решение об обязывании устранить нарушения требований пожарной безопасности



копия

дело № 2-21/2010

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

2 февраля 2010 года г. Новомичуринск

Пронский районный суд Рязанской области в составе

председательствующего судьи Грачёва И.В.,

при секретаре Черкесовой Ю.С.,

с участием помощника прокурора Пронского района Рязанской области Митяева А.М.,

представителей ответчика администрации МО - Пронский муниципальный район,

представителя ответчика МУК «Районный Дом культуры МО - Пронский муниципальный район»,

представителя ответчика Орловского сельского Дома культуры - филиала МУК «Районный Дом культуры МО-Пронский муниципальный район»,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда г. Новомичуринска дело по иску прокурора Пронского района в интересах неопределенного круга лиц к МУК «Районный Дом культуры МО - Пронский муниципальный район», Администрации МО - Пронский муниципальный район, Орловскому сельскому дому культуры об обязывании устранить нарушения требований пожарной безопасности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Пронского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУК «Районный Дом культуры МО - Пронский муниципальный район», Администрации МО - Пронский муниципальный район, Орловскому сельскому дому культуры об обязывании устранить нарушения требований пожарной безопасности, указывая на то, что прокуратурой района совместно с представителями ОГПН по Пронскому муниципальному району проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в муниципальных учреждениях культуры района.

В соответствии с Конституцией РФ, ст. 34 Федерального закона от 1.12.1994 г. № 69 - ФЗ "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В соответствии со ст. ст. 1, 37 ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - это состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров. Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Согласно т. 38 ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Статьей 2 ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01- 03), которые установили требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо т их организационно - правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Пунктом 14 Норм пожарной безопасности от 18.06.2003г. №315 (НПБ110-3) установлено, что здания общественного и административно - бытового назначения подлежат оборудованию автоматической пожарной сигнализацией.

Согласно п.п.36,150 ППБ 01-03 нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования, должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно. Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год.

В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) согласно п.п. 16, 102 ППБ 01-03 должна быть предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

Проверкой установлено, что Орловский сельский дом культуры - филиал МУК "Районный Дом культуры муниципального образования - Пронский муниципальный район" не оборудован автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре, чем нарушены требования НПБ 110-03 п. 14 и ППБ 01-03 п. п. 16, 102, не выполнена пропитка огнезащитным составом деревянных конструкций сценической коробки, горючих декораций и выставочных оформлений, ткани, чем нарушены требования ППБ 01-03 п.п. 36 и 150.

Согласно п. 3 ч. 1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района. К вопросам местного значения относится создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и слугами организации культуры (п. 19. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ № 131).

Администрация муниципального образования - Пронский муниципальный район согласно ст. 48 Устава муниципального образования от 26.01.2006 г. юридическим лицом, исполнительно - распорядительным органом, наделенным собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. В соответствии с п. 20 ст. 4 Устава муниципального образования - Пронский муниципальный район к вопросам местного значения относится создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав Пронского муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры.

В соответствии с п. 1.2 и п. 3.1 Устава МУК "Районный Дом культуры муниципального образования - Пронский муниципальный район" учреждения культуры созданы для организации досуга, развития традиционного народного художественного творчества, удовлетворения духовных и иных потребностей населения. Согласно п.2.1 и п. 2.3 Устава - МУК "Районный Дом культуры муниципального образования - Пронский муниципальный район" (МУК "РДК МО -ПМР") является муниципальным учреждением, его учредителем выступает администрация муниципального образования - Пронский муниципальный район.

Имущество Учреждения (МУК "РДК МО-ПМР") на основании п.2.2 и п.5.4 Устава находится в собственности муниципального образования - Пронский муниципальный район и передается Учреждению на праве оперативного управления. Согласно п. 2. 7 Устава Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетные, лицевые, иные счета в органах казначейства и кредитных организациях. Источниками финансирования деятельности Учреждения, согласно п. 5.1 Устава, являются ассигнования бюджетов, другие доходы и поступления.

На основании п. 10.1 Устава Учреждение (МУК "РДК МО-ПМР") может создавать филиалы и открывать представительства, осуществляющие свою деятельность от имени Учреждения, которое несет ответственность за их деятельность. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами (п. 10.2 Устава). Пунктом 10.3 Устава установлен перечень филиалов, входящих в состав МУК "Районный Дом культуры муниципального образования - Пронский муниципальный район". В указанный перечень входит Орловский сельский дом культуры, расположенный в п. Орловский Пронского района

В соответствии с Положением от 15.12.2009 г. № 67, Орловский СДК является филиалом МУК ("РДК МО-ПМР"), для обеспечения его деятельности выделяется имущество, закрепленное за МУК ("РДК МО-ПМР) на праве оперативного управления.

Имеющиеся нарушения Правил пожарной безопасности создают реальную опасность для жизни и здоровья лиц, посещающих Орловский сельский дом культуры в случае возникновения пожара.

В соответствии со ч. 2 ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Согласно ст. 46 Закона РФ от 09.10.1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства РФ о культуре" организация культуры покрывает свои расходы за счет средств учредителя (учредителей), доходов от собственной деятельности и иных разрешенных законодательством РФ доходов и поступлений. Учредитель организации культуры, созданной в форме автономного учреждения, осуществляет финансовое обеспечение деятельности автономного учреждения, связанной с выполнением работ, оказанием услуг для потребителя в соответствии с заданиями учредителя бесплатно или частично за плату.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Исковое заявление предъявляется в интересах неопределенного круга лиц, так как круг лиц, посещающих учреждение культуры, периодически меняется, доступ в него не ограничен, в помещении Орловского сельского дома культуры проводятся культурные мероприятия - спектакли, дискотеки, демонстрации фильмов, вечера отдыха. В связи с чем, установить точный круг лиц, права и интересы которых нарушаются в настоящее время, и будут нарушаться в будущем, привлечь их в качестве истцов, указать в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого при разрешении дела - невозможно.

В силу положений ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 07.01.1992 г. №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор, в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ, вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов общества или государства.

Прокурор Пронского района просит суд обязать администрацию муниципального образования Пронский муниципальный район, муниципальное учреждение культуры "Районный Дом культуры муниципального образования - Пронский муниципальный район" и Орловский сельский дом культуры устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно:

оборудовать Орловский сельский дом культуры автоматической пожарной сигнализацией;

обеспечить данное учреждение культуры системой оповещения людей о пожаре;

произвести пропитку деревянных конструкций сценической коробки, горючих декораций и выставочных оформлений, ткани огнезащитным составом,

Установить конкретные сроки устранения нарушений требований пожарной безопасности в Орловском сельском доме культуры.

В судебном заседании помощник прокурора Пронского района исковые требования поддержал и просит суд обязать администрацию муниципального образования Пронский муниципальный район, муниципальное учреждение культуры "Районный Дом культуры муниципального образования - Пронский муниципальный район" и Орловский сельский дом культуры устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно: оборудовать Орловский сельский дом культуры автоматической пожарной сигнализацией; обеспечить данное учреждение культуры системой оповещения людей о пожаре; произвести пропитку деревянных конструкций сценической коробки, горючих декораций и выставочных оформлений, ткани огнезащитным составом. Установить конкретные сроки устранения нарушений требований пожарной безопасности в Орловском сельском доме культуры.

В судебном заседании представитель администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район Бабкина Л.Ю., иск признала.

В судебном заседании представитель управления культуры администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район иск признала.

В судебном заседании представитель ответчика директор МУК «Районный Дом культуры МО - Пронский муниципальный район» иск признала полностью.

В судебном заседании представитель ответчика директор Орловского сельского Дома культуры - филиала МУК «Районный Дом культуры МО-Пронский муниципальный район», иск признала.

.Суд, выслушав объяснение сторон, исследовав материалы дела, считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании МУК «Районный Дом культуры МО - Пронский муниципальный район» является муниципальным учреждением. Учредителем выступает администрация МО - Пронский муниципальный район Рязанской области. Орловский сельский Дом культуры - филиал муниципального учреждения культуры «Районный Дом культуры МО-Пронский муниципальный район» - это многопрофильное обособленное структурное подразделение учреждения культуры, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее постоянно все его функции или их часть. Филиал не является юридическим лицом осуществляет свою деятельность от имени МУК «Районный Дом культуры МО - Пронский муниципальный район», которое несет ответственность за деятельность филиала. Непосредственное управление деятельностью осуществляет МУК «Районный Дом культуры МО - Пронский муниципальный район» по согласованию с управлением культуры администрации МО - Пронский муниципальный район.

В ходе проведения проверок прокуратурой Пронского района Рязанской области совместно с отделением ОГПН по Пронскому району, ОВД в период с 9 декабря 2009 года по 11 декабря 2009 года было установлено, что Орловский сельский дом культуры - филиал МУК "Районный Дом культуры МО - Пронский муниципальный район" не оборудован автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре, чем нарушены требования НПБ 110-03 п. 14 и ППБ 01-03 п.п. 16, 102, не выполнена пропитка огнезащитным составом деревянных конструкций сценической коробки, горючих декораций и выставочных оформлений, ткани, чем нарушены требования ППБ 01-03 п.п. 36 и 150.

Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01- 03), которые установили требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Пунктом 14 Норм пожарной безопасности от 18.06.2003г. №315 (НПБ110-3) установлено, что здания общественного и административно - бытового назначения подлежат оборудованию автоматической пожарной сигнализацией.

Согласно п.п.36,150 ППБ 01-03 нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования, должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно. Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год.

В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) согласно п.п. 16, 102 ППБ 01-03 должна быть предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

Как установлено в судебном заседании администрация муниципального образования - Пронский муниципальный район согласно ст. 48 Устава МО от 26.01.2006 г. является юридическим лицом, исполнительно - распорядительным органом, наделенным собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.

В соответствии с п. 20 ст. 4 Устава МО - Пронский муниципальный район вопросам местного значения относится создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав Пронского муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры.

В соответствии с п. 1.2 и п. 3.1 Устава МУК "Районный Дом культуры муниципального образования - Пронский муниципальный район" учреждения культуры созданы для организации досуга, развития традиционного народного художественного творчества, удовлетворения духовных и иных потребностей населения. Согласно п.2.1 и п. 2.3 Устава - МУК "РДК МО -ПМР" является муниципальным учреждением, его учредителем выступает администрация муниципального образования - Пронский муниципальный район.

Имущество Учреждения МУК ("РДК МО-ПМР") на основании п.2.2 и. 5.4 Устава находится в собственности муниципального образования - Пронский муниципальный район и передается Учреждению на праве оперативного правления. Согласно п. 2. 7 Устава Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетные, лицевые, иные счета в органах казначейства и кредитных организациях. Источниками финансирования деятельности Учреждения являются ассигнования бюджетов, другие доходы и поступления (п. 5. 1 Устава).

На основании п. 10.1 Устава Учреждение (МУК "РДК МО-ПМР") может создавать филиалы и открывать представительства, осуществляющие свою деятельность от имени Учреждения, которое несет ответственность за их деятельность. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами (п. 10.2 Устава). Пунктом 10.3 Устава установлен перечень филиалов, входящих в состав МУК ("РДК МО-ПМР"). В указанный перечень входит Орловский сельский дом культуры, расположенный в п. Орловский Пронского района

В соответствии с Положением от 15.12.2009 г. № 67 Орловский СДК является филиалом МУК ("РДК МО-ПМР"), для обеспечения его деятельности выделяется имущество, закрепленное за МУК ("РДК МО-ПМР) на праве оперативного управления.

Имеющиеся нарушения Правил пожарной безопасности создают реальную опасность для жизни и здоровья лиц, посещающих Орловский сельский (дом культуры в случае возникновения пожара.

В соответствии со ч. 2 ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Согласно ст. 46 Закона РФ от 09.10.1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства РФ о культуре" организация культуры покрывает свои расходы за счет средств учредителя (учредителей), доходов от собственной деятельности и иных разрешенных законодательством РФ доходов и поступлений. Учредитель организации культуры, созданной в форме автономного учреждения, осуществляет финансовое обеспечение деятельности автономного учреждения, связанной с выполнением работ, оказанием услуг для потребителя в соответствии с заданиями учредителя бесплатно или частично за плату.

В судебном заседании установлено, что согласно соглашению о передаче полномочий МО - Орловское сельское поселение Пронскому муниципальному району в сфере культуры от 25 декабря 2009 года поселение передало в безвозмездное пользование здание Орловского сельского Дома культуры в срок до 31 декабря 2010 года.

Доказательствами, подтверждающими изложенные факты, являются: факт проверки требований правил пожарной безопасности за период с 9 декабря 2009 года по 11 декабря 2009 года.

Грубейшие нарушения правил пожарной безопасности создают реальную опасность для жизни и здоровья лиц, посещающих Орловский сельский дом культуры в случае возникновения пожара.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор в праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Исковое заявление предъявляется в интересах неопределенного круга лиц, так как круг лиц, посещающих учреждение культуры, периодически меняется, доступ в него не ограничен, в помещении Орловского сельского дома культуры проводятся культурные мероприятия - спектакли, дискотеки, демонстрации фильмов, вечера отдыха. В связи с чем, установить точный круг лиц, права и интересы которых нарушаются в настоящее время, и будут нарушаться в будущем, привлечь их в качестве истцов, указать в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого при разрешении дела - невозможно.

Суд считает, что следует установить конкретный срок для устранения нарушений установленных в судебном заседании, поскольку согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию муниципального образования Пронский муниципальный район, муниципальное учреждение культуры "Районный Дом культуры муниципального образования - Пронский муниципальный район" и Орловский сельский дом культуры устранить в срок до 2 мая 2010 года нарушения правил пожарной безопасности, а именно:

оборудовать Орловский сельский дом культуры автоматической пожарной сигнализацией;

обеспечить данное учреждение культуры системой оповещения людей о пожаре;

произвести пропитку деревянных конструкций сценической коробки, горючих декораций и выставочных оформлений, ткани огнезащитным составом.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Рязанский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья Пронского

районного суда И.В. Грачёв

Секретарь Ю.С. Черкесова