№ 2-2495/11 п/и Бондаренко к УПФ РФ по СК оназначении пенсии



Дело № 2-2495/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 апреля 2011 года г.Ставрополь

Резолютивная часть решения оглашена 18 апреля 2011 года

Решение изготовлено в полном объеме 20 апреля 2011 года

Промышленный районный суд г.Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Долгополовой Н.В.,

при секретаре Лещуковой Е.А.,

с участием:

истца Бондаренко Г.А.,

представителя ответчика УПФ РФ по г. Ставрополю Макоты А.М, действующей по доверенности № 5 от 17.01.2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бондаренко <данные изъяты> к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю о назначении досрочной пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Бондаренко Г.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Ставрополю о досрочном назначении пенсии.

В судебном заседании истец Бондаренко Г.А. исковые требования поддержала, пояснила, что в декабре 2010 года ею было подано заявление в ГУ Управление пенсионного фонда РФ по г.Ставрополю о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, так как её педагогический стаж работы в учреждениях для детей составил требуемые 25 лет. Однако Пенсионный фонд отказал в назначении пенсии и исключил из её педагогического стажа период работы с 18.01.1996 г. по 20.04.1999 г. в должности воспитателя логопедической группы в муниципальном дошкольном образовательном центре «Здоровье», т.к. пунктом 1.8 «Дошкольные образовательные учреждения Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей №781 наименование учреждения «дошкольный образовательный центр» не предусмотрено. Несмотря на то, что название образовательного учреждения, где она работала в этот период, не соответствовало Списку №781, это учреждение осуществляло педагогическую деятельность, что следует из Устава учреждения и должностные обязанности работников соответствовали нормативным документам, установленным законодательством. Неисполнение органами местного самоуправления и другими учредителями образовательных учреждений, предусмотренных законодательством требований, использование произвольных и не точных наименований образовательных учреждений в нарушение действующего законодательства не должно ограничивать её законные права на пенсионное обеспечение. Как следует из справки №10 от 18.03.2011 г. название детского сада №6 менялось неоднократно, но эти изменения носили формальный характер. Это было и есть учреждение для детей и она, работая с детьми, выполняла педагогические обязанности, что даёт ей полное право на включение указанного периода в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. Также пенсионный фонд исключил из её педагогического стажа периоды нахождения в учебных отпусках: с 04.09.1985 по 04.10.1985, с 14.03.1986 по 23.03.1986, с 12.11.1986 по 01.12.1986, с 06.04.1987 по 25.04.1987, с 07.09.1987 по 26.09.1987, с 05.01.1988 по 24.01.1988 г. Ранее действовавшее законодательство не содержало запрета на включение в льготный стаж периодов нахождения в учебных отпусках, дополнительных отпусках в связи с обучением.

Просит суд обязать ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю включить в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей период работы с 18.01.1996 г. по 20.04. 1999 г. в должности воспитателя логопедической группы в муниципальном дошкольном образовательном центре «Здоровье», периоды нахождения в учебных отпусках с 04.09.1985 г.по 04.10.1985 г., с 14.03.1986 г. по 23.03.1986 г., с 12.11.1986г. по 01.12.1986, с 06.04.1987 г. по 25.04.1987г., с 07.09.1987 г. по 26.09.1987г., с 05.01.1988г. по 24.01.1988 г. и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей с момента возникновения права, то есть с 01.12.2010 года.

В судебном заседании представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ по г.Ставрополю Макота А.М., действующая по доверенности возражала против исковых требований, пояснила, что так как, п. 3 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ закреплено право назначения пенсий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи в соответствии со Списками соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений, а право утверждать Списки, делегировано Правительству РФ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (далее - Список № 781), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила №781). Пунктом 1.8 «Дошкольные образовательные учреждения» раздела «Наименование учреждений» Списка № 781 предусмотрены: детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; наименование «дошкольный образовательный центр предусмотрено. Разделом «Наименование должностей» Списка № 781 предусмотрена должность «воспитатель». Должности «няня», «старшая пионервожатая», «воспитатель логопедической группы» не предусмотрены. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.07.2005 г. № 440 установлено тождество наименования должности «воспитатель логопедической группы» и наименованию должности «воспитатель», предусмотренный Списком № 781. В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствие со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Кроме того, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособий государственному социальному страхованию в период времени нетрудоспособности, а также периоды ежегодных и дополнительных оплачиваемых отпусков. Правилами № 516, Правилами № 781 не предусмотрена возможность включения в стаж на соответствующих видах работ периодов нахождения в учебном отпуске. В соответствии с пунктами 2 и 4 Положения о порядке исчисления ока для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 12.1959 № 1397, в стаж работы работников просвещения засчитывалась работа в школах в качестве штатных пионервожатых. При этом время работы в качестве штатных пионервожатых засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 на территории Российской Федерации не применяется с 01.10.1993 (основание - Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993г. №953). На указанную дату (01.10.1993) у Бондаренко Г.А. отсутствует необходимый специальный трудовой стаж (25 лет), дающий право на пенсию за выслугу лет по нормам постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397. Следовательно,данное постановление не может применяться при исчислении стажа педагогической деятельности Бондаренко Г.А.. С учетом вышеизложенного, стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173 - ФЗ, составляет 21 год 9 месяцев 9 дней, что не дает право на досрочное пенсионное обеспечение. Просит в иске отказать в полном объеме.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковое заявление Бондаренко Г.А. подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В силу статьи 15 Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. В соответствии со статьей 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, национальности и других обстоятельств. В связи с этим любые нормативные акты, прямо или косвенно устанавливающие произвольное ограничение прав и свобод одной категории граждан по отношению к другой, не соответствуют Конституции РФ, нормативные акты не должны применяться в части, не соответствующей Конституции РФ.

Судом установлено, что Бондаренко <данные изъяты> 01.12.2010 года обратилась в ГУ Управление пенсионного фонда РФ по г.Ставрополю с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, так как её педагогический стаж работы в учреждениях для детей составил требуемые 25 лет.

Однако решением ГУ УПФ РФ по г.Ставрополю № 36 от 01.03.2011 года было отказано истцу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей, в связи с тем, что не подлежат включению в 25-летний стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей период с 18.01.1996 г. по 20.04.1999 г. в должности воспитателя логопедической группы в муниципальном дошкольном образовательном центре «Здоровье»; периоды нахождения в учебных отпусках: с 04.09.1985 по 04.10.1985, с 14.03.1986 по 23.03.1986, с 12.11.1986 по 01.12.1986, с 06.04.1987 по 25.04.1987, с 07.09.1987 по 26.09.1987, с 05.01.1988 по 24.01.1988 г.. При подсчете Управлением стаж педагогической деятельности Бондаренко Г.А. составил 21 год 9 месяцев 9 дней.

Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Суд считает, что Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю при рассмотрении документов, представляемых для назначения пенсии должно оценивать их полное соответствие требованиям пенсионного законодательства, применять Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Назначение пенсий, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 Федерального закона № 173, осуществляется согласно Спискам соответствующих работ, профессий и учреждений. Указанная норма не является самостоятельной, а действует в системной связи с пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона, согласно которой законодатель делегировал право Правительству Российской Федерации утверждать Списки и Правила, регулирующие вопросы досрочного пенсионного обеспечения.

Следовательно, возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости законодатель связывает с осуществлением деятельности в соответствующих должностях и учреждениях (структурных подразделениях), а не только с определенным видом деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (далее - Список № 781), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила №781).

В Списке № 781 указываются наименования должностей работников без уточнения профиля их работы, преподаваемого предмета или трудовой функции в структуре образовательного учреждения.

Пунктом 1.8 «Дошкольные образовательные учреждения» раздела «Наименование учреждений» Списка № 781 предусмотрены: детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; наименование «дошкольный образовательный центр не предусмотрено.

Согласно Постановления Совета министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 «Об утверждении списка должностей и профессий работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных списком независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Статья 66 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже.

Из трудовой книжки АТ-I № 9951650 от 20.10.1974 года усматривается, что Бондаренко Г.А. работала с 18.01.1996 г. по 20.04.1999 г. в должности воспитателя логопедической группы в муниципальном дошкольном образовательном центре «Здоровье» (приказом № 5 от 13.11.1995 года Детский сад-ясли № 6 переименован в Муниципальный дошкольный образовательный центр «Здоровье»).

Как установлено в судебном заседании, несмотря на то, что название образовательного учреждения, где Бондаренко Г.А. работала в спорный период, не соответствовало Списку №781, это учреждение осуществляло педагогическую деятельность, что подтверждается Уставом учреждения (зарегистрированного 18.01.1996 года Комитетом развития и регулирования рыночных отношений за № 0040/96), и должностные обязанности работников соответствовали нормативным документам, установленным законодательством.

Поскольку в судебном заседании нашел свое подтверждение тот факт, что трудовые отношения, связанные с педагогической деятельностью у истца не прекращались, при этом в ходе трудовой деятельности они не изменялись, в подтверждение чего Бондаренко Г.А. предоставила суду справку МДОУ №6 «Здоровье» № 10 от 18.03.2011 года, суд находит, что отказ в назначении пенсии ограничивает право Бондаренко Г.А. на пенсионное обеспечение.

При таких обстоятельствах суд считает, что период работы Бондаренко Г.А. с 18.01.1996 г. по 20.04.1999г. в должности воспитателя логопедической группы в муниципальном дошкольном образовательном центре «Здоровье» должен быть засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Кроме того, по мнению суда, подлежат включение в стаж, дающий Бондаренко Г.А. право на досрочное назначение пенсии периоды нахождения в учебных отпусках: с 04.09.1985 по 04.10.1985, с 14.03.1986 по 23.03.1986, с 12.11.1986 по 01.12.1986, с 06.04.1987 по 25.04.1987, с 07.09.1987 по 26.09.1987, с 05.01.1988 по 24.01.1988 г. ввиду следующего.

Согласно п.21 Рекомендаций Международной организации Труда от 24 июня 1974 года №148 «Об оплачиваемых учебных отпусках», период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.

Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о труде и КЗоТ РСФСР работникам, совмещающим труд с обучением, работавшим на условиях неполного рабочего времени, гарантировались такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время.

Положение статей 68, 196, 198 КЗоТ РСФСР, предусматривали предоставление отпусков в связи с обучением в высших образовательных учреждениях, в частности: за ними сохранялось место работы, должность и заработная плата.

Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 года за №1397, Списки профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на выслугу лет, утверждённые постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463, действовавшие до 1 ноября 1999 года также не предусматривали ограничения по включению в специальный педагогический стаж периодов нахождения в дополнительных отпусках.

В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утверждённых постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно статей 173, 174 Трудового кодекса РФ, работникам, направленным работодателем на обучение или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Следовательно, нахождение работника в учебном отпуске в связи с обучением с сохранением среднего заработка, из которого производятся отчисления в Пенсионный фонд РФ, является разновидностью дополнительного отпуска и подлежит включению в специальный стаж в календарном порядке и по нормам действующего в настоящее время Пенсионного законодательства РФ, в частности в соответствии с пунктами 4 и 5 Правил №516.

Поскольку Управлением при подсчете продолжительности стажа педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение пенсии указанные периоды также не зачитаны, суд считает, что решение Управления о том, что стаж работы Бондаренко Г.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости составляет 21 год 9 месяцев 9 дней является дискриминационным, поскольку ущемляет её пенсионные права по сравнению с лицами, работающими на аналогичных должностях и в учреждениях, наименования которых соответствовали Списку.

С учетом изложенного, суд полагает, что требования Бондаренко Г.А. о начислении ей досрочной пенсии с момента обращения с 01 декабря 2010 года также подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статей 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Бондаренко <данные изъяты> к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю о назначении досрочной пенсии – удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края включить в стаж работы Бондаренко <данные изъяты>, дающий право для досрочного назначения трудовой пенсии лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей:

- период работы с 18 января 1996 года по 20 апреля 1999 года в должности воспитателя логопедической группы в муниципальном дошкольном образовательном центре «Здоровье»,

- периоды нахождения в учебных отпусках с 04 сентября 1985 года по 04 октября 1985 года, с 14 марта 1986 года по 23 марта 1986 года, с 12 ноября 1986 года по 01 декабря 1986 года, с 06 апреля 1987 года по 25 апреля 1987 года, с 07 сентября 1987 года по 26 сентября 1987 года, с 05 января 1988 года по 24 января 1988 года.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского назначить Бондаренко <данные изъяты> досрочную трудовую пенсию по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей с момента возникновения права, то есть с 01 декабря 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г.Ставрополя в течение 10 суток.

Судья Н.В. Долгополова

Копия верна. Судья: Н.В. Долгополова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200