дело Номер обезличен 3981/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ставрополь 06 сентября 2010 года
Судья Промышленного районного суда г. Ставрополя Последов А.Ю.,
при секретаре Кочарян Т.Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда г. Ставрополя гражданское дело по иску ФИО2 к Ликвидационной комиссии по ликвидации Управления труда и социальной защиты населения, Управлению труда и социальной поддержки отдельных государственных полномочий в городе Ставрополе, муниципальному образованию г. Ставрополя о признании незаконными действий, возложению обязанности по выплате компенсации, взыскании неполученной компенсации, с участием третьего лица Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с иском к Ликвидационной комиссии по ликвидации Управления труда и социальной защиты населения, Управлению труда и социальной поддержки отдельных государственных полномочий в городе Ставрополе, муниципальному образованию г. Ставрополя о признании незаконными действий, возложению обязанности по выплате компенсации, взыскании неполученной компенсации.
В обоснование своих требований истец указал, что он принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, вследствие чего ему, как инвалиду чернобыльской катастрофы, предоставляются льготы и компенсации. В соответствии со ст. 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» инвалидам гарантируется оплата в размере 50 % занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 % за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 % со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
Все льготы по 50 % оплате за жильё и коммунальные услуги до Дата обезличена года предоставлялись ему и членам его семьи непосредственно путём уменьшения соответствующих размеров выплат в квитанциях по оплате жилья и коммунальных услуг.
С 01.01.2009г. в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 17.09.2008 года № 145-п «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае в денежной форме» оплата за жильё и коммунальные услуги производится им в полном размере с последующей выплатой ему компенсации Управлением труда и социальной защиты населения города Ставрополя (с 01.01.2009г. по 31.12.2009г.) и Управлением труда и социальной поддержки населения по осуществлению отдельных государственных полномочий в городе Ставрополе.
Управление труда и социальной защиты населения города Ставрополя, равно как и Управление труда и социальной поддержки населения по осуществлению отдельных государственных полномочий в городе Ставрополе осуществляет ему компенсацию расходов по оплате коммунальной услуги «отопление», исчисляя в зависимости от пропорциональной доли площади жилого помещения, приходящейся на каждого проживающего в данном жилом помещении гражданина, что истец считает незаконным, так как Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не содержит нормы о том, что 50 % скидка по оплате за отопление предоставляется в пределах нормативов потребления.
Просил суд признать незаконными действия Управления труда и социальной защиты населения города Ставрополя, выразившиеся в непредставлении ему, с Дата обезличена года по Дата обезличена года скидки в размере 50% по оплате за отопление всей площади жилого помещения, занимаемого мною, признать незаконными действия Управления труда и социальной поддержки населения по осуществлению отдельных государственных полномочий в городе Ставрополе, выразившиеся в непредставлении ему с Дата обезличена года скидки в размере 50% по оплате за отопление всей площади жилого помещения, занимаемого им, обязать Управление труда и социальной поддержки населения по осуществлению отдельных государственных полномочий в городе Ставрополе выплачивать с Дата обезличена года ему компенсацию в размере 50% оплаты за отопление всей площади жилого помещения, занимаемого им, взыскать с муниципального образования город Ставрополь за счёт средств бюджета города Ставрополя единовременно в его пользу неполученную за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года сумму компенсации за отопление в размере 3876 рублей 55 копеек.
В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержал по обстоятельствам, изложенным в иске, просил их удовлетворить его требования в полном объеме. Также ФИО2 пояснил, что плата за отопление законодательством установлена за расчётный период в 1 месяц не на «одного человека», а на «один квадратный метр». В силу этого невозможно определить (выделить) фактическую индивидуальную долю тепла, потреблённую конкретным лицом, проживающим в данном жилом помещении, и, соответственно, невозможно определить (выделить) индивидуальную долю платы за отопление конкретным лицом. Следовательно, ему должна предоставляться льгота на всю площадь занимаемого им помещения, вне зависимости от того, сколько человек проживают вместе с ним в жилом помещении.
В судебном заседании представитель ответчика Ликвидационной комиссии по ликвидации Управления труда и социальной защиты населения г. Ставрополя, также представляющая интересы Управления труда и социальной поддержки населения по осуществлению отдельных государственных полномочий в г. Ставрополе ФИО4, действующая на основании доверенностей, исковые требования ФИО2 не признала, пояснила суду, что согласно Закону РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется оплата в размере 50 % занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними, оплата в размере 50 % за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.
С Дата обезличенаг. на основании постановления Правительства Ставропольского края от 17.09.2008 г. № 145-п «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае в денежной форме» меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные федеральным законодательством и предоставляемые ранее в натуральном выражении, заменены на денежные выплаты. В связи с этим, мера социальной поддержки по оплате в размере 50 % услуги теплоснабжения, предусмотренная статьей 14 указанного Закона, с Дата обезличена г. предоставляется инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы в виде денежной компенсации расходов на коммунальную услугу «отопление». Расчет сумм компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан осуществляется Управлением в автоматизированном режиме с использованием программного комплекса «Адресная социальная помощь», заказчиком которого является вышестоящий орган исполнительной власти субъекта РФ- Министерство труда и социальной защиты населения города Ставропольского края. При назначении компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг Управление руководствуется разъяснениями Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, осуществляющего контроль за законностью и обоснованностью предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Согласно пункту 12 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае в денежной форме, утвержденного вышеназванным Постановлением Правительства Ставропольского края, стоимость услуги теплоснабжения определяется в зависимости от общей площади жилья, в связи с чем, компенсация расходов на оплату данной услуги исчисляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, исходя из доли граждан в общей площади жилья и (или) в пределах федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения, установленного Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей обязанность дееспособных членов семьи собственника жилого помещения нести солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, размер компенсации расходов на указанную услугу рассчитывается истцу исходя из его доли в общей площади жилья, т.е. исходя из 1/2 от 92 кв.м. Затраты на содержание второй половины жилого помещения, следуя смыслу статьи 31 ЖК РФ, должна нести его супруга.
В удовлетворении исковых требований ФИО4 просила суд отказать в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика муниципального образования
г. Ставрополя не явился, несмотря на надлежащее извещение его о времени и месте судебного заседания, уважительных причин неявки суду не представил.
В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
При таких обстоятельствах суд признает причину неявки представителя ответчика муниципального образования г. Ставрополя неуважительной и полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края ФИО7, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворениях исковых требований ФИО2 ФИО7 пояснила суду, что в ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» содержится конкретный перечень коммунальных услуг, на оплату которых предоставляется 50 % скидка. Указанный закон имеет прямое действие и расширительное его толкование не предусмотрено.
Компенсация расходов по оплате за отопление гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС исходя из доли граждан в общей площади жилья также подтверждена письмом Министерства регионального развития РФ от 17.12.2008г. № 33913-АД/14, в котором указано, что, исходя из формулировки статьи 14 Закона РФ № 1244-1 гражданам указанной категории, проживающим совместно с другими членами семьи, меры социальной поддержки предоставляются только на долю потребленных коммунальных услуг, приходящихся на носителя льгот.
Суд, выслушав истца ФИО2, представителя ответчиков ФИО4 и представителя третьего лица ФИО7 исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Из материалов дела следует, что истец ФИО2 является гражданином, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Истец постоянно проживает в четырехкомнатной квартире Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... г. Ставрополя. Указанная квартира принадлежит на праве собственности супруге истца -ФИО8, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество серии АВ 26 Номер обезличен.
Спор между сторонами возник вследствие различного толкования норм ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» о предоставлении указанной категории граждан льгот по оплате коммунальной услуги - «отопление».
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, а также инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется: оплата в размере 50 % занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 % за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 % со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
Согласно п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13, п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» льгота в виде скидки в размере 50 % от установленный платы за пользование коммунальными услугами предоставлялась только гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, а также инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы. На членов их семей указанная льгота не распространялась.
Изменения, внесенные в указанный закон Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ не изменили круг граждан, которым предоставляется льгота по оплате пользования коммунальными услугами, а потому не ухудшили положения членов семьи граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, поскольку такая льгота как в ранее действовавшей редакции, так и в настоящей редакции Закона на членов семей граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, не распространяется.
Сложившаяся практика по рассматриваемым правоотношениям также свидетельствует о том, что льгота по оплате пользования коммунальными услугами не распространяется на членов семей граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы (Постановления Президиума ВС РФ от 01.08.2007г., от 07.11.2007г.).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что предоставление истцу льготы по оплате услуг отопления жилого помещения, исходя из доли истца в общей площади жилья не противоречит требованиям закона, в связи с чем его исковые требования о предоставлении ему скидки в размере 50 % по оплате услуг за отопление с 01.01.2010г. удовлетворению не подлежат.
На основании постановления Правительства Ставропольского края от 17.09.2008г.
№ 145-п «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае в денежной форме» с 01.01.2009г. меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные федеральным законодательством и предоставляемые ранее в натуральном выражении, заменены на денежные выплаты.
Следовательно, у суда также не имеется оснований для возложения на Управление труда и социальной поддержки отдельных государственных полномочий в городе Ставрополе обязанности по выплате ФИО2 за период с Дата обезличенаг. компенсации в размере 50 % оплаты за отопление, а также взыскания с муниципального образования г. Ставрополя неполученной компенсации за отопление.
На основании изложенного, руководствуясь Законом РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Постановлением Правительства Ставропольского края от 17.09.2008г. № 145-п, ст. ст. 194- 198 Гражданского процессуального кодекса РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Ликвидационной комиссии по ликвидации Управления труда и социальной защиты населения о признании незаконными действий, выразившихся в непредставлении скидки в размере
50 % по оплате услуг за отопление за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года – отказать.
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Управлению труда и социальной поддержки отдельных государственных полномочий в городе Ставрополе о признании незаконными действий, выразившихся в непредставлении скидки в размере 50 % по оплате услуг за отопление за период с 01 января 2010 года– отказать.
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Управлению труда и социальной поддержки отдельных государственных полномочий в городе Ставрополе о возложении обязанности по выплате за период с 01 января 2010 года компенсации в размере 50 % оплаты за отопление– отказать.
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к муниципальному образованию ... о взыскании за счет бюджета г. Ставрополя неполученной суммы компенсации за отопление в размере Номер обезличен копеек - отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в ...вой суд через ... суд ... в течение 10 дней со дня его вынесения.
Мотивированное решение составлено 10 сентября 2010 года
Судья А.Ю. Последов