назначение одсрочной трудовой пенсии



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 мая 2010 года Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:

судьи Бондаренко А.Н.

при секретаре Черныш Т.Н.

с участием представителя истца Василенко Ю.П. – Кутукова П.П., представителя ответчика Управления пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Сластеновой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Василенко ФИО6 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по <адрес> края о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Василенко Ю.П. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику о признании за ним права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с наличием специального стажа лечебной деятельности; засчитать период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача анестизиолога – реаниматолога отделения гравитационной хирургии крови в <адрес>вом кардиологическом диспансере в льготном исчислении как один год и шесть месяцев за один год работы; обязании назначить пенсию со дня обращения за ней с ДД.ММ.ГГГГ

Представитель истца Василенко Ю.П. – Кутуков П.П. в судебном заседании поддержал иск, суду пояснил, что решением УПФ РФ по <адрес> Василенко Ю.П. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из – за отсутствия требуемого 30-ти летнего стажа лечебной деятельности и иной работы по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях.

Обосновывая отказ, должностные лица УПФ РФ по <адрес> указывают на следующее. Право на досрочную трудовую пенсию по старости, устанавливается в соответствии со списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии..., утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.Пункотм 2 раздела «Наименование структурных подразделений» Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течении года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев предусмотрены отделения анестезиологии и реанимации и реанимации и интенсивной терапии. Отделение гравитационной хирургии крови и гипербарической оксигенации Перечнем № не предусмотрены. В стаж лечебной деятельности засчитаны календарно следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача анестезиолога – реанимотолога отделения гравитационной хирургии крови в <адрес>вом кардиологическом диспансере, т.к. не соответствует наименование структурного подразделения. Считает отказ в назначении пенсии по старости в связи с не включением вышеуказанного периода в стаж лечебной деятельности неправомерным. Просил удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ по <адрес> Сластенова С.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, поддержала доводы, изложенные в решении об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости № от ДД.ММ.ГГГГ Просила в иске отказать.

Истец Василенко Ю.П. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, не менее 30-ти лет осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Пунктом 3 той же статьи Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № нормативные правовые акты, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» применяются в части не противоречащей указанным законам.

Как следует из протокола отказа УПФ РФ по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 30-летнего стажа лечебной деятельности и иной работы по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, составляет 28 лет 2 месяца 16 дней.

Суд считает, что спорный периоды работы истца подлежит включению в специальный стаж лечебной деятельности исходя из следующего.

Согласно Положения об отделении гравитационной хирургии крови и гипербарической оксигенации краевой детской больницы указывается, что основными задачами ОКГХ являются:

- проведение процедур эфферентной гемотерапии и гипербарической оксигенации при неотложных состояниях у пациентов, обусловленных развитием эндотоксикоза на фоне рефрактерного заболевания (аутиомнная, гнойная-септическая патология, ревматические заболевания реанимационная интенсивная терапия);

- экстракорпоральная детоксикация при отравлениях и эндотоксикозах;

- гемодиализация гемотерапия с применением аппарата «искусственная почка» при острой и хронической почечной недостаточности и т.д.

Отделение гравитационной хирургии крови оказывает медицинскую помощь больным, находящимся в критическом состоянии методом экстракорпоральной детоксикации. Высокая техническая оснащенность, наличие углубленных знаний физико – химических процессов в развитии и течении патологических синдромов позволяет в кратчайшие срока путем элиминации экзогенных и эндогенных токсических субстанций нормализовать и качественно изменить клеточный, белковый, водно – электролитный, ферментативный, газовый состав крови путем обработки крови вне организма. Данное структурное подразделение является составной частью оказания интенсивной терапии реанимационным больным отделения анестезиологии – реанимации и основными функциями врача анестезиолога – реаниматолога отделении гравитационной хирургии крови является лечение и наблюдение за состоянием больных до стабилизации функций жизненно важных органов. В свою очередь, врач анестезиолог – реаниматолог отделения гравитационной хирургии крови решает практические аспекты, такие как тип операции, доступ к кровеносной системе, объем операции, частоту, вид поддерживающей терапии, корректирует базисную медикаментозную терапию, осуществляет сопутствующую трансфузионую и фармокотерапию.(л.д. 9-11).

Постановлением Конституционного Суда РФ №-П от ДД.ММ.ГГГГ указанные положения закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой «не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды осуществления ими этой или иной деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том, что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует».

Таким образом, в постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П указывается, что, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства ( статья 19 части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустим, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть по сути взаимообусловлены. То обстоятельство, в чьем ведении находятся учреждения здравоохранения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр. само по себе не предопределяет различии в условиях и характере профессиональной деятельности их работников, а не свидетельствует о существовании таких различий.

Исходя из этих же оснований, обстоятельства, касающиеся вопросов создания учреждений здравоохранения, в том числе как в форме учреждений в смысле ст. 120 ГК РФ, так и в иных формах, предусмотренных ГК РФ, не могут служить критериями ограничения гарантированных ст. 19 Конституции РФ прав граждан. Подобная же правовая позиция сформулирована в определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положений статьи 25 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ», ст. 43 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст. 14 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» и ст. 20.1 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в РФ», согласно которой принцип равенства, закрепленный в ст. 10 (ч. 1,2) Конституции РФ, позволяет законодателю при осуществлении правового регулирования труда (прохождения службы) устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, если эти различия являются объективно оправданными обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям. Такие различия, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, согласно п.2 ст.1 Конвенции МОТ №, не считаются дискриминацией. Таким образом, указанные различия не должны связываться ни с формой собственности и ни с организационно-правовой формой юридического лица, с которым гражданин заключает договор о выполнении трудовой функции по соответствующей специальности и квалификации.

До вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (до ДД.ММ.ГГГГ) медицинские работники независимо от того, в каком учреждении -государственном, муниципальном или частном они работали, имели право на получение пенсии ранее достижения общего пенсионного возраста: им устанавливалась пенсия за выслугу лет; закон не проводил разграничения между организацией, предприятием или учреждением. Все работники имели равные пенсионные права. Ныне действующий закон допускает ущемление пенсионных прав работников по сравнению с положениями ранее действовавшего закона.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ (ч.1 и ч.2) все равны перед Законом и судом, и государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от должностного положения и других обстоятельств. Поэтому, не включение указанного выше периода работы в льготный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи о осуществлением, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, по сути, является формой дискриминации конкретного человека перед Законом в зависимости от наименования должности и места работы и нарушает конституционное право на социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. В связи с чем, суд считает возможным включить в лечебный стаж спорный период работы истца в лечебный стаж в льготном порядке исчисления и назначить ему пенсию с момента обращения за ней в связи с наличием специального стажа 30 лет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Василенко ФИО7 удовлетворить.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ по <адрес> включить в специальный стаж лечебной деятельности, дающей право на получение досрочной трудовой пенсии, период работы Василенко ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения гравитационной хирургии крови в <адрес>вом кардиологическом диспансере в льготном исчислении как один год и шесть месяцев за один год работы, назначить пенсию с момента обращения за ней с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья подпись А.Н. Бондаренко

Копия верна. Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200