Дело №2-207/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 мая 2011 года г.Новомичуринск
Пронский районный суд Рязанской области
в составе председательствующего судьи Никоновой С.М.,
с участием помощника прокурора Пронского района Ермошиной М.С.,
представителя ответчика - ОАО «Новомичуринский хлебозавод» Калинина В.В.,
при секретаре Жоровой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда г.Новомичуринска дело по иску прокурора Пронского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Новомичуринский хлебозавод» о понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л :
Прокурор Пронского района обратился в суд с иском к ОАО «Новомичуринский хлебозавод» о понуждении к совершению действий, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района совместно с ТОУ Роспотребнадзора по Рязанской области в Старожиловском районе была проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего качеством питьевой воды, используемой при изготовлении хлебобулочных изделий в ОАО «Новомичуринский хлебозавод».
В ходе проверки были выявлены существенные нарушения требований ФЗ от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», СанПиН 2.1.4.1074 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качестве воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
В соответствии со ст.ст.41, 42 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и право на благоприятную окружающую среду.
Согласно п.1 ст.19 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В соответствии с п.4 ст.18 указанного Федерального Закона для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
На основании п.п.1.4, 1.5, 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» на всех водопроводах вне зависимости от их ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и подземных источников, организуются зоны санитарной охраны (ЗСО) с целью защиты водоносного горизонта от случайного или умышленного загрязнения. ЗСО организуется в составе 3-х поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию водозабора, второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Организация ЗСО предшествует разработка её проекта, в который включается определение границ зоны и составляющих её поясов, план мероприятий по улучшению санитарного состояния ЗСО, режим использования территории трех поясов. Однако, в нарушение данных требований законодательства в ОАО «Новомичуринский хлебозавод» не организована зона санитарной охраны водоисточника, расположенного в производственном цеху ОАО «Новомичуринский хлебозавод», на момент проверки не представлен проект организации ЗСО.
Нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства ОАО «Новомичуринский хлебозавод» создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний людей и иных негативных последствий.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Иск заявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц, так как ОАО «Новомичуринский хлебозавод» осуществляет производство продуктов питания (хлеб, макаронные изделия, печенье и т.д.) для изготовления которых используется вода из указанного источника. Попадание в водоисточник загрязняющих веществ может повлечь за собой причинение вреда и жизни граждан.
Согласно ч.3 ст.35 ФЗ от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан.
Прокурор Пронского района просит суд обязать ОАО «Новомичуринский хлебозавод» организовать зону санитарной охраны водоисточника и разработать проект зоны санитарной защиты водоисточника.
В судебном заседании помощник прокурора Пронского района Ермошина М.С. исковое заявление поддержала, повторив доводы, изложенные в исковом заявлении, и просит суд обязать ОАО «Новомичуринский хлебозавод» в срок до 1 декабря 2011 года организовать зону санитарной охраны водоисточника и разработать проект зоны санитарной защиты водоисточника.
В судебном заседании представитель ответчика ОАО «Новомичуринский хлебозавод» Калинин В.В. исковые требования признал частично, пояснив, что на момент проверки ОАО «Новомичуринский хлебозавод» были организованы два из трех поясов зон санитарной охраны водоисточника. В настоящее время ответчиком организован третий пояс ЗСО. Однако ОАО «Новомичуринский хлебозавод» признает исковые требования в части отсутствия у предприятия проекта организации зон санитарной охраны водоисточника и обязуется устранить допущенные нарушения. Срок, предложенный помощником прокурора для устранения выявленных на предприятии нарушений, считает разумным и достаточным.
Выслушав объяснения помощника прокурора Ермошиной М.С., представителя ответчика Калинина В.В., исследовав материалы дела и проанализировав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. На основании ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с п.7.2. главы 7 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 88 (ред. от 17.05.2010) «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 2.2.1.1312-03» проектируемые централизованные системы хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения, горячего водоснабжения, водоисточников, зоны санитарной охраны (ЗСО) водоисточников должны соответствовать действующим нормативным документам.
Согласно п.1 ст.19 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
На основании п.1.4, 1.5, 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» на всех водопроводах вне зависимости от их ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и подземных источников, организуются зоны санитарной охраны (ЗСО) с целью защиты водоносного горизонта от случайного или умышленного загрязнения. ЗСО организуется в составе 3-х поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию водозабора, второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Организации ЗСО предшествует разработка её проекта, в который включается определение границ зоны и составляющих её поясов, план мероприятий по улучшению санитарного состояния ЗСО, режим использования территории трех поясов.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Пронского района Рязанской области совместно с ТОУ Роспотребнадзора по Рязанской области в Старожиловском районе проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего качество питьевой воды, используемой при изготовлении хлебобулочных изделий в ОАО «Новомичуринский хлебозавод».
Также в судебном заседании установлено, что в ходе данной проверки выявлены нарушения требований законодательства, а именно: ОАО «Новомичуринский хлебозавод» не организована в соответствии с требованиями законодательства зона санитарной охраны водоисточника, расположенного в производственном цеху ОАО «Новомичуринский хлебозавод» в составе трех поясов, а также не разработан проект организации ЗСО.
Данные обстоятельства подтверждаются следующими письменными доказательствами: копией объяснения (л.д.7-8); копией лицензии на право пользования недрами (л.д.9); копией Устава ОАО «Новомичуринский хлебозавод» (л.д.12-14).
Доказательств организации ОАО «Новомичуринский хлебозавод» в соответствии с требованиями законодательства зоны санитарной охраны водоисточника, расположенного в производственном цеху ОАО «Новомичуринский хлебозавод» в составе трех поясов, а также наличия проекта организации ЗСО представителем ответчика в судебном заседании не представлено.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
При указанных обстоятельствах суд считает иск прокурора Пронского района обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
С учетом обстоятельств дела суд считает необходимым установить конкретный срок для устранения нарушений, установленных в судебном заседании, поскольку согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать ОАО «Новомичуринский хлебозавод»в срок до 1 декабря 2011 года организовать зону санитарной охраны водоисточника, расположенного в производственном цеху ОАО «Новомичуринский хлебозавод», и разработать проект организации зоны санитарной охраны водоисточника.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Рязанский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья: