назначение трудовой пенсии



Дело № 2-5242-10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 сентября2010 г. г. Ставрополь

Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего Аграфениной Л.П.

при секретаре Поповой Н.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Яковенко Ларисы Эфендиевны к Управлению Пенсионного фонда по г. Ставрополю о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.

В исковом заявлении истица указала, что она, Яковенко Лариса Эфендиевна, 06.05.2010 года обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как лицо не менее 30 лет осуществляющее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. При обращении за назначением пенсии она руководствовалась Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, а так же Постановлением Конституционного суда РФ от 03.06.2004 г. № 11-П, в соответствии с которыми стаж работы в должности школьного врача в Детлечобъединении № 1 г. Махачкалы и в должности врача функциональной диагностики в ЗАО «Краевой клинический диагностический центр» должен был быть включен в стаж лечебной деятельности в календарном исчислении.

Представленный пакет документов был принят, рассмотрен Пенсионным фондом и 04.08.2010 г. принято решение об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа.

Согласно подсчетам, произведенным специалистами Пенсионного фонда, стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по правилам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ составляет 24 год 03 месяца 10 дней.

Поводом для отказа послужило то, что периоды работы с 11.12.1985 по 30.04.1988 в должности школьного врача в Детлечобъединении № 1 г. Махачкалы и с 06.01.2004 по 15.11.2007 в должности врача функциональной диагностики в ЗАО «Краевой клинический диагностический центр» не включены в стаж лечебной деятельности, так как в разделе «Наименование учреждений и должностей » Списка № 781 не предусмотрено учреждение «Детлечобъединение» и должность «школьный врач», а ЗАО «Краевой клинический диагностический центр» является организацией с иной организационно-правовой формой (отличной от учреждения).

Отказ в назначении пенсии считает неправомерным. В обоснование своих возражений может пояснить следующее:

Доводы Пенсионного фонда о том, что в Списке нет названия учреждения «Детлечобъединение» и должности «школьный врач», не могут быть приняты во внимание, поскольку «Детлечобъединение» является детским лечебным объединением и в обязанности школьного врача входило: ведение медицинских осмотров детей, систематическое наблюдение за состоянием здоровья детей, проведение работы по организации профилактических осмотров и проведение профилактических прививок, оказание помощи детям при неотложных состояниях, выявление общих и специфических признаков заболевания и т.д., то есть профессиональная деятельность школьного врача непосредственно связана с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья детей, что дает право засчитать данный период работы в стаж лечебной деятельности календарно.

Условия, содержание и характер труда у нее как врача функциональной диагностики в ЗАО «Краевой клинический диагностический центр» не отличаются от условий работы врача функциональной диагностики любого другого медицинского учреждения, будь оно государственным или муниципальным.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 03 июня 2004 года № 11-П указывается, что, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19 части 1 и2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустим, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации-быть по сути взаимообусловлены. То обстоятельство, в чьем ведении находятся учреждения здравоохранения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество-государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр. само по себе не предопределяет различии в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.

Таким образом, указанные различия не должны связываться ни с формой собственности и ни с организационно-правовой формой юридического лица, с которым гражданин заключает договор о выполнении трудовой функции по соответствующей специальности и квалификации.

Согласно Конституции РФ гражданин не должен ставиться в неравные условия и ограничиваться в своих пенсионных правах, в том числе в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет, льготную пенсию независимо от принадлежности медицинского учреждения, будь оно частным или государственным. Иное означало бы нарушение конституционных принципов равенства и свобод граждан.

На основании вышеизложенного считает, что Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края не правомерно отказало в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, тем самым нарушив ее конституционные права.

В соответствии с пунктом 7 статьи 18 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а так же руководствуясь ст. ст. 254, 255 ГПК РФ и ст. ст. 39,46 Конституции РФ, просит: Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю включить в трудовой стаж, дающий право на пенсию по старости на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды моей работы с 11.12.1985 по 30.04.1988 в должности школьного врача в Детлечобъединении № 1 г. Махачкалы и с 06.01.2004 по 15.11.2007 в должности врача функциональной диагностики в ЗАО «Краевой клинический диагностический центр»с 14.10.1991 по 02.10.1995 и засчитать в стаж лечебной деятельности календарно. 2. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю назначить мне трудовую пенсию по старости на основаниях, предусмотренных подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с даты обращения т.е. с 06.05.2010 года.

В судебном заседании истица поддержала свои требования.

Представитель ответчика Макота А.М, действующая по доверенности, доводы иска не признала и показала, что отказ УПФ по г. Ставрополю является законным, т.к. специалисты руководствовались названным выше законом и постановлением Правительства РФ № 781, а также основным документом, на основании которого считается стаж для назначения пенсии – трудовой книжкой. Сами работники Пенсионного фонда не имеют права изменять записи или толковать их, т.к. они буквально исполняют требования Закона.

Суд, выслушав стороны, исследовав обстоятельства дела и доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению на основании п\п 20 п.1 ст.27 ФЗ-173 от 17.12.2001 г. « О трудовых пенсиях в РФ», постановления Правительства РФ № 781 гот 29.10.2002 г., ст. 66Трудового Кодекса РФ.

По данному вопросу, обобщив судебную практику, Верховный Суд РФ дал свои рекомендации судам в применении данных норм Закона.

Так, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" указывает, что при определении права на пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа.

Пенсионное обеспечение лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В силу подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости обусловлено наличием стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Согласно п. 3 ст. 28 этого же Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия, а также правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в учреждениях здравоохранения, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.

Пунктом 3 вышеназванных Правил установлено, что в стаж, дающий право на досрочную пенсию, засчитывается работа в должностях и учреждениях, перечисленных в вышеуказанном Списке. Согласно письму Пенсионного фонда РФ от 30 сентября 2002 года N МЗ-25-27/8791 "О правовом статусе образовательных учреждений и учреждений здравоохранения" возникновение права на пенсию за выслугу лет (досрочное назначение трудовой пенсии по старости) законодатель связывает с осуществлением деятельности в соответствующих учреждениях, а не только с определенным видом деятельности. Это обусловлено не характером деятельности, а повышенной интенсивностью труда педагогических и медицинских работников, приводящего к преждевременной утрате трудоспособности и профессиональной пригодности из-за высоких эмоциональных и физических перегрузок в учреждениях, с установленной и регулируемой органами исполнительной власти нагрузкой и объемом работ.

В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление указанной категории лиц условий назначения трудовой пенсии по старости направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионною возраста.

Исходя из этого законодатель выделил в особую категорию работников, т.е. лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная деятельность протекала на протяжении длительною периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 03 июня 2004 года № 11-П указывается, что, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19 части 1 и2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустим, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации-быть по сути взаимообусловлены. То обстоятельство, в чьем ведении находятся учреждения здравоохранения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество-государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр. само по себе не предопределяет различии в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.

Таким образом, указанные различия не должны связываться ни с формой собственности и ни с организационно-правовой формой юридического лица, с которым гражданин заключает договор о выполнении трудовой функции по соответствующей специальности и квалификации.

Согласно Конституции РФ гражданин не должен ставиться в неравные условия и ограничиваться в своих пенсионных правах, в том числе в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет, льготную пенсию независимо от принадлежности медицинского учреждения, будь оно частным или государственным. Иное означало бы нарушение конституционных принципов равенства и свобод граждан.

В судебном заседании установлено, что Яковенко Л.Э. в период с 11.12.1985 г. по 30.04.1988 г. работала в должности врача в детлечобъединении № 1 г. Махачкалы и с 06.01.2004 г. по 15.11.2007 г. в должности врача функциональной диагностики в ЗАО « Краевой клинический диагностический центр». Эти периоды не включены в стаж лечебной деятельности, т.к. в Списке № 781 в разделе» наименование учреждений и должностей» не предусмотрено как учреждение»Детлечобъединение» и должность школьный врач, а ЗАО «Краевой клинический центр» является организацией с иной организационно-правовой формой, отличной от учреждения.

Исследовав доказательства, суд находит установленным, что «Детлечобъединение» является лечебным учреждением, т.к. занималось лечебной деятельностью: медицинские осмотры детей, диспансеризация, проведение профилактических прививок, оказание помощи при неотложных состояниях, выявление заболеваний у детей. Этот довод подтверждается записью в трудовой книжке, печать, удостоверяющая запись работы в этом учреждении содержит сведения о том, что это предприятие Министерства здравоохранения дагестанской АССР. Довод истицы о том, что названное учреждение является учреждением лечебного профиля, не оспорено.

ЗАО» Краевой клинический диагностический центр» по своей сути является учреждением, занимающимся лечебной деятельностью, что следует из его Устава, тарификационного списка, штатного расписания, представленных истицей. Должностная инструкция врача функциональной диагностики подтверждает доводы истицы о том, что эта должность занимается врачами со стажем не менее 5-ти лет и имеющими квалификационную категорию. Врач отделения функциональной диагностики участвует в разборке сложных случае и ошибок в диагностике, выполняет исследования и выдает результаты этого исследования.

Таким образом, ЗАО» Клинический диагностический центр» является лечебным учреждением с частной формой собственности и с лечебно-диагностической функцией, что следует из Устава и тарификационного списка.

На основании изложенною и руководствуясь ст. 194-196 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю включить в трудовой стаж, дающий право на пенсию по старости на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды моей работы с 11.12.1985 по 30.04.1988 в должности школьного врача в Детлечобъединении № 1 г. Махачкалы и с 06.01.2004 по 15.11.2007 в должности врача функциональной диагностики в ЗАО «Краевой клинический диагностический центр»с 14.10.1991 по 02.10.1995 и засчитать в стаж лечебной деятельности календарно.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю назначить Яковенко Л.Э.трудовую пенсию по старости на основаниях, предусмотренных подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с даты обращения т.е. с 06.05.2010 года.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд с подачей жалобы в Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней.

Судья Л.П.Аграфенина




-32300: transport error - HTTP status code was not 200