Дело № 2-224/12 Р е ш е н и е И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и 20 июля 2012 г. г. Протвино Московской области Протвинский городской суд Московской области в составе: председательствующего Нестеровой Т.А. при секретаре Алиевой В.К. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «ВторГазТруба» о возложении обязанности у с т а н о в и л: Прокурор Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «ВторГазТруба» о возложении обязанности привести свою деятельность в соответствие с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: получить в установленном законом порядке разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получить в установленном законом порядке документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; разработать в установленном законом порядке программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил и норм на предприятии. Требования мотивированы тем, что в ходе проверки было выявлено, что ООО «ВторГазТруба» осуществляет деятельность по продаже и предпродажной подготовке б/у газовых труб на площадях, арендуемых у ЗАО «Стройбетонсервис» в соответствии с договорами аренды ..., ... от ДД.ММ.ГГГГ, и расположенных по адресу: <адрес>. В процессе производственной деятельности ООО «ВГТ» образуется отходы и пыль внешней оболочки очищаемых труб. При этом, в нарушение норм природоохранного законодательства, ООО «ВторГазТруба» осуществляет деятельность в отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также в отсутствии разработанной программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и норм на предприятии. За указанное правонарушение ДД.ММ.ГГГГ Межрайонным природоохранным прокурором <адрес> в отношении ООО «ВторГазТруба» возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.21, ст. 8.2, ст. 8.41 КРФ об АП. Кроме того, за отсутствие разработанной программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и норм на предприятии ООО «ВторГазТруба» Региональным управлением № 174 ФМБА России привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КРФ об АП. Также, генеральному директору ООО «ВторГазТруба» ФИО было внесено представление с требованием об устранении выявленных нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. До настоящего времени ООО «ВторГазТруба» не получило в установленном законом порядке разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не разработало программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил и норм на предприятии, что нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем и заявлены исковые требования. В судебное заседание прокурор не явился, извещен, просил расмотреь дело в его отсутствие. Ответчик ООО «ВторГазТруба» в судебное заседание своего представителя не правил, извещен, причины неявки не сообщил и доказатеьств их уважительности не представил, в связи с чем они признаны судом неуважительными, об отложении судебного разбирательства не просил. При таких обстоятельствах суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Согласно копии постановления ... от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного Региональным управлением № 174 ФМБА России, ООО «ВторГазТруба» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КРФ об АП в связи с нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в виде нарушений санитарных правил (л.д. 53-56); Из копий постановлений Межрайонного природоохранного прокурора Московской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в отношении ООО «ВторГазТруба» возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.21, ст. 8.2, ст. 8.41 КРФ об АП в связи с осуществлением деятельности в отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; в связи с несоблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными вещами; в связи с невнесением в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (л.д. 57-59; 60-62; 63-65); Представлением прокурора Межрайонной природоохранной прокуроры Московской области от ДД.ММ.ГГГГ генеральному директору ООО «ВторГазТруба» предписано устранить выявленные нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: получить в установленном законом порядке разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разработать в установленном законом порядке программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил на предприятии; получить в установленном законом порядке документ об образовании и размещении отходов производства и потребления; вносить в установленном законом порядке платежи за негативное воздействие на окружающую среду (л.д. 66-69). Исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Статьей 8 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», закреплено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выбросы и сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В соответствии с п. 1, 5 ст. 14 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области окружающей среды в порядке, определенном Правительством РФ. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.98 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов, применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Согласно ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются указанным Федеральным законом, иными федеральными законами. Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде. Согласно ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. При отсутствии разрешений на зыбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Согласно Порядку разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 03.08.1992 N 545, предприятиям, учреждениям и организациям - природопользователям в установленном порядке выдается разрешение на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду. Согласно п. 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Статьей 22 вышеуказанного федерального закона установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в число которых также входит нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг. В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления. Согласно п. 2.1 СП 1.1.1058-01 производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. В ходе судебного разбирательства установлено, что в процессе производственной деятельности ООО «ВторГазТруба» образуются отходы и пыль внешней оболочки очищаемых труб, однако разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение и разработанная программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и норм на предприятии, до настоящего времени отсутствуют. Анализ приведенных норм права в их совокупности позволяет сделать вывод, что осуществление ответчиком деятельности в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, отсутствие установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также отсутствие разработанной программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и норм на предприятии, при наличии негативного воздействия на окружающую среду, не соответствует требованиям действующего законодательства, чем нарушаются права и законные интересы неограниченного круга лиц, что в свою очередь свидетельствует об обоснованности заявленных исковых требований. Учитывая все обстоятельства дела, а также, что для разработки соответствующих нормативов, лимитов и разрешений требуется время, а для оплаты – средства, суд находит срок, предложенный прокурором для устранения ответчиками выявленных нарушений, разумным. С учетом изложенного суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению. Принимая решение, суд исходит из закрепленного в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ принципа состязательности сторон, а также из положений ст. 9 ГК РФ согласно которой граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению, в связи с чем ответчик, уведомленный о предъявлении к нему рассматриваемых исковых требований, имел возможность выразить свою позицию по делу и представить возражения в случае несогласия с иском, однако не сделал этого, своего представителя в суд не направил, выбрав такой способ защиты своих прав, в связи с чем суд на основании ч. 2 ст. 195 ГПК РФ основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ р е ш и л: Исковые требования прокурора Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «ВторГазТруба» о возложении обязанности привести свою деятельность в соответствие с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить. Возложить на ответчика ООО «ВторГазТруба» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ: получить в установленном законом порядке разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получить в установленном законом порядке документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; разработать в установленном законом порядке программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил и норм на предприятии. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Протвинский городской суд Московской области в течение месяца. Судья