решение от 21.04.2010 о перерасчете пенсии



Дело № 2-103 /2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 апреля 2010 года г. Новомичуринск

Пронский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Чепелевой О.М.,

с участием представителя ответчика - О.П., предоставившей доверенность от 11.01.2010 г.,

при секретаре Щетининой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску С.И. к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ по Пронскому району Рязанской области о включении в страховой пенсионный стаж периода работы во время отбытия наказания и перерасчете пенсии в сторону увеличения,

у с т а н о в и л:

С.И. обратился в суд с иском о включении в страховой пенсионный стаж периода работы во время отбытия наказания и перерасчете пенсии в сторону увеличения, мотивируя свои требования тем, что с 10 мая 2005 года по решению ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Пронскому району ему была назначена пенсия по старости в размере 3555 рублей. При этом, при определении размера трудового стажа, необходимого для назначения пенсии, ответчиком не был учтен период его работы с 30.12.1992 года по 19.02.1996 года в качестве сборщика светильников на производстве исправительного учреждения ИК № 8 управления Департамента исполнения наказания МВД Республики Беларусь по Витебской области, где истец отбывал уголовное наказание в виде лишения свободы по приговору суда. Соответствующей записи в трудовой книжке о названном периоде трудовой деятельности - не имеется. Истцом в пенсионный орган была предоставлена справка № 66 от 31.03.2005 года, выданная администрацией ИК № 8 управления Департамента исполнения наказания МВД Республики Беларусь по Витебской области, о выполнении истцом вышеназванной работы в период времени с 30.12.1992 г по 19.02.1996 г. Ответчиком данная справка была отвергнута и указанный период работы не был включен в страховой стаж, учитываемый при назначении пенсии. Истец считает неправомерным отказ ответчика по включению в страховой пенсионный стаж периода работы на производстве исправительного учреждения.

В судебном заседании истец С.И. поддержал иск и пояснил, что с 30.12.1992 года по 19.02.1996 года он отбывал наказание в виде лишения свободы по приговору суда в ИК № 8 в Витебской области Республики Беларусь. Во время отбытия наказания он работал на производстве исправительного учреждения в качестве сборщика светильников. Данный период работы не записан в его трудовой книжке, поэтому он может его подтвердить только справкой № 66 от 31.03.2005 года, которую он предоставил в пенсионный фонд. Истец считает, что поскольку он после освобождения стал гражданином России, то его трудовая деятельность на территории Белоруссии во время отбытия наказания должна включаться в страховой пенсионный стаж, необходимый для назначения пенсии по старости. Он считает, что директор РУП «ИК 8- Поиск» предоставил ложные справки о том, что социальное страхование на заработную плату осужденных не начислялось и время работы осужденных до января 2001 года не засчитывалось в общий трудовой стаж. Истец не согласен с данными справками. Просит суд обязать ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ по Пронскому району включить в его страховой пенсионный стаж период работы с 30.12.1992 года по 19.02.1996 года в качестве сборщика светильников на производстве исправительного учреждения ИК № 8 управления Департамента исполнения наказания МВД Республики Беларусь и пересчитать ему пенсию в сторону увеличения.

Представитель ответчика - ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ по Пронскому району О.П. иск не признала и пояснила, что в соответствии с п.2 Инструкции о порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж, утвержденной Указанием Министерства социальной защиты населения РФ от 2 ноября 1992 года № 1-94-У документом, подтверждающим время работы осужденного в местах лишения свободы, является трудовая книжка, а при её отсутствии - справка, выданная администрацией исправительно-трудового учреждения. 4 августа 2009 года С.И. обратился в ГУ - УПФ РФ по Пронскому району с заявлением о направлении запроса об истребовании справки о его работе в ИУ «ИК № 8» управления Департамента исполнения наказаний МВД Республики Беларусь по Витебской области за период с 30.12.1992 г. по 19.02.1996 г. По запросу пенсионного фонда 25 ноября 2009 года был получен ответ из МВД Республики Беларусь «ИК-8 ПОИСК» Департамента исполнения наказаний о том, что согласно разъяснению Министерства социальной защиты Республики Беларусь 2/309 от 28.03.2001 года, в трудовой стаж для начисления пенсий засчитывается работа, в период которой работник подлежал государственному социальному страхованию и за него, а также им самим уплачивались страховые взносы. Работа осужденных в местах лишения свободы в период до 1 января 2001 года в трудовой стаж не засчитывается, поэтому справка о стаже не выдается. В связи с чем, ГУ - УПФ РФ по Пронскому району считают, что нет правовых оснований для включения в страховой стаж оспариваемого периода и перерасчета трудовой пенсии по старости, просят в иске отказать.

Суд, выслушав объяснения истца С.И., представителя ответчика О.П., исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что истец С.И. отбывал срок наказания в ИУ «ИК № 8» управления Департамента исполнения наказаний МВД Республики Беларусь по Витебской области с 27.17.1992 года по 20.02.1996 года, трудоустроен с 30.12.1992 года по приказу № 77 от 30.12.1992 года на участке по сборке светильников, что подтверждается справкой, выданной директором РПУП «ИК 8- Поиск» ДИН МВД Республики Беларусь л.д.11).

Также судом установлено, что в трудовой книжке истца л.д.8-10) записи о периоде работы С.И. в исправительном учреждении с 30.12.1992 года по 19.02.1996 года не содержится, что не оспаривалось истцом в судебном заседании.

Из материалов пенсионного дела истца, обозреваемых в судебном заседании, судом установлено, что 10 мая 2005 года истцу назначена пенсия по старости. При этом пенсионный орган отказался при назначении пенсии включить в страховой стаж период работы в исправительном учреждении с 30.12.1992 г. по 19.02.1996 г.

В силу ст.10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 -ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 ст.3 настоящего закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 ст.3 настоящего закона, за пределами РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 п.2 приложения 1 Распоряжения Правления Пенсионного фонда РФ от 22.06.2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительство в РФ из государств - Республик бывшего СССР», «Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицами, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР», к числу международных договоров относятся: Соглашение о гарантиях прав государств - участников Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года ( названным соглашением регулируются пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, и т.д.)

Согласно п.5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим из государств- участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года, подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо социальное страхование.

Кроме того, судом установлено, что в соответствии с п.2 Инструкции о порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж, утвержденной Указанием Министерства социальной защиты населения РФ от 2 ноября 1992 года № 1-94-У документом, подтверждающим время работы осужденного в местах лишения свободы, является трудовая книжка, а при её отсутствии - справка, выданная администрацией исправительно-трудового учреждения.

Однако, судом бесспорно установлено, что подтвердить оспариваемый период работы в исправительном учреждении с 30.12.1992 года по 19.02.1996 года истец не может записью в трудовой книжке, поскольку эта запись отсутствует.

Утверждение о том, что оспариваемый период работы должен быть включен в страховой стаж на основании предоставленной им справки № 66 от 31.03.2005 года л.д.11), суд считает необоснованным, поскольку данная справка не содержит сведений о том, начислялись ли на заработную плату осужденных социальное страхование; уплачивались ли страховые взносы с заработной платы осужденного Молчанова С.И.; засчитывалась ли работа осужденного в местах лишения свободы в трудовой стаж.

Доводы представителя ГУ -УПФ РФ по Пронскому району О.П. о том, что не имеется правовых оснований для включения в страховой стаж С.И. оспариваемого периода и перерасчета трудовой пенсии по старости, суд считает обоснованными, поскольку истцом не предоставлено ни суду, ни пенсионному фонду справки учета времени работы осужденного в период отбывания им наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж (согласно Приложения № 1 к Инструкции о порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания, утв. Указанием Минсоцзащиты населения РФ от 2 ноября 1992 г. № 1-94-У).

Кроме того, судом установлено, что в выдаче требуемой справки в отношении С.И. администрация исправительного учреждения отказала.

Так, согласно справки № 509 от 23.09.2009 г. л.д.27) РУП «ИК 8-Поиск» ДИН МВД Республики Беларусь сообщает, что справку о заработной плате на С.И. предоставить не могут, так до введения нового Уголовно-Исполнительного Кодекса Республики Беларусь (действует с 01.01.2001 года) социальное страхование на заработную плату осужденных не начислялось, время работы в исправительном учреждении не засчитывалось в общий трудовой стаж.

Согласно справки 29.09.2009 г. л.д. 28) С.И. отбывал срок наказания в ИУ «ИК № 8» управления Департамента исполнения наказания МВД РБ с 30.12.1992 г. по 19.02.1996 г. Согласно разъяснению Министерства социальной защиты Республики Беларусь 2/309 от 28.03.2001 г. в трудовой стаж для начисления пенсии засчитывается работа, в период которой работник подлежал государственному социальному страхованию и за него, а также им самими, уплачивались страховые взносы. Работа осужденных в местах лишения свободы в период до 1 января 2001 года в трудовой стаж не засчитывается, поэтому требуемая справка о стаже работы и заработной плате за период до 1 января 2001 года не выдается.

Утверждения истца С.И. о том, что справки, выданные директором РУП «ИК 8- Поиск» ДИН МВД Республики Беларусь В.А. ложные и заводят суд в заблуждение, суд не может принять во внимание, поскольку у суда нет оснований сомневаться в подлинности данных справок, выданных официальным лицом. Данные справки были получены по запросу ГУ - Отделением пенсионного фонда РФ по Рязанской области и представлены суду.

При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования С.И. о включении в страховой стаж для начисления пенсии по старости оспариваемого периода и перерасчете пенсии не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении иска С.И. к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ по Пронскому району Рязанской области о включении в страховой пенсионный стаж периода работы во время отбытия наказания и перерасчете пенсии в сторону увеличения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Рязанский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись.