дело № 2-1422/11 по заявлению Алоян об оспаривании постановления территориальной избирательной комиссии



Дело № 2-1422/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 февраля 2011 года г. Ставрополь

Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:

Председательствующего судьи Теппоевой Н.В.,

С участием старшего помощника прокурора Промышленного района г.Ставрополя Корнушенко О.Р.,

При секретаре Сопневой Т.А.,

с участием заявителя Алояна ФИО6, представителя Территориальной избирательной комиссии Промышленного района г. Ставрополя Никабадзе Н.А., действующей по доверенности <данные изъяты>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Алояна ФИО7 об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Промышленного района г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе Алояну ФИО8 в регистрации кандидатом в депутаты Ставропольской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №» полностью, рассмотрении вопроса о его регистрации по существу согласно п.6 ст.75, п.6 ст.76 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»,

у с т а н о в и л:

Алоян ФИО9 обратился в суд с заявлением об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Промышленного района г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе Алояну ФИО10 в регистрации кандидатом в депутаты Ставропольской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №» полностью, рассмотрении вопроса о его регистрации по существу согласно п.6 ст. 75, п. 6 ст. 76 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

В судебном заседании Алоян ФИО11 пояснил, что в Постановлении территориальной избирательной комиссии Промышленного района г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № основанием отказа ему в регистрации как кандидата в депутаты Ставропольской городской Думы шестого созыва легла недостоверность <данные изъяты> (сто девяносто шесть) подписей, или <данные изъяты>, что составляет более 10 процентов от общего количества подписей. Основанием для избирательной комиссии, послужило то, что датой сбора этих подписей является ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, а последним числом сбора подписей по их трактовке является ДД.ММ.ГГГГ Считает, что избирательная комиссия неправильно трактует п. 5 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Положение данной статьи определяет то, что срок сбора подписей не может составлять менее 30 дней с момента уведомления комиссии о выдвижении кандидата, а так как подтверждение принятия документов, представленных для регистрации кандидата в депутаты Ставропольской городской Думы шестого созыва датировано ДД.ММ.ГГГГ, то предельный срок никак не может составлять ДД.ММ.ГГГГ Также в обоснование отказа избирательной комиссии ему в регистрации легло положение п. 2 ст. 11 Закона Ставропольского края от 26.06.2008 № 37-КЗ «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском края», что также является неправильной трактовкой данного Закона. Избирательная комиссия трактует данные положения Федерального закона и Закона Ставропольского края неправильно, предвзято отнеслась к его кандидатуре и неправомерно отказала в регистрации. Считает данное решение незаконным и необоснованным, подлежащим отмене по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации им ДД.ММ.ГГГГ, в территориальную избирательную комиссию Промышленного района города Ставрополя (наделённую Постановлением ПК г. Ставрополя ДД.ММ.ГГГГ № полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному округу 15) были представлены всё необходимые документы, предусмотренные ст.33 Федеральным законом № 67-ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для выдвижения кандидата путем самовыдвижения, ДД.ММ.ГГГГ представлено уведомление об открытии им избирательного счёта. В соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 34 п.1 Федерального закона, после этого был осуществлён сбор подписей в поддержку его самовыдвижения. При этом, руководствуясь ст.1 п. 6 Федерального закона, устанавливающего свой приоритет над региональными нормативно-правовыми актами, он исходил из того, что нижним временным пределом для начала осуществления сбора подписей в поддержку своего выдвижения является предусмотренный п.5 ст.37 Федерального закона порядок, по которому подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, а верхним временным пределом является дата предоставления подписных листов для проверки, определённая в ст. 15 Закона СК № 37-кз от 26.06.2008 г. «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае», а, именно, не позднее, чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени. Подписи, предоставленные кандидатом для проверки в избирательную комиссию позже истечения установленного срока их сбора, по логике федерального законодателя, не имеют юридической силы и не могут быть приняты к проверке, о чем свидетельствуют также Методические рекомендации по организации работы по приёму подписных листов с подписями избирателей на региональных и муниципальных выборах (на примере федеральных выборов 2007-2008 годов) ЦИК РФ 2009 г., предусматривающие в перечне кодов несоблюдение нижнего временного предела срока подписей, но не предусматривающих несоблюдение верхнего временного предела, Аналогичную позицию заняла территориальная избирательная комиссия Промышленного района города Ставрополя, которая неоднократно подтверждала необходимость представления для проверки подписей до 18.00 часов ДД.ММ.ГГГГ, не информируя о существовании какого-либо иного подхода к исчислению периода сбора подписей, и не давая разъяснения на задаваемые вопросы ссылаясь на № 37-кз «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае». Несмотря на то, что в соответствии со ст.5 п.8.1) Законом СК от 19 ноября 2003г. № 42-кз «Об избирательных комиссиях в Ставропольском крае » окружная (территориальная) комиссия была обязана обеспечить реализацию и защиту избирательных прав, контроль за их соблюдением, разъяснением и информированием избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, обеспечивать на соответствующей территории для всех кандидатов, избирательных объединений, соблюдение установленных федеральными законами и законами Ставропольского края условий предвыборной деятельности. Территориальная избирательная комиссия Промышленного района города Ставрополя, ссылаясь на установки вышестоящих избирательных комиссий, не создала стенды или папки для кандидатов с образцами требуемых от них документов и указаниям избирательных сроках, а также периода сбора подписей. Постановлением территориальной избирательной комиссии промышленного района г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № недостоверными и (или) недействительными были признаны <данные изъяты> подписей. Об основаниях признания подписей избирателей недостоверными в обжалуемом постановлении сказано, что причины «указаны в итоговом протоколе от ДД.ММ.ГГГГ о результате проверки подписных листов с подписями избирателей». Исходя из того, что Федеральный закон предоставляет краевому законодателю возможность устанавливать сроки сбора подписей и форму подписного листа, но не предусматривает создание каких-либо новых оснований для признания подписи недействительной помимо предусмотренных Федеральным законом, а предоставленные в его распоряжение комиссией постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, протокол проверки от ДД.ММ.ГГГГ, ведомости проверки (без указания даты их составления) не позволяют определить законность и обоснованность принятых комиссией решений, которые в соответствие с п. 7 ст. 38 Федерального закона должны содержать понятые для него (причины) признания подписей недействительными, отражающие характер допущенных им конкретных нарушений (если таковые имели место) при сборе подписей (по датам, проставленным в подписных листах), указанные решения являются незаконными и необоснованными, нарушающими его избирательные права и избирательные права поддержавших его самовыдвижение избирателей.

В судебном заседании представитель Территориальной избирательной комиссии Промышленного района г. Ставрополя Никабадзе Н.А.. , действующая по доверенности возражала против заявленных требований, пояснила, что проверив соответствие порядка выдвижения Алояна ФИО12 кандидатом в депутаты Ставропольской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае», а также проверив соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку выдвижения в депутаты, территориальная избирательная комиссия Промышленного района города Ставрополя установила следующее. В результате проверки выявлено: кандидатом Алояном ФИО13 в территориальную избирательную комиссию Промышленного района города Ставрополя представлено <данные изъяты> подписных листов, сброшюрованных в <данные изъяты>. Папка с подписными листами заверена печатью территориальной избирательной комиссии Промышленного района города Ставрополя. Кандидатом в депутаты Ставропольской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № Алояном ФИО14 заявлено к проверке <данные изъяты> подписей. При пересчете рабочей группой, данные о количестве представленных подписей подтвердились, то есть кандидатом представлено <данные изъяты> подписей, необходимых для регистрации, и <данные изъяты> подписи, то есть <данные изъяты> свыше требуемого количества подписей. В соответствии со статьей 15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в <адрес>» Рабочей группой отобрано для проверки <данные изъяты> подписей, от установленного количества подписей для регистрации. В результате проверки признаны: недостоверными - нет подписей; недействительными - <данные изъяты> недостоверными и недействительными подписей - нет. Основаниями признания подписей избирателей недостоверными и ( или) недействительными послужило нарушение п. 8 ч 10 ст. 15 Закона Ставропольского края от 26.06.2008 № 37-КЗ «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» - подписи избирателей, собранные вне пределов периода, определенного настоящим Законом для сбора подписей в поддержку кандидата.

В соответствии с п. 34 постановления Избирательной комиссии города Ставрополя от 30 декабря 2010 года № 35/183 «О Календарном плане мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Ставропольской городской Думы шестого созыва» сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов осуществляется со дня, следующего за днем уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата и не позднее чем через 25 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов ( не позднее ДД.ММ.ГГГГ). Календарный план выборов был размещен на официальном сайте избирательной комиссии г.Ставрополя.

При проведении сбора подписей подписные листы не были заверены собственноручно подписями лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, чем были нарушены п. 7 ч.10 ст. 15 Закона Ставропольского края от 26.06.2008 № 37-КЗ «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае». Таким образом, выявлено <данные изъяты> % недействительных подписей от общего количества подписей представленных для регистрации кандидата в депутаты Ставропольской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № Алояна ФИО15 Количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата в депутаты Ставропольской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № Алояна ФИО16 составило <данные изъяты> что является недостаточным для его регистрации в качестве кандидата в депутаты. Просит отказать в удовлетворении заявления.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, прокурора Корнушенко О.Р., полагавшую, что в удовлетворении заявления Алояна ФИО17 следует отказать, приходит к следующему.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> территориальной избирательной комиссией Промышленного района города Ставрополя приняты документы Алояна ФИО18 для регистрации его кандидатом в депутаты Ставропольской городской Думы шестого созыва, выдвинутого самовыдвижением, о чем выдано подтверждение.

ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов кандидатом Алояном ФИО19 в территориальную избирательную комиссию Промышленного района города Ставрополя были представлены <данные изъяты> подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения, о чем Алояну ФИО20 выдано подтверждение.

В соответствие с ч. 1,2 ст.15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26.06.2008 года № 37-кз соответствующая избирательная комиссия обязана проверить соблюдение требований федерального законодательства, настоящего Закона при выдвижении кандидата, списка кандидатов. В случае представления подписных листов избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.

Согласно итогового протокола о результатах проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Ставропольской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № Алояна ФИО21 рабочая группа установила, что папка с подписными листами заверена печатью территориальной избирательной комиссии Промышленного района города Ставрополя. Кандидатом в депутаты Ставропольской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № Алояном ФИО22 заявлено к проверке <данные изъяты> подписей.

При пересчете рабочей группой, данные о количестве представленных подписей подтвердились, то есть кандидатом представлено <данные изъяты> подписей, необходимых для регистрации, и <данные изъяты> подписи, то есть <данные изъяты> свыше требуемого количества подписей. В соответствии со статьей 15 Закона Ставропольского края от 26.06.2008 года № 37-кз «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» рабочей группой отобрано для проверки <данные изъяты> подписей, от установленного количества подписей для регистрации.

В результате в соответствии с п.2 ч.10 ст. 15 Закона Ставропольского края от 26.06.2008 № 37-кз «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» в результате проверки признаны: недостоверными - нет подписей; недействительными - <данные изъяты> недостоверными и недействительными подписей - нет.

В связи с этим, рабочая группа внесла предложение в территориальную комиссию Промышленного района г. Ставрополя отказать кандидату в депутаты. На основании итогового протокола Постановлением территориальной избирательной комиссии Промышленного района города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе Алояну ФИО23 в регистрации кандидатом в депутаты Ставропольской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №» отказано.

В соответствие со ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Считая постановление незаконным, и ущемляющим его права Алоян ФИО24 подал заявление, в котором просит суд об отмене постановления территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Ставропольской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №» полностью, рассмотрении вопроса о его регистрации по существу согласно п.6 ст.75, п.6 ст.76 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», истребовании от территориальной избирательной комиссии Промышленного района города Ставрополя имеющегося в её распоряжении полного пакета документов, достаточного для принятия решения о его регистрации на уровне избирательной комиссии г. Ставрополя.

Суд, проверив доводы жалобы, изучив представленные письменные доказательства, находит данное постановление законным, принятым в соответствие с нормами действующего законодательства, в связи, с чем считает необходимым отказать в удовлетворении жалобы Алояна ФИО25 исходя из следующего.

Согласно п. 5 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. На выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Установленный законом субъекта Российской Федерации период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, должен составлять не менее 30 дней, а период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума, - не менее 20 дней.

В настоящем случае, Федеральный закон предоставляет краевому законодателю возможность устанавливать сроки сбора подписей и форму подписного листа, что отражено в ч. 2 ст. 14 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26.06.2008 года № 37-кз, согласно которой сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов осуществляется в период, установленный настоящим Законом для выдвижения кандидата, списка кандидатов.

В силу ч. 3 ст. 10 Закона Ставропольского края от 26.06.2008 № 37-кз «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» самовыдвижение кандидата по одномандатному (многомандатному), единому избирательному округу может производиться со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и не позднее чем через 25 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Как установлено в судебном заседании, Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ избирательной комиссией города Ставрополя утвержден календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Ставропольской городской Думы шестого созыва.

Так, в силу п. 34 настоящего календарного плана в соответствие с п. 5 ст. 37 Федерального закона, ч. 2 ст. 14 Закона Ставропольского края сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов – со дня, следующего за днем уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата, заверения избирательной комиссией списка кандидатов, и не позднее чем через 25 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (не позднее ДД.ММ.ГГГГ).

В связи с этим, суд не может принять во внимание доводы Алояна ФИО26 о том, что избирательная комиссия неправильно трактует п. 5 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которой срок сбора подписей не может составлять менее 30 дней с момента уведомления комиссии о выдвижении кандидата, а так как подтверждение принятия документов, представленных для регистрации кандидата в депутаты Ставропольской городской Думы шестого созыва датировано ДД.ММ.ГГГГ, то предельный срок никак не может составлять ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, по мнению суда, признание рабочей группой недействительными <данные изъяты> от общего количества подписей представленных для регистрации кандидата в депутаты Ставропольской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № Алояну ФИО27 является правомерным и не противоречащим требованиям действующего законодательства, поскольку судом установлено, что Алояном ФИО28 <данные изъяты> (триста восемьдесят) подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения представлены были в территориальную избирательную комиссию Промышленного района города Ставрополя ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов.

Следовательно, в судебном заседании нашел своей подтверждение тот факт, что в нарушение п. 8 ч 10 ст. 15 Закона Ставропольского края от 26.06.2008 № 37-КЗ «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» подписи <данные изъяты> избирателей, собраны вне пределов периода, определенного настоящим Законом для сбора подписей в поддержку кандидатов, списков кандидатов.

Следовательно, количество действительных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата в депутаты Ставропольской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № Алояна ФИО29 составило <данные изъяты> что является недостаточным для его регистрации.

Согласно доводов Алояна ФИО30 в соответствии со ст.5 п.8.1 Закона СК от 19 ноября 2003г. № 42-кз «Об избирательных комиссиях в Ставропольском крае» окружная (территориальная) комиссия была обязана обеспечить реализацию и защиту избирательных прав, контроль за их соблюдением, разъяснением и информированием избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, обеспечивать на соответствующей территории для всех кандидатов, избирательных объединений, соблюдение установленных федеральными законами и законами Ставропольского края условий предвыборной деятельности. Однако суд не принимает во внимание данные доводы поскольку, утвержденный Постановлением № 35/183 от 30.12.2010 года избирательной комиссией города Ставрополя календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Ставропольской городской Думы шестого созыва был размещен на официальном сайте избирательной комиссии, о чем пояснил в судебном заседании представитель территориальной комиссии.

Кроме того, основанием для отказа в регистрации Алояна ФИО32 послужило то обстоятельство, что в нарушение требований п. 7 ч. 10 ст. 15 Закона Ставропольского края от 26.06.2008 № 37-кз «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей.

На основании изложенного, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований Алояна ФИО33 в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 259-261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Алояна ФИО34 об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Промышленного района г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе Алояну ФИО35 в регистрации кандидатом в депутаты Ставропольской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №» полностью, рассмотрении вопроса о его регистрации по существу согласно п.6 ст.75, п.6 ст.76 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в пятидневный срок через Промышленный районный суд г.Ставрополя.

Судья Н.В. Теппоева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200