назначение пенсии



Дело №2-5313\10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 сентября 2010 г. г. Ставрополь

Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего Аграфениной Л.П.

при секретаре Поповой Н.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Репниковой Алевтины Вячеславовны к Управлению Пенсионного фонда по г. Ставрополю о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.В судебном заседании истица показала, что она, Репникова Алевтина Вячеславовна, 06.05.2010 года обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края (далее Пенсионный фонд) с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как лицу не менее 30 лет осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Представленный пакет документов был принят, рассмотрен Пенсионным фондом и 06.08.2010 г. принято решение об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа.

Поводом для отказа послужило то, что период работы с 16.05.1986 по 15.05.1989 и с 01.08.1989 по 20.04.1990 в должности акушерки родильного отделения отдельного медицинского батальона войсковой части № 86820 не включен в стаж лечебной деятельности, так как согласно трудовой книжки, меня на работу принимает войсковая часть и не отражено, что она работала в отдельном медицинском батальоне. Для подтверждения наличия в войсковой части такого структурного подразделения как отдельный медицинский батальонов архивы Министерства обороны Российской Федерации в г. Пугачев и в г. Подольск были направлены запросы, ответов на момент отказа в назначении пенсии так и не поступило. Считает, что данные периоды работы исключены из льготного стажа неправомерно, так как в трудовой книжке четко усматривается наименование отделения «родильное» и наименование должности «акушерка», что дает право сделать однозначный вывод, что в войсковой части имелось структурное подразделение для осуществления лечебно-профилактической помощи военнослужащим и вольнонаемным сотрудникам войсковой части и указанное отделение предназначено для оказания родовспоможения, что подтверждается характером его лечебной деятельности, связанной с оказанием высококвалифицированной стационарной акушерской помощи женщинам:

- выявляет факторы риска развития той или иной акушерской или иной акушерской или гинекологической патологии;

- применяет объективные методы обследования беременной;

-оценивает тяжесть состояния больной, определяет объем и последовательность лечебных, а при необходимости и реанимационных мероприятий;

- оказывает необходимую срочную помощь при неотложных состояниях;

- проводит по показаниям родоразрешение путем операции кесарева сечения с применением комплексной периоперационной профилактикой гнойно-септических заболеваний;

- обеспечивает необходимый уход за беременными на основе принципов лечебно-охранительного режима и соблюдения правил медицинской деонтологии.

Так же в стаж лечебной деятельности не включен период работы с 30.10.1990 по 14.12.1990 в должности медицинской сестры и с 01.04.1993 по 23.05.1994 в должности фельдшера в здравпункте Ставропольского завода «Электроавтоматика», так как согласно пункта 6 Правил № 781 предусмотрены структурные подразделения, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости: врачебные здравпункты, фельдшерские здравпункты, фельдшерско-акушерские пункты, медицинские пункты, такое структурное подразделение как «здравпункт» данными правилами не предусмотрено. Доводы Пенсионного фонда о том, что в Правилах № 781 нет названия структурного подразделения «здравпункт», не могут быть приняты во внимание, поскольку медицинская деятельность здравпункта подтверждается лицензией на работы выполняемые: при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), сестринскому делу, физиотерапии, при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, при осуществлении специализированной медицинской помощи, то есть профессиональная деятельность медицинской сестры и фельдшера здравпункта непосредственно связана с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья, что дает право засчитать данный период работы в стаж лечебной деятельности календарно.

Имеющиеся несоответствия в структурных подразделениях в различных нормативных актах, в котором предусмотрена одна и та же нагрузка и функциональные обязанности, а так же ошибочное правоприменение этих актов, в части отнесения тех или иных структурных подразделений к перечисленным в Списке... и в Правилах...., не могут являться основанием для ограничения прав на досрочное назначение пенсии в силу соблюдения прав и свобод гражданина, установленных Конституцией РФ.

На основании вышеизложенного считаю, что Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края не правомерно отказало мне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», тем самым нарушив мои конституционные права.

В соответствии с пунктом 7 статьи 18 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а так же руководствуясь ст. ст. 254, 255 ГПК РФ и ст. ст. 39,46 Конституции РФ, просит:

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю засчитать в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы: с 16.05.1986 по 15.05.1989, с 01.08.1989 по 20.04.1990 в должности акушерки родильного отделения войсковой части № 86820 и с 30.10.1990 по 14.12.1990 в должности медицинской сестры, с 01.04.1993 по 23.05.1994 в должности фельдшера в здравпункте Ставропольского завода «Электроавтоматика» календарно.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю назначить и выплатить ей трудовую пенсию по старости на основаниях, предусмотренных подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с даты первоначального обращения т.е. с 06.05.2010 года.

Представитель ответчика Макота А.М. действующая по доверенности, доводы иска не признала требования истца и показала, что отказ УПФ по г. Ставрополю является законным, т.к. специалисты руководствовались названным выше законом и постановлением Правительства РФ № 781, а также основным документом, на основании которого считается стаж для назначения пенсии – трудовой книжкой. Сами работники Пенсионного фонда не имеют права изменять записи или толковать их, т.к. они буквально исполняют требования Закона.

Суд, выслушав стороны, исследовав обстоятельства дела и доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению на основании п\п 20 п.1 ст.27 ФЗ-173 от 17.12.2001 г. « О трудовых пенсиях в РФ», постановления Правительства РФ № 781 гот 29.10.2002 г., ст. 66Трудового Кодекса РФ.

По данному вопросу, обобщив судебную практику, Верховный Суд РФ дал свои рекомендации судам в применении данных норм Закона.

Так, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" указывает, что при определении права на пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа.

При этом в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, установлено, что если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.

Пенсионное обеспечение лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В силу подп. 11 п. 1 ст. 28 данного Федерального закона лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости обусловлено наличием стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Согласно п. 3 ст. 28 этого же Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия, а также правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в учреждениях здравоохранения, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.

Согласно письму Пенсионного фонда РФ от 30 сентября 2002 года N МЗ-25-27/8791 "О правовом статусе образовательных учреждений и учреждений здравоохранения" возникновение права на пенсию за выслугу лет (досрочное назначение трудовой пенсии по старости) законодатель связывает с осуществлением деятельности в соответствующих учреждениях, а не только с определенным видом деятельности. Это обусловлено не характером деятельности, а повышенной интенсивностью труда педагогических и медицинских работников, приводящего к преждевременной утрате трудоспособности и профессиональной пригодности из-за высоких эмоциональных и физических перегрузок в учреждениях, с установленной и регулируемой органами исполнительной власти нагрузкой и объемом работ.

В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление указанной категории лиц условий назначения трудовой пенсии по старости направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионною возраста.

Исходя из этого законодатель выделил в особую категорию работников, т.е. лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная деятельность протекала на протяжении длительною периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение.

Из представленных заявителем материалов следует, что Репникова А.В. с 16.05.1986г. по01.08.1989 г. работала в должности акушерки родильного отделения отдельного медицинского батальона войсковой части № 86820, что подтверждается записью в трудовой книжке. Этот батальон в составе войсковой части располагался в Центральной группе Советских войск в Чехословатской социалистической Республики. После мероприятий, проводимых государством по сокращению численности войск, в связи с выводом Центральной группы войск из ЧССР, истица утратила возможность подтвердить факт работы в отдельном медицинском батальоне, о чем свидетельствует отсутствие ответа на запрос в архив Министерства обороны РФ.Запись в трудовой книжке о наименовании должности подтверждает, что в указанный период она занималась лечебной деятельностью.

В период с 30.10.1990 г. по 14.12.1990 г. работала в должности медицинской сестры, а с 01.04.1993 г. по 23.05.1994 г. в должности фельдшера в здравпункте Ставропольского завода «Электроавтоматика». Она выполняла обязанности связанные с осуществлением лечебной деятельностью, проводила прием больных, обслуживала их на дому по вызовам, вела учет обратившихся больных занималась профилактической работой, т.е. осуществляла лечебную деятельность как медсестра и фельдшер. Справка ОАО» Электроавтоматика»(переименование в связи с реорганизацией произошло 30.11.1992 г.) подтверждает факт занятия Репниковой А.В. лечебной деятельностью в здравпункте завода. Этот завод и в настоящее время имеет в своем составе медицинское подразделение, занимающееся оказанием доврачебной помощи по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) сестринскому делу, физиотерапии, амулаторно-поликлинической помощью, что подтверждается лицензией.

Тот факт, что структурное подразделение, в котором оказывалась доврачебная помощь в указанные выше годы называлось «здравпункт», а не фельдшерский пункт, т.е. не в соответствии со Списком, не может быть основанием к отказу во включении периода работы в этом структурном подразделении в стаж работы для назначения пенсии в связи с занятием лечебной деятельностью, т.к. согласно неоднократным указаниям Конституционного суда РФ основополагающим является факт занятия лечебной деятельностью, а не форма собственности или наименование подразделения.

На основании изложенною и руководствуясь ст. 194-196 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Признать за Репниковой Алевтиной Вчеславовной право на получение досрочной пенсии по старости, предусмотренной п/п 20 п.1 ст.27 ФЗ « О Трудовых пенсиях в РФ».

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю засчитать в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы: с 16.05.1986 по 15.05.1989, с 01.08.1989 по 20.04.1990 в должности акушерки родильного отделения войсковой части № 86820 и с 30.10.1990 по 14.12.1990 в должности медицинской сестры, с 01.04.1993 по 23.05.1994 в должности фельдшера в здравпункте Ставропольского завода «Электроавтоматика» календарно.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю назначить и выплатить трудовую пенсию по старости на основаниях, предусмотренных подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с даты первоначального обращения т.е. с 06.05.2010 года.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд с подачей жалобы в Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней.

Судья Л.П.Аграфенина




-32300: transport error - HTTP status code was not 200