п/и Кретовой к УПФ назначении пенсии



Дело № 2-5861/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 ноября 2010 года г. Ставрополь

Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Загорской О.В.,

при секретаре Корляковой Е.В.,

с участием истца Кретовой Л.А., представителя ответчика УПФ РФ по г. Ставрополю Сластеновой С.В., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о назначении досрочной пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Кретова Л.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Ставрополю, в котором просит суд обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью досрочно в связи с выработанным льготным стажем и включить в льготный стаж:

-период работы с 19.10.1993 года по 25.05.1998 года в должности воспитателя в «Муниципальном дошкольном центре №58 «Родничок»;

-периоды нахождения в учебном отпуске с 10.06.1985 года, с 10.11.2003 года по 29.11.2003 года, с 9.03.2004 года, с 22.11.2004 года по 11.12.2004 года, с 14.03.2005 года по 02.042005 года, с 14.11.2005 года по 04.12.2005 года, с 13.03.2006 года по 02.04.2006 года, с 04.09.2006 года по 23.09.2006 года, с 25.09.2006 года по 25.10.2006 года;

-период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 15.08.2000 года по 16.08.2000 года;

-период нахождения на курсах повышения квалификации с 17.10.2005 года по 05.11.2005 года.

Исковое заявление мотивировано следующим.

Решением от 25 сентября 2009 года ГУ- Управлением пенсионного фонда по г.Ставрополю СК отказано истице в назначении трудовой пенсии по старости, отказ мотивирован тем, что в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не подлежит включению период работы с 19.10.1993 года по 25.05.1998 года в должности воспитателя в «Муниципальном дошкольном центре №58 «Родничок», так как в п.1.8 Списка №781 « Дошкольные образовательные учреждения», а также в п.1.7 «Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» нет наименования учреждения «Муниципальный дошкольный центр».

Истец считает данный вывод незаконным, поскольку согласно уточняющей справке, выданной МОУ «Начальная школа сад №58»: детский сад-ясли №58 согласно Уставу от 10.03.92 года имеет статус юридического лица. Муниципальное образовательное учреждение начальная школа - детский сад №58» внесло изменение в название и читается в следующей редакции: муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «начальная школа - детский сад №58» г.Ставрополя (свидетельство от 05.02.1999г. №56\99-И). Последнее дошкольное учреждение входит в вышеуказанный Список № 781.

«Муниципальный дошкольный центр» являлся учреждением образования, о чем свидетельствует уточняющая справка МОУ «Начальная школа сад №58», а также моя трудовая книжка. Письмом ПФ РФ от 30.09.02 г. № МЗ 25-27\8791 «О правовом статусе образовательных учреждений и учреждений здравоохранения»: одним из условий реализации права на досрочную пенсию по старости (ранее - пенсия за выслугу лет) является деятельность педагогических работников соответственно в учреждениях образования. Согласно Списка должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам,осуществляющим педагогическую деятельность (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.05.09 г. №449), п. 1.Д.1., воспитатели школ различных образований наделены правом получения льготной пенсии по старости. Это правило также закреплено в п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии утвержденные Постановления Правительства РФ от 29.10.02 г. №781 (в ред. Постановления правительства РФ от 26.05.09 г №449), согласно которому в стаж работы засчитываются работа в должностях указанных в списке в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того предусмотрены эти организации в списке или нет) общеобразовательные школы всех наименований, а также детские сады.

В соответствии с ч.1 п. 19 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста назначается трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста.

В соответствии с ч.3 ФЗ №319 от 30.12.08 г. «О внесении изменений в ФЗ «О Трудовых пенсиях в РФ»: Условия назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, после дня вступления в силу федерального закона о профессиональных пенсионных системах применяются в том случае, если на день вступления указанного Федерального закона в силу у застрахованного лица было выработано не менее половины стажа на соответствующих видах работ, необходимого для установления досрочной трудовой пенсии по старости. На момент вступления федерального закона в силу истицей было выработано больше половины стажа.

Так же ответчик не включил в льготный стаж периоды нахождения в учебном отпуске и на курсах повышения квалификации.

Считает, что эти выводы также не основаны на законе, а именно противоречат ст.ст.27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Постановлению Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года, утвердившему Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ст.ст.187,194 ТК РФ.

Указанные периоды обучения подтверждены соответствующими доказательствами.

Сохранение за работником места работы и заработной платы на период учебных отпусков и направления на курсы повышения квалификации предусматривалось и ранее действующим законодательством.

Таким образом, истец считает, что периоды нахождения в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

В судебном заседании истица Кретова Л.А. иск поддержала по основаниям, изложенным в нем, и просит его удовлетворить в полном объеме.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ по г.Ставрополю Сластенова С.В., действующая по доверенности, возражала против исковых требований Кретовой Л.А., суду пояснила, что пенсионное обеспечение работников образования осуществляется на основании подпункта 10 части 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Одним из условий назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей является наличие льготного стажа не менее 25 лет.

Другим условием - работа в определенной должности и в определенном учреждении, которая в соответствии с частью 3 статьи 28 указанного Закона должна соответствовать Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона, и Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

Согласно указанному Списку право на пенсию предоставляется при наличии одновременно двух условий - работы в определенных должностях и определенных учреждениях.

Из самого смысла досрочной пенсии вытекает, что данный вид социальных гарантий связан с тем, что при работе в течение длительного времени (в случае педагогической деятельности - 25 лет и более) в определенной должности и определенном учреждении гражданин вследствие неблагоприятных воздействий на его организм частично утрачивает трудоспособность. Именно поэтому законодательством четко определен круг должностей и учреждений, работа в которых неблагоприятно сказывается на дальнейшей трудоспособности гражданина. Указанный выше Список дает исчерпывающий перечень должностей и учреждений педагогических работников, имеющих право на досрочную трудовую пенсию по старости.

При этом не всякая работа в государственных и муниципальных учреждениях для детей дает право на досрочную трудовую пенсию по старости, а только та, которая соответствует требованиям действующего законодательства.

Управление Решением от 25.09.2009 № 218 отказало в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ФИО1 в связи с отсутствием требуемого специального стажа, который на момент обращения составил 20 лет 4 месяцев 8 дней.

Пунктом 1.8 «Дошкольные образовательные учреждения» Списка № 781 перечислены конкретные виды дошкольных образовательных учреждений, занятость в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение: (детские сады всех наименований, центр развития ребенка-детский сад, ясли, (сад-ясли), детские ясли).

Пунктом 1.7 «Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» Списка № 781 предусмотрены: начальная школа (школа)-детский сад. Наименование учреждения «Муниципальный дошкольный центр» не предусмотрено.

В соответствии с Правилами исчислениями периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (далее-Правилами № 516), в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Кроме того, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Правилами № 516, а также Правилами № 781 не предусмотрена возможность включения в стаж на соответствующих видах работ периода нахождения на курсах повышения квалификации, в учебных отпусках, без сохранения заработной платы. Поэтому такие периоды не могут быть засчитаны в стаж в стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ № 173-ФЗ.

С учетом вышеизложенного, при подсчете продолжительности стажа на соответствующих видах работ не подлежит включению в указанный стаж период работы с 19.10.1993 по 25.05.1998 в должности воспитателя в «Муниципальном дошкольном центре № 58 «Родничок». А так же в педагогический стаж не включены периоды: нахождения в учебном отпуске с 10.06.1985 по 14.07.1985, с 10.11.2003 по 29.11.2003, с 09.03.2004 по 28.03.2004, с 22.11.2004 по 11.12.2004, с 14.03.2005 по 02.04.2005, с 14.11.2005 по 04.12.2005, с 13.03.2006 по 02.04.2006, с 04.09.2006 по 23.09.2006, с 25.092006 по 25.10.2006, в отпуске без сохранения заработной платы с 15.08.2000 по 16.08.2000, на курсах повышения квалификации с 17.10.2005 по 05.11.2005.

Просит в иске отказать в полном объеме.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

С 01 января 2002 года вступил в силу Федеральный Закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее именуется «Закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ»), подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 которого предусмотрено досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с п.2 ст.31 Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ федеральные законы, принятые до вступления в силу данного закона (то есть до 01.01.2002 года) и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Закону от 17.12.2001 года № 171-ФЗ.

Пунктом 3 ст.3 Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается пенсия по старости в соответствии с п.п.7-13 п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ,

Пунктом 1.8 «Дошкольные образовательные учреждения» Списка №781 перечислены конкретные виды дошкольных образовательных учреждений, занятость в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение: (детские сады всех наименований, центр развития ребенка – детский сад, ясли, (сад-ясли), детские ясли). Пунктом 1.7 «Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» Списка №781 предусмотрены: начальная школа (школа) - детский сад.

Действительно, наименование учреждения «Муниципальный дошкольный центр» не предусмотрено. Поэтому довод ответчика о том, что он может включать периоды работы в стаж педагогической деятельности только в рамках Списка №781, Правил №781, Перечня № 781, Правил №516, является обоснованным. Ответчик не наделен полномочиями выходить за рамки указанных нормативных актов, применяя аналогию закона или аналогию права.

Суд считает, что ответчик отказал истице правомерно, ибо иначе как в судебном порядке установить право на досрочное назначение пенсии по старости, в данном случае, не представляется возможным.

Суд считает, что периоды работы истицы с 19.10.1993 года по 25.05.1998 года в должности воспитателя в «Муниципальном дошкольном центре №58 «Родничок» подлежат включению в педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, исходя из следующего.

Как указано в Постановлении Правительства РФ от 21.01.2002 года № 30 нормативные правила, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» применяются в части, не противоречащей указанным законам.

В указанный спорный период осуществление педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей предоставляло работникам образования право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» и в соответствии со Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №463 (далее именуется «Список №463»), независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

В Списке №463 в разделе «Наименование учреждений» предусмотрены такие учреждения для детей, как «детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли)», а в разделе «Наименование должностей» предусмотрена должность «воспитатель». Кроме того, в Федеральном законе «Об образовании» от 13.01.1996 года были определены типы образовательных учреждений (подпункты 1,9 п.4 ст.12), в том числе «дошкольные», «другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс».

Согласно уточняющей справке, выданной МОУ «Начальная школа сад №58», детский сад-ясли №58 согласно Уставу от 10.03.92 года имеет статус юридического лица. Муниципальное образовательное учреждение начальная школа - детский сад №58» внесло изменение в название и читается в следующей редакции: муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «начальная школа - детский сад №58» г.Ставрополя (свидетельство от 05.02.1999г. №56\99-И).

С учетом изложенного, суд считает, что независимо от наименования и ведомственной подчиненности «Муниципальный дошкольный центр №58 «Родничок» в котором истица работала с 19.10.1993 года по 25.05.1998 года, относится к образовательным учреждениям для детей, а именно к детским дошкольным учреждениям всех типов, что так же не противоречит п.1.8 «Дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований…» раздела «Наименование учреждений» Списка№781.

К тому же истица осуществляла в данном учреждении образовательный процесс в должности воспитателя, что подтверждается ее трудовой книжкой.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Суд считает, что следует засчитать в льготный стаж период нахождения на курсах повышения квалификации с 17.10.2005 года по 05.11.2005 года, поскольку судом установлено, что на указанных курсах истица находилась без отрыва от производства. Данное обстоятельство не опровергнуто ответчиком.

Правилами № 516, а также Правилами № 781 не предусмотрена возможность включения в стаж на соответствующих видах работ периода нахождения, в учебных отпусках, без сохранения заработной платы. Поэтому такие периоды не могут быть засчитаны в стаж в стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ № 173-ФЗ.

В связи, с чем суд считает, что исковые требования в части включения в педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периодов нахождения в учебном отпуске с 10.06.1985 года, с 10.11.2003 года по 29.11.2003 года, с 9.03.2004 года, с 22.11.2004 года по 11.12.2004 года, с 14.03.2005 года по 02.042005 года, с 14.11.2005 года по 04.12.2005 года, с 13.03.2006 года по 02.04.2006 года, с 04.09.2006 года по 23.09.2006 года, с 25.09.2006 года по 25.10.2006 года; периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 15.08.2000 года по 16.08.2000 года – не подлежат удовлетворению.

Согласно ст.39 ч.1 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ст.39 ч.2 Конституции РФ, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ст.15 ч. 1 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм.

В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе не зависимо от рода и места деятельности.

Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в школах и иных учреждениях для детей.

В силу статей 4 ч.2, 15 ч.1,4 Конституции РФ правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 года по делу о проверке конституционности положений п.п.10,11,12,п.1 ст.28, п.п.1,2 ст.31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в действующей системе правового регулирования пенсионного обеспечения, исходящего из того, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую… деятельность …, так же как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной способности до достижения общего пенсионного возраста, различия в условиях приобретения прав на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (то есть зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованными с точки зрения вытекающего из Конституции РФ требований равноправия применительно к правам, гарантированным ее статьей 39.

В связи с этим доводы ответчика – Управления ПФ РФ по г.Ставрополю противоречат конституционным нормам о равенстве всех граждан перед законом (ст.18 Конституции РФ), о праве на пенсию (ст.39 Конституции РФ).

Суд считает, что пенсия истице должна быть назначена с даты обращения с заявлением в УПФ РФ по г.Ставрополю Ставропольского края о досрочном назначении трудовой пенсии (25.06.2009 года), на которую ее специальный стаж составлял более 25 лет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 39 Конституции, п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск ФИО1 к ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края удовлетворить частично.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Ставрополю Ставропольского края назначить ФИО1 с 25.06.2009 года пенсию по старости в связи осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, засчитав в специальный стаж:

-периоды ее работы с 19.10.1993 года по 25.05.1998 года работы в должности воспитателя в «Муниципальном дошкольном центре №58 «Родничок»;

-период ее нахождения на курсах повышения квалификации с 17.10.2005 года по 05.11.2005 года.

В удовлетворении исковых требований в части включения в педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости периодов нахождения истицы в учебном отпуске с 10.06.1985 года, с 10.11.2003 года по 29.11.2003 года, с 9.03.2004 года, с 22.11.2004 года по 11.12.2004 года, с 14.03.2005 года по 02.042005 года, с 14.11.2005 года по 04.12.2005 года, с 13.03.2006 года по 02.04.2006 года, с 04.09.2006 года по 23.09.2006 года, с 25.09.2006 года по 25.10.2006 года; периода нахождения истицы в отпуске без сохранения заработной платы с 15.08.2000 года по 16.08.2000 года – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней.

Судья О.В. Загорская

-32300: transport error - HTTP status code was not 200