назначение пенсии



Дело № 2-5385\10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 сентября 2010 г.. Ставрополь

Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего Аграфениной Л.П.

при секретаре Поповой Н.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Кудашкиной Светланы Анатольевны Управлению Пенсионного фонда по г. Ставрополю о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с занятием педагогической деятельностью.

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику о признании права на досрочную пенсию по старости в связи с занятием педагогической деятельностью.

В судебном заседании истица показала суду, что в апреле месяце 2010 года ее педагогический стаж составил 25 лет и она обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в Пенсионный фонд.

Пенсионный фонд отказал в назначении пенсии и исключил из ее педагогического стажа период работы в должности пионервожатой в средней школе №28 г. Ставрополя с 08.09.1982 г. по 15.11.1983 г., т.к. Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию по выслуге лет по правилам статьи 80 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утверждённом постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463 и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном постановлением Правительства РФ от 22. 09. 1999 г. №1067 не предусмотрена возможность включения в педагогический стаж периодов работы в должности «старшая пионервожатая».

В соответствии с Постановлением Совета министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 17.12.1959 г. №1397, принятого в соответствии с Законом СССР «О государственных пенсиях в СССР» от 14 июля 1956 г. работа в должности пионервожатого (старшего пионервожатого) засчитывалась в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет. В последующие постановления Правительства РФ от 06.09.1991 г. №463 и от 22.09.1999 г. №1067 указанная должность, как дающая право на получение пенсии по выслуге лет, включена не была. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. №953 установлено, что с 1 октября 1993 года на территории РФ Постановление Совмина СССР №1397 не применяется. Однако до принятия закона РФ от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в РФ» работа в указанной должности давала право на пенсию по выслуге лет.

Статья 4 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действия закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Как следует из моей трудовой книжки в должности старшей пионервожатой она работала в период с 08.09.1982 г. по 15.11.1983 г. и имела право на зачёт указанного периода работы в специальный стаж. То обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную трудовую пенсию по старости законодательство изменилось, поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше.

Она никак не могла предвидеть в 80-х годах, что Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397 г. не будет применяться с 01.10.1993 г. на территории РФ. Учитывая, что статья 6 (часть 2), статья 15 (часть 4), статья 17 (часть 1), статья 18, 19, статья 55 (часть 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы я, как участник соответствующих правоотношений могла в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть

уверенной в том, приобретенное ею, на основе действующего законодательства, право будет уважаться властями и будет реализовано, считаю, что данный период работы должен быть включён в стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии. Более того по данному вопросу имеются положительные судебные решения. Согласно части 2 статьи 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Изменение условий установления пенсии в данном случае является ограничением конституционного права граждан на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанным в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение Федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Пенсионный фонд исключил из ее педагогического стажа периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05. 02. 1990 г. по 15.02.1990 г., с 14.12.1998 г. по 19.12.1998 г., 18.04.2008 г., с 12.01.2009 г. по 16.01.2009 г. с 09.02.2009 г. по 14.02.2009 г., 31.03.2009 г.

В соответствии с Тарифно-квалификационными

характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования РФ (приказ Минообразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995г. № 463/1268 повышение квалификации является неотъемлемой частью должностных обязанностей всех педагогических работников (пионервожатых). На курсы она направлялась по приказу работодателя, а не по своему желанию. Курсы повышения квалификации являются трудовыми обязанностями работников, непосредственно связанными с их педагогической деятельностью. Если в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» основным принципом для включения в страховой стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности является условие, связанное с уплатой страховых взносов в пенсионный фонд РФ, то периоды повышения работником своей квалификации по направлению работодателя должны включаться в этот стаж, поскольку за работником на этот период в соответствии с действующим законодательством сохраняется средняя заработная плата, а следовательно уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Такая позиция Верховного суда РФ изложена в « Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года», утвержденном постановлением президиума Верховного суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года. По данному вопросу также имеются положительные судебные решения.

Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагающую установления такого правопорядка, который гарантировал бы каждому государственную защиту его прав и свобод.

Обязанность государства в сфере пенсионного обеспечения лиц означает необходимость такого правового регулирования, которое бы исключало возможность блокирования реализации приобретённых прав и позволяло на основе доступных процедур своевременно и в полном объёме получить полагающуюся пенсию. Статья 115 Конституции РФ указывает, что Правительство РФ издает постановления на основе и во исполнение Конституции РФ и Федеральных законов. В связи с этим издание Постановлений Правительства №463, №1067, №781 не может служить основанием и трактоваться в сторону ограничения установленных законом прав граждан.

На основании изложенного, руководствуясь ст.28 ФЗ «О

трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. №173-

ФЗ просит Обязать ГУ УПФ по г. Ставрополю включить в

педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей периоды работы в должности старшей пионервожатой в средней школе №28 г. Ставрополя с 08.09.1982 г. по 15.11.1983 г., периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05.02.1990 г. по 15.02.1990 г., с 14.12.1998 г. по 19.12.1998 г., 18.04.2008 г., с 12.01.2009 г. по 16.01.2009 г., с 09.02.2009 г. по 14.02.2009 г., 31.03.2009 г.

Представитель УПФ РФ в г. Ставрополе Макота А.М. доводы заявления не признала и показала, что отказ УПФ по г. Ставрополю является законным, т.к. специалисты руководствовались названным выше законом и постановлением Правительства РФ № 781, а также основным документом, на основании которого считается стаж для назначения пенсии – трудовой книжкой. Сами работники Пенсионного фонда не имеют права изменять записи или толковать их, т.к. они буквально исполняют требования Закона.

При рассмотрении гражданского дела после исследования доказательств она считает доказанным право истицы на назначение досрочной пенсии по старости в связи с занятием педагогической деятельностью.

Суд, выслушав стороны, исследовав обстоятельства дела и доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению на основании п.п.10 п.1 ст. 28 ФЗ»О трудовых пенсиях в РФ», в соответствии с которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 17 этого закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях, независимо от их возраста.

Как усматривается из искового заявления истицы и решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, основанием отказа явилось то обстоятельство, что в действующий на момент обращения Кудашкиной С.А. с заявлением о назначении пенсии Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей № 781, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781( далее Список) в разделе»наименование должностей» предусмотрены должности « учитель», « воспитатель». Должности « пионервожатая» не предусмотрено.

Исключение спорного периода Управление ПФР мотивировано тем, что при определении права истицы на досрочную пенсию по старости были применены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность. Списки утверждены постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002года № 781 и не предусматривают должность старшей пионервожатой. В связи с этим ответчик вынес решение, отказав истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Вместе с тем, в соответствии с постановлением Совета Министров
СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам
просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», принятого в
соответствии с Законом СССР от 14 июля 1959 года «О государственных,
пенсиях в_СССР», работа в должности старшей пионервожатой
засчитывалась в, стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет. В
последующем постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1991 года №
463 и от 22 сентября 1999 года № 1067 указанная должность, как дающая
право на получение пенсии по выслуге лет, включена не была. Истица,
работая в должности пионервожатой не могла предвидеть, что в дальнейшем законодательство изменится и она будет лишена права на досрочное
назначение пенсии по выслуге лет.

В силу статей 4 и 15 Конституции РФ, суд обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции Российской Федерации и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам ( статья 115, части 1 и 3 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, учитывая, что статьи 6 ( ч.2), 15 ( ч.4), 17 (ч.1) 18,19 и 55 (ч.1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанный период работы_в_должности пионервожатой подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости. Согласно Постановления Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года №2-П, у граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, гражданин вправе осуществлять оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

На основании ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан.

Данный федеральный закон вступил в силу с 1 января 2002 года. До этого пенсия назначалась согласно положениям Закона РФ « О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 г. №340 ( в редакции от 16 апреля 2001 года), который вступил в силу с 1 января 1992 г. До 1 января 1992 года пенсия назначалась в соответствии с Законом «О государственных пенсиях» от 14 июля 1956 года и Положением «О.порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года.

В соответствии с постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», принятого в соответствии с Законом СССР от 14 июля 1959 года «О государственных пенсиях в СССР», работа в должности старшей пионервожатой давала право на пенсию за выслугу лет. В последующем постановления Правительства РФ от 6 сентября 1991 года №463 и от 22 сентября 1999 года №1067 указанная должность, как дающая право на получение пенсии по выслуге лет, включена не была.

В соответствии с п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров №1397 от 17 декабря 1959 года в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются; работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №953 установлено, что с 1 октября 1993 года на территории РФ постановление Совмина СССР №1397 не применяется. Однако до принятия Закона РФ от 20ноября 1990 года «О государственных пенсиях» работа в должности старшей пионервожатой давала право на пенсию по выслуге лет.

Работая старшей пионервожатой в средней школе №28 в период с 08.09.1982 г. по 15.11.1983 г Кудашкина С.А. имела право на включение указанного периода в специальный стаж работы. В последующем законодательство изменилось, и указанный выше период не включен в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с занятием педагогической деятельность.

Это обстоятельство ставит истицу в не равное положение по сравнению с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, нарушает ее конституционные права на пенсионное обеспечение.

Учитывая, что требования ст.6,15,17,18,55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, суд находит, что нарушение законно возникшего права Кудашкиной С.А.. является недопустимым и ее исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-196 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

признать за Кудашкиной Светланой Анатольевной право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости

Обязать ГУ УПФ РФ СК по г. Ставрополю включить в специальный трудовой стаж педагогической деятельности согласно п п. 19.п. 1 ст. 27 Федерального закона « 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» период работы с 08.09.1982 г. по 15.11.1983 г. в должности старшей пионервожатой в средней школе № 28 г. Ставрополя и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05.02.1990 г. по 15.02.1990 г., с 14.12.1998 г. по 19.12.1998 г., 18.04.2008 г., с 12.01.2009 г. по 16.01.2009 г., с 09.02.2009 г. по 14.02.2009 г., 31.03.2009 г.

Обязать ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю назначить Кудашкиной С.А. досрочную трудовую пенсию по старости с 06.04.2010 г.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд с подачей жалобы в Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней.

Судья Аграфенина Л.П.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200