Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 24 октября 2011 года г. Ставрополь Судья Промышленного районного суда г. Ставрополя Соколовский А.Ю., с участием: представителя истца прокурора Октябрьского района г. Ставрополя Чепурной Н.А., представителя ответчика администрации г. Ставрополя Куницыной И.Б., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ представителя третьего лица администрации Промышленного района г. Ставрополя Першиной Н.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ представителя ФГУ ПУ ФСБ России по Карачаево-Черкесской Республике Авдеевой Е.Е., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ при секретаре Кочарян Т.Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Ставрополя в интересах военнослужащего Пусев С.О. к администрации г. Ставрополя о признании права на жилое помещение, обязании заключить договор социального найма жилого помещения. У С Т А Н О В И Л: Прокурор Октябрьского района г. Ставрополя в интересах военнослужащего Пусева С.О. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Ставрополя в интересах военнослужащего Пусев С.О. о признании права на жилое помещение, обязании заключить договор социального найма жилого помещения. В обоснование своих требований прокурор указывает, что администрацией г. Ставрополя незаконно отказано в заключении договора социального найма с военнослужащим Пусевым С.О. Решением общественной жилищной комиссии РССН с дислокацией в г. Ставрополе от ДД.ММ.ГГГГ военнослужащему ПУ ФСБ России по Карачаево-Черкесской Республике Пусеву С.О. предоставлена квартира общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>, в связи с освобождением указанной квартиры военнослужащим ФИО1 Квартира, расположенная по указанному адресу, значится в реестре муниципальной собственности г. Ставрополя. ДД.ММ.ГГГГ начальником ПУ ФСБ России по Карачаево-Черкесской Республике направлено обращение главе г. Ставрополя о рассмотрении вопроса о заключении договора социального найма указанного жилого помещения с военнослужащим Пусевым С.О. После продолжительной переписки администрацией г. Ставрополя было отказано в заключении договора социального найма с Пусевым С.О. в связи с тем, что действующее законодательство не возлагает на орган местного самоуправления обязанность заключить с Пусевым С.О. договор найма жилого помещения. Кроме того, семья Пусева С.О. не состоит в администрации г. Ставрополя на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и органы местного самоуправления полномочиями по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями не наделены. По мнению прокурора, администрацией г. Ставрополя не выполняются требования Жилищного кодекса РФ и Федерального закона «О статусе военнослужащих» в части, касающейся предоставления жилых помещений военнослужащим в связи с выездом из этих помещений других военнослужащих. Представитель ответчика – администрации г. Ставрополя – Куницына И.Б. требования прокурора не признала и пояснила следующее. В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», обеспечение военнослужащих жилыми помещениями осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. В связи с принятием нового Жилищного кодекса РФ, с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений. По мнению представителя ответчика, это обстоятельство подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации № 6-В06-12. Представитель ответчика так же указывает, что обзором практики Верховного суда РФ отмечено, что Федеральный закон «О статусе военнослужащих», закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении ими данным жилых помещений, но не обязывает орган местного самоуправления предоставить жилые помещения данной категории граждан. Статья 14 Жилищного кодекса РФ определяет полномочия органов местного самоуправления только лишь в отношении муниципального жилищного фонда. По информации, полученной из комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> значится в реестре муниципальной собственности г. Ставрополя. В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Пусев С.О. на квартирном учете в администрации г. Ставрополя не состоит, в связи с чем у администрации г. Ставрополя отсутствуют правовые основания для предоставления <адрес> военнослужащему Пусеву С.О. Представитель третьего лица – администрации Промышленного района г. Ставрополя Першина Н.В. поддержала позицию представителя администрации г. Ставрополя и пояснила, что отсутствуют правовые основания для заключения с Пусевым С.О. договора социального найма, так как он не стоит на учете в администрации г. Ставрополя в качестве нуждающегося в жилом помещении. Представитель третьего лица – ФГУ ПУ ФСБ России по Карачаево-Черкесской Республике – Авдеева Е.Е. требования прокурора Октябрьского района г. Ставрополя поддержала и пояснила, что в соответствии с п.5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные жилые помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. В соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной, в частности, в определении №-О от ДД.ММ.ГГГГ военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. В своем определении Конституционный суд РФ указывает, что предоставление освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей является обязанностью органов местного самоуправления. Военнослужащий Пусев С.О., извещенный надлежащим образом о дате и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором просил заявленные исковые требования прокурора Октябрьского района г. Ставрополя удовлетворить. Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные письменные доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности как в отдельности, так и в их взаимной связи в совокупности, а установленные судом обстоятельства - с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд считает, что истец доказал законность и обоснованность своих требований в силу следующих причин. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом, как следует из п. а1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище признается одним из основных прав человека и гражданина, элементом его правового статуса, обязательным условием обеспечения достаточного жизненного уровня для каждого. В развитие конституционных положений о праве каждого на жилище Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище, в том числе путем обеспечения жилыми помещениями на условиях договора социального найма жилого помещения. Законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, установил специальный порядок передачи (заселения) жилых помещений для ряда категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащих. В частности, такой порядок установлен п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". В соответствии с названной нормой в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. В соответствии с сообщением комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ №, квартира №, расположенная в жилом доме по адресу: <адрес> значится в реестре муниципальной собственности г. Ставрополя. Постановлением главы администрации Промышленного района г. Ставрополя № от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено решение жилищной комиссии Кавказского особого пограничного округа (КОПО) от ДД.ММ.ГГГГ и утвержден список граждан, которым предоставлена жилая площадь. Решением жилищной комиссии КОПО от ДД.ММ.ГГГГ муниципальная <адрес> распределена военнослужащему КОПО ФИО1 Протоколом заседания общественной жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Карачаево-Черкесской Республике от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ДД.ММ.ГГГГ военнослужащий ФИО1 освободил муниципальную четырехкомнатную квартиру №, расположенную по <адрес> городе Ставрополе, в связи с чем указанная квартира была распределена следующему военнослужащему – очереднику Пусеву С.О. на состав семьи 4 человека (жена - ФИО2 дочь ФИО3 2003 г.р., сын – ФИО4 2010 г.р.). Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ №, направленному главе г. Ставрополя, начальник ПУ ФСБ России по Карачаево-Черкесской Республике просит рассмотреть вопрос о заключении договора социального найма квартиры № расположенной по адресу: <адрес> с военнослужащим Пусевым С.О. Согласно ответу заместителя главы администрации Промышленного района г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ №, заключить договор социального найма жилого помещения возможно при предоставлении Пусевым С.О. ряда документов, в том числе постановления администрации г. Ставрополя «О предоставлении жилых помещений гражданам». Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ №, направленному главе г. Ставрополя, начальник ПУ ФСБ России по Карачаево-Черкесской Республике просит издать постановление о выделении квартиры № по адресу <адрес> военнослужащему Пусеву С.О. Согласно ответу руководителя жилищного управления администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ №, у администрации г. Ставрополя отсутствуют правовые основания для предоставления квартиры № по <адрес> военнослужащему Пусеву С.О., так как он на квартирном учете в администрации г. Ставрополя не состоит и, кроме того, обеспечение военнослужащих жилыми помещениями осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Такая правовая позиция не основана на законе. Из содержания п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что за военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся в связи с их выездом. При этом, реализация такого права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений только к государственному жилищному фонду. Жилищный фонд в Российской Федерации, исходя из положений ст. 19 ЖК РФ, включает в себя наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям. При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", закрепляющего право на повторное заселение военнослужащими жилой площади, ранее занимаемой военнослужащими и членами их семей. Не изменялись положения п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и другими федеральными законами. Таким образом, Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, обязывает предоставить указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении последними данных помещений в связи с выездом на другое место жительства. В соответствии с п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются категориям граждан, признанным по установленным Жилищным кодексом, федеральным законом, указом президента, основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим кодексом порядке, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии со ст. 15.1. Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилых помещений составляет восемнадцать квадратных метров на одного человека. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов указанный размер общей площади жилых помещений может быть превышен, но не более чем на девять квадратных метров на человека. Жилое помещение по адресу: <адрес>, распределенное Пусеву С.О. на состав семьи 4 человека, общей площадью <данные изъяты> что соответствует действующим нормам предоставления жилых помещений военнослужащим по договорам социального найма. Из материалов дела усматривается, что Пусев С.О. является военнослужащим и вселился в квартиру по указанному адресу на основании решения жилищной комиссии войсковой части о распределении ему жилого помещения. Данный акт в силу статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием возникновения жилищных прав и обязанностей. Ранее данное жилое помещение занимал ФИО1, который также являлся военнослужащим и освободил его в связи с выездом на другое место жительства. В соответствии с выпиской из протокола заседания общественной жилищной комиссии РССН с дислокацией в г. Ставрополе, Пусев С.О. состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 5 ст. 5 Жилищного кодекса РФ, федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения. В органах федеральной службы безопасности вопросы постановки на учет военнослужащих, снятия их с жилищного учета, порядок действий жилищных комиссий определен приказом Министерства безопасности Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Примерных правил решения жилищных вопросов военнослужащих, рабочих и служащих органов государственной безопасности в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономной области и автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, Пограничных войсках Российской Федерации». В соответствии с указанным приказом, решение вопросов принятия на учет, его ведение, установление очередности на получение жилых помещений, а также распределение жилой площади осуществляется жилищными комиссиями территориальных органов или общественными жилищными комиссиями крупных структурных подразделений (при необходимости). Таким образом, должностные лица общественной жилищной комиссии РССН с дислокацией в г. Ставрополе действовали в пределах полномочий, предоставленных им Жилищным кодексом и приказом Министерства безопасности Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. В связи с этим довод представителя администрации г. Ставрополя о том, что у администрации г. Ставрополя отсутствуют правовые основания для предоставления Пусеву С.О. <адрес>, потому что Пусев С.О. не стоит на жилищном учете в администрации г. Ставрополя, нельзя признать состоятельным. Доводы представителя ответчика о том, что по данным ОАО «Ставропольский городской расчетный центр» жилое помещение по адресу: <адрес> находится в оперативном управлении ПУ ФСБ России по Карачаево-Черкесской Республике не имеет доказательного значения по делу, так как ОАО «Ставропольский городской расчетный центр» не является организацией, которая ведет учет федерального или муниципального имущества. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. В судебном заседании администрацией г. Ставрополя не было представлено доказательств того, что Пусев С.О. и члены его семьи не могут быть заселены в жилое помещение – квартиру № по адресу: <адрес> и с ним не может быть заключен договор социального найма указанного жилого помещения. Учитывая изложенное, требования прокурора Октябрьского района г. Ставрополя следует признать подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Октябрьского района г. Ставрополя в интересах военнослужащего Пусев С.О. о признании права на жилое помещение, обязании заключить договор социального найма жилого помещения удовлетворить в полном объеме. Обязать администрацию г. Ставрополя заключить с Пусевым С.О. и членами его семьи договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд города Ставрополя в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Судья: А.Ю.Соколовский Копия верна. Судья: