2-2208/11 по иску Касимовых к Второй Ставрополькой КЭЧ района, департаменту имущественных отношений МО РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 апреля 2011 года г. Ставрополь

Промышленный районный суд г. Ставрополя

в составе:

председательствующего судьи Бондаренко А.Н.

при секретаре Кирсановой Э.В.

с участием представителя истца Касимова Р.К. – Красова Д.В., действующего на основании ордера № и удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, действующего за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6 к Второй Ставропольской КЭЧ района, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с иском к Второй Ставропольской КЭЧ района, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ о признании за ними права общей долевой собственности на <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную по адресу: <адрес> Ж в равных долях по 1/4 доли за каждым, из которого усматривается, что ФИО3 проходил военную службу в звании старший прапорщик, в войсковой части <данные изъяты>, дислоцированной в Чеченской республике.

В декабре 2009 года истец Касимов Р.К. был выведен в распоряжение командира в/ч №, дислоцированной в г. Буденновске СК, в связи с предстоящим увольнением из рядов ВС РФ в связи с организационно- штатными мероприятиями. При этом его выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляла 13 лет.

Перед увольнением с военной службы с военной службы истец изъявил желание получить жилье за счет Министерства обороны РФ в г. Ставрополе, поскольку в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения.

Согласно списка распределения жилых помещений, во вновь построенном доме по адресу: <адрес>, утвержденного Командующего войсками Северо-Кавказского военного округа ему была распределена трехкомнатная <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м. Состав семьи истца:

Касимов Р. К., супруга Касимова Н. А. и дети Касимова Э. Р. 2009 года рождения и Касимова 3. Р. 2007 года рождения.

ДД.ММ.ГГГГ, прибыв в г. Ставрополь, Касимов Р.К. заключил со Второй Ставропольской КЭЧ района, в лице начальника, договор № с условиями краткосрочного найма жилого помещения, на трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 75, 8 кв. м.

Согласно п. 1.2 данного договора, срок пользования жилым помещением, устанавливается с даты заключения договора № от ДД.ММ.ГГГГ до оформления Стороной 1, т. е. Второй Ставропольской КЭЧ района и Стороной 2, т. е. им договора социального найма, после регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления Министерства обороны РФ.

ДД.ММ.ГГГГ Начальник Моздокской КЭЧ района обращался к Начальнику ставропольской КЭЧ района с просьбой заключить со мной договор социального найма на трехкомнатную квартиру, которую распределили, однако ответа не получил.

ДД.ММ.ГГГГ истец, имея на то законное право, обратился к Начальнику Второй Ставропольской КЭЧ района с требованием заключить с ним договор социального найма на занимаемое жилое помещение, поскольку в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. И, кроме того, военнослужащим признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма.

Вместе с тем, в этот же день ДД.ММ.ГГГГ от Начальника Второй Ставропольской КЭЧ района Касимов Р.К. получил отказ.

Действия ответчиков существенно нарушают права истца и права членов его семьи
связанные с реализацией его права на жилище и нарушают требования предусмотренные
ст.2. Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ст. 15.
Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ

"О статусе военнослужащих".

Вместе с тем, истец и члены его семьи на основании заключенного договора найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ вселились вышеуказанное жилое помещение -трехкомнатную <адрес>, зарегистрировались и проживают в предоставленном жилом помещении, что подтверждается сведениями о регистрации в паспортах и карточках регистрации.

Полученная выписка из ЕГРП № свидетельствует, что предоставленная трехкомнатная квартира по адресу: <адрес> относится к государственному жилищному фонду, ограничения и обременения на данную квартиру не зарегистрированы. Поскольку данное право им и членами семьи истца не использовано, то я и члены моей семьи в соответствии с Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", имеет право на бесплатную передачу в собственность как граждане Российской Федерации на добровольной основе занимаемое им жилое помещение. Другого жилья мы не имеем.

ДД.ММ.ГГГГ Касимов Р.К. заключил договор управления многоквартирным домом с ТСЖ «Алые паруса».

Своевременно производит за свой счет, текущий ремонт жилого помещения. Оплачивает жилищные, коммунальные и иные услуги за пользование жилым помещением, содержанию мест общего пользования, эксплуатации ремонту дома, его инженерных сетей и оборудования, придомовой территории, в том числе и санаторного состояния, что подтверждается справкой ТСЖ «Алые паруса» от ДД.ММ.ГГГГ № об отсутствии задолженности по оплате.

Таким образом, истец как собственник помещения в многоквартирном доме несет бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии ст. 39 ЖКРФ.

Данные обстоятельства свидетельствуют, что между истцом и членами его семьи и ответчиками сложились правоотношения по пользованию спорным жилым помещением на постоянной основе.

Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

В силу ст.8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Таким образом, не оформление Второй Ставропольской КЭЧ района права оперативного управления на многоквартирный дом по <адрес>, не может являться основанием для ограничения и нарушения прав истца и прав членов его семьи, связанных с получением, занимаемой ими квартиры в собственность. Таким образом, полагает, что своим отказом Вторая Ставропольская КЭЧ района в лице начальника нарушает его права и права членов моей семьи, предусмотренные ст.2. Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ст. 15. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", просит суд признать за ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право общей долевой собственности в порядке приватизации на жилое помещение - <адрес>, расположенную в <адрес> в <адрес>, состоящую из трех комнат общей площадью <данные изъяты> кв.м. по 1/4 доле каждому; прекратить право собственности Российской Федерации на <адрес>, расположенную в <адрес> в <адрес>, состоящую из трех комнат общей площадью 75,8 кв.м.

В судебное заседание истцы не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие с участием представителя Красова Д.В., Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истцов.

В судебном заседании представитель истцов, действующий на основании ордера № и удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, просил удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика – Второй Ставропольской КЭЧ района, надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился. Суд в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Представитель ответчика – Департамента имущественных отношений Министерства Обороны РФ, надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился. Суд в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Представитель третьего лица – Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, в судебное заседание не явился. В ходатайстве просил суд рассмотреть дело и вынести решение в отсутствие своего представителя. Суд в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого является Федеральный Закон "О статусе военнослужащих".

Согласно части 1 статьи 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Пунктом 1 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.

Как следует из материалов дела, истец Касимов Р.К. является военнослужащим - прапорщиком, проходящим военную службу по контракту в войсковой части 27777, дислоцирующейся на территории Чеченской Республики.

ДД.ММ.ГГГГ между ФГУ «Вторая Ставропольская Крартирно-эксплуатационная часть района» МО России, действующего от имени собственника жилого помещения – Российская Федерация, и истцом ФИО3, был заключен договор найма служебного жилого помещения №, по условиям которого истцу и его семье была предоставлена во временное владение и пользование <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, Пирогова, <адрес>. Согласно договора найма совместно с нанимателем в жилое помещение были вселены в качестве члена семьи: жена Касимова Н.А., сын Касимов Э.Р., дочь Касимова Э.Р.

С ДД.ММ.ГГГГ истцы имеют постоянную регистрацию по вышеуказанному адресу, что подтверждается отметками о постоянной регистрации в их паспортах.

ДД.ММ.ГГГГ между истцом Касимовым Р.К. и ТСЖ «Алые Паруса», заключен договор управления многоквартирным домом, по которому управляющая организация по заданию Касимова Р.К. обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, а Касимов Р.К. взял на себя обязательства по своевременной оплате услуг ТСЖ «Алые Паруса».

Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ТСЖ «Алые Паруса» следует, что истцы действительно проживают в <адрес>, задолженности по оплате коммунальных услуг не имеют и несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Статьей 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно положениям статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истцы несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме по <адрес>Ж в <адрес>, как собственники помещений в соответствии с требованиями статей 39, 162 ЖК РФ.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной начальником отделения кадров войсковой части № П. Севальновым, выслуга прапорщика Касимова Р.К. в Вооруженных силах на ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении составляет 13 лет.

Абзац 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», являясь одной из гарантий жилищных прав военнослужащих, устанавливает запрет на увольнение по указанным в нем основаниям военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия до обеспечения жильем именно по месту военной службы, т.е. в населенном пункте, где дислоцирована воинская часть.

Как следует из пояснений представителя истца Касимов Р.К., истец не согласен на увольнение без обеспечения жильем по месту военной службы, т.е. в городе Ставрополе.

Статьей 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, приобрести эти помещения в собственность. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно статье 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Статьей 92 ЖК РФ предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещен жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости. Данная правовая позиция нашла свое отражение в справке Ставропольского краевого суда по результатам обобщения судебной практики гражданских дел, рассмотренных судами Ставропольского края за период с 2008 года по август 2009 года, о защите жилищных прав военнослужащих.

Доказательств отнесения спорной квартиры к служебному государственному жилищному фонду ответчиками не представлено.

Согласно Определению Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключает возможность передачи жилого помещения в частную собственность (Постановление ДД.ММ.ГГГГ №-П).

В данном случае истцы не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность жилого помещения, что нарушает положения ст.35 Конституции РФ и ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Государство, установив в законе право граждан на получение жилья в собственность, обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

Согласно статье 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно справке, выданной Бюро приватизации МУП «Жемчуг», истцы не участвовали в приватизации жилых помещений.

В силу статей 12 ГК РФ и 11 ЖК РФ защита гражданских и жилищных прав осуществляется путем признания права.

При таких обстоятельствах суд считает, что истцы в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статьей 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» вправе приватизировать занимаемое ими жилое помещение.

Согласно ст. 17 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» одним из оснований регистрации прав на недвижимое имущество является вступивший в законную силу судебный акт.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3, действующего за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6 к Второй Ставропольской КЭЧ района, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации - удовлетворить.

Прекратить право собственности Российской Федерации на жилое помещение – <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.

Признать за ФИО3, действующим за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6 право общей долевой собственности на жилое помещение - <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную по адресу: <адрес> равных долях по 1/4 доли за каждым.

Вступившее в законную силу решение суда является основанием для государственной регистрации права общей долевой собственности ФИО3, действующего за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5 на <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную по адресу: <адрес> равных долях по 1/4 доли за каждым.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в <адрес>вой суд через суд, вынесший решение.

Судья подпись А.Н. Бондаренко

Копия верна. Судья:


На основании ст.62 ЖК РФ, спорное жилое помещение может быть предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры), соответственно и предметом договора приватизации в соответствии ст.ст. 1,2, 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определяет, что приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", п.8 разъяснено, что исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1,2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

В соответствии ст. И. ЖК РФ, защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.



-32300: transport error - HTTP status code was not 200