Дело № 2-181/10
Решение
Именем Российской Федерации
05 июля 2010 г. г. Протвино Московской области
Протвинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего Нестеровой Т.А.
с участием прокурора Шадрина С.Г.
при секретаре Носанчук М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Второй прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области в защиту прав, свобод и законных интересов Кальчука А.Д. к Администрации г. Протвино о признании недействительным снятия с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий
у с т а н о в и л:
Прокурор Второй прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов Кальчука А.Д. к Администрации г. Протвино о признании недействительным снятия с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента постановки его на учет по месту работы с сохранением очереди, соответствующей моменту постановки его на учет от Дата обезличена г.
Требования мотивированы тем, что в ... года Кальчук А.Д. был поставлен на учет в ГНЦ ИФВЭ в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В Дата обезличена г. очередь сотрудников ИФВЭ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, была передана в местную администрацию. Перед этим он по месту работы предоставлял документы, подтверждающие нуждаемость в жилье, а также писал заявление на имя мэра г. Протвино о постановке на учет по месту жительства. Уведомлений о снятии с учета Кальчук А.Д. не получал, однако обратившись в ... г. в администрацию г. Протвино с целью подтверждения своего статуса нуждающегося в получении жилой площади, узнал, что он не был принят на учет и не состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Администрации г. Протвино, так как списки сотрудников ГНЦ ИФВЭ, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий передавались в Администрацию г. Протвино без учетных дел, ввиду чего проверить законность признания предприятием своих работников нуждающимися в улучшении жилищных условий не представлялось возможным, что является незаконным, так как фактически с учета его никто не снимал, в связи с чем и заявлены исковые требования.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Кальчук А.Д. в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Письменные объяснения Кальчука А.Д. содержат доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Администрации г. Протвино Смирнова В.И. исковые требования не признала и пояснила, что Кальчук А.Д. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту жительства не состоит, так как соответствующего заявления и необходимых документов не подавал, а списки с места его работы в ГНЦ ИФВЭ были в Дата обезличена г. переданы в администрацию г. Протвино для контроля, а не для постановки на учет. Списки были переданы без учетных дел, в связи с чем администрация не могла проверить обоснованность постановки истца на учет по месту работы и, следовательно, не могла его включить в очередь. Кроме этого, Кальчук А.Д. принят на учет в ГНЦ ИФВЭ с нарушением требований законодательства, так как ухудшение его жилищных условий было искусственным. О том, что он снят с учета Кальчуку А.Д. не сообщали, поскольку на учет его принимали по месту работы, а не по месту жительства и значит решение о снятии с учета администрация города принять не могла.
Третье лицо – ФГУП «ГНЦ РФ ИФВЭ» г. Протвино в судебное заседание не явилось, извещено, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
При таких обстоятельствах суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Из копии жалобы прокурору от Дата обезличена г. следует, что Кальчук А.Д. обращался к прокурору с просьбой провести проверку по факту отказа Администрации г. Протвино принять его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий л.д. 5-6);
В силу ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
В соответствии со ст. 30 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, Кальчук А.Д. по месту работы состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с Дата обезличена г. по Дата обезличена г., что подтверждается совокупностью исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, не доверять которым у суда оснований нет.
Согласно п. 15, 19, 20 и 21 Постановления Совмина РСФСР от 31.07.1984 г. «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку; копии списков граждан, принятых на учет для получения жилых помещений на предприятиях, в учреждениях, организациях, передаются в исполнительный комитет местного Совета народных депутатов. Исполнительный комитет местного Совета народных депутатов вправе возвратить указанные списки для повторного их рассмотрения администрацией и профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации, если в них включены граждане с нарушением правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений. Ежегодно в период с 1 января по 1 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников. Предприятия, учреждения, организации не позднее 15 апреля уточненные списки направляют в соответствующий исполнительный комитет местного Совета народных депутатов. Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения; граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; снятие с учета осуществляется по решению органов, которыми граждане были приняты на учет: в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов - по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам; на предприятии, в учреждении, организации - жилищно-бытовой комиссии профсоюзного комитета. О принятом решении граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме с указанием основания снятия с учета. Контроль за состоянием учета на предприятиях, в учреждениях, организациях граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов и соответствующими органами профессиональных союзов.
Аналогичные положения были закреплены и в Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области, утв. решением исполкома Московского областного Совета народных депутатов и Президиума Московского областного совета профессиональных союзов № 1728/24 от 29.12.1984 г.
Из заявления Кальчука А.Д. на имя директора ИФВЭ от Дата обезличена г. следует, что он просит признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий л.д. 13-14);
Из копии совместного решения дирекции ИФВЭ и ОМК-204 ... от Дата обезличена г. и извещения от Дата обезличена г. следует, что Кальчук А.Д. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет по ст. 29 п. 2 ЖК РСФСР под номером ... с продолжением текущей нумерации на основании решения дирекции и президиума ОМК-204 (протокол ... от Дата обезличена г.) л.д. 9-10, 15);
Из решения Городской Думы г. Протвино № 39/12 от 07.07.1997 г. следует, что в связи с остановкой строительства жилья градообразующими предприятиями, в целях избежания конфликтных ситуаций, в соответствии со ст. 30 и 31 ЖК руководителю ГНЦ ИФВЭ предложено передать списки имеющейся очередности по улучшению жилищных условий в мэрию города, обеспечив внеочередную перерегистрацию граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление от каждого очередника с просьбой о постановке на учет по месту жительства, письменно поставив его в известность, что все изменения по основаниям признания нуждаемости в улучшении жилищных условий производятся в отделе городского хозяйства мэрии л.д.17).
Из заявления Кальчука А.Д. мэру г. Протвино от Дата обезличена г. следует, что он просит поставить его на учет по улучшению жилищных условий по месту жительства, с момента принятия на учет предприятием.
Согласно сопроводительному письму на имя мэра г. Протвино от Дата обезличена г. директор ГНЦ ИФВЭ и председатель ОКП-204 направляют материалы для постановки на учет по улучшению жилищных условий по месту жительства сотрудников ГНЦ ИФВЭ; вместе с письмом направлялись журнал перерегистрации сотрудников ГНЦ ИФВЭ, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на Дата обезличена г., согласно выписке из которого под регистрационным номером ... указан Кальчук А.Д.
Согласно сообщению ... от Дата обезличена г. из ГНЦ ИФВЭ, направленного Кальчуку А.Д., он и члены его семьи, зарегистрированные по месту жительства Дата обезличена г. по ..., в Дата обезличена г. были переданы в числе нуждающихся на улучшение жилищных условий в очередь города по списку института ... л.д. 8);
Изложенное в совокупности свидетельствует, что Кальчук А.Д. был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы в ... году, а в ... г. вместе с другими очередниками включен в список, направленный предприятием в орган местного самоуправления для постановки на учет по улучшению жилищных условий по месту жительства в соответствии с решением Городской Думы от 07.07.97 г. До настоящего времени решение о постановке Кальчука А.Д. на учет по месту работы в ГНЦ ИФВЭ в ... г. незаконным не признано и не отменено, как и не признано недействительным включение его в список очередников, подлежащих постановке на учет по месту жительства, так как ни ГНЦ ИФВЭ, ни орган местного самоуправления таких решений не принимал.
Вместе с тем, представитель ответчика Администрации г. Протвино подтвердил в судебном заседании, что на учет по улучшению жилищных условий при передаче очереди нуждающихся из ГНЦ ИФВЭ в орган местного самоуправления Кальчук А.Д. фактически поставлен не был и в настоящее время на этом учете не состоит. Данные обстоятельства подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, не доверять которым у суда оснований нет.
При таких обстоятельствах, когда решение о снятии Кальчука А.Д. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий ни по месту его работы, ни по месту жительства соответствующим решением не принималось, непостановка Кальчука А.Д. на учет по месту жительства при передачи соответствующего списка, то есть фактическое снятие его с указанного учета, является недействительным, в связи с чем исковые требования о признании недействительным снятия его Администрацией г. Протвино с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении при передаче очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с места его работы органу местного самоуправления по месту жительства являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку суд пришел к выводу о незаконности снятия Кальчука А.Д. Администрацией г. Протвино с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении при передаче очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с места его работы органу местного самоуправления по месту жительства, обоснованы и подлежат удовлетворению и требования о восстановлении Кальчука А.Д. в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента постановки его на учет Дата обезличена г.
Доводы представителя ответчика Администрации г. Протвино о правомерности непостановки Кальчука А.Д. на учет по месту жительства, так как при передаче списков очередников не были представлены документы – учетные дела, позволяющие проверить нуждаемость Кальчука А.Д. в улучшении жилищных условий, суд отклоняет как необоснованные, поскольку в решении Городской Думы от 07.07.97 г., на основании которого и была произведена передача очереди нуждающихся органу местного самоуправления, прямо указано, какие действия следует произвести предприятию, осуществляющему учет очередников ранее, и что следует представить в мэрию г. Протвино, при этом указания на передачу учетных дел не было, в связи с чем администрация предприятия действовала в установленном порядке.
Доводы представителя ответчика Администрации г. Протвино, что на основании выше указанного решения городской Думы списки передавались в администрацию города не для постановки очередников на учет, а для осуществления контроля за состоянием учета в ГНЦ ИФВЭ, суд отклоняет как несостоятельные, так как анализ взаимосвязанных положений указанного Решения городской думы от 07.07.97 г. свидетельствует об обратном, поскольку руководителям предприятий города предложено не только передать списки в мэрию города, но и взять от каждого очередника заявление с просьбой о постановке на учет по месту жительства, при этом письменно поставив его в известность, что все изменения по основаниям признания нуждаемости в улучшении жилищных условий производятся в отделе городского хозяйства мэрии, что в свою очередь свидетельствует, что все вопросы, связанные с учетом нуждаемости очередников в улучшении жилищных условий согласно указанного решения должны были решаться уже в мэрии города, а не на предприятиях. При этом суд учитывает, что на момент передачи списков в мэрию г. Протвино ГНЦ ИФВЭ жилищное строительство уже не вело, в связи с чем учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий был прекращен, что подтверждается и письмом ГНЦ ИФВЭ от Дата обезличена г. л.д.8). О несостоятельности вышеприведенных доводов представителя ответчика свидетельствует и содержание сопроводительного письма ГНЦ ИФВЭ от Дата обезличена г., в котором прямо указано, что материалы, в том числе журнал перерегистрации сотрудников, направляются для постановки на учет по улучшению жилищных условий по месту жительства сотрудников ГНЦ ИФВЭ. Факт получения из ГНЦ ИФВЭ списков с приложениями ответчиком Администрацией г. Протвино не оспаривается.
Более того, в силу п. 15 Постановления Совмина РСФСР от 31.07.1984 г. «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, в случае возникновения у органа местного самоуправления сомнений в обоснованности постановки Кальчук А.Д. на учет, он был вправе возвратить переданный список для повторного их рассмотрения администрацией и профсоюзным комитетом ГНЦ ИФВЭ, однако этого сделано не было.
Кроме этого, поскольку ГНЦ ИФВЭ, передав списки нуждающихся очередников, фактически прекратил осуществлять учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту их работы, орган местного самоуправления в соответствии с п. 19 Постановления Совмина РСФСР от 31.07.1984 г. должен был самостоятельно произвести перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий, в ходе чего мог при необходимости дополнительно проверить жилищные условия очередников, в том числе и Кальчука А.Д., чего также сделано не было.
Принимая решение суд учитывает, что согласно п. 19 Постановления Совмина РСФСР от 31.07.1984 г., п. 25 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области, ст. 32 ЖК РСФСР о принятом решении о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме с указанием основания снятия с учета, однако Кальчука А.Д. никто о снятии с учета не уведомлял, что подтвердил в судебном заседании и представитель ответчика администрации г. Протвино. При этом его доводы, что орган местного самоуправления не мог принять решение о снятии Кальчука А.Д. с учета, так как на учет принимал не он, а предприятие, которое и должно было принимать решение о снятии с учета, суд находит несостоятельными, поскольку с передачей списка нуждающихся в мэрию г. Протвино ГНЦ ИФВЭ фактически перестал являться органом, осуществляющим учет нуждающихся в жилье и, следовательно, уже не имел полномочий принимать какие-либо решения относительно вопросов учета нуждающихся граждан. При этом следует учесть, что орган местного самоуправления не возвращал поступившие списки очередников в ГНЦ ИФВЭ для проверки обоснованности постановки Кальчука А.Д. на учет и не сообщал о наличии каких-либо сомнений в обоснованности такой постановки, в связи с чем ГНЦ ИФВЭ и не мог принять никакого решения. Не может он принять решения и в настоящее время, так как по прежнему не осуществляет соответствующего учета.
Доводы представителя ответчика Администрации г. Протвино о том, что Кальчук А.Д. изначально был принят на учет ГНЦ ИФВЭ без достаточных оснований, суд отклоняет, поскольку до настоящего времени решение о постановке его на учет в ГНЦ ИФВЭ никем, в том числе Администрацией г. Протвино, не оспорено и не отменено, решение о снятии с учета по указанным основаниям не принималось, а сама постановка на учет в ... г. предметом судебного разбирательства в рамках настоящего дела не является.
Лицам, участвующим в деле, неоднократно разъяснялись положения ч. 2 ст. 195 ГПК РФ основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ
решил:
Исковые требования прокурора Второй прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области в защиту прав, свобод и законных интересов Кальчука А.Д. удовлетворить.
Признать недействительным снятие Администрацией г. Протвино Кальчука А.Д. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении при передаче очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий из ГНЦ Институт Физики высоких Энергий в Администрацию г. Протвино в ... г.
Обязать Администрацию г. Протвино восстановить Кальчука А.Д. в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента постановки его на учет по месту работы с сохранением очереди, соответствующей моменту постановки его на учет от ... года.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Протвинский городской суд Московской области в течение 10 дней.
Судья: