Дело № 2-1848/2011 по иску Кологривой к УПФ РФ по г. Ставропою



Дело № 2-1848/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 апреля 2011 года г. Ставрополь

Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Селицкой Н. В.,

при секретаре Черченко Т. А.,

с участием: истицы Кологривой Л.М., представителя ответчика - Государственного учреждения Управления пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю по доверенности – Макота А. М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кологривая Л. М. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

Кологривая Л. М. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю о признании права на досрочное назначение пенсии по старости. В обоснование своих требований истица указывает, что она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости согласно подпункту 11 пункта 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости от 18 февраля 2011 года № 25 ей было отказано в назначении такой пенсии. Ответчик в протоколе отказа в назначении пенсии ссылается на понятие учреждения, данное в ст. 120 ГК РФ. В связи с чем период работы с 22.11.1983 г. по 27.11.1983 г. и с 12.01.1984 г. по 21.05.1994 г. в должности фельдшера-лаборанта в здравпункте Ставропольского завода «Изумруд»; с 01.02.2001 г. по 28.02.2005 г. в должности фельдшера-лаборанта в отделении «Центр планирования семьи и репродукции» ЗАО «Краевой клинический диагностический центр», в дальнейшем преобразованном с 01.03.2005 г. в АНМО «Ставропольский краевой клинический консультативно-диагностический центр» не подлежит включению в стаж лечебной деятельности, т.к. здравпункт завода, акционерное общество и автономная некоммерческая медицинская организация не являются учреждениями.

Она не согласна с указанным протоколом по тем основаниям, что согласно Конституции РФ гражданин не должен ставиться в неравные условия и ограничиваться в своих пенсионных правах, в том числе в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет, льготную пенсию независимо от принадлежности медицинского учреждения, будь оно частным или государственным. Иное означало бы нарушение конституционных принципов равенства и свобод граждан. В соответствии со статьей 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без каких-либо дискриминаций, в том числе независимо от рода и места деятельности. Применительно к данному случаю это предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав работников учреждений здравоохранения, независимо от того, в чьей собственности они находятся.

На основании вышеизложенного, просит признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с длительной лечебной деятельностью по подпункту 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и включить в стаж лечебной деятельности в льготном порядке периоды работы: один год работы за один год: с 22.11.1983 г. по 27.11.1983 г. и с 12.01.1984 г. по 21.05.1994 г. в должности фельдшера-лаборанта в здравпункте Ставропольского завода «Изумруд»; с 01.02.2001 г. по 28.02.2005 г. в должности фельдшера-лаборанта в отделении «Центр планирования семьи, репродукции и женского здоровья» в ЗАО «Краевой клинический диагностический центр»; с 01.03.2005 г. по 18.11.2010 г. в должности фельдшера-лаборанта в отделении «Центр планирования семьи и репродукции», в дальнейшем в отделении лабораторной диагностики в АНМО «Ставропольский краевой клинический консультативно-диагностический центр».

Просит назначить выплату досрочной пенсии с момента подачи заявления в Управление Пенсионного Фонда РФ по г. Ставрополю - с 18.11.2010 г.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала, и просила их удовлетворить, дав пояснения аналогичные доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика - ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю по доверенности Макота А. М. в судебном заседании требования истицы не признала и пояснила, что Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Ставрополю Ставропольского края с исковым заявлением Кологривая Л. М. не согласно по следующим основаниям.

Пенсионное обеспечение работников здравоохранения осуществляется на основании статьи 28 части 1 подпункта 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Одним из условий назначения пенсии работникам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в городах и поселках городского типа, является наличие медицинского стажа не менее 30 лет.

Другим условием - работа в определенной должности и определенном учреждении, которая на основании части 3 статьи 28 указанного Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" должна соответствовать Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правилам исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

Управление решением от 18.02.2011 № 25 отказало в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Кологривая Л. М. в связи с отсутствием требуемого специального стажа, который на момент обращения составил 10 года 9 месяцев 17 дней.

Руководствуясь постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 № 11-П в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 ФЗ № 173-ФЗ, могут быть включены периоды осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения всех форм собственности, в том числе в учреждениях здравоохранения, не являющихся государственными и муниципальными.

Деятельность медицинских работников в организациях с иной организационно-правовой формой (отличной от учреждения, например, ЗАО, Автономная некоммерческая медицинская организация, здравпункт завода и др.) не засчитываются в стаж на соответствующих видах работ при досрочном назначение пенсии. В соответствии с пунктом 2 Правил 781 при исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительств РФ от 11.07.2002 № 516.

Согласно пункту 5 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периоды ежегодных и дополнительных оплачиваемых отпусков, а также время нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет до 6 октября 1992 года, а также время нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет до 6 октября 1992 года (согласно письму Пенсионного фонда РФ от 20.10.2010 №ЛЧ-25-24/1107).

Никакие другие виды отпусков, в том числе период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, а также на курсах повышения квалификации не засчитываются в стаж на соответствующих видах работ.

Исходя из вышеизложенного, в стаж лечебной деятельности не включены периоды: с 22.11.1983 г. по 27.11.1983г. и с 12.01.1984 г. по 21.05.1994 г. в должности фельдшера-лаборанта в здравпункте Ставропольского завода «Изумруд»; с 01.02.2001 г. по 28.02.2005 г. в должности фельдшера - лаборанта в ЗАО « Краевого клинического диагностического центра»; с 10.03.2005 г. по 18.11.2010 г. в должности фельдшера-лаборанта в отделении «Центр планирования семьи и репродукции» в Автономной некоммерческой медицинской организации «Ставропольский краевой клинический консультативно-диагностический центр».

Кроме того, в стаж лечебной деятельности не включены периоды нахождения: в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 22.07.1997 г. по 28.10.1998 г. (в том числе период нахождения на курсах усовершенствования лаборантов с 12.03.1998 г. по 12.05.1998 г.), в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет с 29.10.1998 г. по 29.04.2000 г., в отпуске без сохранения заработной платы 10.11.1996 г.

На основании вышеизложенного просят отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истица работала с 22.11.1983 г. по 27.11.1983 г. и с 12.01.1984 г. по 21.05.1994 г. в должности фельдшера-лаборанта в здравпункте Ставропольского завода «Изумруд»; с 01.02.2001 г. по 28.02.2005 г. в должности фельдшера-лаборанта в отделении «Центр планирования семьи, репродукции и женского здоровья» в ЗАО «Краевой клинический диагностический центр»; с 01.03.2005 г. по 18.11.2010 г. в должности фельдшера-лаборанта в отделении «Центр планирования семьи и репродукции», в дальнейшем в отделении лабораторной диагностики в АНМО «Ставропольский краевой клинический консультативно-диагностический центр», что подтверждается записями в ее трудовой книжке (л.д. 13-20), а также справкой, выданной Электротехническим заводом «Энергомера» (ранее – завод «Изумруд») (л.д. 10), уточняющей справкой, выданной АНМО «СКККДЦ» (л.д. 9).

Истица обратилась в Управление пенсионного фонда по г. Ставрополю СК за назначением досрочно пенсии по старости. Решение Управления от 18.02.2011 г. № 25 ей было отказано в назначении пенсии по старости досрочно, так как вышеуказанные организации, в которых Кологривая осуществляла деятельность по охране здоровья населения, не имеют организационно-правовой формы учреждения (л.д. 11-12).

Правовая позиция Конституционного суда РФ по вопросу назначения досрочно пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную, педагогическую и творческую деятельность в учреждениях и организациях, не относящихся к государственным и муниципальным учреждениям, отражена в Постановлении Конституционного Суда РФ № 11-П от 03.06.2004 года, в котором указано, что по смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях, и по одним и тем же профессиям. Данный вывод вытекает из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 6 декабря 2001 года N 310-О по запросу Законодательного Собрания Тверской области. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения, и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и прочее, само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.

К тому же финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с оспариваемыми нормами статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.

Сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в названных государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других, адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств.

Таким образом, в действующей системе правового регулирования пенсионного обеспечения, исходящего из того, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую, лечебную либо творческую деятельность на сцене, так же как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста, различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованными с точки зрения вытекающего из Конституции Российской Федерации требования равноправия применительно к правам, гарантированным ее статьей 39.

Очевидно, что приведенная правовая позиция предусматривает отсутствие дифференцированного подхода к лицам, осуществлявшим профессиональную лечебную деятельность в учреждениях и иных организациях, не имеющих организационно-правовой формы учреждения. Данный вывод подтверждается и указанием в Постановлении Конституционного Суда РФ № 11-П от 03.06.2004 года на то, что введение пенсий за выслугу лет названным категориям работников (осуществлявшим педагогическую, лечебную либо творческую деятельность на сцене) связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая, нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда), а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. Предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследовало цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и являлось, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровья указанных лиц.

То есть право на назначение пенсии досрочно связано с характером осуществляемой деятельности, а не с формой собственности или организационно-правовым устройством организации, в которой эта деятельность осуществлялась.

Кологривая Л. М. представила достаточные доказательства того, что с 22.11.1983 г. по 27.11.1983 г. и с 12.01.1984 г. по 21.05.1994 г. в должности фельдшера-лаборанта в здравпункте Ставропольского завода «Изумруд»; с 01.02.2001 г. по 28.02.2005 г. в должности фельдшера-лаборанта в отделении «Центр планирования семьи, репродукции и женского здоровья» в ЗАО «Краевой клинический диагностический центр»; с 01.03.2005 г. по 18.11.2010 г. в должности фельдшера-лаборанта в отделении «Центр планирования семьи и репродукции», в дальнейшем в отделении лабораторной диагностики в АНМО «Ставропольский краевой клинический консультативно-диагностический центр» ею осуществлялась лечебная деятельность (деятельность по охране здоровья населения).

На основании изложенного, вышеперечисленные периоды подлежат включению в специальный трудовой стаж Кологривая Л. М., дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно.

Таким образом, ответчиком необоснованно отказано истцу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Кологривая Л. М. удовлетворить.

Признать за Кологривая Л. М. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с длительной лечебной деятельностью по подпункту 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю включить в стаж лечебной деятельности в льготном порядке Кологривая Л. М. периоды работы: один год работы за один год с 22.11.1983 г. по 27.11.1983 г. и с 12.01.1984 г. по 21.05.1994 г. в должности фельдшера-лаборанта в здравпункте Ставропольского завода «Изумруд»; с 01.02.2001 г. по 28.02.2005 г. в должности фельдшера-лаборанта в отделении «Центр планирования семьи, репродукции и женского здоровья» в ЗАО «Краевой клинический диагностический центр»; с 01.03.2005 г. по 18.11.2010 г. в должности фельдшера-лаборанта в отделении «Центр планирования семьи и репродукции», в дальнейшем в отделении лабораторной диагностики в АНМО «Ставропольский краевой клинический консультативно-диагностический центр».

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю назначить Кологривая Л. М. выплату досрочной пенсии с момента подачи заявления в Управление Пенсионного Фонда РФ по г. Ставрополю - с 18.11.2010 г.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы в Промышленный районный суд города Ставрополя.

Судья Н. В. Селицкая

-32300: transport error - HTTP status code was not 200