Дело № 2-42/10
Р е ш е н и е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
02 февраля 2010 г. г. Протвино Московской области
Протвинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего Нестеровой Т.А.
с участием прокурора Шадрина С.Г.
при секретаре Носанчук М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Второй прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области к Совету депутатов г. Протвино о возложении обязанности
у с т а н о в и л:
Прокурор Второй прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области обратился с иском к Совету депутатов г. Протвино о возложении обязанности принять муниципальный нормативный акт, предусматривающий порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы.
Требования мотивированы тем, что в настоящее время в муниципальном образовании «Городской округ Протвино» отсутствует муниципальный правовой акт, регулирующий порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы, однако согласно п. п. 1, 2 ст. 17 Федерального Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Отсутствие указанного муниципального акта нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как граждане, желающие быть принятыми на муниципальную службу, лишены права принять участие в конкурсе, а также на конкурсной основе быть избранными на муниципальную службу, чем нарушается гарантированное Конституцией РФ право на труд, поскольку конкурс является приоритетным способом замещения должности, так как позволяет на основе объективной и комплексной оценки качеств претендента определить соответствие требованиям должности.
Представитель ответчика Медведева Р.Л. исковые требования не признала по тем основаниям, что в силу указанного Федерального Закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 г. возможность проведения конкурса носит не императивный, а диспозитивный характер и решение этого вопроса оставлено законодателем на усмотрение органа муниципальной власти. В сложившихся экономических условиях муниципальное образование «Городской округ Протвино» не находит целесообразным обязательное проведение конкурса на замещение должности муниципальной службы, поскольку опыт показал, что из-за ряда объективных причин, например таких, как невысокая заработная плата, найти необходимое для проведения конкурса (как минимум 2) количество претендентов бывает затруднительно, в связи с чем конкурс признается несостоявшимся, назначается вновь, должность фактически остается незамещенной, что затрудняет работу органа муниципальной власти. В то же время, при наличии вакансий должностей муниципальной службы, информация об этом размещается и на сайте администрации, и в средствах массовой информации, что делает ее доступной неограниченному кругу лиц; все кандидатуры и данные о них внимательным образом изучаются, при этом вне зависимости от проведения или непроведения конкурса, рассматриваются все имеющиеся кандидатуры, так как администрация города заинтересована в подборе квалифицированного работника, что свидетельствует об отсутствии каких-либо нарушений прав граждан. Напротив, принятие решения об обязательном проведении конкурса может привести к созданию сложностей по организации работы муниципального органа.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные прокурором требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Истец просит возложить на Совет депутатов г. Протвино обязанность принять муниципальный нормативный акт, предусматривающий порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы.
Отношения, связанные с поступлением граждан на муниципальную службу, а также порядок поступления на эту службу, регулируются положениями Федерального Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ, в частности статьей 17, согласно которой при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании, заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.
Анализ приведенной нормы права позволяет сделать вывод о том, что она не возлагает на орган местного самоуправления безусловной обязанности проведения конкурса при решении вопроса о замещении должности муниципальной службы, так как фактически эта норма носит диспозитивный характер и конкурс не является единственным или преобладающим способом замещения должности муниципальной службы, а применяется наряду с назначением.
Аналогичные положения закреплены и в ч. 1 ст. 17 Закона Московской области от 24.07.2007 г. № 137/2007-ОЗ «О муниципальной службе в Московской области».
При таких обстоятельствах, оснований для возложения на ответчика обязанности принять муниципальный нормативный акт, предусматривающий порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы, суд не усматривает.
Доводы прокурора о наличии нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц, суд отклоняет как необоснованные, поскольку доказательств тому, что отсутствие нормативного акта, регулирующего проведение конкурса, каким либо образом препятствует гражданам реализовывать гарантированное им Конституцией РФ право на труд или затрудняет доступ граждан к поступлению на должности муниципальной службы, истцом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено. Напротив, из пояснений представителя ответчика, не оспоренных и не опровергнутых истцом, следует, что при наличии вакансий должностей муниципальной службы информация о них размещается на сайте администрации и в средствах массовой информации, что делает эту информацию доступной для граждан, желающих трудоустроиться и позволяет им принять меры, направленные на реализацию своих гражданских прав.
Ссылки прокурора на положения п.п. 6 п. 1 ст. 11 Федерального Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ, в которой закреплено право муниципального служащего на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы, как на обстоятельство, что отсутствие положения о конкурсе в данном случае нарушает права муниципальных служащих, суд находит несостоятельными, поскольку участие в конкурсе носит добровольный характер и не предоставляет муниципальным служащим никаких преимуществ перед другими соискателями на должность муниципальной службы. Более того, отсутствие нормативного акта о проведении конкурса не препятствует муниципальным служащим претендовать на замещение вакантных должностей в обычном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Прокурора Второй прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области к Совету депутатов г. Протвино о возложении обязанности принять муниципальный нормативный акт, предусматривающий порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы, отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Протвинский городской суд в течение 10 дней.
Судья