Дело № 2-729/11 по заявлению Бунина В.Г. об обжаловании действий (бездействия) администрации г. Ставрополя



Дело № 2-729/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 февраля 2011 года г. Ставрополь

Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе: председательствующего судьи Юрина И.С. с участием: заявителя Бунина В.Г.

при секретаре Гома Н.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Бунина Виталия Глебовича об оспаривании действий (бездействия) администрации г. Ставрополя,

УСТАНОВИЛ:

Бунин В.Г. обратился в Промышленный районный суд г. Ставрополя с заявлением о признании незаконным действий (бездействия) администрации г. Ставрополя, ссылаясь на то, что он является ветераном боевых действий, что подтверждается ветеранским удостоверением серия ВВ № от ДД.ММ.ГГГГ Он обратился в администрацию г. Ставрополя по вопросу предоставления ему в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с абз. 2 ст. 18 Закона Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об управлении и распоряжении землями в СК», согласно которому земли на территории Ставропольского края предоставляются в собственность бесплатно в собственность гражданам и юридическим лицам на основании федеральных законов, а также в установленных настоящим Законом случаях предоставления земельных участков: для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства - военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях, направив по почте ДД.ММ.ГГГГ в муниципальное учреждение «Архитектурно-строительного заказа города Ставрополя» сопроводительное письмо с обязательным перечнем документов (заявление главе города Ставрополя, копии: паспорта, удостоверения «Ветеран боевых действий», военного билета). На основании входящего штампа муниципального учреждения «Архитектурно – строительного заказа города Ставрополя» документы получены ДД.ММ.ГГГГ. Заявление было принято и рассмотрено и. о. директора муниципального учреждения «Архитектурно – строительного заказа города Ставрополя» ФИО3, который предоставил Бунину В.Г. ответ от ДД.ММ.ГГГГ исх. № в котором сказано, что на данный момент отсутствуют свободные земельные участки под индивидуальное жилищное строительство. Конкретного ответа на заявление с указанием результата постановки на учет, в качестве граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не получено. Бунин В.Г. считает, что МУ «Архитектурно-строительного заказа города Ставрополя» произведена отписка, не несущая в себе информационного смысла ответа на его письменное обращение при подаче заявления. Так как, каких – либо действий администрацией города Ставрополя в отношении выделения Бунину В.Г. земельного участка для индивидуального жилищного строительства на протяжении длительного срока не производилось, то им в общий отдел администрации города Ставрополя, ДД.ММ.ГГГГ подано заявление главе города Ставрополя о выделении в соответствии со ст. 18 Закона Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. На которое им получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ № от заместителя директора комитета градостроительства администрации города Ставрополя С.В. Ромась. Данный ответ содержал информацию общего характера (указывающую о постановке на учет, но опять, же без конкретизации даты и номера занесения в книгу учета граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства), не относящуюся к существу вышеуказанного заявления об уже непосредственном предоставлении в собственность Бунину В.Г. земельного участка. Далее из текста ответа следует, что на данный момент отсутствуют земельные участки под индивидуальное жилищное строительство. Бунин В.Г. считает, что администрация г. Ставрополя просто отписалась от его законных требований и бездействует в реализации его законных прав, так как действующее законодательство РФ определило порядок предоставления гражданам земельных участков под индивидуальное жилищное строительство и администрация г. Ставрополя обязана принимать действия по реализации законных прав граждан, а именно предоставлять в собственность земельные участки под индивидуальное жилищное строительство по заявлению от гражданина в соответствии с действующим законодательством. По результатам рассмотрения заявления Бунина В.Г. администрацией г. Ставрополя не соблюден порядок, предусмотренных законодательством о рассмотрении заявления, принятии соответствующего решения о предоставлении земельного участка в собственность заявителю, поскольку орган местного самоуправления, в силу императивных требований ч. 3 ст. 11 Закона СК от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае», обязан в двухнедельный срок со дня поступления заявления, принять решение о предоставлении земельного участка в собственность. Кроме того, в соответствии с п.п. 2,5 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами самоуправления, муниципальными организациями, что заявителю не предоставлено. Акт о выборе земельного участка не составлялся. В связи с бездействием администрации, заявитель несет материальные убытки, выраженные в росте цен на строительные материалы и временные потери, так как не может в запланированное время начать строительные работы. Бунин В.Г. в очередной раз обратился в администрацию г. Ставрополя с просьбой изготовить кадастровую карту (план) земельного участка в соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса. Однако заявителем получен ответ от заместителя директора комитета градостроительства администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором сказано, что на данный момент в наличии нет земельных участков, предназначенных для распределения льготным категориям граждан. Также в приложении вышеуказанного ответа, Бунину В.Г. была направлена копия выписки из протокола заседания комиссии по постановке на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации № из которой следует, что Бунин Виталий Глебович поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ, хотя его заявление о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка с приложенными правоустанавливающими документами принято МУ «Архитектурно-строительного заказа города Ставрополя» ДД.ММ.ГГГГ. Отсюда следует, что данной комиссией не соблюден порядок предусмотренный Постановлением главы города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ №, где сказано, что специалисты МУ «Архитектурно-строительного заказа города Ставрополя» при приемке документов проверяют правильность и в двухнедельный срок передают документы на рассмотрение комиссии по учету граждан имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков, и комиссия в течение 10 рабочих дней, со дня получения документов, рассматривает заявление. По итогам работы осуществляет учет граждан либо отказывает в постановке на учет. Администрация г. Ставрополя, являясь органом исполнительной власти и гарантом реализации прав и законных интересов граждан, грубо нарушает права Бунина В.Г. невыполнением необходимых действий, которые предусмотрены действующим законодательством РФ по предоставлению земельных участков гражданам под индивидуальное жилищное строительство.

В связи с чем, заявитель просит суд признать незаконным: ответ заместителя директора комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ; бездействия администрации г. Ставрополя, выразившееся в непредоставлении земельного участка ветерану боевых действий, незаконными, обязать администрацию г. Ставрополя бесплатно предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства, с указанием его местонахождения; отменить решение комиссии по постановке на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков № от ДД.ММ.ГГГГ в части постановки Бунина В.Г. на учет с ДД.ММ.ГГГГ и обязать вышеуказанную комиссию поставить Бунина В.Г. на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельного участка, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ставропольского края на момент первичного обращения ДД.ММ.ГГГГ в установленный законом срок.

В судебном заседании заявитель Бунин В.Г. поддержал заявленные требования, просит суд удовлетворить их в полном объёме.

В судебное заседание представитель администрации г. Ставрополя по доверенности ФИО5 не явилась, извещена о времени и месте судебного разбирательства, представила в суд письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие и возражения на заявление Бунина В.Г. Суд, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации г. Ставрополя.

В судебное заседание не явились представители заинтересованных лиц МУ «Архитектурно –строительного заказа города Ставрополя» и Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, извещены о времени и месте судебного разбирательства, о причине неявки суду не сообщили.

Представитель заинтересованного лица администрации г. Ставрополя ФИО5 в представленных возражениях требования Бунина В.Г. не признала, указав, что ДД.ММ.ГГГГ Государственной Думой Ставропольского края принят закон Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края» согласно которому утратила силу ст. 18 закона Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае», касающаяся случаев бесплатного предоставления земельных участков.

С момента вступления в законную силу закона Ставропольского края от 12.04.2010 г. № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края» случаи бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам в Ставропольском крае урегулированы статей 12 закона, согласно которому земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность гражданам бесплатно в для индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах по месту жительства при условии признания нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации в том числе ветеранам боевых действий, признанным таковыми Федеральным законом от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», уволенным в запас (отставку), по выслуге срока службы или иным основаниям, дающим право выхода на пенсию, и проживающим в населенных пунктах не менее трех лет.

Граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в случаях, предусмотренных п.п. 1 - 6 ч. 1 настоящей статьи, обеспечиваются органами местного самоуправления информацией о свободных земельных участках в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов. Решение о бесплатном предоставлении гражданам земельного участка принимается в двухнедельный срок со дня получения от заинтересованного лица заявления с приложением документов, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Проведение кадастровых работ в отношении предоставленного земельного участка и постановка его на государственный кадастровый учет осуществляются в соответствии с федеральными законами за счет заявителя.

Статья 28 Земельного кодекса РФ также предусматривает возможность бесплатного предоставления гражданам в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Так, на основании постановления главы города Ставрополя от 17.02,2009 № 468 «О порядке ведения учета граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации Ставропольского края» разработан порядок ведения учета граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков.

На муниципальное учреждение «Архитектурно-строительный заказ города Ставрополя» возложена обязанность по приему заявлений граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края.

Комитету градостроительства администрации города Ставрополя поручено вести учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков, и граждан, которым земельные участки были предоставлены бесплатно, создана комиссия по учету граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков.

Предоставление бесплатно в собственность земельных участков гражданам осуществляется при наличии свободных земельных участков в порядке очередности, исходя из даты подачи заявления - даты постановки на учет.

По смыслу норм земельного законодательства, при бесплатном предоставлении гражданину земельного участка должна соблюдаться установленная законом (ст. 30.1 Земельного кодекса РФ) процедура предоставления земли для жилищного строительства - без предварительного согласования места размещения объекта: проведение работ по формированию земельного участка; выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно- технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Действующее законодательство предусматривает, прежде всего, представление земельного участка, определенного как объект права с установленными на местности границами.

В соответствии с регламентом подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного Постановлением главы города Ставрополя от 10.09.2009 № 691 и разработанного в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и Ставропольского края, органов местного самоуправления города Ставрополя, а также во исполнение постановлений главы города Ставрополя от 29.05.2008 № 1399 «Об организации единого Центра обслуживания граждан и юридических лиц по вопросам градостроительства и землепользования по принципу «Одно окно», от 30.06.2008 № 1631 «Об утверждении порядка приема, подготовки и выдачи документов в области градостроительства и землепользования», существует определенные правила предоставления земельного участка для строительства.

Органом местного самоуправления осуществляется формирование земельных участков и постановка их на кадастровый учет в соответствии с требованиями законодательства. Таким образом, администрацией города Ставрополя принимаются все меры по исполнению указанного закона.

Считаем, что заявленные Буниным В.Г. требования, предъявленные к администрации города Ставрополя, не законны и не обоснованы.

Выслушав объяснения заявителя Бунина В.Г., исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Исходя из положений ч. 1ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК РФ органа власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (ч. 2 ст. 31 ЗК РФ).

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются, согласно ч. 1 ст. 32 ЗК РФ, основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета.

Орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (ч. 2 ст. 32 ЗК РФ).

Судом установлено, что Бунин В.Г. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением серии ВВ № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи, с чем он на основании ст. 18 Закона Ставропольского края от 01. 08.2008 г. №-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» имеет право на получение бесплатно в собственность земельного участка.

Бунин В.Г. обратился с заявлением в администрацию г. Ставрополя по вопросу предоставления земельного участка в собственность, для индивидуального жилищного строительства которое принято к учёту, вместе с тем, предусмотренный вышеназванными статьями Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельного участка не соблюдён. Акт о выборе земельного участка не составлялся. На которое Буниным В.Г. получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ № от заместителя директора комитета градостроительства администрации города Ставрополя С.В. Ромась. Данный ответ содержал информацию общего характера (указывающую о постановке на учет, но опять, же без конкретизации даты и номера занесения в книгу учета граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства), не относящуюся к существу вышеуказанного заявления об уже непосредственном предоставлении в собственность Бунину В.Г. земельного участка. Далее из текста ответа следует, что на данный момент отсутствуют земельные участки под индивидуальное жилищное строительство. Данный довод администрации г. Ставрополя суд считает несостоятельным, поскольку в условиях, при которых в соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, а так же с учетом положений ст. 6 Закона РФ от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» обязанность по доказыванию законности оспариваемых действий (бездействий), решений возлагаются на орган, принявшие такие решения или совершившие оспариваемые действия(бездействия), суду, органом местного самоуправления не представлено каких – либо доказательств отсутствия сформированных земельных участков предназначенных для индивидуального жилищного строительства. В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению, предусмотренного ст. 29 ЗК РФ, исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанного заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ (п. 7 ст. 36 ЗК РФ).

Таким образом, администрацией г. Ставрополя, являющейся органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9-11 ЗК РФ, в нарушение ст. 29 ЗК РФ не принято решение о предоставлении ветерану боевых действий Бунину В.Г. земельного участка на территории муниципального образования.

Поскольку оснований для отказа в предоставлении соответствующего земельного участка не имеется, то суд полагает, что заявление Бунина В.Г. является обоснованным.

Доводы заинтересованного лица со ссылкой на закон Ставропольского края от 12.04.2010 г. № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края» согласно которому утратила силу ст. 18 закона Ставропольского края от 01.08.2003 г. №28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае», суд признает не состоятельными, поскольку право на получение земельного участка бесплатно у заявителя возникло до вступления вышеназванного закона в силу.

Вышеназванный закон обратной силы не имеет и не может регулировать правоотношения между заявителем и администрацией г. Ставрополя возникшие до вступления закона в силу.

Кроме того, судом установлено, что заявитель в собственности жилья не имеет. Проживает в квартире, принадлежащей отцу его супруги. Право на получение в собственность земельного участка им не утрачено.

При указанных обстоятельствах заявление Бунина В.Г. в части признания ответа заместителя директора комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязании администрации г. Ставрополя принять решение о предоставлении земельного участка в собственность Бунину Виталию Глебовичу как ветерану боевых действий, признании решения комиссии о постановке на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков № от ДД.ММ.ГГГГ в части постановки Бунина В.Г. на учет с ДД.ММ.ГГГГ незаконным подлежит удовлетворению, а его нарушенное право восстановлению.

Требование Бунина В.Г. в части обязания комиссии поставить его на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков с момента его первичного обращения ДД.ММ.ГГГГ не подлежит удовлетворению, так как удовлетворение его требования о предоставлении земельного участка исключает требование о постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь статьями12,56,67,167, 193-199, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Бунина Виталия Глебовича признать обоснованным частично.

Признать ответ заместителя директора комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № о постановке Бунина В.Г. на учет и отсутствии свободных земельных участков незаконным.

Обязать администрацию г. Ставрополя принять решение о предоставлении земельного участка в собственность Бунину Виталию Глебовичу как ветерану боевых действий.

Признать решение от ДД.ММ.ГГГГ комиссии при администрации г. Ставрополя по постановке на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков, в части постановки Бунина В.Г. на учет с ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

В части удовлетворения требования Бунина В.Г. обязать комиссию по постановке на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, поставить Бунина В.Г. на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельного участка, на момент первичного обращения ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней.

Судья И. С. Юрин

-32300: transport error - HTTP status code was not 200