2-6298/2010 назначение пенсии



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 ноября 2010 года г. Ставрополь

Промышленный районный суд г. Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Мороховец О.А.

при секретаре Гайворонской И.В.

с участием:

истца Джентимирова А.Е.

представителя ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю Макота А.М.,

представившей доверенность № 2 от 11.01.2010 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Джентимирова Александра Евгеньевича к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю о включении в специальный стаж периодов трудовой деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Джентимиров А.Е. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края (далее – ГУ-УПФ РФ по г. Ставрополю СК) о включении периода работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Из искового заявления следует, что решением Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края от 02.09.2010 № 198 ему отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда из-за отсутствия требуемого 12 лет 6 месяцев стажа работы с тяжелыми условиями труда. По мнению специалистов ГУ - УПФ РФ по г. Ставрополю, противочумные институты не относятся к учреждениям здравоохранения, которые предусмотрены Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом МЗ РФ от 07.10.2005 г. № 627.

В связи с чем, на работников противочумных учреждений не распространяется право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, предусмотренных разделом XXVI, Списка № 2 1956 года разделом XXIV Списка № 2 1991 года.

Работниками УПФ РФ по г. Ставрополю неправильно применяются нормативные правовые акты, регулирующие досрочное назначение пенсии в связи с тяжелыми условиями пруда.

Он работал в Ставропольском научно-исследовательском противочумном институте в качестве водителя в периоды: с 17.07.1997 по 14.10.2002; с 01.04.2003 по 14.07.2010.

В стаж работы с тяжелыми условиями труда ему не засчитаны вышеперечисленные периоды работы.

Подтверждением работы в Ставропольском научно-исследовательском институте вышеуказанных периодов с 17.07.1997 по 14.07.2010, где продолжаю работать по настоящее время, служит моя трудовая книжка.

Во все периоды работы в противочумном институте он имел допуск к работе с микроорганизмами 1-2 групп патогенности согласно приказов о допуске с биологическим материалом 1-11 групп патогенности, неоднократно в составе специализированных противоэпидемических бригад выезжал на вспышки холеры на Кавказе и другие регионы страны, участвовал в составе СПЭБ по эпизоотологическим обследованиям и проведении профилактических противочумных мероприятиях в восточных районах Ставропольского края и Дагестана, в Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республиках (поездки непосредственно в очаги чумы и другие особо опасные инфекции, погрузка и перевозка подозрительного на зараженность материала и т.д.) Перед выездом в очаги один раз в год мне делали прививку от чумы. Помимо научного и медицинского персонала непосредственное участие в подготовке и исполнения биологически опасных видов работ принимает административно-хозяйственный и технический персонал института, которые ежедневно находятся в режимных зонах учреждения, имеют тесный контакт со специалистами, являющимися потенциальными источниками распространения контагиозных болезней. За всеми работниками учреждения установлен эпидемиологический надзор, предусматривающий наложение специальных ограничений по их перемещению, приему на работу и аттестацию их профессионального соответствия.

Он постоянно находится в потенциальной зоне заражения и в случае чрезвычайной ситуации могу быть заражен опасными микробами чумы, холеры, туляремии и др.

В противочумной системе во все периоды, все работники противочумных учреждений при выходе на пенсию пользовались правом на досрочное назначение в связи с тяжелыми условиями труда.

Противочумные институты никогда не входили в Номенклатуру учреждений здравоохранения, при этом, оставаясь в системе Минздрава, однако все работники противочумных институтов пользовались правом на досрочное назначение пенсии с 1956 года по разделу XXVI Списка № 2 1956 года, разделу XXIV Списка № 2 1991 года,

В Уставе ФГУЗ СтавНИПЧИ Роспотребнадзора записано, что институт является федеральным государственным учреждением здравоохранения.

Кроме того, институт финансируется по разделу «Здравоохранение, а не по разделу «Наука».

Приказом Роспотребнадзора РФ от 17.11.2005 года № 774 утверждено Положение о системе противочумных учреждений, в котором установлено, что противочумные институты входят в противочумную систему. В пункте 1.1 Положения установлено, что «Система противочумных учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представляет собой сеть противочумных учреждений, являющихся специализированными федеральными государственными учреждениями правоохранения, предназначенными для научно-практического обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора за защищенностью населения РФ от эпидемий, вызываемых возбудителем чумы, а также возбудителями других особо опасных инфекционных болезней, в том числе вирусной природы».

В пункте 1.6. вышеназванного Положения установлено, что учреждения Противочумной системы в сфере трудовых отношений согласно действующим нормативно-правовым актам имеют специальный статус «противочумные учреждения», который характеризуется наличием в них для всех работников тяжелых, вредных, опасных и особых условий труда.

В Приложении № 2 «Перечень противочумных учреждений федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 17.11.2005 г. под пунктом 2.5. значится ФГУЗ «Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт».

Не включение указанного выше стажа работы истца в противочумном институте в пенсионный стаж, дающий право на льготную пенсию, является формой дискриминации перед законом в зависимости от времени ухода на пенсию и места работы и нарушает мое конституционное право гражданина на социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом.

Просит суд включить в льготный стаж, дающий право на досрочное получение пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда периоды работы <данные изъяты> возложить обязанность на Государственное Учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю назначить ему досрочную трудовую пенсию с момента обращения 14 июля 2010 года.

В судебном заседании истец Джентимиров А.Е. поддержал исковые требования и просил суд их удовлетворить, обязать ГУ – УПФ РФ по г. Ставрополю СК, включить ему в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости следующие периоды работы: с 17.07.1997 г. по 14.10.2002 г. и с 01.04.2003 г. по 14.07.2010 г. в Ставропольском научно-исследовательском институте в качестве водителя, назначить ему, досрочную трудовую пенсию по старости с 14 июля 2010 года.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ – УПФ РФ по г. Ставрополю СК Макота А.М. исковые требования не признала и пояснила, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости является трудовая книжка. Если в трудовой книжке работника содержатся все необходимые сведения работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, то досрочная трудовая пенсия может назначаться без истребования дополнительных документов. Когда для определения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимы данные о характере и условиях труда, то эти обстоятельства должны подтверждаться соответствующими документами, содержащими необходимые сведения. При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий работ, выполняемых работником, характеру и условиям труда, дающим право на пенсионные льготы, оснований для включения периода работы в страховой стаж на соответствующих видах работы не имеется.

Согласно постановлению Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 за периоды работы до и после 01.01.1992.

Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку № 2, раздела 14 «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» пользуются работники, занятые в противочумных учреждениях здравоохранения и социального обеспечения здравоохранения. При этом не имеет значения наименование профессии и характер выполняемой работы.

Определяющим фактором для установления права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в данном конкретном случае является занятость противочумном учреждении здравоохранения.

В соответствии с Общесоюзным классификатором «Отрасли народного хозяйства», утвержденным Госкомстатом СССР и Госпланом СССР 01.01.1976 действовавшим на момент утверждения Списком № 1 и 2, подотрасль народного хозяйства «Здравоохранения», являющаяся составной частью отрасли народного хозяйства «Здравоохранения», физическая культура социальное обеспечение», включала в себя лечебно-профилактические амбулаторно-поликлинические, санаторно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы и другие учреждения здравоохранения. К санаторно-профилактическим учреждениям здравоохранения. К санаторно-профилактическим учреждениям здравоохранения, согласно указанному классификатору, относятся противочумные станции.

В указанном классификаторе научно-исследовательские институты, в том числе отраслевого профиля, указаны как учреждения науки. В соответствии ФЗ от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» научно-иследовательские институты являются научными организациями, осуществляющими в качестве основной работы научную или научно-техническую деятельность и подготовку научных работников.

В разделе 14 Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» Списка № 2 работники научно- исследовательских институтов, в том числе противочумных, не предусмотрены.

Учитывая изложенное, у работников противочумных научно-исследовательских институтов по действующему законодательству нет права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с позицией раздела 14 «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» Списка № 2.

Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с письмом Минтруда РФ от 04.02.1998 № 644-АО пользуются работники противочумных институтов, непосредственно занятые на работах с микроорганизмами 1-2 групп опасности.

Джентимиров А.Е. Работал в Ставропольском научно-исследовательском противочумном институте с 17.07.1997 по 14.10.2002 и с 01.04.2003 по 14.07.2010 в качестве водителя. В ходе документальной проверки (акт от 10.08.2010 № 54) не подтверждается не подтверждается непосредственная занятость на работах с микроорганизмами 1-2 групп опасности. Следовательно, невозможно включить в стаж работы с тяжелыми условиями труда периоды с 17.07.1997 г. по 14.10.2002 г., с 01.04.2003 г. по 14.07.2010 г. в соответствии с разделом 23 «Общие профессии» Списка № 2 код позиции 231 00000-1754б.

Льготный стаж составляет 0 лет 0 месяцев 0 дней. Исходя из вышесказанного, считаем, что отказ в перерасчете пенсии является обоснованным, просила суд в удовлетворении требований истца отказать.

В судебном заседании представитель третьего лица ФГУЗ Ставропольского научно-исследовательсткого противочумного института по доверенности Полусова С.Б. поддержала заявленные истцом требования, просила исковое заявление удовлетворить, дополнительно пояснив, что истец действительно работал в Ставропольском научно-исследовательском противочумном институте в качестве водителя в периоды с 17.07.1997г. по 14.10.2002 г. и с 01.04.2003 г. по 14.07.2010 г.

Постоянно находился в потенциальной зоне заражения и в случае чрезвычайной ситуации мог быть заражен опасными микробами чумы, холеры, туляремии и др. Неоднократно в составе специализированных противоэпидемических бригад выезжал на вспышки холеры на Кавказе и другие регионы страны, участвовал в составе СПЭБ по эпизоотологическим обследованиям и проведении профилактических противочумных мероприятиях в восточных районах Ставропольского края и Дагестана, в Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республиках.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные истцом требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, национальности и других обстоятельств. В связи с этим любые нормативные акты, прямо или косвенно устанавливающие произвольное ограничение прав и свобод одной категории граждан по отношению к другой, не соответствуют Конституции Российской Федерации. Нормативные акты не применяются в части, не соответствующей Конституции Российской Федерации.

Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Пенсионный фонд при рассмотрении документов, представляемых для назначения пенсии должен оценивать их полное соответствие требованиям пенсионного законодательства, применять Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Статья 66 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже.

Судом установлено, что согласно трудовой книжки (вкладыш в трудовую книжку №) истец с 17.07.1997 г. по 14.10.2002 г. и с 01.04.2003 г. по 14.07.2010 г. работал в Ставропольском научно-исследовательский притивочумном институте Госкомсанэпиднадзора России (далее –СтавНИПЧИ Госкомсанэпиднадзора) в качестве водителя.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации № 38-р от 17.01.2005 г. приказ № 253 от 09.03.2005 г. в связи с утверждением Устава института в новой редакции и изменением подведомственности, институт переименован в Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Как следует из материалов дела в указанные периоды работы истец имел допуск к работе с микроорганизмами 1-2 групп патогенности согласно приказов о допуске с биологическим материалом 1-11 групп патогенности, неоднократно в составе специализированных противоэпидемических бригад выезжал на вспышки холеры на Кавказе и другие регионы страны, участвовал в составе СПЭБ по эпизоотологическим обследованиям и проведении профилактических противочумных мероприятиях в восточных районах Ставропольского края и Дагестана, в Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республиках.

Перед выездом в очаги один раз в год истцу проводили вакцинацию от чумы.

Указанные обстоятельства подтверждаются справками ФГУЗ СтавНИПЧИ Роспотребнадзора № 1211 от 10.11.2010 г. и № 110 от 13.10.2010 г.

Должностной инструкцией водителя гаража ФГУЗ СтавНИПЧИ Роспотребнадзора от 01.08.2008 г., в соответствии с которой водитель обязан согласно:

- п. 2.2. инструкции в случаях распоряжения Федеральной службы по надзору защиты прав потребителей и благополучия человека при чрезвычайных ситуациях: работать в бригаде СПЭБ в круглосуточном режиме по скользящему графику, включая выходные и праздничные дни, в соответствии с действующим законодательством РФ, приказом по институту, Положением.

- п. 2.5 инструкции обеспечивать выезд научных экспедиций (в том числе длительных – до 30 календарных дней) в пределах Южного Федерального Округа;

- п. 2.6. инструкции самостоятельно выполнять поручения должностных лиц института в случаях производственной необходимости;

- п. 2.8 инструкции при наличии соответствующих допусков и документов выполнять в случае производственной необходимости совмещение профессий при работе в бригадах СПЭБ (автомеханик, электрик, дизенфектор).

Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 года № 537 установлено, что время выполнявшихся до 01.01.1992 года работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даст право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173, засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком.

Вышеуказанные нормы, во исполнение которых применяются Список № 2 1956 года и Список № 2 1991 года не содержат положений, предусматривающих возможность назначения пенсии в зависимости от ведомственной принадлежности. В списках установлено, что правом на пенсию в связи с тяжелыми условиями пользуются работники, занятые в противочумных учреждениях. Никаких перечислений противочумных учреждений в списках не содержится.

Согласно уставу Ставропольского научно-исследовательского противочумного института данная организация является федеральным государственным учреждением здравоохранения. Приказом РоспотребнадзораРФ от 17.11.2005 г. № 774 утверждено Положение о системе противочумных учреждений, в котором установлено, что противочумные институты входят в противочумную систему. В п. 1.1 Положения установлено, что «Система противочумных учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представляет собой есть противочумных учреждений, являющихся специализированными федеральными государственными учреждениями здравоохранения, предназначенными для научно-практического обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора за защищенностью населения РФ от эпидемий, вызываемых возбудителем чумы, а также возбудителями других особо опасных инфекционных болезней, в том числе вирусной природы».

Пунктом 1.6 Положения установлено, что учреждения Противочумной системы в сфере трудовых отношений согласно действующим нормативно-правовым актам имеют специальный статус «противочумные учреждения», который характеризуется наличием в них для всех работников тяжелых, вредных, опасных и особых условий труда.

В Приложении № 2 «Перечень противочумных учреждений федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 17.11.2005 года № 774, в п.2.5 значится ФГУЗ «Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт».

Противочумные институты не входили в Номенклатуру учреждений здравоохранения, при этом, оставались в системе Минздрава и на всех работников противочумных институтов распространяется право на досрочное назначение пенсии по разделу 26 Списка № 2 1956 года и разделу 24 Списка №2 1991 года.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 06.03.2003 г. № 107-0 Федеральный закон от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначение трудовой пенсии и закрепляя в качестве условий назначение трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа 5 лет (ст.7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до его вступления в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда».

Указанными правовыми нормами гарантируется сохранение права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в равной мере всем гражданам, которые на день введения в действие ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» уже имели необходимый стаж работы с тяжелыми условиями труда (в том числе тем, кто был занят на работах с тяжелыми условиями труда в период до 01.01.1992 года и именно тогда выработал требуемый специальный стаж).

Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2003 г. № 239 за время выполнявшихся до 01.01.1992 г. работ наравне со Списком от 26.01.1991 г. № 10 применяется Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173. Право на пенсионное обеспечение предоставлено рабочим, руководителям и специалистам, занятым полный рабочий день в производствах, структурных подразделениях и должностях, предусмотренных Списком 2.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 предусмотрена возможность установления тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст.ст. 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а так же списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от должностного положения и других обстоятельств. В связи с чем, не включение указанных выше периодов работы Джентимирова А.Е. в льготный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда, по сути, является формой дискриминации конкретного человека перед Законом в зависимости от места работы и нарушает конституционное право на социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом.

Доводы представителя Управления пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю противоречат Конституционным нормам о равенстве всех граждан перед законом, о праве на пенсию, в связи с чем, требования о включении в стаж указанного истцом периода работы, начислении, выплате пенсии, подлежат удовлетворению с момента обращения за таковой.

С учетом конкретных обстоятельств дела, суд устанавливает тождество категории учреждения и должности, в которой в спорный период работал Джентимиров А.Е., с категорией «Работники, занятые в противочумных учреждениях», предусмотренной п. 2 раздела 26 Списка №2 1956 г. и приходит к выводу о том, что отказ Управления пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю существенно нарушает права и свободы истца, следовательно является незаконным, а требования Джентимирова А.Е. о включении указанных в иске периодов его работы в стаж с тяжелыми условиями труда подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В связи с чем, досрочная трудовая пенсия подлежит назначению истцу со дня возникновения у него права на указанную пенсию, то есть с 14.07.2010 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Джентимирова Александра Евгеньевича удовлетворить.

Признать за Джентимировым Александром Евгеньевичем право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно разделу 26, Списка № 2 1991 года.

Обязать Государственное Учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю включить в трудовой стаж Джентимирова Александра Евгеньевича, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы: <данные изъяты> в качестве водителя.

Обязать Государственное Учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю назначить Джентимирову Александру Евгеньевичу досрочную трудовую пенсию с 14.07.2010 г.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней.

Судья (подпись) О.А. Мороховец

Копия верна. Судья О.А. Мороховец

-32300: transport error - HTTP status code was not 200