дело № 2-4374/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Ставрополь 14 ноября 2011 года Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе: судьи Последова А.Ю., при секретаре Трибунской О.С. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда г. Ставрополя гражданское дело по иску прокурора Промышленного района г. Ставрополя в защиту интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации – Ставропольского края, муниципального образования- г. Ставрополя к Щёголеву ФИО2 и Щёголевой ФИО3 о взыскании неосновательно полученных денежных средств, с участием третьих лиц администрации г. Ставрополя, Министерства финансов Ставропольского края, Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, ФИО5 У С Т А Н О В И Л: Прокурор Промышленного района г. Ставрополя обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации – Ставропольского края, муниципального образования – г. Ставрополя к Щёголеву ФИО2. и Щёголевой ФИО3. о взыскании неосновательно полученных денежных средств. В обоснование своих исковых требований прокурор указал, что приговором <данные изъяты> <данные изъяты> ФИО5 осуждена за совершение преступлений, предусмотренных ч.2 ст. 290 УК РФ к трём годам лишения свободы с лишением права занимать должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления на три года со штрафом в размере <данные изъяты> рублей. В том числе ФИО5 осуждена по эпизоду необоснованной выдачи субсидии на приобретение (строительство) жилья семье Щёголева ФИО2 Так ДД.ММ.ГГГГ Щёголев ФИО2. обратился в администрацию г. Ставрополя с заявлением о включении его семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей». Вместе с данным заявлением и другими документами им была представлена справка <данные изъяты>» №, выданная ДД.ММ.ГГГГ, достоверность которой ФИО5 не проверила, в следствие чего не установила, что <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ. жилищного строительства не ведёт и не принимает долевого участия в жилищном строительстве, в этой связи учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в <данные изъяты>» до ДД.ММ.ГГГГ. вёлся только для внутреннего обращения, сведения о лицах поставленных на учёт в администрацию г.Ставрополя не передавались, а с ДД.ММ.ГГГГ. очередь ликвидирована. ФИО5 не установила, что ФИО6 и члены её семьи с ДД.ММ.ГГГГ. являлись собственниками трёхкомнатной квартиры по адресу <адрес> двухкомнатной квартиры по адресу <адрес>. Таким образом, на момент принятия молодой семьи Щёголева ФИО2. на учёт и на момент формирования ДД.ММ.ГГГГ Сводного списка молодых семей – частников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей в г. Ставрополе на период 2009г.», изъявивших желание получить субсидию в 2009г., семья Щёголева ФИО2 не имела право на первоочередное получение субсидии, т.к. ФИО6 не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, а справка о принятии её на учёт для получения жилой площади <данные изъяты>» от 2000г. не имела юридической силы. На основании данных документов, находящихся в личном деле семьи Щёголева ФИО2. был подготовлен проект постановления главы г. Ставрополя «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильём молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы» и муниципальной целевой программе «Обеспечение жильём молодых семей в г. Ставрополе на период 2009г.» и приложение к нему. Постановлением главы г. Ставрополя № 268 от 12.12.2008г. « О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильём молодых семей в г. Ставрополе на 2006-2008 годы» и муниципальной целевой программе «Обеспечение жильём молодых семей в г. Ставрополе на период 2009г.» семья Щёголева ФИО2 была принята в число участников данной муниципальной целевой программы, изъявивших желание получить субсидию в 2009г. под №. При этом указанная семья была включена в список в хронологическом порядке ранее семей, подавших заявления и признанных участниками муниципальной программы с января 2006г. ДД.ММ.ГГГГ главой администрации г. Ставрополя было выдано свидетельство серия № о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сумме <данные изъяты> рублей за счёт средств федерального, краевого, местного бюджетов. ДД.ММ.ГГГГ на имя Щёголевой ФИО3. был открыт банковский счёт для получения субсидии. ДД.ММ.ГГГГ главой <адрес> было издано постановление администрации <адрес> № о предоставлении социальной выплаты участнику программы Щёголеву № на оплату договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ Денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей были перечислены финансовым органом администрации г. Ставрополя на банковский счёт, открытый на имя Щёголевой ФИО3 Денежные средства, перечисленные на основании свидетельства, были использованы семьёй Щёголева ФИО2.на приобретение <адрес>. Истец считает, что при реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» был допущено нарушение порядка формирования органом местного самоуправления списка молодых семей, участников подпрограммы. Списки семей должны быть сформированы по дате подачи соответствующего заявления. Семья Щёголева ФИО2. свидетельство о праве на получение субсидии получила необоснованно, т.к. как установлено в приговоре суда она не имела право на первоочередное получение субсидии и незаконно получила свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение ( строительство) жилья в 2009г., которое должно быть выдано в 2009г. другой семье. В результате незаконного получения семьёй Щёголева ФИО2. субсидии были существенно нарушены права и законные интересы граждан, принятых в очередь на получение выплат в рамках вышеуказанной целевой программы. Таким образом, ответчики при отсутствии законных оснований получили денежные средства в форме субсидии из федерального, краевого и местного бюджетов, в связи с чем обязаны вернуть их, как неосновательное обогащение в соответствующие бюджеты. Вследствие незаконного получения денежных средств Щёголевой ФИО3 из бюджета были нарушены интересы Российской Федерации, Ставропольского края, и муниципального образования – города Ставрополя. Просил взыскать солидарно с Щёголева ФИО2. и Щёголевой ФИО3 неосновательно полученные денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей в доход федерального бюджета, сумму в размере <данные изъяты> рублей в доход бюджета Ставропольского края и сумму <данные изъяты> рублей в доход бюджета муниципального образования – г. Ставрополь. В судебном заседании помощник прокурора Промышленного района г. Ставрополя Умрихина А.Н. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, просила удовлетворить его в полном объёме. Ответчик Щёголева ФИО3 в судебное заседание не явилась, просила рассматривать дело в её отсутствие. В соответствии с частью 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика Щёголевой ФИО3 Ответчик Щёголев ФИО2 в судебное заседание не явился, извещён о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. В соответствии с частью 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещённого о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика Щёголева ФИО2 Представитель ответчика Щёголевой ФИО3. и Щёголева ФИО2. адвокат Семёнова К.С., действующая на основании ордера и доверенности, исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении в полном объёме. По существу иска указала, что семья Щёголева ФИО2 как на момент подачи соответствующего заявления в администрацию г. Ставрополя так и на момент выдачи свидетельство серия № о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сумме <данные изъяты> рублей, отвечала всем критериям участника подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, а именно в соответствии со ст. 51 ЖК РФ семья Щёголева ФИО2 до приобретения квартиры с использованием социальной выплаты, относилась к категории нуждающихся в жилых помещениях, т.к. Щёголевы проживали по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в качестве членов семьи собственника жилого помещения, где были обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы, установленной решением Ставропольской городской Думы от 30.11.2005г. № 184. Кроме того, семья Щёголевых попадает под условия участия в программе, установленные решением Ставропольской городской Думы от 28.06.2006г. №72 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы». Денежные средства, полученные ответчиками, были использованы по их назначению – для приобретения жилого помещения. Расчёт размера данной выплаты произведён исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов молодой семьи и норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в г.Ставрополе. Таким образом, семья Щёголевых имела право на получение жилищной субсидии, т.к. отвечала всем предъявляемым законом требованиям. Нарушения допущенные сотрудником администрации при формировании очереди на получение жилищной субсидии не могут служит основанием для ограничения прав ответчиков, а также не могут служить основанием для привлечения их к ответственности за неправомерные действия сотрудника администрации г. Ставрополя. Представитель третьего лица администрации г. Ставрополя Салова З.Г. действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что семья Щёголевых, составом семьи четыре человека, была признана нуждающейся в жилье для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильём молодых семей в г. Ставрополе» на основании постановления главы г. Ставрополя от 17.03.2008г. № 809, в соответствии с требованиями ст. 51 ЖК РФ. При этом в приговоре Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 28.02.2011г. установлено, что семья ответчиков включена в сводный список – претендентов молодых семей на получение социальной выплаты, изъявивших желание получить субсидию в 2008г. Основанием для включения семьи Щёголевых в сводный список на получение социальной выплаты послужила справка <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с которой Щёголева ( ранее ФИО42 принята на учёт для получения жилья. При этом имеющиеся в деле документы, свидетельствуют о том, что семья Щёголевых имела право на получение соответствующей субсидии при подходе очереди. В приговоре суда, на который ссылается прокурор, указано на конкретных граждан, которые не имели права на получение социальной выплаты, т.к. скрыли документы при наличии которых данные граждане не могли быть признаны нуждающимися и соответственно получив субсидию имело место неосновательное обогащение. В случае же с семьёй Щёголевых имело место нарушение очерёдности выдачи свидетельства на субсидию, а не неосновательное обогащение за счёт соответствующих бюджетов. При удовлетворении требований прокурора, семья должна будет возвратить сумму, указанную в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты- <данные изъяты> рублей, при этом стороны не возвращаются в первоначальное положение, договор купли-продажи не расторгается, молодая семья в списках участников подпрограммы не восстанавливается по дате подачи документов, и соответственно у неё отсутствует право на получение социальной выплаты при подходе очереди. Представитель третьего лица Министерства финансов Ставропольского края Искендерова Е.А., действующая на основании доверенности, полагала необходимым удовлетворить исковые требования прокурора. Представитель третьего лица Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Горелик И.В., действующая на основании доверенности, просила вынести решение на усмотрение суда в соответствии с действующими нормами гражданского законодательства. По существу иска указала, что постановлением Правительства РФ от 17.09.2001г. № 675 ( ред. от 15.12.2010г.) была утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы. В указанную программу была включена подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей». Подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2002г. № 638 предусматривала создание системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005г. № 865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, ведомственной целевой программой «Обеспечение жильём молодых семей в Ставропольском крае на 2006-2008 годы», утверждённой приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края от 29.03.2006г. № 1025, решением Ставропольской городской Думы от 28.06.2006г. № 72, утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение жильём молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы». Затем постановлением главы г. Ставрополя от 12.12.2008г. № 286 была утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение жильём молодых семей в городе Ставрополе на период 2009г.». Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006г. № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Правилами был установлен порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуальных жилых домов, которые могут направляться, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным кредитам или займам. В силу п.17,21-23 Правил обязанность по организации проверки сведений, содержащихся в документах, поданных молодыми семьями, принятию решения о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы, письменному уведомлению молодой семьи о принятом решении, формирование списков молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших получить социальную выплату в планируемом году и представлению этих списков в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложена на орган местного самоуправления муниципального образования, отобранный субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме. Нарушение порядка формирования списков было допущено по вине работников местного самоуправления, отвечавших за приём документов. Представитель Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю Пономаренко Е.С., действующая на основании доверенности, просила вынести решение на усмотрение суда в соответствии с действующими нормами гражданского законодательства. Третье лицо ФИО5. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не были представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Таким образом, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело по иску прокурора к Щёголевой ФИО3 и Щёголеву ФИО2. в отсутствие третьего лица ФИО5 Суд, выслушав помощника прокурора Промышленного района г. Ставрополя Умрихину А.Н., представителя ответчиков Щёголевой ФИО3 и Щёголева ФИО2 Семёнову К.С., представителей третьих лиц - администрации г. Ставрополя Салову З.Г., представителя министерства финансов Ставропольского края Искендерову Е.А., представителя министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Горелик И.В., представителя Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю Пономаренко Е.С., исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора Промышленного района г. Ставрополя в полном объёме. Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ. Щёголев ФИО2. обратился с заявлением по установленной форме в администрацию г. Ставрополя о включении его семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010годы. К данному заявлению им были приложены следующие документы: копии паспортов, копии свидетельств о рождении детей, справки из БТИ на всех членов семьи, справка из ЖЭК ф-36, справка из Сберегательного банка РФ на право получение ссуды, копии домовой книги, копия свидетельства о браке. Согласно справке БТИ от ДД.ММ.ГГГГ. № № Щёголев ФИО2 является собственником 1/3 доли квартиры <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. В соответствии со справкой БТИ от ДД.ММ.ГГГГ. № № ФИО42 (Щёголева) ФИО3 является собственником 1/4 доли квартиры № <адрес>. Несовершеннолетние Щёголев ФИО54. и Щёголева ФИО55 в картотеке собственников жилья в г. Ставрополе не зарегистрированы, что подтверждается справками БТИ от <данные изъяты>. № №. Щёголева ФИО3 Щёголев ФИО2 ФИО54 и ФИО55. в ДД.ММ.ГГГГ. были зарегистрированы и проживали совместно с ФИО60, ФИО61 в квартире <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Все вышеуказанные обстоятельства были известны администрации г. Ставрополя и не скрывались ответчиками при подаче ими заявления об участии в соответствующей подпрограмме. ДД.ММ.ГГГГ. администрацией г. Ставрополя было издано постановление № № о перечислении социальных выплат по муниципальной целевой программе «Обеспечение жильём молодых семей в г. Ставрополе на период 2009г.». Данное постановление было издано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005г. № 865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», ведомственной целевой программой «Обеспечение жильём молодых семей в Ставропольском крае на 2006-2008годы и на период 2009 года», утверждённой приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 22.10.2008г. № 50, и муниципальной целевой программой «Обеспечение жильём молодых семей в г.Ставрополе на период 2009 года», утвержденной постановлением главы г. Ставрополя от 12.12.2008г. № 286. ДД.ММ.ГГГГ. главой администрации г. Ставрополя выдано свидетельство серия № о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сумме <данные изъяты> рублей за счёт средств федерального, краевого, местного бюджетов на имя Щёголева ФИО2., Щёголевой ФИО3 несовершеннолетней ФИО55 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, несовершеннолетнего ФИО54., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На имя Щёголевой ФИО3 был открыт банковский счёт для получения субсидии, что подтверждается заявкой на перечисление бюджетных средств от ДД.ММ.ГГГГ., информацией о банковских операциях, проведённых со свидетельствами, предоставленными в банк для получения субсидии по Федеральной подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» за сентябрь 2009г. от 01.10.2009г. ДД.ММ.ГГГГ. Щёголев ФИО2 Щёголева ФИО3 несовершеннолетняя ФИО55 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, несовершеннолетний ФИО54 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приобрели в общую долевую собственность квартиру № <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности серия № Приговором <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> ФИО5. осуждена за совершение преступлений, предусмотренных ч.2 ст. 290 УК РФ к трём годам лишения свободы с лишением права занимать должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления на три года со штрафом в размере <данные изъяты> рублей. В том числе ФИО5 осуждена по эпизоду необоснованной выдачи субсидии на приобретение (строительство) жилья семье Щёголева ФИО2 Приговором <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Щёголев ФИО2 обратился в администрацию г. Ставрополя с заявлением о включении его семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей». Помимо других документов Щёголевым ФИО2 была представлена в администрацию г. Ставрополя справка ООО <данные изъяты>» № № выданная ДД.ММ.ГГГГ., достоверность которой ФИО5 не проверила, в следствие чего не установила, что ООО <данные изъяты>» с 2005г. жилищного строительства не ведёт и не принимает долевого участия в жилищном строительстве, в этой связи учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в ООО «<данные изъяты>» до 2005г. вёлся только для внутреннего обращения, сведения о лицах поставленных на учёт в администрацию г.Ставрополя не передавались, а с 2005г. очередь ликвидирована. ФИО5. не установила, что ФИО42. (мать Щёголевой ФИО3 и члены её семьи с ДД.ММ.ГГГГ. являлись собственниками трёхкомнатной квартиры по адресу <адрес>. Таким образом, справка ООО «<данные изъяты>» не имела юридической силы. Кроме того, ФИО5. включила в Сводный список молодых семей, претендующих на получение жилищной субсидии, семью Щёголева ФИО2 в хронологическом порядке ранее семей, подавших документы и признанных участниками муниципальной программы с января 2006г. Указанное свидетельство в <данные изъяты>. должно быть выдано семье ФИО82 стоящей на законных основаниях в очереди на получение социальной выплаты на приобретение ( строительство) жилья с ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ. № № ФИО82 были профинансированы расходы в сумме <данные изъяты> рублей для предоставления социальной выплаты участнику программы на оплату договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. на квартиру № <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001г. № 675 ( ред. от 15.12.2010г.) была утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы. В указанную программу была включена подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей». Подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2002г. № 638 предусматривала создание системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005г. № 865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, ведомственной целевой программой «Обеспечение жильём молодых семей в Ставропольском крае на 2006-2008 годы», утверждённой приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края от 29.03.2006г. № 1025, решением Ставропольской городской Думы от 28.06.2006г. № 72 утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение жильём молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы». Постановлением главы г. Ставрополя от 12.12.2008г. № 286 была утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение жильём молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года». Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006г. № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (далее Правила). Правилами был установлен порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуальных жилых домов, которые могут направляться, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным кредитам или займам. Согласно п.5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (утв. постанов-лением Правительства РФ от 13 мая 2006 г. N 285) участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. В пункте 6. вышеуказанных Правил указано, что применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы: а) заявление по установленной форме; б) документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи; в) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется); г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий,или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006г.; д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома - кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом); е)выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета. Предоставление вышеуказанных документов в орган местного самоуправления предусмотрено п. 15 Правил. Согласно п.1.2 решения Ставропольской городской Думы от 30.11.2005г. № 184 учётная норма площади жилого помещения в г. Ставрополе, приходящаяся на одного гражданина, установлена в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Щёголев ФИО2. обратился в администрацию г. Ставрополя с заявлением и пакетом документов, предусмотренных п.15 Правил, при этом семья Щёголева ФИО2. и Щёголевой ФИО3 соответствовала требованиям На основании данных документов семья Щёголевых была признана нуждающейся в жилье для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильём молодых семей в г. Ставрополе» в соответствии с требованиями ст. 51 ЖК РФ. В судебном заседании не было предоставлено доказательств того, что семья Щёголевых была незаконно и необоснованно признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Щёголева ФИО3 и Щёголев ФИО2. имели право на получение соответствующих субсидий при подходе их очереди. В силу п.п.17,21-23 Правил обязанность по организации проверки сведений, содержащихся в документах, поданных молодыми семьями, принятию решения о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы, письменному уведомлению молодой семьи о принятом решении, формирование списков молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших получить социальную выплату в планируемом году и представлению этих списков в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложена на орган местного самоуправления муниципального образования, отобранный субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме. Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края от 20 апреля 2007 г. № 107 утверждён порядок формирования списков молодых семей – участников ведомственной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей в Ставропольском крае на 2006 - 2008 годы». В соответствии с п.п. 2, 3 данного Порядка органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края организуют работу по проверке сведений, содержащихся в документах, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимают решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей Программы. О принятом решении и номере очереди по муниципальному образованию молодая семья уведомляется письменно. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формируют по дате подачи заявлений списки молодых семей - участников программы, изъявивших желание получить субсидию в планируемом году, и представляют эти списки в министерство жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края (далее - министерство). Количество молодых семей определяется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края из расчета прогнозной суммы на реализацию Программы в бюджетах муниципальных образований Ставропольского края на планируемый год. В судебном заседании установлено, что при формировании списков молодых семей по вине работников местного самоуправления, отвечавших за приём документов, было допущено нарушение порядка его формирования. Однако само по себе данное обстоятельство не может служить основанием для взыскания денежных средств как неосновательного обогащения с ответчиков, поскольку они имели право на получении соответствующих субсидий при подходе их очереди, а недобросовестное поведение сотрудника администрации г. Ставрополя не может служить основанием к ограничению их прав, предусмотренных соответствующими целевыми программами. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии неосновательного обогащения со стороны ответчиков за счёт средств жилищной субсидии, которая была потрачена по её целевому назначению на приобретение жилого помещения. Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что семья ФИО82, первоочередное право которой на получение субсидии было нарушено, в настоящее время уже получила соответствующие социальные выплаты на приобретение жилья. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований прокурора Промышленного района г.Ставрополя к Щёголеву ФИО2 и Щёголевой ФИО3 о взыскании и них солидарно неосновательно полученных денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей в доход федерального бюджета, сумму в размере <данные изъяты> рублей в доход бюджета Ставропольского края и сумму <данные изъяты> рублей в доход бюджета муниципального образования – г. Ставрополь - отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения. Мотивированное решение составлено 18 ноября 2011 года Судья А.Ю. Последов
п. 5 Правил.