гражданское дело № 2-2363 п/и Колодко Г.Г. к ВК СК о взыскании неполученной суммы пенсии



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июля 2011 года <адрес>

Промышленный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Бондаренко А.Н..,

при секретаре ФИО2

с участием:

истца – Колодко Г.Г. его представителя по доверенности – Вяткина С.Г.,

представителя ответчика по доверенности – Аббасова А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Колодко ФИО6, просившего взыскать с военного комиссариата <адрес> в свою пользу недополученную сумму пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Истец пенсионер Министерства обороны РФ – Колодко ФИО7 обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил обязать произвести расчет недополученной им пенсии с момента ее назначения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ и по момент выплаты ее за прошлое время.

Просил также обязать военный комиссариат <адрес> выплатить недополученную пенсию с момента ее назначения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ и по момент выплаты ее за прошлое время.

Кроме того, истец просил взыскать с военного комиссариата <адрес> в свою пользу потраченные судебные расходы в сумме 10000 (Десять тысяч) рублей - за юридические услуги и 200 (Двести) рублей - государственная пошлина.

В обоснование своих требований истец сообщил суду, что он является пенсионером Министерства Обороны РФ с июля 1998 года, и пенсию получает через центр социального обеспечения военного комиссариата <адрес>.

При увольнении с военной службы с расчетом выслуги лет на пенсию, при ее назначении, истца никто не знакомил. Однако, он был ознакомлен с приказом Главнокомандующего ВВС по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ, где расписана выслуга лет на пенсию на момент издания приказа , т.е. на ДД.ММ.ГГГГ. Выслуга составляла в календарном исчислении - 26 лет и 8 месяцев, в льготном - 33 года.

В течение длительного времени, с момента назначения пенсии истец не знал о том, что пенсия ему выплачивается не в полном объеме. Впоследствии, в конце 2007 года Колодко Г.Г. поинтересовался расчетом выслуги лет по назначенной пенсии за выслугу лет и выяснил, что в расчете выслуги лет числится - 26 лет. Не согласившись с расчетом пенсии, он обратился в военный комиссариат <адрес>. С этого времени началась длительна переписка по обращению истца.

В октябре 2010 года пенсионное дело было вновь направлено в финансово-экономическое направление Северо-Кавказского военного округа. После чего истцу был произведен перерасчет выслуги лет на пенсию и на основании новой выслуги лет центром социального обеспечения Колодко Г.Г. на основании ст. 55 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ была выплачена пенсия за прошлое время за 12 месяцев (ответ военного комиссариата <адрес> № ДВ 80731/845 от ДД.ММ.ГГГГ приобщен к материалам дела). Не согласившись с данным ответом, истец обратился в суд и считает, что пенсия не доплачивалась по вине пенсионного органа.

В ходе судебного заседания истец и его представитель подтвердили вышесказанное и просили удовлетворить исковое заявление в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика – военного комиссариата <адрес> по доверенности Аббасов А.Р. требований истца не признал и пояснил суду следующее:

В соответствии с п.2 ст.58 Закона РФ – сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

В военный комиссариат <адрес> поступило пенсионное дело истца из военного комиссариата <адрес> с готовым расчетом выслуги лет. Расчет выслуги лет и его дальнейший пересмотр военными комиссариатами субъектов РФ не осуществляется.

На момент исключения заявителя из списков части (ДД.ММ.ГГГГ) – требований о зачете льготной выслуги лет за оспариваемый период заявлено не было.

Между тем, в соответствии с п.14 ст.34 Положения о прохождении военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ - перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы:

- уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения.

Так как расчет выслуги лет и оформление личного дела в полном соответствии с законодательством является обязанностью командира войсковой части, а не военных комиссариатов субъектов РФ, то оснований для применения статьи 58 Закона РФ не имеется, так как вины военного комиссариата <адрес> в неправильном расчете выслуги лет не имеется.

В ходе судебного заседания, представитель ответчика подтвердил вышесказанное и просил в удовлетворении искового заявления в полном объеме.

Судом в качестве третьего лица привлечено Финансово-экономическое управление Южного военного округа, которое осуществило расчет выслуги лет.

Представитель третьего лица ФЭУ Южного военного округа, извещенный о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, не явился, представив возражения, согласно которым выплату пенсии осуществляют военные комиссариаты субъектов РФ, а ФЭУ ЮВО просят признать ненадлежащим ответчиком по делу. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствии не явившегося в судебное заседание третьего лица.

Выслушав истца, его представителя, а также представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Истец состоит на пенсионном учете в военном комиссариате <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (до указанного срока состоял на учете в военном комиссариате <адрес>).

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Следовательно, при рассмотрении вопросов пенсионного обеспечения по линии Министерства обороны РФ необходимо руководствоваться именно данным Законом.

Согласно п.3 ст.18 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" - порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 цитируемого Закона, определяется Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 186-ФЗ).

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определен Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".

Так, в соответствии с абз.13 п.п. «г» п.3 Постановления Правительства – один месяц службы за полтора месяца засчитывается в случае прохождения службы в высокогорных местностях на высоте 1500 метров и более над уровнем моря (кроме службы в местностях на высоте 2500 метров и более в сроки, указанные в абзаце десятом подпункта "в" настоящего пункта): для военнослужащих - с ДД.ММ.ГГГГ, а для лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы - с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец обратился с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ на имя военного комиссара <адрес> с просьбой рассмотреть вопрос о перерасчете пенсии в связи с прохождением им службы в высокогорной местности. Однако, информации о прохождении истцом службы в высокогорной местности в деле не имелось. В связи с этим, ответчиком направлены запросы в Центральный архив Министерства обороны РФ (<адрес>) и в филиал Центрального архива МО РФ (<адрес>).

Согласно полученного ответа от ДД.ММ.ГГГГ, приказом командира войсковой части Колодко Г.Г. зачислен на все виды довольствия в/ч 02448 и льготы, установленные Постановлением СМ СССР от ДД.ММ.ГГГГ один месяц службы за полтора исчислять с ДД.ММ.ГГГГ. Процитированный ответ был выслан на запрос военного комиссариата <адрес>. Однако, копия выписки из приказа о зачислении в списки части выслана не была. В связи с этим, военным комиссариатом <адрес> неоднократно направлялись запросы в архивные органы МО РФ с просьбой выслать копии приказов о зачислении в списки войсковой части и исключении из списков части с указанием даты их издания. Из полученных ответов следует, что указанные копии из выписки приказов на хранение не поступали.

Вследствие этого, военным комиссариатом <адрес> пенсионное дело истца направлено в Финансово-экономическое управление ЮВО для пересмотра расчета выслуги лет. ФЭУ ЮВО вернуло дело с новым расчетом выслуги лет от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно нового расчета, выслуга лет истца составила 32 года 10 месяцев. Вследствие этого, основной размер пенсии истца составил 85%(до расчета размере составлял 68%) окладов денежного довольствия военнослужащих. Кроме того, военным комиссариатом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в отделение Сберегательного банка по месту получения пенсии направлено поручение на выплату единовременной суммы пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Согласно ст.55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее по тексту Закон) – в случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.

Суд находит требование истца о доплате суммы пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконным и необоснованным по следующим основаниям:

В соответствии с п.2 ст.58 Закона РФ – сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

В военный комиссариат <адрес> поступило пенсионное дело истца из военного комиссариата <адрес> с готовым расчетом выслуги лет. Расчет выслуги лет и его дальнейший пересмотр военными комиссариатами субъектов РФ не осуществляется. Истец и его представитель подтвердили данный тезис.

На момент исключения заявителя из списков части (ДД.ММ.ГГГГ) – требований о зачете льготной выслуги лет за оспариваемый период заявлено не было.

Между тем, в соответствии с п.14 ст.34 Положения о прохождении военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ - перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы:

- уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения.

При таких обстоятельствах, льготное исчисление выслуги лет является обязанностью командира воинской части, который надлежащим образом оформление необходимых документов на момент увольнения истца из Вооруженных Сил РФ не произвел. На момент увольнения сам истец также никаких возражений (претензий) командиру воинской части не предъявлял.

Не может суд признать правомерной ссылку истца на выписку из приказа Главнокомандующего военно-воздушными силами от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которого в льготном исчислении выслуга лет истца составляет 33 года, так как по сообщению третьего лица – расчет выслуги лет (его изменение) относится к полномочию Финансово-экономических управлений соответствующих военных округов. Иным должностным лицам такого права не предоставлено. Истцом и его представителем обратное не доказано. Между тем, согласно ст.ст.56, 59 и 60 ГПК РФ - каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно п.21 ст.11 Положения о порядке прохождения военной службы (утв.Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ ) – форма и содержание документов, касающихся назначения военнослужащего на воинскую должность, освобождения от воинской должности и зачисления в распоряжение командира (начальника), а также порядок их оформления и представления устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. В п.п. «и» п.10 ст.11 цитируемого Положения - назначение на воинские должности военнослужащих (за исключением высших офицеров) производится приказом по личному составу (по строевой части) должностного лица в пределах предоставленного ему права назначения на воинские должности.

Таким образом существует два условия для определения и подсчета льготной выслуги лет:

- наличие приказа командира войсковой части с указанием о зачете льготной выслуги лет;

- указание о прохождении службы в районах с льготным исчислением выслуги лет в личном деле военнослужащего (в п.13 Послужного списка).

Так как расчет выслуги лет и оформление личного дела в полном соответствии с законодательством является обязанностью указанных выше должностных лиц, а не военных комиссариатов субъектов РФ, то оснований для применения статьи 58 Закона РФ не имеется, так как вины военного комиссариата <адрес> в неправильном расчете выслуги лет судом не установлено.

Согласно части второй статьи 58 указанного Закона сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Вместе с тем этот Закон не регулирует вопросы ответственности за задержку с назначением пенсии за прошлое время при отсутствии вины как самого пенсионера, так и пенсионного органа. Пенсионным органом в данном деле является военный комиссариат <адрес> и его вина истцом не доказана. Приведенные доводы опровергаются возражениями ответчика и его действиями по розыску необходимых документов в архивных органах Министерства обороны РФ. Правильность расчета выслуги лет после окончания военной службы зависит от действий командира войсковой части, на которого возложена обязанность по правильному оформлению личного дела и изданию всех необходимых для этого приказов.

Препятствием к назначению пенсии истцу явилось ненадлежащим образом оформленное личное дело, в котором в том числе отсутствовал необходимый в обязательном порядке приказ о зачислении в списки части в <адрес> и исключении из списков части (в случае убытия), а в соответствии с пунктами 22 и 23 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ – работа по проведению мероприятий, обеспечивающих своевременное увольнение военнослужащих, проводится непосредственными командирами (начальниками) при активном участии кадровых, военно-медицинских и финансово-экономических органов с привлечением аттестационных комиссий и начальников родов войск и служб.

Командир (начальник) воинской части обязан:

а) за шесть месяцев до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта:

уточнить у военнослужащего вопрос заключения им нового контракта, учитывая наличие необходимой выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет, состояние здоровья, обеспеченность жилым помещением по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

направить личное дело военнослужащего, подлежащего увольнению, в соответствующий финансово-экономический орган для подсчета выслуги лет на пенсию;

направить военнослужащего (по его желанию) на медицинское освидетельствование в гарнизонную или госпитальную военно-врачебную комиссию (далее именуется - ВВК);

предоставить военнослужащему ежегодный основной отпуск и полностью дополнительные (если таковые имеются) отпуска соответствующей продолжительности с расчетом их завершения ко времени издания соответствующего приказа об увольнении с военной службы.

В судебном заседании не представлены доказательства, подтверждающие вину военного комиссариата <адрес> в неполном получении ответчиком суммы пенсии.

По смыслу ст. 55 во взаимосвязи со ст. ст. 53 и 54 указанного Закона ограничение срока выплаты пенсии в повышенном размере 12 месяцами законодатель связывает с поведением заявителя, который несвоевременно обратился по вопросу ее увеличения, то есть не воспользовался своим правом потребовать перерасчет пенсии с момента возникновения новых обстоятельств.

Судом установлено, что военный комиссариат <адрес> оказывал содействие истцу в поиске необходимых документов, подтверждающих факт прохождения службы Колодко Г.Г. в местности с льготным исчислением выслуги лет, что соответствует п.35 Положения о военных комиссариатах (утв.Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ ).

Согласно ч.1 ст.100 ГПК РФ - стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Так как суд отказывает в удовлетворении заявления, то оснований для взыскания <данные изъяты> рублей за услуги представителя и <данные изъяты> рублей за уплаченную государственную пошлину – не имеется.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении искового заявления в полном объеме.

На основании вышеизложенного и в соответствии со ст.194-198, 254 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ

В удовлетворении заявления Колодко ФИО9 к военному комиссариату <адрес> - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в краевой суд через суд, вынесший решение.

Судья А.Н.Бондаренко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200