Хрипкова к ГУ ПФРФ о назначении доссрочной трудовой пенсии по старости.



Дело № 2-3449/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июня 2011 года г. Ставрополь

Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего по делу судьи Непомнящей О.В.,

при секретаре Ольшановой Е.В.,

с участием истицы Хрипковой Л.Н.,

представителя ответчика ГУ-УПФ РФ по г. Ставрополю по доверенности № 5 от 17.01.2011 года Макота А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Хрипковой Любови Николаевны к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края о назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Хрипкова Л.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края о назначении досрочной трудовой пенсии.

В судебном заседании истица Хрипкова Л.Н. заявленные исковые требования поддержала и пояснила, что в январе 2011 года её педагогический стаж составил 25 лет, и она обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в ГУ – УПФ РФ по г. Ставрополю СК.

Пенсионный фонд отказал ей в назначении пенсии и исключил из её педагогического стажа период работы с 07.05.1996 г. по 24.02.1998 г. в должности воспитателя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Детском центре художественно-творческого развития «Росток» № 51, т.к. пунктом 1.8 «Дошкольные образовательные учреждения» раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей № 781, данное название учреждения не предусмотрено. При этом сам факт её педагогической деятельности в учреждении для детей Пенсионным фондом не отрицается и сомнению не подлежит.

Согласно статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» основным условием для назначения досрочной трудовой пенсии является именно педагогическая деятельность в школах и других учреждениях для детей, поэтому название учреждения, его подчинённость, организационно-правовая форма и статус не могут служить основными критериями для назначения пенсии.

Несмотря на то, что название образовательного учреждения, где она работала в этот период, не соответствовало Списку № 781, это учреждение осуществляло педагогическую деятельность, что следует из Устава учреждения и должностные обязанности работников соответствовали нормативным документам, установленным законодательством.

Неисполнение органами местного самоуправления и другими учредителями образовательных учреждений, предусмотренных законодательством требований, использование произвольных и неточных наименований образовательных учреждений в нарушении действующего законодательства не должно ограничивать её законные права на пенсионное обеспечение.

Как следует из уточняющей справки №107 от 12.05.2011 г. название детского сада менялось неоднократно. Но эти изменения носили формальный характер. Это было и есть учреждение для детей и она в нём выполняла педагогические обязанности.

Пенсионный фонд исключил из её стажа периоды нахождения в учебных отпусках с 12.11.1986 г. по 01.12.1986 г., с 06.04.1987 г. по 25.04. 1987 г., с 07.09.1987 г. по 26.09. 1987 г., с 05.01.1988 г. по 25.01.1988 г., с 07.07. 1994 г. по 07.08.1994 г.

Ранее действовавшее законодательство не содержало запрета на включение в льготный стаж периодов нахождения в учебных отпусках, дополнительных отпусках в связи с обучением.

Согласно п.21 Рекомендаций Международной организации Труда от 24 июня 1974 года №148 «Об оплачиваемых учебных отпусках», период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.

Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о труде и КЗоТ РСФСР работникам, совмещающим труд с обучением, работавшим на условиях неполного рабочего времени, гарантировались такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время.

Положения ст.ст. 68, 196, 198 КЗоТ РСФСР, предусматривали предоставление отпусков в связи с обучением в высших образовательных учреждениях, в частности: за ними сохранялось место работы, должность и заработная плата.

Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 года за №1397, Списки профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на выслугу лет, утверждённые постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463, действовавшие до 1 ноября 1999 года также не предусматривали ограничения по включению в специальный педагогический стаж периодов нахождения в дополнительных отпусках.

В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утверждённых постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

При этом в стаж включаются периоды нахождения в дополнительных оплачиваемых отпусках.

В главе 26 Трудового кодекса РФ предусмотрены гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением.

Согласно ст.ст. 173, 174 Трудового кодекса РФ, работникам, направленным работодателем на обучение или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно - заочной (вечерней) формам обучения, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Таким образом, нахождение работника в учебном отпуске в связи с обучением с сохранением среднего заработка, из которого производятся отчисления в Пенсионный фонд РФ, является разновидностью дополнительного отпуска и подлежит включению в специальный стаж в календарном порядке и по нормам действующего в настоящее время Пенсионного законодательства РФ, в частности в соответствии с пунктами 4 и 5 Правил №516.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно пункта 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагающую установления такого правопорядка, который гарантировал бы каждому государственную защиту его прав и свобод.

Обязанность государства в сфере пенсионного обеспечения лиц означает необходимость такого правового регулирования, которое бы исключало возможность блокирования реализации приобретённых прав и позволяло на основе доступных процедур своевременно и в полном объёме получить полагающуюся пенсию.

Конституционный Суд РФ от 3 июня 2004 года подчеркнул, что «в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении всех прав и свобод, означает помимо всего прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания».

Как следует из правовой позиции Конституционного суда РФ, законодатель, осуществляя регулирование условий и порядок предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, а также определяя организационно-правовой механизм его реализации, связан в том числе необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства и требований к ограничениям прав и свобод граждан, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно обоснованы и оправданы конституционно-значимыми целями. (Постановление от 3 июня 2004 г. №11-П, от 23 декабря 2004 г. №19-П и др.).

В связи с чем, просит обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю включить в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей период её работы с 07.05.1996 г. по 24.02.1998г. в должности воспитателя в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Детском центре художественно-творческого развития «Росток» № 51, периоды нахождения в учебных отпусках с 12.11.1986 г. по 01.12.1986 г., с 06.04.1987 г. по 25.04.1987 г., с 07.09.1987 г. по 26.09.1987 г., с 05.01.1988 г. по 25.01.1988 г., с 07.07.1994 г. по 07.08.1994г., обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края назначить пенсию с даты обращения за ней, с 13 января 2011 года.

Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ по г. Ставрополю по доверенности № 5 от 17.01.2011 года Макота А.М. с доводами истца не согласилась и просила в удовлетворении заявленных исковых требований Хрипковой Л.Н. отказать.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства и в их совокупности, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ст. 15 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В связи с этим любые нормативные акты, прямо или косвенно устанавливающие произвольное ограничение прав и свобод одной категории граждан по отношению к другой, не соответствуют Конституции РФ. Нормативные акты не применяются в части, не соответствующей Конституции РФ.

Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии.

Пенсионный фонд при рассмотрении документов, представляемых для назначения пенсии должен оценивать их полное соответствие требованием пенсионного законодательства, применять Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В судебном заседании установлено, что в январе 2011 года педагогический стаж Хрипковой Л.Н. составил 25 лет, и она обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в Пенсионный фонд.

В соответствии со ст. 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. № 173- ФЗ гражданину, имеющему стаж педагогической работы не менее 25 лет в государственных муниципальных учреждениях для детей, назначается пенсия в связи с педагогической деятельностью.

При этом, для решения вопроса о включении в педагогический стаж, дающий право на указанную выше пенсию, периодов работы следует руководствоваться Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства от 29 октября 2002 года №781.

Согласно статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» основным условием для назначения досрочной трудовой пенсии является именно педагогическая деятельность в школах и других учреждениях для детей, поэтому название учреждения, его подчинённость, организационно-правовая форма и статус не могут служить основными критериями для назначения пенсии.

Пенсионный фонд отказал истице и исключил из её педагогического стажа период работ с 07.05.1996 года по 24.02.1998 год в должности воспитателя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Детском центре художественно-творческого развития «Росток» № 51, а также периоды нахождения истицы в учебных отпусках с отпусках с 12.11.1986 г. по 01.12.1986 г., с 06.04.1987 г. по 25.04.1987 г., с 07.09.1987 г. по 26.09.1987 г., с 05.01.1988 г. по 25.01.1988 г., с 07.07.1994 г. по 07.08.1994г., на курсах повышения квалификации.

Отказ Пенсионного фонда включить данные периоды работы истца в трудовой стаж обоснован тем, что пунктом 2 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ закреплено право назначения пенсий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в соответствии со Списками соответствующих работ, должностей и учреждений, а право утверждать Списки делегировано Правительству Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской федерации от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее - Список № 781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила № 781).

Согласно указанным списку и правилам не предусмотрено название учреждения «Детский центр художественно-творческого развития».

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее - Правила № 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, является трудовая книжка. Если в трудовой книжке работника содержаться все необходимые сведения о работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, то досрочная трудовая пенсия может назначаться без истребования дополнительных документов. Если для определения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимы данные о характере и условиях труда, то эти обстоятельства должны подтверждаться соответствующими документами, содержащими необходимые сведения. При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий работ, выполняемых работником, характеру и условиям труда, дающим право на пенсионные льготы, законных оснований для досрочного назначения трудовой пенсии по старости не имеется. Периоды работы гражданина после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с п. 2 ст. 31 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-ФЗ федеральные законы, принятые до вступления в силу данного закона (т.е. до 01.01.2002г.) и предусматривающие условия нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Закону «О трудовых пенсиях в РФ», от 17.12.2001г. №173-ФЗ.

Пунктом 3 ст. 3 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается пенсия по старости с учетом исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Судом установлено, что Хрипкова Л.Н. обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости.

Решением от 13.04.2011 г. № 64 ГУ – Управлением ПФ РФ по г. Ставрополю отказало истице в назначении досрочной пенсии из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Из решения об отказе следует, что Хрипковой Л.Н. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельности в учреждениях для детей не подлежат включению периоды работы: с 07.05.1996 года по 24.02.1998 год в должности воспитателя МДОУ Детском центре художественно – творческого развития «Росток», так как пунктом 1.8 раздела «Наименование должностей» Списка № 781 данное название учреждения не предусмотрено.

В результате чего, по мнению ответчика, стаж работы истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости составляет 22 года 11 месяцев 8 дней.

Согласно трудовой книжке Хрипкова Л.Н. с 07.09.1987 года по 25.02.1998 год работала в МДОУ Детском центре художественно – творческого развития «Росток» которое в последующем было реорганизовано в детское образовательное учреждение ДЦ «Росток» № 51 на должности воспитателя.

Из копии устава МДОУ Детский центр художественно – творческого развития «Росток», судом установлено, что МДОУ Детский центр художественно – творческого развития «Росток» осуществляет образовательную и хозяйственную деятельность в соответствии с Законом РФ «Об образовании» «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении в РФ».

Поэтому, суд считает, что период работы истицы с 07.05.1996 года по 24.02.1998 год в должности воспитателя в МДОУ Детский центр художественно – творческого развития «Росток» подлежат удовлетворению.

При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного Федеральным законом № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с осуществлением педагогической деятельностью в учреждениях для детей подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.

Таким образом, в судебном заседании установлена тождественность наименований должностей, что дает право истцу на льготное исчисление стажа.

Кроме того, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периоды ежегодных и дополнительных оплачиваемых отпусков. Другие виды отпусков, в том числе учебный отпуск, а также период нахождения на курсах повышения квалификации также засчитываются в стаж на соответствующих видах работ.

На курсы Хрипкова Л.Н направлялась по приказу работодателя, а не по своему желанию. Учебный отпуск, курсы повышения квалификации являются трудовыми обязанностями работников, непосредственно связанными с их педагогической деятельностью.

В соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» основным принципом для включения в страховой стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности является условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, то периоды повышения работником своей квалификации по направлению работодателя должны включаться в этот стаж, поскольку за работником на этот период в соответствии с действующим законодательством сохраняется средняя заработная плата, а следовательно уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Главой 26 Трудового кодекса РФ предусмотрены гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением.

Согласно ст.ст. 173, 174 Трудового кодекса РФ, работникам, направленным работодателем на обучение или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно - заочной (вечерней) формам обучения, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Таким образом, нахождение работника в учебном отпуске в связи с обучением с сохранением среднего заработка, из которого производятся отчисления в Пенсионный фонд РФ, является разновидностью дополнительного отпуска и подлежит включению в специальный стаж в календарном порядке и по нормам действующего в настоящее время Пенсионного законодательства РФ, в частности в соответствии с пунктами 4 и 5 Правил №516.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы.

Судом установлено, что истица находилась в учебных отпусках с 12.11.1986 г. по 01.12.1986 г., с 06.04.1987 г. по 25.04.1987 г., с 07.09.1987 г. по 26.09.1987 г., с 05.01.1988 г. по 25.01.1988 г., с 07.07.1994 г. по 07.08.1994г., на курсах повышения квалификации.

Во время курсов повышения квалификации за истицей были сохранены место работы и средняя заработная плата, с которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

При указанных обстоятельствах, учитывая приведенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что периоды обучения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный трудовой стаж истицы.

Не включение указанных выше периодов работы Хрипковой Л.Н. в льготный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи о осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, по сути, является формой дискриминации конкретного человека перед Законом в зависимости от места работы и нарушает конституционное право на социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом.

Право на получение пенсии, закрепленное в Конституции РФ, Хрипковой Л.Н.. было реализовано путем подачи соответствующего заявления в ГУ-УПФ РФ по г.Ставрополю.

Доводы представителя ГУ-УПФ РФ по г. Ставрополю противоречат конституционным нормам о равенстве всех перед законом о праве на пенсию, поэтому требования Хрипковой Л.Н. о включении вышеназванных периодов ее работы в льготный стаж, начислении и выплате пенсии подлежат удовлетворению с момента обращения за таковой.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Хрипковой Любови Николаевны - удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по г.Ставрополю Ставропольского края включить в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей период работы Хрипковой Любови Николаевны с 07.05.1996 г. по 24.02.1998г. в должности воспитателя в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Детском центре художественно-творческого развития «Росток» №51, периоды нахождения в учебных отпусках Хрипковой Любови Николаевны с 12.11.1986 г. по 01.12.1986 г., с 06.04.1987 г. по 25.04.1987 г., с 07.09.1987 г. по 26.09.1987 г., с 05.01.1988 г. по 25.01.1988 г., с 07.07.1994 г. по 07.08.1994г.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по г.Ставрополю Ставропольского края назначить Хрипковой Любови Николаевны досрочную трудовую пенсию с даты обращения за ней, т.е. с 13 января 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья О.В.Непомнящая

мотивированное решение изготовлено 14 июня 2011 года

-32300: transport error - HTTP status code was not 200