№ 2-2464/11 п/и Голощаповой к УПФ РФ назначение пенсии



Дело № 2-2464/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 апреля 2011 года г.Ставрополь

Резолютивная часть решения оглашена 11 апреля 2011 года

Решение изготовлено в полном объеме 14 апреля 2011 года

Промышленный районный суд г.Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Долгополовой Н.В.,

с участием:

истца Голощаповой Г.Н,

представителя ответчика УПФ РФ по г. Ставрополю Макоты А.М, действующей по доверенности № 5 от 17.01.2011 года,

при секретаре Лещуковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Голощаповой <данные изъяты> к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю о назначении досрочной пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Голощапова Г.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Ставрополю о досрочном назначении пенсии.

В судебном заседании истец Голощапова Г.Н. исковые требования поддержала, пояснила, что она с 15.08.1983 года работает в сфере дошкольного образования и имеет стаж педагогической деятельности 27 лет 7 месяцев. 05.10.2010 года ею было подано заявление в ГУ Управление пенсионного фонда РФ по г.Ставрополю о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, так как её педагогический стаж работы в учреждениях для детей составил требуемые 25 лет. Однако решением Управления № 280 от 30.12.2010 года ей отказано в назначении пенсии, поскольку исключен из её педагогического стажа период работы с 01.11.1994 г. по 02.08.2004 г. в должности воспитателя в дошкольном оздоровительном реабилитационном центре для детей с ослабленным зрением (ДОРЦ), зарегистрированном 08.04.1999 г. № 189/г99и как муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 45, т.к. пунктом 1.8 «Дошкольные образовательные учреждения Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей №781 наименование учреждения «дошкольный оздоровительный реабилитационный центр» не предусмотрено. В стаж педагогической деятельности, дающей право на льготную пенсию засчитывается работа в образовательных учреждениях, включенных в список профессий и должностей работников народного образования, утвержденный Постановлением Совета министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463. Однако, этот список издавался в 1991 году, то есть до принятия ФЗ «Об образовании» от 13.01.1996 года, которым были определены типы образовательных учреждений (п. 4 ст. 12), в том числе и «центры», наименования которых отличались от сложившихся ранее. В тоже время, переименование дошкольного образовательного учреждения детского сада № 45, в котором она имела право на льготную пенсию, в муниципальный дошкольный оздоровительный центр для детей с ослабленным зрением, изменений в должностные функции воспитателя детского сада не произошло, поскольку изменение носило формальный характер. Считает, что она оказалась в неравном положении с такими же работниками, которые получили льготную пенсию, работая в тех же должностях и в тех же учреждениях.

Просит суд обязать ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю включить в педагогический стаж, дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей период её работы с 01.11.1994 г. по 02.08.2004 г. в должности воспитателя в дошкольном оздоровительном реабилитационном центре для детей с ослабленным зрением (ДОРЦ), зарегистрированном 08.04.1999 г. № 189/г99и как муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 45 и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей с момента возникновения права, то есть с 05.10.2010 года.

В судебном заседании представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ по г.Ставрополю Макота А.М., действующая по доверенности возражала против исковых требований, пояснила, что так как, п. 3 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ закреплено право назначения пенсий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи в соответствии со Списками соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений, а право утверждать Списки, делегировано Правительству РФ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (далее - Список № 781), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила №781). Пунктом 1.5 «Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии» Списка № 781 перечислены конкретные виды учреждений, занятость в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение (детский сад, начальная школа (школа) – детский сад, школа, школа-интернат, училище). Наименование учреждения «детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников» не предусмотрено. Пунктом 1.8 «Дошкольные образовательные учреждения» раздела «Наименование учреждений» Списка № 781 предусмотрены: детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; наименование «дошкольный оздоровительный реабилитационный центр» не предусмотрено. В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствие со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в России. Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Кроме того, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособий государственному социальному страхованию в период времени нетрудоспособности, а также периоды ежегодных и дополнительных оплачиваемых отпусков. Правилами № 516, Правилами № 781 не предусмотрена возможность включения в стаж на соответствующих видах работ периодов нахождения на курсах повышения квалификации. С учетом вышеизложенного, стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173 - ФЗ, составляет 15 лет 4 месяца 10 дней, что не дает право на досрочное пенсионное обеспечение. Просит в иске отказать в полном объеме.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковое заявление Голощаповой Г.Н. подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В силу статьи 15 Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. В соответствии со статьей 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, национальности и других обстоятельств. В связи с этим любые нормативные акты, прямо или косвенно устанавливающие произвольное ограничение прав и свобод одной категории граждан по отношению к другой, не соответствуют Конституции РФ, нормативные акты не должны применяться в части, не соответствующей Конституции РФ.

Судом установлено, что Голощапова <данные изъяты> 05.10.2010 года обратилась в ГУ Управление пенсионного фонда РФ по г.Ставрополю с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, так как её педагогический стаж работы в учреждениях для детей составил требуемые 25 лет.

Однако решением ГУ УПФ РФ по г.Ставрополю № 280 от 30.12.2010 года ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей, в связи с тем, что не подлежит включению в 25-летний стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей период её работы с 01.11.1994 г. по 02.08.2004 г. в должности воспитателя в дошкольном оздоровительном реабилитационном центре для детей с ослабленным зрением (ДОРЦ), зарегистрированном 08.04.1999 г. № 189/г99и, как муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 45. При подсчете Управлением стаж педагогической деятельности Голощаповой Г.Н. составил 15 лет 4 месяца 10 дней.

Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Суд считает, что Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю при рассмотрении документов, представляемых для назначения пенсии должно оценивать их полное соответствие требованиям пенсионного законодательства, применять Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Назначение пенсий, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 Федерального закона № 173 осуществляется согласно Спискам соответствующих работ, профессий и учреждений. Указанная норма не является самостоятельной, а действует в системной связи с пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона, согласно которой законодатель делегировал право Правительству Российской Федерации утверждать Списки и Правила, регулирующие вопросы досрочного пенсионного обеспечения.

Следовательно, возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости законодатель связывает с осуществлением деятельности в соответствующих должностях и учреждениях (структурных подразделениях), а не только с определенным видом деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (далее - Список № 781), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила №781).

В Списке № 781 указываются наименования должностей работников без уточнения профиля их работы, преподаваемого предмета или трудовой функции в структуре образовательного учреждения.

Пунктом 1.5 «Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии» Списка № 781 перечислены конкретные виды учреждений, занятость в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение (детский сад, начальная школа (школа) – детский сад, школа, школа-интернат, училище). Наименование учреждения «детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников» не предусмотрено.

Кроме того, пунктом 1.8 «Дошкольные образовательные учреждения» раздела «Наименование учреждений» Списка № 781 предусмотрены: детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; наименование «дошкольный оздоровительный реабилитационный центр» не предусмотрено.

Однако, согласно Постановления Совета министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 «Об утверждении списка должностей и профессий работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных списком независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Статья 66 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже.

Из трудовой книжки АТ-II № от <данные изъяты> года усматривается, что Голощапова Г.Н. на основании Приказа № 38/1 от 12.08.1983 г. принята на должность воспитателя в Детский сад № 45 с 15.08.1983 г. по 01.11.1994 г., на основании Постановления Главы администрации г. Ставрополя от 01.11.1994 года зарегистрирован муниципальный ДОРЦ для детей с ослабленным зрением на базе детского сада № 45.

Согласно записи в трудовой книжке, Голощапова Г.Н. в период с 01.11.1994 г. по 02.08.2004 г. работала в должности воспитателя в дошкольном оздоровительном реабилитационном центре для детей с ослабленным зрением (ДОРЦ), зарегистрированном 08.04.1999 г. № 189/г 99и как муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 45.

Как установлено в судебном заседании, впоследствии, наименование данного учреждения неоднократно менялось, что подтверждается соответствующими распоряжениями о внесении изменений в Устав муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии детского сада компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 45.

Однако, суд считает установленным то обстоятельство, что несмотря на то, что название образовательного учреждения, где Голощапова Г.Н. работала в спорный период, не соответствовало Списку №781, это учреждение осуществляло педагогическую деятельность, что подтверждается Уставом учреждения, в который вносились изменения, при этом должностные обязанности работников соответствовали нормативным документам, установленным законодательством.

Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение тот факт, что трудовые отношения, связанные с педагогической деятельностью у истца не прекращались, при этом в ходе трудовой деятельности они не изменялись, в связи, с чем суд находит, что отказ в назначении пенсии ограничивает право Голощаповой Г.Н. на пенсионное обеспечение.

Суд полагает, что период работы с 01.11.1994 г. по 02.08.2004 г. в должности воспитателя в дошкольном оздоровительном реабилитационном центре для детей с ослабленным зрением (ДОРЦ), зарегистрированном 08.04.1999 г. № 189/г99и, как муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 45, должен быть засчитан в стаж Голощаповой Г.Н., дающий право на досрочное назначение пенсии.

Поскольку Управлением при подсчете продолжительности стажа педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение пенсии указанный период не засчитан, суд считает, что решение Управления о том, что стаж работы Голощаповой Г.Н, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости составляет 15 лет 4 месяца 10 дней является дискриминационным, поскольку ущемляет её пенсионные права по сравнению с лицами, работающими на аналогичных должностях и в учреждениях, наименования которых соответствовали Списку.

С учетом изложенного, суд полагает требования Голощаповой Г.Н. о начислении ей досрочной пенсии с момента обращения с 05 октября 2010 года также подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Голощаповой <данные изъяты> к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю о назначении досрочной пенсии, удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края включить в стаж работы Голощаповой <данные изъяты>, дающий право для досрочного назначения трудовой пенсии лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей период работы с 01.11.1994 г. по 02.08.2004 г. работала в должности воспитателя в дошкольном оздоровительном реабилитационном центре для детей с ослабленным зрением (ДОРЦ), зарегистрированном <данные изъяты>, как муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 45.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского назначить Голощаповой <данные изъяты> трудовую пенсию по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей с момента возникновения права, то есть с 05 октября 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г.Ставрополя в течение 10 суток.

Судья Н.В. Долгополова

Копия верна. Судья: Н.В. Долгополова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200