решение от 18.03.2010 года



дело № 2-82/2010

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

18 марта 2010 года

Пронский районный суд Рязанской области в составе

председательствующего судьи Мальцева Н.И. с участием

ст.помощника прокурора Пронского района Рязанской области Исаковой О.А.

при секретаре Калашниковой Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Новомичуринске дело по иску прокурора Пронского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования - Пронский муниципальный район, Управлению культуры администрации МО-Пронский муниципальный район об обязывании устранить нарушения требований пожарной безопасности,

у с т а н о в и л:

Первоначально прокурор Пронского района Рязанской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования-Пронский муниципальный район, Муниципальному учреждению культуры «районный Дом культуры муниципального образования-Пронский муниципальный район», Мамоновскому сельскому дому культуры об обязывании устранить нарушения требований пожарной безопасности.

В дальнейшем суд вынес определение, которым по данному делу заменил ненадлежащих ответчиков: МУК «РДК-МО Пронский муниципальный район» и Мамоновский сельский дом культуры на надлежащего ответчика-Управление культуры администрации МО-Пронский муниципальный район, кроме того, в данное дело была привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора-Администрация муниципального образования-Мамоновское сельское поселение.

Прокурор Пронского района в исковом заявлении указывает на то, что прокуратурой Пронского района совместно с представителями ОГПН проведена проверка соблюдения законодательства о противопожарной безопасности в муниципальных учреждениях культуры района. В ходе проверки были выявлены существенные нарушения законодательства устанавливающего требования пожарной безопасности в Мамоновском сельском Доме культуры - филиала МУК «Районный Дом культуры МО - Пронский муниципальный район.

В соответствии с Конституцией РФ, ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69 - ФЗ "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В соответствии со ст. ст. 1, 37 ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - это состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров. Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Согласно ст. 38 ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Статьей 2 ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Приказом МЧС РФ от 18.06. 2003 г. № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), которые установили требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Пунктом 14 Норм пожарной безопасности (НПБ110-03) от 18.06.2003 г. №315 установлено, что здания общественного и административно - бытового назначения подлежат оборудованию автоматической пожарной сигнализацией.

Согласно п.п.36,150 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03) от 18.06.2003 г. N 313 нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования, должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно. Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год.

В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) согласно п.п. 16, 102 ППБ 01-03 должна быть предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

Проверкой установлено, что Мамоновский сельский дом культуры - филиал МУК "Районный Дом культуры муниципального образования - Пронский муниципальный район" не оборудован автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре, чем нарушены требования ППБ 110-03 п. 14 и ППБ 01-03 п. п. 16, 102, не выполнена пропитка огнезащитным составом деревянных конструкций сценической коробки, горючих декораций и выставочных оформлений ткани, чем нарушены требования ППБ 01-03 п.п. 36 и 150. Согласно п. 3 ч. 1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района. К вопросам местного значения относится создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организации культуры (п. 19. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ № 131).

Администрация муниципального образования - Пронский муниципальный район согласно ст. 48 Устава МО от 26.01.2006 г. является юридическим лицом, исполнительно - распорядительным органом, наделенным собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.

В соответствии с п. 20 ст. 4 Устава МО - Пронский муниципальный район к вопросам местного значения относится создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав Пронского муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры.

В соответствии с п. 1.2 и п. 3.1 Устава МУК "Районный Дом культуры муниципального образования - Пронский муниципальный район" учреждения культуры созданы для организации досуга, развития традиционного народного художественного творчества, удовлетворения духовных и иных потребностей населения. Согласно п.2.1 и п. 2.3 Устава - МУК "Районный Дом культуры муниципального образования - Пронский муниципальный район" (МУК "РДК МО -ПМР") является муниципальным учреждением, его учредителем выступает администрация муниципального образования - Пронский муниципальный район.

Имущество Учреждения (МУК "РДК МО-ПМР") на основании п.2.2 и п.5.4 Устава находится в собственности муниципального образования - Пронский муниципальный район и передается Учреждению на праве оперативного управления. Согласно п. 2. 7 Устава Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетные, лицевые, иные счета в органах казначейства и кредитных организациях. Источниками финансирования деятельности Учреждения, согласно п. 5.1 Устава, являются ассигнования бюджетов, другие доходы и поступления.

На основании п. 10.1 Устава Учреждение (МУК "РДК МО-ПМР") может создавать филиалы и открывать представительства, осуществляющие свою деятельность от имени Учреждения, которое несет ответственность за их деятельность. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами (п. 10.2 Устава). Пунктом 10.3 Устава установлен перечень филиалов, входящих в состав МУК "Районный Дом культуры муниципального образования - Пронский муниципальный район". В указанный перечень входит Мамоновский сельский дом культуры, расположенный в с. Мамоново Пронского района.

В соответствии с Положением от 15.12.2009 г. № 67, Мамоновский СДК является филиалом МУК ("РДК МО-ПМР"), для обеспечения его деятельности выделяется имущество, закрепленное за МУК на праве оперативного управления.

Имеющиеся нарушения Правил пожарной безопасности создают реальную опасность для жизни и здоровья лиц, посещающих Мамоновский сельский дом культуры в случае возникновения пожара.

В соответствии со ч. 2 ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Согласно ст. 46 Закона РФ от 09.10.1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства РФ о культуре" организация культуры покрывает свои расходы за счет средств учредителя (учредителей), доходов от собственной деятельности и иных разрешенных законодательством РФ доходов и поступлений. Учредитель организации культуры, созданной в форме автономного учреждения, осуществляет финансовое обеспечение деятельности автономного учреждения, связанной с выполнением работ, оказанием услуг для потребителя в соответствии с заданиями учредителя бесплатно или частично за плату.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Исковое заявление предъявляется в интересах неопределенного круга лиц, так как круг лиц, посещающих учреждение культуры, периодически меняется, доступ в него не ограничен. В помещении Мамоновского сельского дома культуры проводятся культурные мероприятия - детские праздники, молодежные дискотеки, демонстрации фильмов, работают кружки и секции для детей и подростков. В связи с чем, установить точный круг лиц, права и интересы которых нарушаются в настоящее время, и будут нарушаться в будущем, привлечь их в качестве истцов, указать в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого при разрешении дела - невозможно.

В силу положений ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 07.01.1992 г. №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор, в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ, вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов общества или государства.

Прокурор Пронского района в исковом заявлении просил суд:

1.Обязать администрацию муниципального образования - Пронский муниципальный район, муниципальное учреждение культуры "Районный Дом культуры муниципального образования - Пронский муниципальный район" и Мамоновский сельский дом культуры устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно:

оборудовать Мамоновский сельский дом культуры автоматической пожарной сигнализацией;

обеспечить данное учреждение культуры системой оповещения людей о пожаре;

произвести пропитку деревянных конструкций сценической коробки, горючих декораций и выставочных оформлений, ткани огнезащитным составом.

  1. Установить конкретные сроки устранения нарушений требований пожарной безопасности в Мамоновском сельском доме культуры.

В судебном заседании ст.помощник прокурора Пронского района Исакова О.А.исковые требования поддержала и просит суд обязать администрацию муниципального образования - Пронский муниципальный район, Управление культуры Администрации муниципального образования-Пронский муниципальный район устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно:

оборудовать Мамоновский сельский дом культуры автоматической пожарной сигнализацией;

обеспечить данное учреждение культуры системой оповещения людей о пожаре;

произвести пропитку деревянных конструкций сценической коробки, горючих декораций и выставочных оформлений, ткани огнезащитным составом.

Установить срок шесть месяцев для устранения нарушений требований пожарной безопасности в Мамоновском сельском доме культуры.

В судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район Анашкина О.А. иск признала частично и пояснила, что иск она признаёт частично, потому что собственником Мамоновского сельского дома культуры является администрация муниципального образования-Мамоновское сельское поселение.

В судебном заседании представитель ответчика Управления культуры администрации МО-Пронский муниципальный район начальник Управления Самохина Т.Е. иск признала частично и пояснила, что иск она признаёт частично, поскольку собственником Мамоновского сельского дома культуры является администрация муниципального образования-Мамоновское сельское поселение.

Представитель третьего лица администрации муниципального образования-Мамоновское сельское поселение в суд не явился, хотя он надлежащим образом был извещен о месте и времени проведения судебного заседания.

Суд, выслушав пояснения представителя истца, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела считает, что иск подлежит удовлетворению, поскольку в соответствии со ст.ст.37, 38 ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. В соответствии со ст.120 ГК РФ частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Согласно п.14 Норм пожарной безопасности №110-03 утвержденных приказом Министерства РФ по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года №315, а также п.п.36,102,150 Норм пожарной безопасности №01-03 утвержденных приказом Министерства РФ по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года №313, здания общественного назначения должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения людей о пожаре, а также должна быть выполнена пропитка огнезащитным составом деревянных конструкций сценической коробки, горючих декораций и выставочных оформлений ткани.

В судебном заседании установлено, что Мамоновский сельский дом культуры-филиал МУК «Районный Дом культуры муниципального образования-Пронский муниципальный район не оборудован автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре, чем нарушены требования НПБ 110-03 п.14 и ППБ 01-03 п.п.16, 102, не выполнена пропитка огнезащитным составом деревянных конструкции сценической коробки, горючих декораций и выставочных оформлений, ткани, чем нарушены требования ППБ 01-03 п.п.36 и 150.

В судебном заседании установлено, что согласно договора №1 безвозмездного пользования от 11 января 2009 года муниципальное образование-Мамоновское сельское поселение передало в безвозмездное пользование Управлению культуры администрации муниципального образования-Пронский муниципальный район нежилое помещение: здание Мамоновского сельского Дома культуры. Согласно положения об управлении культуры администрации муниципального образования-Пронский муниципальный район-Управление является юридическим лицом, финансируемым по смете и единственным учредителем его является администрация муниципального образования-Пронский муниципальный район. Согласно соглашений от 22 декабря 2008 года и 1 декабря 2009 года о передаче полномочий муниципальным образованием-Мамоновское сельское поселение Пронскому муниципальному району в сфере культуры, муниципальному образованию-Пронский муниципальный район переданы полномочия по вопросу местного значения-создания условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры.

Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, копией Положения Мамоновского сельского Дома культуры, копией Устава МУК «Районный Дом культуры муниципального образования-Пронский муниципальный район», сообщением начальника ОГПН Пронского района о нарушении в Мамоновском СДК требований правил пожарной безопасности, актами приемки передачи, соглашениями о передачи полномочий муницпальным образованием-Мамоновское сельское поселение Пронскому муниципальному району в сфере культуры, договорами безвозмездного пользования.

Как установлено в судебном заседании пояснениями сторон, письменными доказательствами, в здании Мамоновского сельского дома культуры нарушены требования пожарной безопасности. Здание передано в безвозмездное пользование - Управление культуры администрации муниципального образования-Пронский муниципальный район. Единственным учредителем управления культуры администрациии муниципального образования-Пронский муниципальный район является администрация муниципального образования-Пронский муниципальный район.

В связи с этим суд считает, что обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности возложена на Управление культуры администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район и на администрацию муниципального образования-Пронский муниципальный район как единственного учредителя.

Суд считает, что ответчикам следует предоставить разумный срок для исполнения требований истца 1 год, поскольку согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать администрацию муниципального образования- Пронский муниципальный район, Управление культуры Администрации муниципального образования-Пронский муниципальный район в срок до 18 марта 2011 года устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно:

- оборудовать Мамоновский сельский дом культуры автоматической пожарной сигнализацией;

- обеспечить данное учреждение культуры системой оповещения людей о пожаре;

- произвести пропитку деревянных конструкций сценической коробки, горючих декораций и выставочных оформлений, ткани огнезащитным составом.

На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором кассационное представление в Рязанский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья: подпись.