Дело № 2-726/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ставрополь 18 марта 2011 года
Промышленный районный суд г. Ставрополя
в составе председательствующего судьи Юрина И.С.
при секретаре Гома Н.Ю.
с участием истца Мартиросяна А.М.,
представителя истца адвоката ФИО4 – ордер №,
представителя ответчика ГУ Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартиросяна Александра Мухановича к Государственному учреждению -Ставропольскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о начислении ежемесячных страховых выплат по случаю трудового увечья и к Министерству труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики о начислении ежемесячных социальных пособий по инвалидности,
УСТАНОВИЛ:
Мартиросян А.М. обратился в Промышленный районный суд г. Ставрополя с иском к Государственному учреждению - Ставропольскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о начислении ежемесячных страховых выплат по случаю трудового увечья.
В последующем истец предъявил дополнительные требования с привлечением в качестве второго ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики. Просит обязать отделение Фонда произвести начисление ежемесячных страховых выплат по случаю трудового увечья с ДД.ММ.ГГГГ, а Министерство труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики обязать произвести возмещение вреда, причиненного вследствие трудового увечья в виде начисления ежемесячных социальных пособий по инвалидности в связи с производственной травмой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования. В обоснование указал, что ДД.ММ.ГГГГ он получил производственную травму в виде химического ожога правового глаза 3 степени при работе в ЖКК треста «Азморнефтеразведка» <адрес>, где работал маляром. На основании решения Низаминского народного суда <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ он ежемесячно получал с ответчика - ЖКК треста «Азморнефтеразведка» разницу между заработной платой и пенсией в сумме № рублей до ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время в связи с тем, что ЖКК треста «Азморнефтеразведка» ликвидировано, а правопреемник предприятия не установлен, он никаких выплат не получает.
Гражданином Российской Федерации он является с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ст. 2, п. 2 ст. 5 Федерального закона № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» действие данного закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Ссылаясь на ст. 28 ФЗ №, указал, что лицам, получившим до вступления в силу Федерального закона № 125-ФЗ увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей и подтвержденные в установленном порядке, обеспечение по страхованию производится страховщиком в соответствии с настоящим Федеральным законом независимо от сроков получения увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, в полном объеме независимо от того, была ли произведена капитализация платежей при ликвидации юридических лиц, ответственных за выплату пострадавшим возмещения вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей.
Считает, что в соответствии со ст. 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации и Определением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ если при ликвидации предприятия капитализация платежей в возмещение вреда не произведена, обязанность по возмещению вреда возлагается на орган Фонда социального страхования.
Согласно ст. 10 Федерального закона № 125-ФЗ ежемесячные страховые выплаты выплачиваются застрахованным в течение всего периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособности.
При исчислении страховых выплат не влекут уменьшения их размера все пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные застрахованному лицу, как до, так и после наступления страхового случая. В счет страховых выплат не засчитывается также заработок, полученный застрахованным лицом после наступления страхового случая.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением к ответчику о возмещении вреда, назначении и выплате обеспечения по страхованию.
Письмом руководителя департамента страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний №Л от ДД.ММ.ГГГГ; письмами отделения Фонда от ДД.ММ.ГГГГ №А и от ДД.ММ.ГГГГ №Л, а также филиала № отделения Фонда от ДД.ММ.ГГГГ№ ему было рекомендовано обратиться с запросами в посольство <адрес> для сбора необходимых сведений о порядке возмещения вреда и сведений, подтверждающих факт произведенных ежемесячных выплат ЖКК треста «Азморнефтеразведка» в счет возмещения вреда, причиненного ему в связи с травмой на производстве.
С заявлением о возмещении вреда и назначении ежемесячного пособия за счет средств Министерства труда и социальной защиты населения Азербайджана он обратился ДД.ММ.ГГГГ
Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с тем, что ЖКК треста «Азморнефтеразведка» в результате проведенных реформ ликвидирован и в настоящее время отсутствует правопреемник данного предприятия, в назначении ему ежемесячного пособия отказано.
В соответствии с письмом от ДД.ММ.ГГГГ №(К) Государственной Нефтяной Компании Азербайджанской Республики из-за отсутствия архивных документов сведения о ЖКК треста «Азморнефтеразведка» также отсутствуют.
Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ № Международная Конфедерация профессиональных союзов работников нефтяной, газовой промышленности и строительства нефтегазового комплекса подтвердила, что на основании акта о случае трудового увечья от ДД.ММ.ГГГГ и решения Низаминского народного суда г. Баку Азербайджанской ССР от 23.03 1959 г. администрацией треста «Азморнефтеразведка» ему были выплачены денежные средства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в полной сумме.
Письмом отделения Фонда от ДД.ММ.ГГГГ №Л Мартиросяну А.М. отказано в назначении страховых выплат по трудовому увечью, полученному ДД.ММ.ГГГГ
Однако на день получения производственной травмы он являлся гражданином Союза Советских Социалистических Республик и проживал в г. Баку на территории Азербайджанской Советской Социалистической Республики.
Решением Низаминского народного суда г. Баку от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что он являлся инвалидом 2 группы и на основании заключения судебно-медицинской экспертизы он потерял 60% профессиональной трудоспособности. ЖКК треста «Азморнефтеразведка» в судебном заседании его иск о продлении срока получения разницы между пенсией и ранее получаемой им заработной платой признал полностью.
По сведениям Международной конфедерации профессиональных союзов работников нефтяной, газовой промышленности и строительства нефтегазового комплекса ДД.ММ.ГГГГ № жилищно-коммунальная контора треста «Азморнефтеразведка» с ДД.ММ.ГГГГ, прекратила свою деятельность на территории Азербайджанской Социалистической Республики, входившей в состав Союза Советских Социалистических Республик, и в настоящее время в государственном реестре предприятий, компаний и организаций Республики Азербайджан не значится.
Согласно п. 1 ст. 1 Конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и «уголовным делам», граждане каждой из Договаривающихся Сторон, а также лица, проживающие на ее территории, пользуются на территориях всех других Договаривающихся Сторон в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане данной Договаривающейся Стороны.
Согласно ст. 42 Конвенции и подписанного Азербайджаном Соглашения «О взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей» от 09.09.1994 г. обязательства о возмещении вреда, кроме вытекающих из договоров, определяются по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда.
Данную Конвенцию подписала Россия, а Азербайджан присоединился к ней 11.07.1996 г.
Согласно подписанным Российской Федерацией международным соглашениям, долги по обязательствам бывшего СССР, приняты на себя одним государствам — Российской Федерацией.
В соответствии со ст. 18 Конвенции в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.
Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает, что все равны перед законом и судом, а во взаимосвязи со статьями 17, 18, 55 Конституции Российской Федерации, по смыслу конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы непосредственно провозглашенные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретенные на основании Федерального закона.
Согласно ст. 55 ч. 3 Конституции Российской Федерации права и
свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 15 ч. 3 Федерального закона № 125-ФЗ ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному за весь период утраты им профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт утраты застрахованным профессиональной трудоспособности.
В соответствии со справкой серии МСЭ № 0037244 от 29.04.2008 г. истцу бессрочно установлено 60 % утраты профессиональной трудоспособности в связи с трудовым увечьем.
Требования о назначении и выплате обеспечения по страхованию, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на получение этих выплат, удовлетворяются за прошедшее время не более чем за три года, предшествовавшие обращению за обеспечением по страхованию.
Согласно п. 5 ст. 7 Федерального закона № 125-ФЗ лица, чье право на получение возмещения вреда ранее было установлено в соответствии с законодательством СССР или законодательством РФ о возмещении вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным и исполнением ими трудовых обязанностей, получают право на обеспечение по страхованию со дня вступления в силу указанного Федерального закона, то есть с 06.01.2000 г.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по доверенности ФИО5 с исковыми требованиями Мартиросяна А.М. не согласилась, просит в их удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 125-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора Российской Федерации.
Считает необходимым учесть, что на момент наступления несчастного случая на производстве, в результате которого А.М.Мартиросян потерял 60% профессиональной трудоспособности - ДД.ММ.ГГГГ, истец гражданином Российской Федерации не являлся, в связи с чем в силу требований части 2 статьи 5 Федерального закона № 125-ФЗ необходимо руководствоваться международными договорами Российской Федерации в области признания прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.
В статье 42 «Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (Минск, 22 января 1993 г.), которую Азербайджан подписал 11.07.1996 г., содержится специальная оговорка о том, что обязательства о возмещении вреда определяются по законодательству Договорившейся стороны, на территории которой имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда, кроме обстоятельств, вытекающих из договора и других правомерных действий.
С учетом особой важности социальной защиты лиц, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей и исходя из необходимости урегулирования вопросов в области социальной защиты граждан своих государств, Россия, и ряд других государств приняли участие в Соглашении о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работником увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (Москва, 9 сентября 1994 г.), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 г. № 616 (далее- Соглашение).
В соответствии со статьей 2 Соглашения возмещение вреда, причиненного работнику вследствие трудового увечья, иного повреждения здоровья (в том числе при наступлении потери трудоспособности в результате несчастного случая на производстве, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, после переезда пострадавшего на территорию другой Стороны), производится работодателем Стороны, законодательство которой распространялось на работника в момент получения увечья, иного повреждения здоровья. Работодатель, ответственный за причинение вреда, производит его возмещение в соответствии со своим национальным законодательством.
В силу ст. 1 Соглашения нормы данного документа распространяются на предприятия, учреждения и организации Сторон, в том числе бывшего СССР.
Как видно из представленного истцом письма Конфедерации Профсоюзов Азербайджана № 424 от 10.08.2007 г. Соглашение подписано правительством Азербайджанской Республики 09.09.1994 г. Вопрос выплаты возмещения вреда регулируется «Правилами (условия и размеры) выплат компенсаций работнику, здоровье которого подорвано в результате аварии на производстве либо профессионального заболевания или члену семьи работника, погибшего по этой причине», утвержденными постановлением Кабинета Министров Азербайджанской Республики № 3 от 09.01.2003 г.
Действия международных договоров, стороной по которым является Азербайджанская Республика, признаются статьей 7 Конституции Азербайджанской Республики.
Кроме того, согласно статьи 12 Закона Азербайджанской Республики «О социальном страховании» обязательным государственным страхованием охватываются иностранные граждане в соответствии с межгосударственными соглашениями.
Действовавшие до вступления в силу Федерального закона № 125-ФЗ, то есть до 6 января 2000 года, Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей предусматривали возмещение причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей вреда за счет средств работодателя, ответственного за причинение вреда, а в случае реорганизации или ликвидации предприятия — за счет средств правопреемника, вышестоящего органа или органа, которому внесены или должны были быть внесены капитализированные суммы, подлежащие выплате в возмещение вреда.
Круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (застрахованных), определенный пунктом 1 статьи 5 Федерального закона № 125-ФЗ, аналогичен кругу лиц, которые до 6 января 2000 года имели право на возмещение вреда, причиненного их здоровью в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, за счет средств работодателя. При этом согласно пункту 2 той же статьи действие данного Федерального закона распространяется как на граждан Российской Федерации, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Как следует из статьи 3 Федерального закона № 125-ФЗ, страхователями являются все работодатели (как юридические лица любой организационно-правовой формы, так и физические лица), осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, в том числе иностранные организации, нанимающие граждан Российской Федерации. Что касается иностранных юридических лиц, которые не осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации и, соответственно, не участвуют в формировании финансовой системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Российской Федерации, то они несут ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью своих работников, по правилам, действующим в соответствующем государстве. Это в полной мере относится к тем юридическим лицам, которые ранее осуществляли свою деятельность на территории бывших союзных республик в период существования СССР.
В силу статьи 5 и статьи 28 Федерального закона № 125-ФЗ возникновение права у лица, на получение обеспечения по социальному страхованию в случае увечья или профессионального заболевания, связано с исполнением им трудовых обязанностей и произошедшего увечья именно на территории Российской Федерации.
Включение в систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц, работающих или работавших ранее по трудовому договору в организациях, отнесенных статьей 3 названного Федерального закона к числу страхователей, не может рассматриваться как нарушение прав лиц, работавших на момент причинения вреда здоровью в организации, не находившейся на территории Российской Федерации, при том что для таких лиц сохраняется возможность возмещения вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей, на основании законодательного регулирования, действующего на территории того государства, где был причинен соответствующий вред.
Соответственно, пункт 3 статьи 28 Федерального закона № 125-ФЗ, которым устанавливаются гарантии реализации ранее приобретенных работниками прав при переходе к новому правовому регулированию, также не может рассматриваться как нарушающий конституционные права граждан.
Данная позиция подтверждается определением Конституционного суда Российской Федерации от 08.10.2008 г. № 1022-О-П.
Истец, ссылаясь на статью 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации, Определение Верховного суда Российской Федерации от 24.08.1995, указывает на возложение обязанности по возмещению вреда на орган Фонда социального страхования независимо от капитализации платежей в возмещение вреда при ликвидации предприятия.
Вывод истца о возложении обязанности по возмещению вреда на орган Фонда социального страхования независимо от капитализации платежей в возмещение вреда при ликвидации предприятия основан на статье 32 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных Постановлении Для исключений Федерации от 24.12.1992 г., утратившего силу в настоящее время.
Кроме того, внесение капитализированных платежей, подлежащих выплате в возмещение вреда А.М.Мартиросяну, при ликвидации ЖКК треста «Азморнефтеразведка» г. Баку, находившегося на территории Азербайджанской Республики в Фонд социального страхования Российской Федерации не был возможен вследствие отсутствия норм международного права и норм национального законодательства Российской Федерации и Азербайджанской Республики, регулирующих данный порядок.
На момент наступления несчастного случая на производстве, в результате которого А.М.Мартиросян потерял 60% профессиональной трудоспособности, ДД.ММ.ГГГГ, истец гражданином Российской Федерации не являлся, следовательно Фонд социального страхования Российской Федерации не устанавливал и не выплачивал истцу ежемесячные страховые выплаты в счет возмещения вреда здоровью, произошедшему в результате несчастного случая на производстве. Следовательно довод истца о том, при исчислении страховых выплат не влекут уменьшения их размера все пенсии, пособия и иные выплаты, назначенные застрахованному, как до, так и после наступления страхового случая, в счет страховых выплат не засчитываются также заработок, полученный застрахованным после наступления страхового случая не имеет отношение к рассматриваемому делу.
В настоящее время Жилищно-коммунальная контора треста «Азморнефтеразведка» г. Баку ликвидирована, что установлено на основании письма Международной Конференции Нефтегазстройпрофсоюзов от 18.11.2009г.
Статьей 7 вышеуказанного Соглашения установлено, что в случае ликвидации предприятия, ответственного за вред, причиненный работникам, и отсутствием правопреемника Сторона, на территории которой ликвидировано предприятие, гарантирует возмещение вреда этим работникам в соответствии с национальным законодательством.
Данная норма предусмотрена статьей 17 Закона Азербайджанской Республики «О социальном страховании», согласно которой в случае ликвидации предприятия выплаты по обязательному государственному социальному страхованию выдаются непосредственно страховщиком. Согласно статьи 8 вышеуказанного закона страховщики – это юридические лица, осуществляющие деятельность по обязательному государственному страхованию или добровольному страхованию и управляющие страховыми фондами в порядке, установленном законодательством Азербайджанской Республики.
Обеспечение по страхованию в данном случае должно производится в соответствии с национальным законодательством Азербайджанской Республики о социальном страховании.
Истец ссылается на пункт 1 статьи 1 Конвенции, согласно которому граждане каждой из Договорившихся Сторон, а также лица, проживающие на ее территории, пользуются на территории всех других Договорившихся Сторон в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане данной Договорившейся Стороны.
Также истец ссылается на статью 42 Конвенции и Соглашение, согласно которым обязательства о возмещении вреда определяются по законодательству Договорившейся стороны, на территории которой имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда, кроме обстоятельств, вытекающих из договора и других правомерных действий.
Вышеуказанные нормы международного права подтверждают вывод о том, что возмещение вреда здоровью А.М.Мартиросяну должно быть произведено Азербайджанской Республикой.
В дополнительном исковом заявлении А.М. Мартиросян указывает, что долги по обязательствам бывшего СССР приняты Российской Федерацией.
Данный вывод является необоснованным в связи с тем, что при распаде СССР Российская Федерация согласно заключенным международным соглашениям взяла на себя долговые обязательства СССР перед странами – официальными кредиторами, к которым относятся международные организации и государственные официальные институты.
Следовательно, долговые обязательства граждан данных государств к долгам по обязательствам бывшего СССР, которые приняты Российской Федерацией, не относятся.
Истец ссылается на пункт 5 статьи 7 закона № 125-ФЗ, в силу которого лица, чье право на получение возмещения вреда ранее было установлено в соответствии с законодательством СССР или законодательством РФ о возмещении вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, получают право на обеспечение по страхованию со дня вступления в силу настоящего закона, то есть с 06.01.2000 г.
Однако истцом не принят во внимание тот факт, что на момент наступления несчастного случая на производстве ДД.ММ.ГГГГ во время работы его в ЖКК треста «Азморнефтеразведка» г. Баку, он гражданином Российской Федерации не являлся, в связи с чем в силу требований части 2 статьи 5 Федерального закона № 125-ФЗ необходимо руководствоваться международными договорами Российской Федерации, в области признания прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.
Исходя из того, что травма истцом получена в 1958 году на территории Азербайджанской Республики, представитель ответчика полагает необходимым возложить обязанности по возмещению страхового обеспечения за вред, причиненный Азербайджанским юридическим лицом, на Азербайджанскую республику.
Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики в судебное заседание не явился, о разбирательстве дела извещался телеграммой, о причинах неявки суд не известил. Суд находит возможным с учетом мнения сторон рассмотреть дело в его отсутствие.
В части требования Мартиросяна А.М. к Министерству труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики о начислении ежемесячных социальных пособий по инвалидности суд считает необходимым в связи с неподсудностью производство по делу прекратить.
Представитель третьего лица ГУ Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю просит рассмотреть дело без его участия.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Мартиросяна А.М. к Государственному учреждению - Ставропольскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о начислении ежемесячных страховых выплат по случаю трудового увечья не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Мартиросян А.М. получил производственную травму в виде химического ожога правового глаза 3 степени при работе в ЖКК треста «Азморнефтеразведка» г. Баку, где работал маляром. На основании Низаминского суда г. Баку с ДД.ММ.ГГГГ он ежемесячно получал с ответчика — ЖКК треста «Азморнефтеразведка» разницу между заработной платой и пенсией в размере № рублей до ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время в связи с тем, что ЖКК треста «Азморнефтеразведка» ликвидировано, а правопреемник предприятия-причинителя вреда не установлен, Мартиросян А.М. никаких выплат не получает.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в отделение Фонда о возмещении вреда, назначении и выплате обеспечения по страхованию. Однако в назначении страховых выплат по трудовому увечью ему было отказано, что истец считает незаконным.
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 12.02.2010 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 20.04.2010 г., исковые требования Мартиросяна А.М. к отделению Фонда удовлетворены. Суд обязал произвести начисление ежемесячных страховых выплат по случаю трудового увечья Мартиросяну А.М. с даты обращения, то есть с 15.01.2006 г.
Постановлением Президиума Ставропольского краевого суда от 05.08.2010 г. надзорная жалоба отделения Фонда удовлетворена, решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 12.02.2010 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 20.04.2010 г. отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Промышленный районный суд г. Ставрополя.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2011 г. А.М. Мартиросяну отказано в передаче надзорной жалобы на Постановление Президиума Ставропольского краевого суда от 05.08.2010 г. для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Федеральный закон № 125-ФЗ устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору.
Действовавшие до вступления в силу Федерального закона № 125-ФЗ (т.е. до ДД.ММ.ГГГГ) Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей (утверждены Постановлением Для исключений Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №), равно как и предшествовавшие им Правила возмещения предприятиями, учреждениями, организациями ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (утверждены Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №) предусматривали возмещение причиненного работнику вреда в связи с исполнением им трудовых обязанностей вреда за счет средств работодателя, ответственного за причинение вреда, а в случае реорганизации или ликвидации предприятия — за счет средств его правопреемника, вышестоящего органа или органа, которому внесены или должны быть внесены капитализированные суммы, подлежащие возмещению вреда.
Федеральный закон № 125-ФЗ осуществил переход к страховому механизму возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, подлежащих указанному виду страхования, при исполнении ими обязанностей по трудовому договору и в иных случаях, закрепленных законом. При этом было предусмотрено, что обеспечение по страхованию, устанавливаемое лицам, получившим до ДД.ММ.ГГГГ увечье, профзаболевание или иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей и подтвержденные в установленном порядке, производится Фондом социального страхования Российской Федерации (страховщиком) и не может быть ниже установленного им ранее в соответствии с законодательством Российской Федерации возмещения вреда. Обеспечение по страхованию производится в полном объеме вне зависимости от того, была ли произведена капитализация платежей при ликвидации юридических лиц, ответственных за выплату пострадавшим возмещения вреда, причиненного увечьем, профзаболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей (п.п. 1 и 5 ст. 28 Федерального закона № 125-ФЗ).
Тем самым при переходе к новому правовому регулированию были обеспечены гарантии сохранения ранее приобретенных гражданских прав на получение выплат в возмещение вреда.
Круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (застрахованных), определенный пунктом 1 статьи 5 Федерального закона № 125-ФЗ, аналогичен кругу лиц, которые до 6 января 2000 года имели право на возмещение вреда, причиненного их здоровью в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, за счет средств работодателя. При этом согласно пункту 2 той же статьи действие данного Федерального закона распространяется как на граждан Российской Федерации, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Как следует из статьи 3 Федерального закона № 125-ФЗ, страхователями являются все работодатели (как юридические лица любой организационно-правовой формы, так и физические лица), осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, в том числе иностранные организации, нанимающие граждан Российской Федерации. Что касается иностранных юридических лиц, которые не осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации и, соответственно, не участвуют в формировании финансовой системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Российской Федерации, то они несут ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью своих работников, по правилам, действующим в соответствующем государстве. Это в полной мере относится к тем юридическим лицам, которые ранее осуществляли свою деятельность на территории бывших союзных республик в период существования СССР.
Таким образом, в силу статьи 5 и статьи 28 Федерального закона № 125-ФЗ возникновение права у лица, на получение обеспечения по социальному страхованию в случае увечья или профессионального заболевания, связано с исполнением им трудовых обязанностей и произошедшего увечья, именно на территории Российской Федерации.
Включение в систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц, работающих или работавших ранее по трудовому договору в организациях, отнесенных статьей 3 названного Федерального закона к числу страхователей, не может рассматриваться как нарушение прав лиц, работавших на момент причинения вреда здоровью в организации, не находившейся на территории Российской Федерации, при том что для таких лиц сохраняется возможность возмещения вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей, на основании законодательного регулирования, действующего на территории того государства, где был причинен соответствующий вред.
Соответственно, пункт 3 статьи 28 Федерального закона № 125-ФЗ, которым устанавливаются гарантии реализации ранее приобретенных работниками прав при переходе к новому правовому регулированию, также не может рассматриваться как нарушающий конституционные права граждан.
Данная позиция подтверждается определением Конституционного суда Российской Федерации от 08.10.2008 г. № 1022-О-П.
В соответствии со статьей 2, пунктом 2 статьи 5 Федерального закона № 125-ФЗ действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Страховое обеспечение лиц, получивших повреждение здоровья в период работы на предприятиях республик, входящих в состав бывшего СССР, осуществляется в соответствии с «Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (Минск, 22 января 1993 г.) (далее — Конвенция) и Соглашением о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работником увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (вступило в силу 06.10.1995 г.) (далее - Соглашение).
Действия международных договоров, стороной по которым является Азербайджанская Республика, признаются статьей 7 Конституции Азербайджанской Республики.
Кроме того, согласно статье 12 Закона Азербайджанской Республики «О социальном страховании» обязательным государственным страхованием охватываются иностранные граждане в соответствии с межгосударственными соглашениями.
В статье 42 «Конвенции содержится специальная оговорка о том, что обязательства о возмещении вреда определяются по законодательству Договорившейся стороны, на территории которой имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда, кроме обстоятельств, вытекающих из договора и других правомерных действий.
В соответствии со статьей 2 Соглашения возмещение вреда, причиненного работнику вследствие трудового увечья, иного повреждения здоровья (в том числе при наступлении потери трудоспособности в результате несчастного случая на производстве, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, после переезда пострадавшего на территорию другой Стороны), производится работодателем Стороны, законодательство которой распространялось на работника в момент получения увечья, иного повреждения здоровья. Работодатель, ответственный за причинение вреда, производит его возмещение в соответствии со своим национальным законодательством.
В силу ст. 1 Соглашения нормы данного документа распространяются на предприятия, учреждения и организации Сторон, в том числе бывшего СССР.
Как следует из материалов дела, в настоящее время ЖКК треста «Азморнефтеразведка» г. Баку ликвидирована, что установлено судом на основании письма Международной Конференции Нефтегазстройпрофсоюзов от 18.11.2009 г.
Статьей 7 вышеуказанного Соглашения установлено, что в случае ликвидации предприятия, ответственного за вред, причиненный работникам, и отсутствия правопреемника, Сторона, на территории которой ликвидировано предприятие, гарантирует возмещение вреда этим работникам в соответствии с национальным законодательством.
Данная норма предусмотрена статьей 17 Закона Азербайджанской Республики «О социальном страховании», согласно которой в случае ликвидации предприятия выплаты по обязательному государственному социальному страхованию выдаются непосредственно страховщиком. Согласно статье 8 вышеуказанного закона, страховщики – это юридические лица, осуществляющие деятельность по обязательному государственному страхованию или добровольному страхованию и управляющие страховыми фондами в порядке, установленном законодательством Азербайджанской Республики.
Таким образом, обеспечение по страхованию в данном случае должно производиться не в соответствии с национальным законодательством Российской Федерации о социальном страховании.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Мартиросяну Александру Мухановичу в иске к Государственному учреждению - Ставропольскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о начислении ежемесячных страховых выплат по случаю трудового увечья отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение 10 дней.
Судья И.С. Юрин
<данные изъяты>