о признании недействительным снятия с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении



Дело Номер обезличен

Решение

Именем Российской Федерации


Дата обезличена г. г. Протвино Московской области

Протвинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего Нестеровой Т.А.

с участием прокурора Шадрина С.Г.

и адвоката Шиндина В.В.

при секретаре Носанчук М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 к ФИО6, ФИО5, ФИО4, ФИО18 ..., ФИО19 ... области о признании недействительным снятия с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении; восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, выселении, прекращении права пользования и снятии с регистрационного учета

у с т а н о в и л:

ФИО7 обратилась в суд с иском к ответчикам и с учетом уточнения требований просила признать недействительным снятие ее ФИО19 ... с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении при передаче очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с места ее работы органу местного самоуправления по месту жительства; восстановить ее и членов ее семьи в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента постановки ее на учет; обязать Администрацию ... предоставить вне очереди ФИО6 и членам ее семьи – ФИО5 и ФИО4, жилое помещение по договору социального найма; выселить ФИО6 и членов ее семьи - ФИО5 и ФИО4, из комнаты площадью 11 кв. м. в квартире ... области, прекратить их право пользования этой комнатой и снять их с регистрационного учета.

Требования мотивировала тем, что она со своей семьей проживает в комнате площадью 16 кв. м. в двухкомнатной квартире ... области, которую занимает по договору социального найма. Ранее, в 1988 г. ей с бывшим мужем была предоставлена вся эта квартира, в связи с чем они были сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в ГНЦ ИФВЭ, где работали, однако в результате развода и раздела лицевых счетов она с новой семьей осталась проживать в комнате площадью 16 кв. м., а во вторую комнату площадью 11 кв. м. в результате ряда обменов вселилась ФИО6 В 1993 г. она вновь была поставлена на учет в ГНЦ ИФВЭ в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В 1998 г. очередь сотрудников ИФВЭ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, была передана в местную администрацию. Перед этим она по месту работы предоставляла необходимые документы, подтверждающие ее нуждаемость в жилье, а также писала заявление на имя мэра ... о постановке на учет по месту жительства. Несколько раз она обращалась в администрацию ... для решения вопроса о выделении жилья, но ей отвечали, что жилья нет. Летом 2009 г. в связи с рассмотрением в суде ее иска она узнала, что Администрация ... сняла ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий при передаче очереди из ИФВЭ, что она считает незаконным. Письменно ее никто не уведомил об этом, как и не просил представить какие-либо документы, подтверждающие нуждаемость в жилье, в связи с чем она и просит восстановить ее в очереди с момента постановки на учет в ИФВЭ. Во вторую комнату квартиры, по договору социального найма вселилась ответчица ФИО6, а потом и члены ее семьи – ФИО4. Так как ФИО6 страдает психическим расстройством, включенным в соответствующий перечень заболеваний, то она имеет право на внеочередное обеспечение жильем, в связи с чем истица просила обязать Администрацию ... предоставить ФИО6 и членам ее семьи жилое помещение вне очереди, выселить их из комнаты площадью 11 кв. м., прекратить их право пользования этой комнатой и снять их с регистрационного учета, о чем пояснила в судебном заседании.

Представитель истицы по доверенности, адвокат ФИО2, на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в иске. Кроме этого пояснил, что истица намеренно своих жилищных условий не ухудшала, так как ее развод был настоящим, в результате чего были разделены лицевые счета в спорной квартире, бывший муж обменял выделенную ему комнату, а истица с новым мужем и семьей осталась проживать в своей комнате.

Ответчица ФИО5 в судебное заседание не явилась, извещена, причины неявки не сообщила и доказательств уважительности этих причин не представила. Из поступившей в суд телеграммы, подписанной ФИО4, следует, что ФИО5 болеет, однако указанная телеграмма не заверена, а доказательств уважительности причин ее неявки, исключающих возможность участия в судебном заседании, не представлено и не приведено.

Ответчик ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен. Из телеграммы, подписанной от его имени следует, что присутствовать в судебном заседании он не сможет по причине болезни ФИО5, однако доказательств, подтверждающих уважительность причин его неявки, исключающих возможность участия в судебном заседании, суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ признал причины неявки ответчиков ФИО4 неуважительными и признал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Ранее в судебных заседаниях ответчики ФИО5 и ФИО4 принятие решения по делу оставляли на усмотрение суда.

Ответчица ФИО6 в судебное заседание не явилась, извещена, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Из поступившего в суд заявления ФИО6 следует, что с иском ФИО7 в части представления ей отдельной квартиры она согласна, но против принудительной перерегистрации ФИО4 по неизвестному адресу.

Представители ответчика ФИО19 ... ФИО9 и ФИО8 исковые требования не признали по тем основаниям, что изначально ФИО7 была принята на учет в ГНЦ ИФВЭ с нарушением требований законодательства, так как с момента снятия ее с предыдущего учета прошло менее пяти лет, а кроме того ухудшение ею жилищных условий было искусственным. Также пояснили, что передача очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий из ИФВЭ органу местного самоуправления в 1998 г. осуществлялась на основании решения Городской Думы ... от Дата обезличена г., однако тогда в администрацию города были переданы только списки очередников, без учетных дел, в связи с чем администрация не могла проверить обоснованность постановки истицы на учет по месту работы и, следовательно, не могла ее включить в очередь. О необходимости представить пакет документов для рассмотрения вопроса о постановке на учет истицу не уведомляли. О том, что она снята с учета тоже не сообщали, поскольку на учет ее принимали по месту работы, а не по месту жительства и значит решение о снятии с учета администрация города принять не могла. В настоящее время истица на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства не состоит.

Представитель ответчика ФИО18 ФИО10 исковые требования ФИО7 не признала, и пояснила, что ни одно из заявленных требований интересы ФИО18 не затрагивает.

Третье лицо ФИО11 исковые требования ФИО7 поддержал и подтвердил ее пояснения.

Третьи лица ФИО14, представляющий и интересы несовершеннолетней ФИО13, и ФИО12 в судебное заседание не явились, извещены, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, в связи с чем суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся третьих лиц.

Свидетель ФИО15 показал, что ранее являлся председателем профсоюзной организации ГНЦ ИФВЭ и принимал непосредственное участие в решении жилищных проблем сотрудников ИФВЭ. В 1988 г. истица была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с получением спорной квартиры. Впоследствии ее брак распался, лицевые счета были поделены и в результате она осталась проживать с новой семьей в одной из двух комнат этой квартиры, в связи с чем в 1993 г. ИФВЭ было принято решение вновь поставить ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Списки очередников ежегодно пересматривались для уточнения обстоятельств и фактических жилищных условий очередников, для чего они каждый год представляли все необходимые подтверждающие документы. В 1997 г. из администрации ... было получено указание на основании решения Городской Думы провести перерегистрацию очередников, собрать от них заявления о согласии о постановке на учет по месту жительства и передать списки очередников в мэрию, что и было сделано – для перерегистрации очередники представляли необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в жилом помещении, от них были взяты заявления о постановке на учет по месту жительства, после чего списки были направлены в мэрию. Все было сделано в соответствии с решением Городской Думы. О передаче учетных дел в этом решении не говорилось. Впоследствии никто также учетные дела не запрашивал. Переданные в администрацию ... списки обратно в ИФВЭ не возвращались. Администрация не просила пересмотреть списки и принять решение о снятии кого – либо из очередников с учета. ФИО7 была указана в списках очередников, переданных в администрацию .... Решения о снятии ее с учета ИФВЭ не принимал. В случае, если администрация ... не нашла бы оснований для признания истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий, то она и должна была бы принять соответствующе решение, так как ИФВЭ, передав списки, уже не имел отношения к предоставлению жилья.

Выслушав участников судебного разбирательства, заключение прокурора, полагавшего, что требование ФИО7 обязать Администрацию ... предоставить вне очереди ФИО6 и членам ее семьи – ФИО5 и ФИО4, жилое помещение по договору социального найма подлежит оставлению без рассмотрения, требования о признании недействительным снятие с очереди и восстановлении в ней подлежат удовлетворению, а требование о выселении ФИО7 и членов ее семьи удовлетворению не подлежат, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО7 подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

В соответствии со ст. 30 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, истица ФИО7 по месту работы состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 1993 г. по 1998 г.

Согласно п. 15, 19, 20 и 21 Постановления Совмина РСФСР от 31.07.1984 г. «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку; копии списков граждан, принятых на учет для получения жилых помещений на предприятиях, в учреждениях, организациях, передаются в исполнительный комитет местного Совета народных депутатов. Исполнительный комитет местного Совета народных депутатов вправе возвратить указанные списки для повторного их рассмотрения администрацией и профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации, если в них включены граждане с нарушением правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений. Ежегодно в период с 1 января по 1 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников. Предприятия, учреждения, организации не позднее 15 апреля уточненные списки направляют в соответствующий исполнительный комитет местного Совета народных депутатов. Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения; граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; снятие с учета осуществляется по решению органов, которыми граждане были приняты на учет: в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов - по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам; на предприятии, в учреждении, организации - жилищно-бытовой комиссии профсоюзного комитета. О принятом решении граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме с указанием основания снятия с учета. Контроль за состоянием учета на предприятиях, в учреждениях, организациях граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов и соответствующими органами профессиональных союзов.

Аналогичные положения были закреплены и в Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области л.д. 134-136).

Из заявления ФИО7 от Дата обезличена г. следует, что она просит принять ее на учет для получения жилой площади л.д.117).

Согласно совместному решению дирекции ИФВЭ и ОКП-24 Номер обезличен от Дата обезличена г. истица признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет под номером Номер обезличен с продолжением текущей нумерации л.д. 116).

Из решения Городской Думы ... Номер обезличен от Дата обезличена г. следует, что в связи с остановкой строительства жилья градообразующими предприятиями, в целях избежания конфликтных ситуаций, в соответствии со ст. 30 и 31 ЖК руководителю ГНЦ ИФВЭ предложено передать списки имеющейся очередности по улучшению жилищных условий в мэрию города, обеспечив внеочередную перерегистрацию граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление от каждого очередника с просьбой о постановке на учет по месту жительства, письменно поставив его в известность, что все изменения по основаниям признания нуждаемости в улучшении жилищных условий производятся в отделе городского хозяйства мэрии л.д.15).

Из заявления ФИО7 мэру ... от Дата обезличена г. следует, что она просит поставить ее на учет по улучшению жилищных условий по месту жительства, с момента принятия на учет предприятием л.д.119).

Согласно сопроводительному письму на имя мэра ... от Дата обезличена г. директор ГНЦ ИФВЭ и председатель ОКП-204 направляют материалы для постановки на учет по улучшению жилищных условий по месту жительства сотрудников ГНЦ ИФВЭ; вместе с письмом направлялись журнал перерегистрации, заявления и список иногородних и пенсионеров (без заявлений) л.д.118).

Изложенное в совокупности свидетельствует, что истица была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы в 1993 г., а в 1998 г. вместе с другими очередниками включена в список, направленный предприятием в орган местного самоуправления для постановки на учет по улучшению жилищных условий по месту жительства в соответствии с решением Городской Думы от Дата обезличена г. До настоящего времени решение о постановке истицы на учет по месту работы в ГНЦ ИФВЭ в 1993 г. незаконным не признано и не отменено, как и не признано недействительным включение ее в список очередников, подлежащих постановке на учет по месту жительства, так как ни ГНЦ ИФВЭ, ни орган местного самоуправления таких решений не принимал. Вместе с тем, представители ответчика Администрации ... подтвердили в судебном заседании, что на учет по улучшению жилищных условий при передаче очереди нуждающихся из ГНЦ ИФВЭ в орган местного самоуправления истица фактически поставлена не была и в настоящее время на этом учете не состоит. Данные обстоятельства подтверждаются совокупностью исследованных доказательств и никем из участников судебного разбирательства не оспариваются.

При таких обстоятельствах, когда решение о снятии истицы с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий ни по месту ее работы, ни по месту жительства соответствующим решением не принималось, непостановка ФИО7 на учет по месту жительства, то есть фактическое снятие истицы с указанного учета, является недействительным, в связи с чем ее исковые требования о признании недействительным снятие ее Администрацией ... с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении при передаче очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с места ее работы органу местного самоуправления по месту жительства являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Поскольку суд пришел к выводу о незаконности снятия истицы Администрацией ... с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении при передаче очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с места ее работы органу местного самоуправления по месту жительства, обоснованы и подлежат удовлетворению и требования ФИО7 о восстановлении ее и членов ее семьи в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента постановки ее на учет.

Доводы представителей ответчика Администрации ... о правомерности непостановки истицы на учет по месту жительства, так как при передаче списков очередников не были представлены документы – учетные дела, позволяющие проверить нуждаемость истицы в улучшении жилищных условий, суд отклоняет как необоснованные, поскольку в решении Городской Думы от Дата обезличена г., на основании которого и была произведена передача очереди нуждающихся органу местного самоуправления, прямо указано, какие действия следует произвести предприятию, осуществляющему учет очередников ранее, и что следует представить в мэрию ..., при этом указания на передачу учетных дел не было, в связи с чем администрация предприятия действовала в установленном порядке.

Более того, в силу п. 15 Постановления Совмина РСФСР от 31.07.1984 г. «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, в случае возникновения у органа местного самоуправления сомнений в обоснованности постановки истицы на учет он был вправе возвратить переданный список для повторного их рассмотрения администрацией и профсоюзным комитетом ГНЦ ИФВЭ, однако этого сделано не было.

Кроме этого, поскольку ГНЦ ИФВЭ, передав списки нуждающихся очередников, фактически прекратил осуществлять учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту их работы, орган местного самоуправления в соответствии с п. 19 Постановления Совмина РСФСР от 31.07.1984 г. должен был самостоятельно произвести перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий, в ходе чего мог при необходимости дополнительно проверить жилищные условия очередников, в том числе и истицы, чего также сделано не было.

Принимая решение суд учитывает, что согласно п. 19 Постановления Совмина РСФСР от 31.07.1984 г., п. 25 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в ..., ст. 32 ЖК РСФСР о принятом решении о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме с указанием основания снятия с учета, однако истицу никто о снятии с учета не уведомлял, что подтвердили в судебном заседании и представители ответчика администрации .... При этом их доводы, что орган местного самоуправления не мог принять решение о снятии истицы с учета, так как на учет принимал не он, а предприятие, которое и должно было принимать решение о снятии с учета, суд находит несостоятельными, поскольку с передачей списка нуждающихся в мэрию ... ГНЦ ИФВЭ фактически перестал являться органом, осуществляющим учет нуждающихся в жилье и, следовательно, уже не имел полномочий принимать какие-либо решения относительно вопросов учета нуждающихся граждан. При этом следует учесть, что орган местного самоуправления не возвращал поступившие списки очередников в ГНЦ ИФВЭ для проверки обоснованности постановки истицы на учет и не сообщал о наличии каких-либо сомнений в обоснованности такой постановки, в связи с чем ГНЦ ИФВЭ и не мог принять никакого решения. Не может он принять решения и в настоящее время, так как по прежнему не осуществляет соответствующего учета.

Доводы представителей ответчика Администрации ... о том, что ФИО7 изначально была принята на учет ГНЦ ИФВЭ без достаточных оснований, так как с момента ухудшения ее жилищных условий прошло менее пяти лет, суд отклоняет, поскольку до настоящего времени решение о постановке ее на учет в ГНЦ ИФВЭ никем, в том числе Администрацией ..., не оспорено и не отменено, решение о снятии с учета по указанным основаниям не принималось, а сама постановка на учет в 1993 г. предметом судебного разбирательства в рамках настоящего дела не является.

Кроме этого истицей ФИО7 были заявлено требование обязать Администрацию ... предоставить вне очереди ФИО6 и членам ее семьи – ФИО5 и ФИО4, жилое помещение по договору социального найма, которое оставлено судом без рассмотрения, о чем вынесено отдельное определение, а поскольку требование выселить ФИО6 и членов ее семьи - ФИО5 и ФИО4, из комнаты площадью 11 кв. м. в квартире ... области, прекратить их право пользования этой комнатой и снять их с регистрационного учета связывалось истицей именно с возможностью удовлетворения ее требования о выделении ФИО6 отдельного жилого помещения, оставленного судом без рассмотрения, то оснований для удовлетворения последнего заявленного требования у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования ФИО7 удовлетворить частично.

Признать недействительным снятие Администрацией ... ФИО7 с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении при передаче очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий из ГНЦ Институт Физики высоких Энергий в Администрацию ... в 1998 г.

Восстановить ФИО7 в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма в Администрации ... с момента постановки ее на учет.

В удовлетворении требований ФИО7 о выселении ФИО6, ФИО5, ФИО4, прекращении их права пользования жилым помещением и снятии их с регистрационного учета, отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Протвинский городской суд Московской области в течение 10 дней.

Судья: