Дело № 2-1721/2011 11 июля 2011 года ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга в составе: Председательствующего судьи - Демидовой О.Ю., С участием прокурора - Кононенко Н.С., При секретаре - Богуш О.В., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Пушкинского района Санкт-Петербурга, действующего в интересах Попенко М.В., к ООО «Жилкомсервис № 2 Пушкинского района» о признании незаконными действий по начислению платы за отопление и обязании произвести перерасчет, заслушав прокурора Кононенко Н.С., У С Т А Н О В И Л : Попенко М.В. является плательщиком платы за жилье и коммунальные услуги, предоставляемые по адресу: ... Прокурор Пушкинского района Санкт-Петербурга, действуя в защиту интересов Попенко М.В., обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконными действия ответчика ООО «Жилкомсервис № 2 Пушкинского района» по начислению Попенко М.В. корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010 год в размере Х рублей Х копейку и обязать ответчика произвести перерасчет платы за жилое помещение, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь месяц 2010 года корректировку платы за отопление в указанном выше размере. В обоснование иска прокурор указывает, что в декабре 2010 года ответчик произвел потребителям коммунальных услуг - физическим лицам, в том числе и Попенко М.В., перерасчет платы за отопление, сумма перерасчета включена в счет на оплату жилого помещения, коммунальных и прочих услуг отдельной строкой гражданам, проживающим в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета по теплу и горячей воде; корректировку платы за отопление, произведенную в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010 годов, истец полагает незаконной. Истица Попенко М.В. в судебное заседание не явилась, дело просила рассмотреть в её отсутствие (л.д.8). Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка, о причинах неявки суду не сообщил, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии со статьей 167 ГПК РФ; представил письменный отзыв на иск, в котором против удовлетворения иска возражает. Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. Судом установлено, что ООО «Жилкомсервис №. 2 Пушкинского района» является управляющей организацией домом ... и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурсоснабжающей организации (ЗАО «Лентеплоснаб) тепловую энергию. В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. В соответствии с пунктом 13 данных Правил основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов. Согласно пункта 16 указанных Правил срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами. Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг, Нормой, содержащейся в абзаце втором пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг, предусмотрено, что приобретение исполнителем коммунальных услуг тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. Согласно пункту 19 Правил предоставления коммунальных услуг при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Судом установлено, что корректировка произведена по формуле с определением расчетным путем размера оплаты за потребленную тепловую энергию на основании динамики объема теплопотребления в марте 2010 года по сравнению с показателями февраля 2009 года. Возможность корректировки оплаты за отопление предусмотрена в разделе 5 договора № 223, заключенном 24 июля 2008 года между ООО «Жилкомсервис № 2 Пушкинского района» и ЗАО «Лентеплоснаб». Вместе с тем, согласованная сторонами возможность корректировки платы за потребленную тепловую энергию на основании динамики объема теплопотребления противоречит положениям статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и положениям Правил предоставления коммунальных услуг, указанным выше, которыми установлено, что при отсутствии средств измерения в жилых домах объем отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, рассчитываемых в соответствии с Правилами N 306. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного Кодекса РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом, а именно частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса РФ. В силу части 13 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее, чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления. Поскольку тарифы являются составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения. Вместе с тем, положения Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", предусматривают, что размер платы за коммунальные услуги устанавливается с учетом надбавок к тарифам, срок действия которых не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, установление нормативов потребления и тарифов находится в компетенции Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга в силу положений Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 1346 от 13 сентября 2005 года «О Комитете по тарифам». В установленном законом порядке изменение тарифов и нормативов не производилось. Порядок определения конкретного размера платы граждан за коммунальные услуги установлен статьей 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", согласно которой размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым по муниципальным образованиям на очередной финансовый год. Предельные индексы согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ) - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года. Тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления, и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 данного Федерального закона (пункт 1 статьи 13 (в ред. от 18 октября 2007 года). Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса (пункт 3 статьи 13). Федеральным законом от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" также установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (части 1, 4 статьи 2). Кроме того, согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами (пункт 16). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов. Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что при отсутствии общедомовых приборов учета, ресурсоснабжающая организация не может руководствоваться какой-либо методикой расчета, а обязана выставлять управляющей организацией счета исходя из нормативов потребления и тарифов, установленных органами исполнительной власти субъектов, в связи с чем имеются законные основания для удовлетворения иска прокурора. На основании изложенного,руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Прокурора Пушкинского района Санкт-Петербурга, действующего в интересах Попенко М.В., удовлетворить. Признать незаконными действия ООО «Жилкомсервис № 2 Пушкинского района» по начислению Попенко М.В. корректировки платы за отопление в отопительный период 2009-2010 года в размере Х рублей Х копейки. Обязать ООО «Жилкомсервис № 2 Пушкинского района» в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет платы за жилое помещение в квартире ..., исключив из квитанции на оплату жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь месяц 2010 года корректировку платы за отопление в размере Х рублей Х копейки. Взыскать с ООО «Жилкомсервис № 2 Пушкинского района» государственную пошлину в доход государства в размере Х рублей. На решение может быть подана кассационная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней дня принятия решения судом в окончательной форме. СУДЬЯ Решение суда в законную силу не вступило.
утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 также предусмотрено, что условия договора о
приобретениикоммунальныхресурсов,заключаемого ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить указанным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.