Дело № 2-2876/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 03 мая 2011 года г. Ставрополь Промышленный районный суд города Ставрополя в составе: председательствующего судьи Непомнящей О.В., при секретаре Ольшановой Е.В., с участием: истца Чаплыгиной Г.Н., представителя ответчика Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда РФ по г.Ставрополю Ставропольского края по доверенности № 5 от 17.01.2011 года МакотаА.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Чаплыгиной Галины Николаевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ по г.Ставрополю Ставропольского края (далее – ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, УСТАНОВИЛ: Чаплыгина Г.Ф. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ по г. Ставрополю о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. В судебном заседании истец Чаплыгина Г.Н. заявленные исковые требования поддержала и пояснила, что 17.08.2010 года она обратилась в ГУ – УПФ РФ по г.Ставрополю с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», как лицу не менее 30 лет осуществляющему лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Представленный пакет документов был принят, рассмотрен ГУ – УПФ РФ по г.Ставрополю и 17.11.2010 года принято решение об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Поводом для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости послужило то, что в стаж лечебной трудовой деятельности не включен период работы с 27.12.1986 года по 23.01.2001 года в должности фельдшера по приему вызовов в муниципальном учреждении «Станция скорой и неотложной медицинской помощи г.Ставрополя». Указанный период работы исключен из стажа лечебной деятельности в связи с тем, что разделом «Наименование должностей» Списка № 781 предусмотрена должность «фельдшер», такая должность как «фельдшер по приему вызовов» Списком № 781 не предусмотрена. Отказ в назначении пенсии Чаплыгина Г.Н. считает неправомерным, поскольку на Ставропольской станции скорой медицинской помощи она работала с 27.12.1986 года по 27.11.2007 года в таких должностях как «фельдшер по приему вызовов», «фельдшер в диспетчерской», «фельдшер», все эти наименования должностей менялись в связи с внесением изменений в штатное расписание. Согласно штатному расписанию за 1986 – 2000 г.г. персонал Ставропольской станции скорой медицинской помощи был разделен на «Общий медицинский персонал», «Врачи», «Средний медицинский персонал», «Младший медицинский персонал». Должность «фельдшер по приему вызовов» относилась к должности «Среднего медицинского персонала» в соответствии с номенклатурой медицинского и фармацевтического персонала, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 № 377. С 2001 года, в связи с введением в штатное расписание структурных подразделений: «Диспетчерская», «Подстанция, «ЦСО» наименование должности «Фельдшер по приему вызовов» была переименована на должность «фельдшер». По должностной инструкции на должность фельдшера скорой медицинской помощи допускается лицо, имеющее среднее образование по специальности «Лечебное дело», «сестринское дело» и прошедшее подготовку по оказанию медицинской помощи при неотложных состояниях, угрожающих жизни заболеваниях. В связи с изменениями наименования должности функциональные обязанности «фельдшера» всегда оставались идентичными, это прежде всего своевременное оказание первой доврачебной медицинской помощи больным и пострадавшим, обратившимся на подстанцию, а также обеспечение комплекса экстренных медицинских мероприятий пострадавшим до приезда бригады быстрого реагирования, а именно: сортировка пострадавших, хирургическая помощь, терапевтическая, психологическая поддержка пострадавшим. Имеющиеся несоответствия в наименовании должности в различных нормативных актах, в которых предусмотрена одна и та же нагрузка и функциональные обязанности, а также ошибочное правоприменение этих актов, в части отнесения тех или иных должностей к перечисленным в Списке № 781, не могут являться основанием для ограничения прав на досрочное назначение пенсии в силу соблюдения прав и свобод гражданина, установленных Конституцией РФ. На основании вышеизложенного считает, что ГУ – УПФ РФ по г. Ставрополю неправомерно отказало ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, тем самым нарушив её конституционные права. В связи с чем, просит обязать ГУ – УПФ РФ по г. Ставрополю засчитать стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы с 27.12.1986 года по 23.10.2001 год в должности фельдшера по приему вызовов в муниципальном учреждении «Станция скорой медицинской помощи г. Ставрополя», обязать ГУ – УПФ РФ по г.Ставрополю назначить и выплатить ей трудовую пенсию по старости на основаниях, предусмотренных п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с даты обращения, т.е. с 17.08.2010 года. В судебном заседании представитель ответчика – ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю по доверенности МакотаА.М. с доводами истца не согласилась и просила в удовлетворении заявленных исковых требований Чаплыгиной Г.Н. отказать. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, приходит к следующему. Пенсионное обеспечение лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В силу подп. 11 п. 1 ст. 28 указанного Федерального закона лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости обусловлено наличием стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Согласно п. 3 ст. 28 этого же Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия, а также правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ. Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в учреждениях здравоохранения, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781. Таким образом, из пенсионного законодательства РФ и Конституции РФ следует, что право на получение пенсии носит заявительный характер, то есть гражданин должен заявить о своем желании получать пенсию. В данном случае такое право истцом было реализовано путем подачи соответствующего заявления в Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю. Судом установлено, что 17.08.2010 г., Чаплыгина Г.Н. обратилась в ГУ – УПФ РФ по г. Ставрополю с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. Решением от 17.11.2010 г. № 253 ГУ – УПФ РФ по г. Ставрополю отказало истице в назначении досрочной пенсии из-за отсутствия требуемого 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Из решения об отказе следует, что Чаплыгиной Г.Н. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, не подлежит включению период работы с 27.12.1986 года по 23.01.2001 год в должности «фельдшера» по приему вызовов и передаче их выездным бригадам в МУ «Станция скорой медицинской помощи г. Ставрополя», так как разделом «Наименование должностей» Списка № 781 должность «фельдшера» по приему вызовов и передаче их выездным бригадам» указанным списком не предусмотрена. В результате чего, по мнению ответчика, стаж работы истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости составляет 15 лет 11 месяц 21 день. В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, является трудовая книжка. Если в трудовой книжке работника содержаться все необходимые сведения о работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, то досрочная трудовая пенсия может назначаться без истребования дополнительных документов. Если для определения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимы данные о характере и условиях труда, то эти обстоятельства должны подтверждаться соответствующими документами, содержащими необходимые сведения. При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий работ, выполняемых работником, характеру и условиям труда, дающим право на пенсионные льготы, законных оснований для досрочного назначения трудовой пенсии по старости не имеется. Периоды работы гражданина после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Согласно трудовой книжке, Чаплыгина Г.Н. с 27.12.1986 года по 23.01.2001 год работала в МУ «Ставропольская станция скорой медицинской помощи» на должности выездного «фельдшера», впоследствии, в связи с изменением в штатном расписании, должность, занимаемая Чаплыгиной Г.Н., поименована - «фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам». Из должностной инструкции «фельдшера» (медсестры) по приему вызовов подстанции скорой медицинской помощи, судом установлено, что в обязанности «фельдшера» по приему вызовов и передаче их выездным бригадам входит оказывать медицинскую помощь больным и пострадавшим, обратившимся на подстанцию. Согласно архивной справке № 355 от 23.03.2010 г. Чаплыгина Г.Н. 1961 года рождения, работает в МУ Станция скорой медицинской помощи с 01.04.1980 г. «фельдшером», с 27.12.1986 г. по 23.01.2001 г. работала «фельдшером» по приему вызовов и передаче их выездным бригадам и осуществляет прием больных и оказывает им медицинскую помощь. Судом установлено, что должность Чаплыгиной Г.Н. относилась к среднему медицинскому персоналу, она числилась в должности «фельдшера». В период с 27.12.1986 г. по 23.01.2001 г. работа выполнялась на норму рабочего времени, установленную за 1 ставку, что подтверждается предоставленными истцом документами. При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы. В соответствии с п. 2 ст. 31 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-ФЗ федеральные законы, принятые до вступления в силу данного закона (т.е. до 01.01.2002 г.) и предусматривающие условия нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Закону «О трудовых пенсиях в РФ», от 17.12.2001г. №173-ФЗ. Таким образом, в судебном заседании установлена тождественность наименований должностей, что дает право истцу на льготное исчисление стаж. Оспариваемый период времени истица работала в должностях учреждений, осуществляющих деятельность по охране здоровья населения, а для определения специального стажа юридически значимым является именно вид деятельности, в данном случае, лечебный и медицинский, направленный на охрану здоровья населения. Согласно Конституции РФ гражданин не должен ставиться в неравные условия и ограничиваться в своих пенсионных правах, в том числе в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет, льготную пенсию независимо от принадлежности медицинского учреждения, будь оно частным или государственным. Поэтому, не включение указанных выше периодов работы Чаплыгиной Г.Н. в медицинский стаж в календарном исчислении, дающих право на назначение трудовой пенсии досрочно по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, нарушает ее конституционное право на социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что отказ ГУ- УПФ РФ по г. Ставрополю существенно нарушает права и свободы истицы, следовательно является незаконным, а исковые требования Чаплыгиной Г.Н. подлежат удовлетворению. С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что период работы истицы с 27.12.1986 года по 23.01.2001 г. в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам в МУ «Станция скорой медицинской помощи г. Ставрополя» подлежит включению в стаж лечебной деятельности в льготном порядке. В связи с обращением Чаплыгиной Г.Н. в ГУ - УПФ РФ по г. Ставрополю с заявлением о назначении пенсии, суд считает, что ее право на получение трудовой пенсии возникло с 17.08.2010 года, то есть с момента первоначального обращения. На основании изложенного, руководствуясьст.194-199Гражданского процессуального кодекса РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Чаплыгиной Галины Николаевны к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности - удовлетворить. Признать за Чаплыгиной Галиной Николаевной право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Чаплыгиной Галине Николаевне, следующий период работы – с 27.12.1986 года по 23.01.2001 года в Муниципальном учреждении «Станция скорой медицинской помощи г. Ставрополя» в должности фельдшера по приему вызовов. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края назначить и выплатить Чаплыгиной Галине Николаевне трудовую пенсию по старости на основаниях, предусмотренных п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», с даты первоначального обращения, т.е. с 17.08.2010 года. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Судья О.В. Непомнящая мотивированное решение изготовлено 05 мая 2011 года