ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 августа 2011 года Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе : председательствующего судьи Степановой Е.В., при секретаре Гома Н. Ю., с участием: истца Кихтенко И. В., представителя ответчика - Государственного учреждения Управления пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю по доверенности – Бердановой А. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кихтенко И. В. к ГУ Управление пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, У С Т А Н О В И Л : Кихтенко И. В. обратилась в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование своих требований истица указывает, что 18.03.2011 г. она обратилась в Управление Пенсионного фонда по г. Ставрополю с заявлением о назначении ей досрочно трудовой пенсии по старости по правилам статьи 27 пункта 1 подпункта 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением Управления Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю, оформленным Решением об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости №107 от 18 июня 2011 года, в назначении пенсии ей отказано из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. Как указано в протоколе отказа, Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, предусматривающий перечень учреждений, работа в которых на должностях, указанных в Списке засчитывается в стаж педагогической деятельности (Список №781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (Правила №781). Пунктом 1.8 Списка №781 предусмотрены дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований, центр развития ребенка-детский сад, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли. Наименования учреждений «дошкольное учреждение», «муниципальный дошкольный центр» не предусмотрены Списком №781. Поэтому не включены периоды ее работы в должности воспитателя с 01.04.1993 по 05.04.1995 в дошкольном учреждении №76 (далее переименованный в муниципальный дошкольный центр восстановительного лечения и обучения). С Протоколом отказа №107 от 18 июня 2011 года она не согласна по следующим причинам. Так, 01.10.1985 года она была принята на работу воспитателем в детский сад-ясли №34, с 15.08.1989 года она начала работать в должности воспитателя в детском саду №76 города Ставрополя, где трудилась до 05.04.1995 года. Однако, за период ее работы в нем детский сад №76 был переименован в дошкольное учреждение №76 на основании Постановления Верховного Совета РФ от 10.07.1992 г. №3267-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «Об образовании» ст. 12 которого гласит: «... все детские сады считать дошкольно-образовательными учреждениями» и Устава от 05.04.1993 г. В данном Уставе установлено, что дошкольное учреждение №76 является дошкольным учреждением общеразвивающего типа и создается в целях воспитания и обучения детей и работает по Программе воспитания и обучения детей. Далее этот же детский сад преобразован в муниципальный дошкольный Центр восстановительного лечения и обучения, согласно постановления главы администрации г. Ставрополя №1699 от 16.08.1994 года. В Уставе муниципального дошкольного центра восстановительного лечения и обучения также указывается, что учреждение действует в сфере обучения и воспитания детей, центр является начальным звеном воспитательно-образовательного комплекса, осуществляет свою образовательную деятельность в соответствии с Законом «Об образовании». Должностные обязанности воспитателя за весь период работы в детском саду №76 (в том числе в периоды его переименования) не изменялись. Считает, что ни переименование детского сада в дошкольное учреждение, а затем в муниципальный дошкольный центр - не могут являться основанием для отказа ей в назначений досрочной трудовой пенсии, поскольку по существу это не изменяло ее должностные обязанности на протяжении всей работы, что подтверждается записями в трудовой книжке, справкой от 14.03.2011 г. Сама формулировка данного стажа, как стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей, подтверждает необоснованность отказа, т.к. вся ее трудовая деятельность связана с воспитанием детей в соответствующем дошкольном учреждении. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 12 ФЗ «Об образовании в РФ» образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, частными. Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории РФ, независимо от их организационно-правовой формы. Кроме того, период ее работы в этом же образовательном учреждении с 15.08.1989 г. по 31.03.1993 г. засчитан в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27ФЗШ73-ФЗ. Таким образом, действиями Управления Пенсионного фонда нарушено ее право на получение трудовой пенсии. Пенсионный фонд незаконно и необоснованно не засчитал период ее работы с 01.04.1993 по 05.04.1995 г. Если бы данный период был засчитан, то стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей составил бы более 25 лет, чего хватает для назначения пенсии по вышеуказанным основаниям. Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» периоды работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Конституционный суд РФ в Постановлении от 3 июня 2004 г. N 11-П указал: Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены. К тому же финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с оспариваемыми нормами статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными. Судебная практика свидетельствует о правильности ее позиции, так Кассационным Определением Верховного Суда Республики Карелия от 12.01.2010 года установлено: При рассмотрении спора суд учел правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П и Определении Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 г. N 310-О, руководствовался положениями Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановления Совета Министров СССР от 06.09.1991 г. N 463, Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1067 и Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781. Работа в качестве воспитателя подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии вне зависимости от ведомственной принадлежности детского дошкольного учреждения, образовательно-воспитательного учреждения, их подчиненности и наименования. Таким образом, отказ ответчика в назначении ей досрочной трудовой пенсии с даты ее обращения за назначением пенсии является незаконным. Пункт 22 Постановления Пленума ВС РФ №25 гласит: что право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 39), и главной целью пенсионного обеспечения является предоставление человеку средств к существованию. На основании изложенного просит обязать Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю назначить ей, Кихтенко И. В., пенсию в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» приняв к зачету в стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей период ее работы с 01.04.1993 года по 05.04.1995 года. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю назначить и выплатить ей трудовую пенсию по старости согласно подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» с даты ее первоначального обращения в Управление. В судебном заседании Кихтенко И. В. свои исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении. Представитель ответчика - ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю по доверенности Берданова А. В. в судебном заседании исковые требования Кихтенко И. В. не признала и пояснила, что Пенсионное обеспечение работников образования осуществляется на основании подпункта 10 части 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Одним из условий назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей является наличие льготного стажа не менее 25 лет. Другим условием - работа в определенной должности и в определенном учреждении, которая в соответствии с частью 3 статьи 28 указанного Закона должна соответствовать Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона, и Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781. Согласно указанному Списку право на пенсию предоставляется при наличии одновременно двух условий - работы в определенных должностях и определенных учреждениях. Из самого смысла досрочной пенсии вытекает, что данный вид социальных гарантий связан с тем, что при работе в течение длительного времени (в случае педагогической деятельности - 25 лет и более) в определенной должности и определенном учреждении гражданин вследствие неблагоприятных воздействий на его организм частично утрачивает трудоспособность. Именно поэтому законодательством четко определен круг должностей и учреждений, работа в которых неблагоприятно сказывается на дальнейшей трудоспособности гражданина. Указанный выше Список дает исчерпывающий перечень должностей и учреждений педагогических работников, имеющих право на досрочную трудовую пенсию по старости. При этом не всякая работа в государственных и муниципальных учреждениях для детей дает право на досрочную трудовую пенсию по старости, а только та, которая соответствует требованиям действующего законодательства. Управление Решением от 18.06.2011 № 107 отказало в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Кихтенко И. В. в связи с отсутствием требуемого специального стажа, который на момент обращения составил 23 года 0 месяцев 1 день. Пунктом 1.8 «Дошкольные образовательные учреждения» раздела «Наименование учреждений» Списка № 781 перечислены конкретные виды дошкольных образовательных учреждений, занятость в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение (детские сады всех наименований, центр развития ребенка - детский сад, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли). «Дошкольное учреждение» и «муниципальный дошкольный центр» названным пунктом не предусмотрены. С учетом вышеизложенного в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, не подлежит включению период работы с 01.04.1993 по 05.04.1995 в дошкольном учреждении №76, (далее переименованный в муниципальный дошкольный центр восстановительного лечения и обучения) в должности воспитателя. С учетом вышеизложенного, при подсчете продолжительности стажа педагогической деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком № 781 и Правилами №781 не подлежат включению в указанный стаж период учебного отпуска с 05.06.1989 по 27.07.1989, периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 07.07.1987 по 31.07.1987, с 02.03.2005 по 04.03.2005, с 05.05.2008 по 06.05.2008. В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, засчитаны периоды работы: - с 01.10.1985 по 06.07.1987, с 01.08.1987 по 04.06.1989 (включая период ухода за ребенком до полутора лет с 14.12.1987 по 04.06.1989), с 28.07.1989 по 14.08.1989 (отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет) в должности воспитателя в детском саду-яслях № 34 г. Ставрополя; - с 15.08.1989 по 31.03.1993 в должности воспитателя в детском саду №7 г. Ставрополя; - с 10.04.1985 по 01.03.2005, с 05.03.2005 по 04.05.2008, с 07.05.2008 по 31.12.2010 в должности воспитателя в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду №20 «Незабудка» г. Ставрополя. С учетом вышеизложенного, стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ составляет 23 года 0 месяцев 1 день, что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение. Просит суд отказать Кихтенко И. В. в удовлетворении требований искового заявления. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливаются федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 от 17.12.2001 года и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ от 15.12.2002 г. Пенсионное обеспечение работников образования осуществляется на основании подпункта 10 части 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Одним из условий назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей является наличие льготного стажа не менее 25 лет. Другим условием - работа в определенной должности и в определенном учреждении, которая в соответствии с частью 3 статьи 28 указанного Закона должна соответствовать Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона, и Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781. Согласно указанному Списку право на пенсию предоставляется при наличии одновременно двух условий - работы в определенных должностях и определенных учреждениях. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В судебном заседании установлено, что решением № 107 от 18 июня 2011 года Кихтенко И. В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как Пунктом 1.8 Списка №781 предусмотрены дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований, центр развития ребенка-детский сад, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли. Наименования учреждений «дошкольное учреждение», «муниципальный дошкольный центр» не предусмотрены Списком №781. Поэтому не включены периоды ее работы в должности воспитателя с 01.04.1993 г. по 05.04.1995г. в дошкольном учреждении №76 (далее переименованный в муниципальный дошкольный центр восстановительного лечения и обучения) (л.д. 12-13). В трудовой книжке Кихтенко И. В. содержатся записи, подтверждающие факт работы с 01.04.1993 по 05.04.1995 в дошкольном учреждении №76 в должности воспитателя (л.д. 6-9). Справкой, выданной Муниципальным дошкольным образовательным учреждением Детский сад комбинированного вида № 76 подтверждается, что Кихтенко И. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно работала в дошкольном учреждении № 76 города Ставрополя с 01.04.1993 года по 05.04.1995 года. Выполняла норму рабочего времени, установленного за ставку заработной платы. Детский сад №76 был переименован в дошкольное учреждение №76 на основании Постановления Верховного Совета РФ от 10.07.1992 г. №3267-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «Об образовании» ст. 12 которого гласит: «...все детские сады считать дошкольно-образовательными учреждениями» и Устава от 05.04.1993 г. № 518. Дошкольное учреждение №76 преобразовано в муниципальный дошкольный Центр восстановительного лечения и обучения, согласно постановления главы администрации г. Ставрополя №1699 от 16.08.1994 года (л.д. 10-11). В Уставе муниципального дошкольного центра восстановительного лечения и обучения также указывается, что учреждение действует в сфере обучения и воспитания детей, центр является начальным звеном воспитательно-образовательного комплекса, осуществляет свою образовательную деятельность в соответствии с Законом «Об образовании» (л.д. 16-17). Должностные обязанности воспитателя за весь период работы в детском саду №76 (в том числе в периоды его переименования) не изменялись. Таким образом, реорганизованное Учреждение сохранило функциональные признаки детского сада, а работающие в нем воспитатели фактически выполняли обязанности аналогичные обязанностям воспитателей детского сада. На основании чего суд приходит к выводу, что дошкольное учреждение №76, в данном случае может быть приравнено к детскому саду. Пунктом 1.8 «Дошкольные образовательные учреждения» Списка № 781 перечислены конкретные виды дошкольных образовательных учреждений, занятость в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение, в число которых входят детские сады всех наименований. При таких обстоятельствах период работы Кихтенко И. В. с 01.04.1993 года по 05.04.1995 года в должности воспитателя в дошкольном учреждении № 76 подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение. При условии включения указанных периодов в стаж работы Кихтенко И. В., дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, ее льготный стаж составляет более 25 лет, что является основанием для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения за нею, а именно – с 18 марта 2011 года Суд, на основании изложенного, приходит к выводу, что ответчиком необоснованно отказано истцу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Кихтенко И. В. к ГУ Управление пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю удовлетворить. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю назначить Кихтенко И. В. пенсию в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» приняв к зачету в стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей период ее работы с 01.04.1993 года по 05.04.1995 года. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю назначить и выплатить Кихтенко И. В. трудовую пенсию по старости согласно подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» с даты ее первоначального обращения в Управление. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней путем подачи жалобы в Промышленный районный суд г. Ставрополя. Судья Е. В. Степанова Копия верна: Судья Е. В. Степанова