Дело № 2-51/10
Р е ш е н и е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
26 февраля 2010 г. г. Протвино Московской области
Протвинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего Нестеровой Т.А.
с участием адвоката Соломяновой Ю.А.
при секретаре Носанчук М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сотниченко Е.Г. к Администрации г. Протвино о признании права на обеспечение жильем и предоставлении жилого помещения
у с т а н о в и л:
Сотниченко Е.Г. обратился в суд с иском к Администрации г. Протвино. Требования мотивировал тем, что является участником Великой Отечественной Войны, с Дата обезличена проживает с женой в г. Протвино, ни в собственности, ни по договору социального найма жилого помещения не имеет, в связи с чем на основании закона «О ветеранах» и Указа Президента РФ от07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ» (в редакции от 09.01.2010 г.) обратился к ответчику с просьбой предоставить ему жилье, в чем было отказано на том основании, что он нуждающимся не является, так как проживает в квартире, принадлежащей сыну, то есть является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен жилой площадью более учетной нормы, установленной по г. Протвино. Данный отказ считает необоснованным, так как с сыном не проживает, общего хозяйства не ведет, на его иждивении не состоит, оплату квартиры производит сам, то есть фактически они живут разными семьями, в связи с чем просил признать за ним право на обеспечение жильем и обязать Администрацию г. Протвино предоставить ему жилое помещение, о чем пояснил в судебном заседании.
Представитель истца адвокат Соломянова Ю.А. пояснила, что действующее законодательство связывает определение статуса члена семьи собственника жилого помещения непосредственно с совместным проживанием в жилом помещении, а в рассматриваемом случае истец со своим сыном, являющимся собственником квартиры, совместно не проживает, общего хозяйства не ведет, то есть фактически проживает в квартире сына на основании условий найма, так как производит оплату всех коммунальных платежей по квартире. Самостоятельного права ни на какое жилье не имеет, так как ни в собственности, ни по договору социального найма истец никакого жилого помещения не имеет, является участников Великой Отечественной Войны. При таких обстоятельствах у ответчика не было оснований для отказа в предоставлении истцу жилья. Кроме этого, ссылки на обеспечение истца жильем свыше учетной нормы, установленной по г. Протвино, необоснованны, так как по состоянию здоровья истец имеет право на дополнительную жилую площадь.
Представитель ответчика Администрации г. Протвино Смирнова В.И. исковые требования не признала и пояснила, что жилое помещение истцу предоставлено быть не может, так как в силу действующего законодательства он не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку является членом семьи собственника жилого помещения – проживает в квартире, принадлежащей его сыну, и обеспечен жилой площадью более учетной нормы, установленной по г. Протвино.
Свидетель ФИО2 дала показания, в целом аналогичные пояснениям истца.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» в редакции от 21.12.2009 г., устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Согласно ст. 28 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец относится к категории граждан, на которых распространяется действие ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Данное обстоятельство никем из участников судебного разбирательства не оспаривается и подтверждается удостоверением участника Великой Отечественной Войны серии ...., согласно которому истец имеет право на льготы, установленные ст. 14 указанного Закона л.д.21).
Из Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 (в редакции от 09.01.2010 г.) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов» следует, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, президент постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с п. п. 4 п. 1 ст. 14 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 этого закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
В силу п. 1 ст. 23 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 указанного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а согласно п. 12 этой же статьи органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Из пояснений истца, его представителя, свидетеля ФИО2, справки Протвинского филиала ГУП МО «МОБТИ» от Дата обезличена г. л.д.14), выписки из домовой книги л.д.13) следует, что истец не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также не имеет в собственности жилого помещения. Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались.
Доводы ответчика, что истец является членом семьи собственника жилого помещения – его сына, ФИО3, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Согласно разъяснениям, данным в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Анализ приведенных положений в их взаимной связи позволяет сделать вывод, что действующее законодательство связывает возникновение статуса члена семьи собственника жилого помещения с непосредственным проживанием указанного члена семьи и собственника в одном жилом помещении.
В рассматриваемом же случае установлено и никем не оспаривается, что истец вместе с собственником жилого помещения не проживает. Более того, на протяжении многих лет они не ведут совместного хозяйства и не имеют общего бюджета.
При таких обстоятельствах, несмотря на то, что жилое помещение, в котором в настоящее время проживает истец, принадлежит его сыну на праве собственности, суд не находит оснований для признания истца членом семьи собственника жилого помещения, в связи с чем находит обоснованными доводы истца, что фактически указанное жилое помещение предоставлено ему в пользование собственником этого жилого помещения на условиях оплаты квартплаты и коммунальных услуг. При этом, отсутствие какого – либо заключенного между истцом и собственником жилого помещения договора относительно пользования этим помещением, само по себе не свидетельствует о несостоятельности доводов истца, поскольку в силу ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают не только из оснований, предусмотренных этим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, но также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. Согласно ч. 2 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на любом законом основании, что свидетельствует, что ФИО3 был вправе разрешить истцу проживать в своей квартире, в том числе и на условиях внесения платы за жилье и коммунальные услуги.
Таким образом, когда установлено, что истец более ... лет проживает в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности другому лицу; его проживание фактически основано на найме этого помещения; членом семьи собственника жилого помещения не является; не имеет своего жилья ни на праве собственности, ни на праве пользования по договору социального найма, как и член его семьи – жена ФИО2 суд приходит к выводу, что в силу действующего законодательства истец является нуждающимся в жилом помещении. При этом, в сложившейся ситуации, ограничения такого характера, как обеспеченность жильем более (менее) учетной нормы, правового значения не имеет, а доводы представителя ответчика относительно этих обстоятельств основаны на неправильном толковании норм права.
Поскольку истец фактически является нуждающимся в жилом помещении и имеет право на обеспечение жильем на основании Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» в редакции от 21.12.2009 г., Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714
(в редакции от 09.01.2010 г.) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», предоставленным ему правом ранее не пользовался, суд приходит к выводу, что ответчик, на которого в силу закона возложена соответствующая обязанность, незаконно отказал истцу в предоставлении жилого помещения, в связи с чем исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ
р е ш и л:
Исковые требования Сотниченко Е.Г. удовлетворить.
Признать за Сотниченко Е.Г. право на обеспечение жильем и обязать Администрацию г. Протвино предоставить ему жилое помещение.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Протвинский городской суд в течение 10 дней.
Судья