решение о досрочном назначении трудовой пенсии по старости



                                                                                     

                                                                                                             Дело № 2-87/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 марта     2012 года                                                              г. Новомичуринск                                                                   

Пронский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Чепелевой О.М.,

при секретаре Качарминой Е.А.,

с участием представителя     ГУ -УПФ РФ по Пронскому району Диско О.П., действующей на основании доверенности <…>,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гусева В.И. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ по Пронскому району Рязанской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Гусев В.И. обратился в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ по Пронскому району о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, мотивируя свои требования тем, что «___»_____ года он обратился в ГУ -УПФ РФ по Пронскому району с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Ответчик отказал в назначении досрочной пенсии, при этом исключили из периодов осуществления педагогической деятельности время прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР с <…> по <…>. В льготный стаж Управление ПФ РФ по Пронскому району засчитало время работы общей продолжительностью <…>. При условии включения в педагогический стаж времени прохождения истцом службы в ВС СССР период осуществления педагогической деятельности составляет <…>. Просит суд признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии с «___»_____ года, обязать УПФ РФ по Пронскому району включить в периоды осуществления истцом педагогической деятельности время прохождения истцом службы в составе Вооруженных Сил СССР с <…> по <…>.       

В судебном заседании истец Гусев В.И. заявленный иск поддержал и пояснил, что отказ Управления Пенсионного Фонда РФ по Пронскому району в досрочном назначении ему пенсии считает необоснованным, так как проходя службу в составе Вооруженных Сил СССР, он не мог предвидеть изменения законодательства и рассчитывал на то, что при исчислении ему педагогического стажа будут применяться нормативные акты, действующие в тот период, согласно которым служба в Вооруженных Силах будет засчитана в педагогический стаж и ему будет назначена пенсия как педагогическому работнику.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ - УПФ РФ по Пронскому району Диско О.П. иск не признала и суду пояснила, что ГУ-УПФ РФ по Пронскому району было отказано истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку отсутствует 25-летний педагогический стаж. При подсчете льготного стажа были учтены периоды работы истца в должности учителя с <…> по <…>. Общая продолжительность педагогического стажа составила <…>. В данный период работы занимаемые должности поименованы Списками от 29.10.2002 г. № 781. В подсчет педагогического стажа не включен период прохождения истцом службы в составе Вооруженных Сил СССР с <…> по <…>. Считают, что отсутствуют правовые основания для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости вышеуказанного спорного периода, так как на день отмены постановления СМ СССР от 11.12.1959 г. № 1397 Гусев В.И. не выработал педагогический стаж необходимой продолжительности. Просят в иске Гусеву В.И. отказать.

Представитель третьего лица - ГУ отделения Пенсионного Фонда РФ по Рязанской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав объяснения истца Гусева В.И., представителя ответчика ГУ - УПФ РФ по Пронскому району Диско О.П., исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подпункта 19 пункта 1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции ФЗ от 30 декабря 2008 года N 319-Ф3) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Судом установлено, что Гусев В.И. в период с <…> по <…> служил в армии, что подтверждается записями военного билета (л.д. …).

С <…> по настоящее время Гусев В.И. работает преподавателем в средних школах. Его педагогический стаж в школах включают в себя следующие периоды:

- с <…> по <…> - в должности учителя физической культуры в <…> школе;

- с <…> по <…> - в должности учителя иностранного языка в <…> школе;

- с <…> по <…> - периоды работы в <…> общеобразовательной школе в должности учителя географии и НВП, в должности преподавателя -организатора основ ОБЖ, учителя истории, в должности директора;

- с <…> по дату подачи заявления о назначении пенсии - в должности преподавателя - организатора ОБЖ в МОУ <…>. Общая продолжительность педагогического стажа истца составляет <…>.

Решением комиссии по назначению пенсии Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Пронскому району Рязанской области N X от «___»____ года истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости со ссылкой на то, что им не выработано требуемого законом специального стажа. При этом Комиссией не засчитан в стаж указанный период службы в армии, поскольку действующее законодательство такого зачета не предусматривает (л.д. …).

Положения части 2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17 ст.18, ст.19 и ч.1 ст.55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В период, когда истец служил в армии с <…> по <…> года, действовало утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Таким образом, на момент прохождения Гусевым В.И. службы в Советской Армии действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, поэтому дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Судом установлено, что нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими на время прохождения Гусевым В.И. службы в Вооруженных Силах СССР, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 26.01.1983 года) и «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.

Согласно п.1 названного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.

В силу пункта 4 Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Принимая во внимание, что на момент обращения Гусева В.И. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, то суд считает, что период службы в армии подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным Законом от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Доводы представителя ответчика Диско О.П. о том, что истец должен был выработать требуемый стаж на 01.10.1993 г., т.е. на дату отмены Постановления № 1397 от 17.12.1959 г., суд считает необоснованными, поскольку они основанные на неверном толковании норм пенсионного законодательства.

Суд считает, что истцу следует назначить пенсию с <…>, то есть с момента обращения к ответчику за назначением пенсии, поскольку согласно п.1 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                  Р Е Ш И Л:

Признать за Гусевым В.И. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с «__»____ года.

Обязать Государственное      учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ по Пронскому району Рязанской области включить в периоды осуществления педагогической деятельности время прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР с <…> по <…>.

Обязать     ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Пронскому району     назначить       Гусеву В.И. трудовую пенсию по старости с «___»________года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления судом в окончательной форме.

Судья: