования. Ознакомившись с мнением участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявление не подлежит удовлетворению. Решением Комиссии по вопросам землепользования Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга 16.07.2010, протокол № 7, было принято решение об оставлении без изменения решение комиссии по земельным вопросам от 14.05.2009 № 129 об отказе Смотрову В.Н., Недотко В.В., Ковенько Е.В., Ермолаеву С.И., Хорошеву В.М. в согласовании оформления документов по передаче в собственность спорных земельных участков, в связи с не освоением в течении 10 лет земельного участка по целевому назначению с момента выхода распоряжений территориального управления Пушкинского административного района Санкт-Петербурга № 642-р от 17.06.199, № 829-р от 06.08.1996, № 831-р от 06.08.1996, № 832-р от 06.08.1996, № 828-р от 06.08.1996, соответственно, и вступлением в действие Закона Санкт-Петербурга от 24.12.2008 № 820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петерубрга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга», с учетом того обстоятельства, что спорные участки расположены в границах охранной зоны 1-4 Пушкинского района, где согласно вышеуказанного Закона не допускается строительство новых зданий, строений, сооружений, объектов инженерно-транспортных коммуникаций. На основании вышеназванного решения КЗРиЗ СПб принял решения о невозможности передачи в собственность спорных указанных земельных участков заявителям, при этом указав, что заявителями не представлены сведения о заключении договора аренды на данные земельные участки и документы, подтверждающие возведение жилых домой на участках. Кроме того, как следует из заключений КЗРиЗ СПб от 06.08.2010 и от 09.08.2010, заявленные земельные участки расположены на территории охранной зоны 1-4 Пушкинского района Санкт-Петербурга, на территории которой не допускается размещение индивидуальных жилых домов. Статья 36 Земельного кодекса РФ регламентирует порядок и определяет условия приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения. В соответствии со ст. 59 ЗК РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 31.12.2002 № 2732-ра (в ред. Распоряжения Администрации Санкт-Петербурга от 28.02.2003 № 380-ра, распоряжений Правительства Санкт-Петербурга от 23.12.2003 № 27-рп, от 17.09.2004 № 98-рп) установлен порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при оформлении документов по передаче из государственной собственности в собственность граждан земельных участков, находящихся в распоряжении Санкт-Петербурга. Согласно п. 1.1. указанного распоряжения граждане вправе приобрести в собственность земельный участок при бесплатной передаче в собственность граждан (приватизации) жилых домов, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга; принадлежащих гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования либо на праве пожизненного наследуемого владения и предоставленных до 30.10.2001 для индивидуального жилищного, дачного строительства и садоводства; право пожизненного наследуемого владения на которые перешло к гражданам после 30.10.2001 в порядке наследования; фактически используемых собственниками расположенных на них индивидуальных жилых, дачных и садовых домов. С учетом положений законодательства, действующего на момент предоставления заявителям участков, в соответствии со ст. 80 ЗК РСФСР земельные участки для кооперативного, а также индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставлялись местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией. В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что 05.08.1996 был заключен договор № 7ф/96 о сотрудничестве Администрации Пушкинского района мэрии Санкт-Петербурга с Недотко В.В., по условиям которого районная администрация приняла обязательство подготовить Недотко В.В. в течение 5 дней с момента подписания настоящего договора распоряжение о выделении земельного участка площадью 5 - 6 соток, расположенного по адресу: Пушкин, квартал 8 Д, корпус 7, под индивидуальное жилищное строительство (п. 2.2.2. договора), а Недотко В.В. согласно п. п. 2.2.1., 2.2.2. договора принял обязательство в течение 3-х месяцев после подписания настоящего договора профинансировать строительство 25 кв.м. общей площади в социальном доме, строительство которого осуществляется по заказу районной администрации в квартале 10 южной части г. Пушкина, за счет собственных средств осуществить проектирование и строительство индивидуального жилого дома в течение 2-х лет с момента получения распоряжения. В силу п. 3.1. договора администрация вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке, если Недотко В.В. не приступит к строительству в течение одного года с момента подписания настоящего договора или не завершит строительство в срок, установленный п. 2.2.2. настоящего договора - в течение 2-х лет с момента подписания распоряжения (том 1 л.д. 19-21). Согласно объяснениям Недотко В.В. им в полном объеме выполнены обязательства по договором о сотрудничестве от 05.08.1996 путем финансирования строительства социального жилья для целей районной администрации (Том 1 л.д. 89). Договор о сотрудничестве аналогичного содержания был заключен 05.08.1996 между районной администрацией и Ковенько Е.В. (Том 1 л.д. 22-24). Как пояснили заявители и их представители, с Хорошевым В.М., Ермолаевым С.И., Смотровым В.Н. также были заключены договоры о сотрудничестве и взаимодействии № 1ф/96, № 4ф/96 и № 13-ф/98 соответственно. На основании вышеназванного договора № 7ф/96 о взаимодействии районной администрации с Недотко В.В. 06.08.1996 было издано Распоряжение главы Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга о предоставлении Недотко В.В. земельного участка площадью 7,3 сотки по адресу: Пушкин, квартал № 8 «Д» корпус 7 (согласно эскизному проекту застройки квартала) на условиях аренды для индивидуального жилищного строительства, Недотко В.В. в соответствии с данным распоряжением получил право на строительство дома по индивидуальному проекту (Том 1 л.д. 14). Хорошеву В.М., Ковенько Е.В. и Ермолаеву С.И. распоряжениями главы районной администрации от 06.08.1996 на тех же условиях, что и Недотко В.В. были представлены земельные участки мерою 6,9, 6,7 и 6,0 соток соответственно, на земельных участках по адресам: Пушкин, квартал № 8 «Д» корпус 1; корпус 8; корпус 4 (Том 1 л.д. 15, 16, 17). Распоряжением Главы Территориального управления Пушкинского района Санкт-Петербурга № 1095-р от 04.08.1998 Смотрову В.Н. также был предоставлен земельный участок площадью 3 сотки по адресу: Пушкин, квартал 10, корпус 4-Д (Том 1 л.д. 18); распоряжением районной администрации № 642-р от 17.06.1999 были внесены изменения в распоряжение от 04.08.1998 о том, что Смотрову В.Н. предоставляется земельный участок площадью 6,7 соток по адресу: Пушкин, квартал 8-Д корпус 3 (Том 1 л.д. 18 оборот). Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 30.11.2010, с изм. от 13.12.2010) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия. В силу пункта 2 ст. 34 2. Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2009 № 802-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петерубрга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории СанктПетербурга» земельные участки, расположенные на территории охранной зоны объектов культурного наследия ОЗ 1-4, в которой допускается регенерация историко-градостроительной среды. Согласно Закона Санкт-Петербурга от 04.02.2009 № 29-10 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга», земельные участки, на которые претендуют заявители, расположены в границах территориальной зоны Т1Ж2-2 - зоны индивидуальных (одноквартирных) отдельно стоящих жилых домов с участками не менее 1200 кв.м., с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры. Как усматривается из ответа КГА Санкт-Петербурга от 26.11.2010, распоряжением КГА от 19.02.2009 № 381 принято решение о разработке проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной ул. Ломоносова, Саперной ул., Павловским шоссе, границей функциональной зоны «1ЖД». 14.10.2009 КГА согласовал первый этап (эскиз застройки) проекта планировки и проекта межевания указанной территории. В данных планировочных решениях, с учетом заключения КГИОП, размещение индивидуальных жилых домов на земельных участках не предусмотрено (Том 1 л.д. 82-83). Как следует из ответа КГИОП от 15.12.2010 но обращение Недотко В.В. по вопросу реализации индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, Пушкин, квартал 8 Д, корпус 7, данный земельный участок расположен в охранной зоне объектов культурного наследия (ОЗ 1-4) Пушкинского района Санкт-Петербурга, на земельной участке выявленные объекты культурного наследия отсутствуют и к нему непосредственно не примыкают, а потому КГИОП не возражает против реализации ИЖС на земельном участке по вышеуказанному адресу в рамках регенерации историко-градостроительной и природной среды в соответствии с особыми требованиями режима и на основании результатов научно-исследовательских работ (Том 1 л.д. 88). Довод заявителей о том, что в границах предоставленных им земельных участков они не могли реализовать право на строительство индивидуальных жилых домов в связи с расположением на участках огородов и нахождения имущества иных лиц, подтверждается обращениями Недотко В.В., Хорошева В.М. и Ковенько Е.В. в районную администрацию 17.03.1997, 03.03.1999 (Том 1 л.д. 34, 35) и ответом районной администрации от 15.04.1997 № 2.1.3-331 о том, что на земельные участки № 1, № 7 и № 8 в квартале 8 Д г. Пушкина оформлены договоры аренды с физическими лицами (Том 1 л.д. 63), а также показаниями свидетелей С1. и С2., допрошенных по настоящему делу. Факт обращения с указанными заявлениями и содержание ответа администрации района, не оспариваемое в судебном заседании представителем районной администрации, позволяет сделать вывод о наличии препятствий, о которых указали заявители, к реализации распоряжений районной администрации по состоянию на 15.04.1997 и на 03.03.1999, но не на момент принятия решения Комиссией по вопросам землепользования от 16.07.2010. Согласно ответу КУГИ Санкт-Петербурга от 09.03.2011, земельны участки, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, Пушкин, квартал 8Д, корпус 7, 1, 8, 4, 3 (Санкт-Петербург, Пушкин, переулок Белозерки, участки 2, 4, 3, 5, 1 северо-восточнее дома 1, литера Б, пер. Белозерки) относятся к государственной собственности субъекта РФ _ Санкт-Петербурга, назначение - ИЖС. В отношении указанных участков были заключены следующие договоры: договор аренды от 29.07.2002, прекращенный 28.07.2003, арендатор С3., договор аренды от 23.06.2009, который расторгнут 13.10.2009, арендатор «Племзавод «Детскосельский» СПК. В настоящее время действующих договоров аренды земельных участков по пер. Белозерки нет (Том 1 л.д. 191). Принимая во внимание даты заключения указанных договоров аренды и периоды их действия с 29.07.2002 по 28.07.2003 и с 23.06.2009 по 13.10.2009, суд полагает, что наличие указанных договоров аренды на спорные земельные участки не может расцениваться как существенная и уважительная причина пропуска заявителями сроков проектирования и строительства индивидуальных жилых домов на земельных участках, предоставленных им на основании распоряжений главы районной администрации в 1996 году и в 1998 - 1999 г.г. (Смотрову В.Н.). Разрешая настоящий спор, суд учитывает, что с момента издания распоряжений районной администрации о предоставлении земельных участков, предусматривающих оформление договоров аренды с заявителями на период проектирования и строительства, на 49 лет после окончания строительства и приемки объекта в эксплуатацию, такие договоры между заявителями и Комитетом по Управлению имуществом Пушкинского района не заключались. Указанный в заявлении довод заявителей о том, что одной из причин, не позволившей полностью выполнить им проектирование и строительство на спорных земельных участках, является затянувшийся процесс комплексного радиационно-гигиенического обследования почвы территории квартала 8 Д опровергается представленным заявителями ответом Отдела по радиационной гигиене Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Санкт-Петербурге от 27.08.1996, согласно которому комплексное радиационно-гигиеническое обследование выделенных заявителям участков в квартале 8 Д Пушкина было проведено в период с 15 по 22 августа 1996 года. Продолжительность данного периода (7 дней), как полагает суд, не может характеризоваться как затяжная и выступать в связи с этим причиной столь длительного периода оформления земельных участков в собственность. Оценивая в совокупности и взаимной связи доводы участников судебного разбирательства и представленные ими доказательства, суд приходит к выводу, что заявители не выполнили требования распоряжений районной администрации и договоров о сотрудничестве о сроках и порядке проектирования и строительства индивидуальных жилых домов на предоставленных им земельных участках, которые в соответствии с действующим законодательством в настоящее время расположены на территории охранной зоны объектов культурного наследия, а потому не находит оснований для признания недействительным решения Комиссии по вопросам землепользования Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга от 16.07.2010. Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, РЕШИЛ: В удовлетворении заявлению Недотко В.В., Хорошева В.М., Ковенько Е.В., Ермолаева С.И., Смотрова В.Н. об оспаривании решения Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга- отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней в Санкт-Петербургский городской суд. Судья