признание незаконным бездействия администрации



копия

дело № 2-116/2010

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

26 марта 2010 года г. Новомичуринск

Пронский районный суд Рязанской области в составе

председательствующего Грачёва И.В.,

при секретаре Черкесовой Ю.С.,

с участием помощника прокурора Пронского района Рязанской области Митяева А.М.,

ответчика главы администрации МО - Погореловское сельское поселение Пронского муниципального района

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новомичуринске дело по иску прокурора Пронского района Рязанской области к администрации муниципального образования - Погореловское сельское поселение Пронского муниципального района о признании незаконным бездействия,

у с т а н о в и л:

Прокурор Пронского района Рязанской области обратился в суд с иском к администрации муниципального образования - Погореловское сельское поселение Пронского муниципального района о признании незаконным бездействия, указывая на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды в сельских поселениях Пронского муниципального района. Проверкой установлено, что на территории администрации муниципального образования Погореловское сельское поселение Пронского муниципального района отсутствует полигон для твердых бытовых отходов, а также надлежаще оформленные места временного хранения бытовых отходов. В с. Береговая - Погореловка складирование ТБО осуществляется на несанкционированных свалках. Согласно п. 18 ч. 1 статьи 14 Федерального закона РФ от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 24.06.1998 года № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ч.1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежит регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Статьей 22 Федерального закона РФ от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлены санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, согласно которым отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно пункта 2.1 СанПиН СП 2.1.7.1038-01, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2001 года, и гарантирующими санитарно-эпидемиологическую безопасность населения, являются полигоны твердых бытовых отходов (ТБО), при этом выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. В соответствии с разделом 3 Санитарных правил содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88 (п.п.3.1,3.2,3.3), обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружений по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны, (усовершенствованные свалки). Промышленные, неутилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройства неконтролирующих полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается. На земельные участки, отведенные для организации полигонов твердых бытовых отходов (усовершенствованные свалки) должно быть согласование местных учреждений санитарно-эпидемиологической службы. В соответствии с п. 2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (СанПиН 2.1.7.1322-03) объектом размещения отходов также считаются открытые площадки или специализированные помещения, на которых производится временное хранение отходов, в том числе в целях их последующей утилизации. В нарушении вышеуказанных требований на территории с. Береговая Погореловка функционирует свалка твердых бытовых отходов, не соответствующая требованиям, предъявленным как к полигонам твердых ^бытовых отходов, так и к местам временного хранения бытовых отходов. В с. Береговая Погореловка хранение ТБО осуществляется на несанкционированной свалке. Следствием нарушения санитарно-эпидемиологических требований при организации свалок является ухудшение окружающей природной среды в местах их размещения, что вызывает угрозу возникновения эпидемий среди населения. Администраций Погореловского сельского поселения меры, направленные на организацию сбора и вызова бытовых отходов в соответствии с санитарными требованиями, не принимались. Согласно информации, полученной из органа Роспотребнадзора следует, что главой Погреловского сельского поселения мер, направленных на организацию санкционированных мест для размещения или временного хранения твердых бытовых отходов, не принималось. Бездействие администрации Погорелоского сельского поселения, выразившееся в нежелании принять меры к организации на своей территории санкционированных мест складирования либо временного хранения твердых бытовых отходов, соответствующих санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям природоохранного законодательства, привело к образованию на территории населенных пунктов поселения несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, негативно влияющих на состояние окружающей среды. Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. На основании ч.1 ст.5 Закона Рязанской области от 31.10.2002г. №67-03 «Об охране окружающей среды на территории Рязанской области» граждане Российской Федерации и другие лица, проживающие и (или) находящиеся на территории Рязанской области, имеют право на благоприятную окружающую среду. В соответствии с п. 10 ч.1 ст.1 ст.5 Закона №67-03 право населения на благоприятную окружающую среду обеспечивается судебной защитой.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.45 ТПК РФ прокурору предоставлены полномочия по обращению в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Обращаясь с данным заявлением в суд, прокурор действует в интересах неопределенного круга лиц, поскольку количество лиц, права которых нарушаются загрязнением окружающей среды в результате отсутствия санкционированных мест складирования твердых бытовых отходов, определить невозможно.

Прокуратура Пронского района Рязанской области просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования-Погореловское сельское поселение. Обязать администрацию муниципального образования-Погореловское сельское поселение ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов на территории поселения. Обязать администрацию Погореловское поселения оборудовать санкционированные места временного хранения бытовых отходов, организовать регулярный вывоз отходов на полигон складирования твердых бытовых отходов.

В судебном заседании прокурор Пронского района Рязанской области исковые требования поддержал полностью и просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования-Погореловское сельское поселение. Обязать администрацию муниципального образования-Погореловское сельское поселение ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов на территории поселения. Обязать администрацию Погореловское поселения оборудовать санкционированные места временного хранения бытовых отходов, организовать регулярный вывоз отходов на полигон складирования твердых бытовых отходов.

В судебном заседании ответчик иск признал, и пояснила, что обязуется в срок до 5 апреля вывезти весь мусор.

Суд, выслушав прокурора, ответчика, показания свидетеля А.Т.В., исследовав материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению в полном объёме.

В судебном заседании установлено, что на территории с. Береговая Погореловка функционирует свалка твердых бытовых отходов, не соответствующая требованиям, предъявленным как к полигонам твердых бытовых отходов, так и к местам временного хранения бытовых отходов.

Согласно п..п. 1.3.6 п. 1 «Правил обеспечения благоустройства и порядка на территории Погореловского сельского поселения», бытовыми отходами являются - твердые и жидкие бытовые отходы - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения, п.п.2.2.1 п.2.2 при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 градусов и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 градусов) - не более одних суток (ежедневный вывоз), п.п.3.2 п.3 твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции и поля ассенизации. Промышленные, не утилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов промышленных предприятий не допускается.

В судебном заседании установлено, что 18 февраля 2010 года Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Рязанской области была проведена совместная проверка исполнения природоохранного законодательства, в части сбора, транспортировки и утилизации ТБО на территории Пронского района. В ходе проверки было установлено: что на территории администрации МО-Погореловское сельское поселение Пронского муниципального района находится несанкционированная свалка (для временного хранения бытовых отходов предусмотрены контейнеры, установленные на асфальтированной площадке. Площадка, размером 8 на 6 м., огорожена (здание разрушенного дома) и захламлена бытовыми отходами (бутылки пластиковые, полиэтиленовые пакеты, пищевые отходы и т.д.). Вывоз контейнеров (2 контейнера) с бытовыми отходами производится не регулярно, контейнеры переполнены отходами, что является нарушением п. 1,2 ст. 11 ФЗ №89 от 24.06.1999 года «Об отходах производства и потребления», ст. 11,22 ФЗ №52 от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ», п.1.2,2.2.1, 3.2, СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест».

Согласно п. 18 ч. 1 статьи 14 Федерального закона РФ от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 24.06.1998 года № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ч.1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежит регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Статьей 22 Федерального закона РФ от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлены санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, согласно которым отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункта 2.1 СанПиН СП 2.1.7.1038-01, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2001 года, и гарантирующими санитарно-эпидемиологическую безопасность населения, являются полигоны твердых бытовых отходов (ТБО), при этом выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.

В соответствии с разделом 3 Санитарных правил содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88 (п.п.3.1,3.2,3.3), обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружений по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны, (усовершенствованные свалки). Промышленные, неутилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройства неконтролирующих полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается. На земельные участки, отведенные для организации полигонов твердых бытовых отходов (усовершенствованные свалки) должно быть согласование местных учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

В судебном заседании установлено, что в с. Береговая Погореловка хранение твердых бытовых отходов осуществляется на несанкционированной свалке. Следствием нарушения санитарно-эпидемиологических требований при организации свалок является ухудшение окружающей природной среды в местах их размещения, что вызывает угрозу возникновения эпидемий среди населения. Администрацией Погореловского сельского поселения меры, направленные на организацию сбора и вывоза бытовых отходов в соответствии с санитарными требованиями, не принимались. Согласно информации, полученной из органа Роспотребнадзора следует, что главой Погореловского сельского поселения мер, направленных на организацию санкционированных мест для размещения или временного хранения твердых бытовых отходов, не принималось.

В соответствии с п. 2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (СанПиН 2.1.7.1322-03) объектом размещения отходов также считаются открытые площадки или специализированные помещения, на которых производится временное хранение отходов, в том числе в целях их последующей утилизации.

В нарушении вышеуказанных требований на территории с. Береговая Погореловка функционирует свалка твердых бытовых отходов, не соответствующая требованиям, предъявленным как к полигонам твердых бытовых отходов, так и к местам временного хранения бытовых отходов.

Бездействие администрации Погореловского сельского поселения, выразившееся в нежелании принять меры к организации на своей территории санкционированных мест складирования либо временного хранения твердых бытовых отходов, соответствующих санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям природоохранного законодательства, привело к образованию на территории населенных пунктов поселения несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, негативно влияющих на состояние окружающей среды.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

На основании ч.1 ст.5 Закона Рязанской области от 31.10.2002г. №67-03 «Об охране окружающей среды на территории Рязанской области» граждане Российской Федерации и другие лица, проживающие и (или) находящиеся на территории Рязанской области, имеют право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с п. 10 ч.1 ст.1 ст.5 Закона №67-03 право населения на благоприятную окружающую среду обеспечивается судебной защитой.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.45 ТПК РФ прокурору предоставлены полномочия по обращению в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Обращаясь с данным заявлением в суд, прокурор действует в интересах неопределенного круга лиц, поскольку количество лиц, права которых нарушаются загрязнением окружающей среды в результате отсутствия санкционированных мест складирования твердых бытовых отходов, определить невозможно.

Данные обстоятельства подтверждаются: копией объяснения главы МО - Погореловское сельское поселение л.д.8); копией паспорта л.д.9-10); копией решения от 2 марта 2009 года № 521 л.д.11); копией проверки территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Рязанской области в Старожиловском районе л.д.15-16); копией решения от 20 августа 2009 года №2/9 об утверждении правил обеспечения благоустройства и порядка л.д.17-23).

Суд считает, что ответчику следует установить конкретный срок для устранения нарушений установленных в судебном заседании, поскольку согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

При таких обстоятельствах исковое заявление подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - Погореловское сельское поселение.

Обязать администрацию муниципального образования - Погореловское сельское поселение в срок до 26 мая 2010 года ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов на территории поселения и оборудовать санкционированные места временного хранения бытовых отходов, организовать регулярный вывоз отходов на полигон складирования твердых бытовых отходов.

Решение может быть обжаловано и на него принесено представление в Рязанский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья - подпись.

Копия верна.

Судья Пронского

районного суда И.В. Грачёв

Секретарь Ю.С. Черкесова

СПРАВКА:

Решение суда в установленные законом сроки не обжаловано и не опротестовано. Вступило в законную силу 6 апреля 2010 года.

Судья Пронского

районного суда И.В. Грачёв