Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дата обезличена года город Ставрополь
Резолютивная часть решения оглашена Дата обезличена года
Решение изготовлено в полном объеме Дата обезличена года
Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Долгополовой Н.В.
при секретаре Лещуковой Е.А.,
с участием сторон:
истца ФИО5,
представителя ответчика по доверенности Номер обезличен от Дата обезличена года ФИО2,
представителя ответчика по доверенности Номер обезличен от Дата обезличена года ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5, ФИО4 к открытому акционерному обществу «Теплосеть» о взыскании неосновательного обогащения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО5, ФИО4 обратились в суд с исковыми требованиями к открытому акционерному обществу «Теплосеть» о взыскании неосновательного обогащения.
Исковые требования мотивированы тем, что Дата обезличена года между ОАО «Теплосеть» и истицей был заключен договор теплоснабжения Номер обезличен, к которому приложен расчет теплопотребления. Согласно данному расчету норматив теплопотребления составляет 0,013 ГКалм2. Однако в квитанциях ГРЦ на оплату с Дата обезличена г. указан норматив - 0,0211 ГКалм2 в месяц, согласно которому и производился расчет стоимости тепла в течение всего 2008 года. Таким образом, расчеты теплопотребления к типовому договору были подменены. Как истцам пояснили, это было сделано, во-первых, для предотвращения социального напряжения, а во-вторых, для удобства расчетов за отопление в виде, частичной предоплаты. Истицами был произведен расчет (приложение 3), согласно которому истцы получили увеличение норматива в 1,62 раза, решив, что это очень большое разовое увеличение норматива, истцы обращались в ОАО "Теплосеть», городской комитет по ЖКХ, Главе ... и Губернатору края, обращая их внимание на подмену нормативов и на другие факторы, приведшие к финансовому беспределу. Несмотря на тактику отписок и стратегию замалчивания проблемы чиновниками всех рангов, Энергосбыт ОАО «Теплосеть» пообещала и частично выполнила свое обещание возвратить им излишне взятые деньги, но только исходя из разности нормативов. Возврат в виде перерасчета стоимости отопления начался с февраля 2009г. (Приложение 4). Помимо недоплаты по признаку подмены нормативов выявлены и другие недоплаты по следующим признакам: неправомерного увеличения тарифа на 18.7%, несмотря на инфляцию по ... в размере 15,1 % (приложение 5); неправомерного применения коэффициента на особые отопительные условия Кооу = 1,03); невнесения поправок в программу ГРЦ из-за несоответствия расчетной и действительной температуры наружного воздуха. Считают, что вышеприведенные факты нарушают права граждан, гарантированные Конституцией РФ, законами и др. правовыми актами, что подтверждается нижеследующими доказательствами. Так, к договору Номер обезличен от Дата обезличена г., заключенному ОАО «Теплосеть» с жильцами дома Номер обезличен по ..., приложен расчет теплопотребления, согласно которому норматив составляет 0,013 ГКалм2. Однако в квитанциях ГРЦ с Дата обезличена г. указан норматив - 0,0211 ГКалм2 в месяц, согласно которому и производился расчет стоимости тепла в течение всего 2008 года. Применение в расчетах ОАО «Теплосеть» коэффициента на особые отопительные условия (КооУ) не нашло подтверждения в нормативно-правовых документах - СНиП, СП и НП; методиках, утвержденных Госстроем РФ; подзаконных актах РФ. Следует особо отметить, что справочная, учебная и др. указательная литература не является правовой, а только рекомендательной, также и СНиП, СП и НП, утратившие правовую силу, в связи с появлением аналогичных СНиП, СП и НП последних изданий. На это положение было рекомендовано обратить внимание Энергосбыту ОАО «Теплосеть» еще в июле 2008 г. при ссылках ОАО «Теплосеть» на неправовую литературу, относительно применения Кооу. Ознакомившись со СНиП, СП и НП последних изданий в специализированных организациях (ЦНТИ, стройтехникум истцы, совместно со специалистом -председателем комиссии сантехнических дисциплин ФИО6 - еще раз убедились в отсутствии подтверждения правомерности применения Кооу нормативно-правовыми документами (приложение 9). В применяемой ОАО «Теплосеть» и Городским комитетам по ЖКХ «Методики определения количеств тепловой энергии...» Госстроя РФ (Приказ Номер обезличен) содержится обратное мнение по применению Кооу в расчетах: в формуле (2) на стр.20 Кооу отсутствует (приложение 10), в примечании на стр.24 сказано, что поправка на ветер не требуется, т.к. эта поправка уже учтена в формуле (3) при определении коэффициента инфильтрации (приложение 11). В разъяснении же к расчету теплопотребления сказано (приложение 12), что Кооу предназначен, в частности, в качестве поправки на ветер. Относительно же использования Кооу в качестве поправки на компенсацию тепловых потерь в не отапливаемых помещениях, то это дается не нормативно-правовой литературой, а справочной в качестве рекомендации проектным организациям для планирования и прогнозирования, что рассчитывается по принципиально другой формуле, снижающей на 60% математическое влияние Кооу, по сравнению с формулой расчета теплопотребления в приложении. Однако отсутствие правового подтверждения о применении Кооу в нормативно - правовой документации исключает коэффициент Кооу из обращения.
Невнесение поправок на действительную температуру наружного воздуха в программу ГРЦ в отопительном сезоне 2008 г. неправомерно. По некоторым сведениям ГРЦ не было информировано от ОАО» Теплосеть», которая, имея данные АНО «Северокавказское метеоагенство», не внесло поправки в программу ГРЦ, согласно п. 5.5. договора теплоснабжения (приложение 13). Неправомерное увеличение стоимости 1 Гкал тарифа на 3,6% (18.7% - 15.1%), приложение 5; 14.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Статья 395 ГК РФ предусматривает, что за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.
Считают, что действиями ответчика нарушены права населения и нет иного способа, кроме как по решению суда решить данный спор и восстановить нарушенное право. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 131-138 ГПК РФ просят взыскать с ответчика в их пользу сумму неосновательного обогащения в размере 597,7 рублей, сумму процентов за пользование чужими денежными средствами за период с Дата обезличена года.
Истица ФИО4, извещенная о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явилась. В заявлении истица заявила о рассмотрении данного гражданского дела без ее участия. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотрение дела без участия истицы ФИО4
В судебном заседании истец ФИО5 исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представители ответчика ОАО «Теплосеть» ФИО2 и ФИО3, действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали, просили в удовлетворении исковых требований отказать по причине их необоснованности.
Выслушав в судебном заседании лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, изучив имеющиеся доказательства по делу, суд пришел к следующим выводам.
Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в порядке, установленном ФИО7
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, при отсутствии приборов учета, исходя из нормативов потреблении коммунальных услуг в порядке, установленном ФИО7
Согласно статье 31 Федерального закона от Дата обезличена N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги).
Постановлением ФИО7 от Дата обезличена года Номер обезличен были утверждены правила установления и определения нормативов потребления.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. Согласно пункту 16 Правил срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами. В соответствии с пунктом 13 Правил основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
Постановление главы ... от Дата обезличена года Номер обезличен были утверждены нормативы потребления коммунальных услуг для населения ... в соответствии с Постановлением ФИО7 от Дата обезличена года Номер обезличен.
ФИО8 установлено, что с Дата обезличена года в городе Ставрополе установлен новый порядок расчетов с населением за тепловую энергию для отопления и горячего водоснабжения. Введение нового порядка расчетов обусловлено выполнением требований норм Гражданского и Жилищного законодательств Российской Федерации, в том числе «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», «Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». Вышеуказанными Правилами определено, что при отсутствии общедомовых приборов учета объем тепловой энергии, используемый для расчета платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по утвержденным нормативам потребления тепловой энергии на отопление. Формирование нормативов потребления коммунальных услуг для отопления жилых помещений и порядок их установления проведены в соответствии с «Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее по тексту - Правилами), утвержденными Постановлением правительства Российской Федерации от Дата обезличена г. Номер обезличен.
Установление нормативов потребления коммунальных услуг произведено по инициативе администрации ..., ОАО «Теплосеть» в соответствии с п.8 Правил.
При этом был выбран расчетный метод определения нормативов, установленный Правилами, а именно п.п. 20.3, 23. Применение расчетного метода обусловлено: отсутствием результатов измерений расхода тепловой энергии на отопление в многоквартирных домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами для применения метода аналогов; отсутствием данных измерений технической экспертизы для применения экспертного метода.
В связи этим администрацией ... принято решение о расчетном методе определения нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с п.24 Правил. Расчет нормативов потребления коммунальных услуг произведен с учетом нормативных технологических потерь в системах отопления многоквартирных домов, затрат тепловой энергии на содержание общего имущества и обеспечения температурного режима жилых помещений в соответствии с соответствии с п.п.25, 26,29 Правил с применением методики расчета расхода тепловой энергии на отопление по укрупненным показателям. Расчетные формулы определения расчетного расхода тепловой энергии на отопление по укрупненным показателям приведены в «Методике определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения», утвержденной Госстроем России Дата обезличенагода, «Методике определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения», утвержденной Госстроем России Дата обезличена года Номер обезличен, справочнике проектировщика, «Внутренние санитарно-технические устройства. Часть 1 «Отопление». Устанавливаемые в соответствие с указанными Правилами нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению применяются при отсутствии общедомовых приборов учета и предназначены для определения размера платы за отопление равными долями в течение всего календарного года.
Расход тепловой энергии на отопление определяется энергоснабжающей организацией расчетным путем и согласовывается с Потребителем, что подтверждается договором теплоснабжения, заключенным между ОАО «Теплосеть» и собственниками жилых помещений в жилом доме по ..., ..., в том числе и с истицей ФИО4 Размер платы за отопление жилого помещения корректируется 1 раз в год, в соответствии с расходом тепловой энергии на отопление, определенным ресурсоснабжающей организацией, в соответствии с подпунктом 2 пункта 20 Правил и подпунктом 2 пункта 1 приложения Номер обезличен к Правилам, расчетным путем (при отсутствии прибора учета) с учетом поправки на фактическую температуру наружного воздуха, либо по данным приборного учета (при наличии прибора учета). В связи с чем, по итогам 2008 года собственникам помещений 28-ми домов по ..., в том числе жилому дому Номер обезличен, был сделан перерасчет платы за отопление в соответствии с расчетным теплопотреблением с учетом фактической температуры наружного воздуха в отопительные месяцы согласно условиям договоров теплоснабжения.
Действующим законодательством не предусмотрена ежемесячная корректировка в зависимости от климатических условий. В соответствие с пунктом 10 Правил, нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры. После проведения расчетов индивидуальных нормативов отопления по каждому дому, дома были скомпонованы в группы по конструктивным признакам (этажности и количеству подъездов). При формировании групп домов по конструктивным признакам, учитывалось также и то, чтобы нормативы отопления внутри группы имели близкие значения. По каждой группе выведены средневзвешенные значения нормативов отопления. Типовой договор с единым типовым нормативом теплопотребления 0.013 Гкал на кв.м. в месяц отсутствует. В соответствии с действующим жилищным законодательством, начиная с 2007года, договоры теплоснабжения заключаются на каждый объект теплопотребления. При этом индивидуальные нормативы теплопотребления (тепловая нагрузка здания) по многоквартирным домам могут отличаться от установленных нормативов для данной группы, как в большую, так и в меньшую сторону. Разница между установленными нормативами и индивидуальными корректируется 1 раз в год по итогам принятого договором метода учета потребления тепловой энергии. При этом законодательством не предусмотрено индексация оплаты за отопление на коэффициент инфляции. Расчет расхода тепловой энергии на отопление произведен с учетом нормативных технологических потерь в системах отопления многоквартирных домов, затрат тепловой энергии на содержание общего имущества и обеспечения температурного режима жилых помещений и особенностей систем отопления, обуславливающих дополнительные потери тепла (не учтенные в нормативных технологических потерях). Удельная отопительная характеристика определяет теплопотери здания через его наружные ограждения, между тем как теплопотребление зданием определяется тепловым потоком в его системе отопления, который больше чем расход теплоты, рассчитанный только по удельной отопительной характеристике. Последняя не учитывает СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование», эти потери возникают за счет различного расположения приборов у наружных ограждающих поверхностей, а также от трубопроводов, проложенных в неотапливаемых помещениях (подвалах), и не должны превышать 7% теплового потока системы отопления здания. Вследствие чего, данные потери неизбежны, которые должны быть покрыты дополнительным к расчетному тепловым потоком, что подтверждено данными экспертизы Академии коммунального хозяйства им. Памфилова по объектам Ставропольской государственной сельхозакадемии, Москва, 2000 года.
Из представленных суду материалов усматривается, что по рассматриваемому дому Номер обезличен разводящие трубопроводы отопления проложены по подвалу, тепловая изоляция на них разрушена, а на сохранившихся участках с течением времени утратила свои теплоизоляционные свойства, что подтверждено актом Номер обезличен от Дата обезличена года.
Согласно СНиП 41-03-2003 «Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов» тепловой изоляции подлежат наружные поверхности трубопроводов, в том числе расположенных в зданиях, с температурой в них вещества от минус 180 до 600 градусов для
обеспечения нормативного уровня тепловых потерь (для трубопроводов системы отопления - табл.5).
В судебном заседании нашел свое подтверждение тот факт, что в доме Номер обезличен по ... имеются дополнительные потери тепловой энергии не только за счет прохождения трубопровода через неотапливаемый подвал дома Номер обезличен по ..., что составляет не более 5%, но и значительные потери по причине отсутствия надлежащей тепловой изоляции трубопроводов.
Из материалов дела усматривается, что теплоснабжающей организацией в договоре теплоснабжения Номер обезличен от Дата обезличена года, заключенного с ФИО4, был предложен минимальный коэффициент учета тепловых потерь от разводящих трубопроводов - 3% (коэф-т-1,03), который согласован истцом при подписании договора.
Таким образом, на применение коэффициента 1,03 имеется оформленное надлежащим образом соглашение сторон.
ФИО8 установлено, что деятельность ОАО «Теплосеть» в части ценообразования регулируется в соответствии с Федеральным законом Номер обезличенФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ». Тариф на тепловую энергию устанавливает уполномоченный региональный орган - Региональная тарифная комиссия Ставропольского края. Основным принципом государственного регулирования тарифа на тепловую энергию является экономическая обоснованность. При регулировании учитываются только те затраты, которые технологически обоснованы и экономически целесообразны. В рамках реализации региональной адресной программы по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета в многоквартирном доме по .... 4 установлен общедомовой узел учета тепловой энергии и теплоносителя с выводом показаний приборов дистанционно в информационную систему ОАО «Теплосеть». Согласно данным приборного учета за 10 дней декабря, а именно с 13 по Дата обезличена года расход тепловой энергии на отопление составил 6,3 Гкал. Исходя из этого, если привести данный расход к 31 дню в декабре, то расход в декабре ориентировочно составит (6,36:10*31) 19.53 Гкал при договорном объеме теплопотребления 14,57 Гкал. Таким образом, приборный учет наглядно показывает, что договорное (расчетное) потребление тепловой энергии на отопление многоквартирного дома по ... меньше фактического.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Исходя вышеприведенных норм права и установленных судом фактов, суд пришел к выводу, что доводы изложенные в обосновании своих доводов истцами не могут быть приняты судом во внимание, более того, истцы не доказали, какому закону или иному правовому акту противоречит расчет стоимости теплоэнергии, применяемый ответчиком.
С учетом вышеприведенных норм права и установленных судом фактов, суд пришел к выводу о том, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
ФИО5, ФИО4 в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд города Ставрополя.
Судья Н.В. Долгополова