Дело №2-263/2011 31 марта 2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Пушкинский районный суд г. Санкт-Петербурга
В составе: председательствующего судьи Емельяновой Е.А.
при секретаре Федуловой М.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ларионова В.Б. о признании незаконными решений Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Александровская, с участием заявителя - Ларионова В.Б., представителя заявителя - Чукович Д.Е., представителя Муниципального Совета - Клевцовой Н.Е. и Косициной Т.А., представителя Прокуратуры СПб - Моноговой Е.А., представителя УФМС СПб и Ленинградской области - Мухортовой Ю.П.,
УСТАНОВИЛ:
18.11.2010 года Муниципальным Советом муниципального образования поселок Александровская было принято решение №38-1 об отрешении главы МО поселок Александровская Ларионова В.Д. от должности Главы МО и досрочном прекращении полномочий депутата.
24.11.2010 года Муниципальным Советом муниципального образования поселок Александровская было принято решение № 40 об отмене решения Муниципального Совета муниципального образования от 18.11.2010 года, как принятого с нарушением норм действующего законодательства, также решением № 43 были досрочно прекращены полномочия Главы муниципального образования поселок Александровская Ларионова В.Б.
Ларионов В.Б. обратился в суд с заявлением к Муниципальному Совету внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Александровская и просил признать незаконными и недействующими с момента принятия решения Муниципального Совета муниципального образования поселок Александровская от 18.11.2010 года за №38-1 и от 24.11.2010 года за № 43 указал, что оспариваемые им решения приняты с нарушением действующего законодательства и нарушают его права.
Представитель к Муниципальному Совету внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга просил в удовлетворении заявления отказать.
Представители прокуратуры Санкт-Петербурга и УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области просили в удовлетворении заявления отказать.
Суд, выслушав участников процесса, свидетелей, исследовав материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Представитель Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга пояснил суду, что основанием для принятия решений, оспариваемых Ларионовым В.Б., послужила информация из прокуратуры Санкт-Петербурга о наличии у Ларионова В.Б. гражданства Украины.
Как следует из заключения УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в ходе проверки наличия гражданства Российской Федерации у Ларионова В.Б., проведенной по запросу Прокуратуры Санкт-Петербурга, было установлено, что Ларионов В.Б. в 2008 году прибыл из г. Краснодар и с 15.02.2008 года по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: ..., по паспорту гражданина РФ серии № 0, выданному 17.11.2005 года УВД Прикубанского округа г. Краснодар.
Для подтверждения личности и получения сведений о регистрации по состоянию на 06.02.1992 года - дату вступления в силу Закона РФ «О гражданстве РФ» от 28 ноября 1991 года, 05.05.2010 года ОВГ УФМС (исх. № 1/12-8990) был направлен запрос в УФМС России по Красноярскому краю. По информации УФМС России по Краснодарскому краю (исх. № 1/16-1435 от 14.05.2010 года)Ларионов В.Б.в период с 23.05.1986 года по 15.03.2008 года был зарегистрирован по месту жительства в Краснодарском крае по адресу: .... 07.12.1982 года Прикубанским РОВД г. КраснодарЛарионов В.Б. документирован паспортом гражданина бывшего СССР образца 1974 года серии № 0. 18.04.1995 года в связи с утратой вышеуказанного паспорта, Ларионов В.Б.УВД Прикубанского г. Краснодар документирован паспортом гражданина бывшего СССР образца 1974 года серии № 0. 17.11.2005 года УВД Прикубанского округа г. Краснодара документирован паспортом гражданина РФ серии № 0 по причине общего обмена. Приобрел гражданство Российской Федерации в порядке признания на основаниичасти 1 статьи 13 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 года. С заявлением о нежелании состоять в гражданстве РФ или выходе из гражданства РФ, в установленном законом порядке, в УФМС России по Краснодарскому краю не обращался. В период проживания в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Ларионов В.Б. с заявлением о выходе из гражданства Российской Федерации, в установленном законом порядке, не обращался. База данных КД МИД, переданная в ФМС России, сведениями о выходе Ларионова В.Б.из гражданства РФ также не располагает.
Вместе с тем, по предоставленной Прокуратурой Санкт-Петербурга информации, Ларионов В.Б. имеет регистрацию места жительства на территории Украины по адресу: ... и является гражданином Украины в соответствии спунктом 2 статьи 2Закона Украины «О гражданстве Украины» от 13 ноября 1991 года и Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О гражданстве Украины» от 14 октября 1994 года. 26.12.2000 года Ларионов В.Б. документирован паспортом гражданина Украины № 0, на основании паспорта гражданина бывшего СССР образца 1974 года серии № 0, выданного 07.12.1982 года Прикубанским РОВД г. Краснодар, который был заявлен Ларионовым В.Б. в утрату в 1995 году на территории г. Краснодар.
Для подтверждения наличия у ЛарионоваВ.Б. гражданства Украины и документирования его национальным паспортом гражданина Украины в компетентные органы Украины Прокуратурой Санкт-Петербурга и ОВГ УФМС были направлены запросы. По информации, поступившей в адрес Прокуратуры Санкт-Петербурга из Генерального консульства Украины в Санкт-Петербурге (исх. № 6113/019- 7699 от 09.11.2010 года)Ларионов В.Б, является гражданином Украины и 26.12.2000 года Любашевским РО ГУМВД Украины в Одесской области документирован паспортом гражданина Украины № 0, на основании справки о принадлежности к гражданству Украины от 04.05.1998 года № 532/1106, выданной Консульским отделом Посольства Украины в Молдове в соответствии спунктом 2 статьи 2 Закона Украины «О гражданстве Украины» от 13.11.1991 года и Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О гражданстве Украины» от 14.10 1994 года. По информации Гвоздавского сельского совета от 28.07.2010 года № 155/03-12 Ларионов В.Б. был зарегистрирован на территории Украины по адресу: ..., по паспорту гражданина бывшего СССР образца 1974 года серии № 0, выданному 07.12.1982 года Прикубанским РОВД г. Краснодар. Однако дата постановки на регистрационный учет Ларионова В.Б. и снятие его с регистрационного учета отсутствуют. Согласно данным ВГРФО ГУМВД Украины в Одесской области Ларионов В.Б. зарегистрированным не значится, паспортом гражданина Украины для выезда заграницу не документирован.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» № ФЗ-62 от 31 мая 2002 года, вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, вышеуказанным Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Международный договор об урегулировании вопросов двойного гражданства между Российской Федерацией и Украинойотсутствует.
В соответствии со статьей 6 вышеуказанного Федерального закона гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ и федеральным законом. Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства РФ (л.д. 176-178).
Как установлено судом при принятии решения 18.11.2010 года за № 38-1 Муниципальным советом были допущены нарушения действующего законодательства, что и явилось причиной отмены оспариваемого решения на заседании Муниципального совета от 24.11.2010 года. 18.11.2010 года было принято решение «отрешить главу МО п. Александровская Ларионова В.Б. от должности и досрочно прекратить полномочия депутата». В силу ст. 74 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления» правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования издает высшее должностное лицо субъекта РФ при определенных обстоятельствах. Таким образом, Муниципальный совет МО не имел полномочий принимать подобное решение.
Но поскольку решение от 18.11.2010 года было отменено до вступления его в законную силу, суд считает, что права и свободы заявителя оспариваемым решением в порядке главы 25 ГПК РФ нарушены не были, последствия для него не наступили, следовательно, оснований для признания его незаконным у суда не имеется.
В соответствии с п. 3.1. ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. Указанный договор с Украиной и Российской Федерацией не заключен.
Следовательно, лицо, имеющее гражданство иностранного государства, при отсутствии соответствующего договора не может быть избрано в органы местного самоуправления.
В соответствии с п.2 ст. 33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидат в депутаты обязан в случае его выдвижения предоставить достоверные сведения о себе, в том числе сведения о гражданстве, образовании, месте работы и прочее.
Таким образом, заявитель при выдвижении его в качестве кандидата в депутаты сообщил заведомо недостоверные сведения.
Ст.36 Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает что полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае приобретения им гражданства иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ. При этом положения данного пункта распространяются на депутатов, избранных до дня вступления в силу указанного федерального закона в редакции от 25.07.2006 года.
По смыслу закона предполагается добросовестность депутата, который должен сообщать достоверные сведения о себе. По мнению суда, в данном случае под моментом приобретения гражданства в смысле изложенной статьи закона можно считать момент, когда стали известны сведения о наличии у Ларионова В.Б. гражданства Украины. Соответственно, решение о досрочном прекращении его полномочий как главы муниципального образования принимается после получения данной информации.
Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
Согласно п. 6, п.п. 3 Положения о Федеральной миграционной службе, утв. Указом Президента от 19 июля 2004 г. № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы» Федеральная миграционная служба России организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих в Российской Федерации.
Согласно п. 51-52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325, при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
По результатам рассмотрения территориальный орган в установленные сроки выносит мотивированное заключение, составленное в произвольной форме и утвержденное его руководителем или лицом, исполняющим его обязанности, либо, в соответствии с разграничением полномочий, руководителем структурного подразделения территориального органа.
Заключение о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации или о невозможности установления наличия гражданства Российской Федерации у проверяемого лица выносится с применением части седьмой статьи 4 Федерального закона.
Мотивированный ответ (заключение), содержащий информацию о результатах проверки, направляется инициатору запроса.
15.11.2010 года по результатам проведенной проверки УФМС России по Санкт- Петербургу и Ленинградской области было вынесено заключение, о том, что Ларионов В.Б. является гражданином Российской Федерации, кроме того, было установлено наличие у него гражданства Украины.
Ларионов В.Б. указанное заключение не оспаривал, вынесено оно уполномоченным органом, выводы о наличии гражданства Украины сделаны на основании документов, полученных из компетентных органов Украины, в том числе копии заявления Ларионова В.Б. на получение паспорта гражданина Украины, где имеется фотография заявителя.
Доводы заявителя о том, что он не является гражданином Украины, что заявление о получении паспорта гражданина Украины он не подавал, что в представленном суду заявлении неверно указаны сведения о его родителях, указана добрачная фамилия жены, суд считает несостоятельными и не может принять. Так, Ларионов В.Б. не представил доказательств с достоверностью подтверждающих, что заявление на получение паспорта гражданина Украины выполнено не им. Заключение судебной комиссионной почерковедческой экспертизы за №354-11 от 21.02.2011 года носит вероятностный характер (л.д.259-264), о проведении повторной или дополнительной экспертизы заявитель не просил. Ларионов В.Б. не оспаривал, что к заявлению о выдаче паспорта приложена его фотография, однако объяснял это тем, что в 1995 году у него были похищены из квартиры вещи, документы и фотографии, которыми и воспользовалось лицо, получавшее паспорт (л.д.185-186). Данные доводы суд считает надуманными, кроме того, из материалов уголовного дела не следует, что у заявителя был похищен паспорт и фотографии. Между тем суд принимает доводы представителей МС МО, УФМС и прокуратуры о том, что заявитель умышленно мог указать неверные сведения о родителях и супруге, при этом представитель УФМС указал, что при повторном получения паспорта, данные сведения могли не проверяться.
Ларионов В.Б. в обосновании своего заявления указывает, что оспариваемое им решение от 24.11.2010 года было принято неправомочным составом депутатов Муниципального Совета муниципального образования поселок Александровская, с нарушением регламента, суд не может принять указанные доводы по следующим основаниям:
Пунктом 1 статьи 27 Устава муниципального образования поселок Александровская установлено, чтоМуниципальный Совет муниципального образования поселок Александровская состоит из десяти депутатов, избираемых на муниципальных выборах Согласно пункту 3 статьи 9 Устава депутаты Муниципального Совета избираются на основе мажоритарной избирательной системы по единому многомандатному избирательному округу, образуемому на территории муниципального образования.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию, что также предусмотрено и подпунктом 2 пункта 11 статьи 36 Устава.
18.11.2010 года Муниципальным Советом МО поселок Александровская было принято решение об отрешении главы МО поселок Александровская Ларионова В.Б. от должности и досрочном прекращении полномочий депутата. Данное решение не было опубликовано в установленном порядке и не вступило в силу. Таким образом, полномочия Ларионова В.Б. как главы МО и депутата прекращены с 18.11.2010 года не были, после принятия вышеназванного решения, 18.11.2010 года в Муниципальный Совет МО поселок Александровская поступили заявления от депутатов Д1. и Д2. о сложении депутатских полномочий. В соответствии с п. 12 ст. 36 Устава МО п.Александровская указанные заявления были рассмотрены на ближайшем заседании Муниципального Совета 24.11.2010 года, на котором было принято решение одосрочномпрекращении полномочий депутатов Д1. и Д2. На том же заседании 24.11. 2010 года было принято решение № 40 об отмене решения Муниципального Совета МО п.Александровская от 18.11.2010 года как принятого с нарушением норм действующего законодательства. Решение Муниципального Совета МО поселок Александровская от 24.11.2010 года опубликовано и вступило в силу 30.11. 2010 года.
Таким образом, поскольку решение от 18.11. 2010 года не вступило в силу и было впоследствии отменено органом, его принявшим, согласно ст. 48 Федерального закона № 131-ФЗ, в настоящее времявсостав Муниципального Совета МО поселок Александровская входят 7 депутатов, то есть более двух третей от установленной численности депутатов (10 человек), и соответственно Муниципальный Совет является правомочным.
Доводы Ларионова В.Б. о том, что он заседание Муниципального Совета проходило с нарушением Регламента, и тем самым были нарушены его права также не могут быть приняты судом. Так в соответствии с п. 7 главы II Регламента заседаний Александровского поселкового совета решение о проведении внеочередного заседания совета доводится до сведения всех депутатов не позднее, чем за два дня до заседания. В соответствии с требованиями данного пункта в адрес Муниципального образования в лице главы Местной Администрации МО поселок Александровская было направлено письмо с просьбой поставить Ларионова В.Б. в известность о заседании Муниципального совета 24.11.2010 года в 17-00 с указанием повестки дня. Письмо было принято 22.11. 2010 года, т.е. за два дня до заседания, как того требует Регламент. Как показал представитель МС МО, направление письма в адрес главы Местной Администрации было обусловлено отсутствием Ларионова В.Б. на рабочем месте (по адресу места нахождения Муниципального совета и Местной Администрации Муниципального образования). Помимо направления уведомления по адресу местонахождения органа местного самоуправления, была направлена телеграмма аналогичного содержания по адресу проживания Ларионова В.Б. В соответствии с отметкой почты телеграмма не была доставлена, поскольку квартира закрыта, адресат по извещению за телеграммой не явился (л.д.224-226). Доводы Ларионова В.Д. о том, что Советом проводилось очередное заседание, при котором Регламентом предусмотрен иной порядок извещения депутатов, суд считает неосновательными, так как согласно п.6 Регламента очередные заседания проводятся по четвергам, значит, все остальные являются внеочередными, что и было указано в повестке дня и извещениях. Доводы Ларионова В.Б. о том, что по персональным вопросам в соответствии с Регламентом проводится тайное голосование, а Муниципальный Совет провел открытое голосование, суд также не может принять, так как решался не персональный вопрос в отношении депутата Ларионова В.Б., а вопрос о досрочном прекращении полномочий Главы Муниципального образования, который является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется Уставом муниципального образования собственными полномочиями по вопросам местного значения. Суд не установил, что при проведении заседания имелись нарушения Регламента, которые бы затрагивали права и законные интересы заявителя.
Таким образом, суд считает, что оснований для признания незаконным решения Муниципального Совета муниципального образования поселок Александровская от 24.11.2011 года за №43 не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Ларионову В.Б. в удовлетворении заявления о признании незаконными и недействующими с момента принятия решений Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Александровская от 18.11.2010 года №38-1 и от 24.11.2010 года № 43, отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.
Судья:
Решение не вступило в законную силу