Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Промышленный районный суд в составе: председательствующего судьи Санеева С.О., при секретаре ФИО3, с участием: представителя заявителя ФИО1 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, представителя заинтересованного лица ФБУ «Кадастровая палата» по <адрес> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по <адрес> об учете изменений земельного участка, о его отмене и исключении сведений о земельном участке, внесенных по решению из государственного кадастра недвижимости,- У С Т А Н О В И Л: ФИО7 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по <адрес> об учете изменений земельного участка, о его отмене и исключении сведений о земельном участке, внесенных по решению из государственного кадастра недвижимости, из которого усматривается, что как следует из решения Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> был проведен государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, в связи с уточнением местоположения границы и площади. Заявительница считает решение от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным по следующим основаниям. ФИО2 на основании постановления главы администрации Грачевского сельсовета <адрес> №.1 от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о праве пользования № от ДД.ММ.ГГГГ на праве бессрочного пользования принадлежал земельный участок площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес> смерти ФИО2 право бессрочного пользования на земельный участок площадью <данные изъяты> перешло в порядке наследования по закону к ФИО1, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрировано в реестре за №). Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости (ГКН) указанному земельному участку с разрешенным видом использования «под существующим зданием магазина» площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес> <данные изъяты> в <адрес> присвоен кадастровый номер <данные изъяты> но границы этого участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства и подлежат уточнению. Но при этом графическое изображение земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> имеется в сведениях государственного кадастра недвижимости, о чем свидетельствует план размещения земельных участков на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ №. Принятое с нарушением Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> «О государственном кадастре недвижимости», решение о проведении государственного кадастрового учета изменений от ДД.ММ.ГГГГ №, нарушило права и законные интересы ФИО1 на установление границ принадлежащего ей на праве пользования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> В соответствии со ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> «О государственном кадастре недвижимости» в результате кадастровых работ заказчику передается в том числе межевой план. Межевой план является необходимым документом для проведения кадастрового учета (п. 2 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре). Государственный кадастровый учет изменения объекта недвижимости в части уточнения местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в отношении которого заинтересованным лицом было принято обжалуемое решение, произведен на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ Согласно п. 73 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков», если межевой план подготовлен в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границы и площади земельного участка, в разделах «Схема расположения земельных участков» и «Чертеж земельных участков и их частей» отображаются, границы всех земельных участков, сведения ГКН о которых подлежат уточнению. В разделе «Схема расположения земельных участков» межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение п. 73 Требований к подготовке межевого плана, не отображены границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> сведения о котором подлежат уточнению и согласованию, подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ №. В силу ч. 3 ст. 38 Закона о кадастре, если в соответствии со статьей 39 названного Закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. Как следует из ч. 1 ст. 39 Закона о кадастре недвижимости, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 названной статьи в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ. В соответствии с п. 3 ст. 39 Закона о кадастре согласование границ землепользования с лицами, владеющими земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, является обязательным. Ранее было указано на то, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, с Грачевка, <адрес> <данные изъяты> принадлежит ФИО1 на праве постоянного (бессрочного) пользования и является смежным по отношению к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> Об этом свидетельствует межевой план от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок ФИО1, в частности графическое изображение указанных участков на листе 10 межевого плана в, разделе «Чертеж земельных участков и их частей». Таким образом, местоположение границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> подлежит обязательному согласованию, а копии документов, подтверждающих разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка, представляются для кадастрового учета только в случае осуществления государственного кадастрового учета уточнения местоположения границ земельного участка, сведения о котором уже внесены в Реестр объектов недвижимости. На основании п. 83 Требований к подготовке межевого плана, в случае если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка на обороте чертежа оформляется акт согласования местоположения границы земельного участка. В заключении кадастрового инженера, которое включено в межевой план от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, содержится информация о том, что кадастровые работы выполнялись по уточнению местоположения и площади земельного участка, следовательно в данном случае требовалось обязательное проведение процедуры согласования. При осуществлении кадастровых работ по межеванию земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не была проведена обязательная процедура согласования границ, поскольку в межевой план от ДД.ММ.ГГГГ не включен акт согласования границ. Однако данное обстоятельство было оставлено без внимания Федеральным бюджетным учреждением «Кадастровая палата» по <адрес> при вынесении обжалуемого решения. В соответствии с ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или, при отсутствии такого документа, из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. Если такие документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных или искусственных объектов, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. В межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> отсутствует правоустанавливающий документ, который содержал бы сведения, определяющие местоположение границ указанного земельного участка при его образовании, то есть установление таких границ осуществлено самовольно. В силу подпункта 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для растрового учета документы по форме, либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона. Упомянутые в исковом заявлении обстоятельства в силу подпункта 2 части 2 ст. 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» должны были повлечь за собой принятие решения об отказе в учете изменений земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> что органом кадастрового учета сделано не было. Просила суд признать незаконным и отменить решение Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об учете изменений земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по <адрес> исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером, внесенные на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ №. В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела ФИО7 уточнила заявленные требования и просила суд, признать незаконным и отменить решение Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об учете изменений земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по <адрес> исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> внесенные на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ №. Заявитель ФИО7 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещена, сведений об уважительности причин своей неявки не представила. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие заявителя с участием представителя по доверенности. Представитель заявителя ФИО1 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, в судебном заседании уточненные требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить, дал пояснения аналогичные изложенным в заявлении. Представитель заинтересованного лица ФБУ «Кадастровая палата» по <адрес> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, в судебном заседании пояснил, что Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности. В силу ч. 3 ст. 1 данного закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи. В соответствии со ст. 22 Закона о кадастре в орган кадастрового учета вместе с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка предоставляется, в том числе межевой план. Учет изменений объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (п. 1 ст. 23 Закона о кадастре). ДД.ММ.ГГГГ в орган кадастрового учета ФБУ «Кадастровая палата» по <адрес> поступил межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный в результате кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> На основании решения ФБУ «Кадастровая палата» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № был проведен кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, б/н, в связи с уточнением местоположения границы и площади. Местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ГКН (ч. 1 ст. 39 Закона о кадастре). Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет). Предметом согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Согласно пункту 83 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» в случае, если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка или в результате кадастровых работ по образованию земельных участков уточнено местоположение границ смежных земельных участков, на обороте чертежа оформляется акт согласования местоположения границы земельного участка. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельному участку площадью 400 кв.м. по <адрес> <данные изъяты> в <адрес> присвоен кадастровый номер <данные изъяты> того, имеются сведения о наличии права постоянного бессрочного пользования ФИО2 на указанный земельный участок, границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства и подлежат уточнению. Кроме того, по сведениям ГКН земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> и кадастровым номером <данные изъяты> являются смежными, следовательно при установлении или уточнении границ каждого из таких участков необходимо осуществлять процедуру их согласования. Результатом согласования границ является подготовленный в установленном законе форме акт согласования границ, который в обязательном порядке включается в межевой план. В межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> отсутствует акт согласования границ с правообладателем смежного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> а также отсутствует информация об опубликовании извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ. Таким образом, межевой план на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> по форме и содержанию не соответствует п. 83 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, ст.ст. 39, 40 Закона о кадастре. Кроме того, в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует правоустанавливающий документ, который содержал бы сведения, определяющие местоположение границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> что противоречит ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре. Просил суд вынести решение на свое усмотрение в соответствии с действующим законодательством. Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства и в их совокупности, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений ст. 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. На основании п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>О государственном кадастре недвижимости» (далее также – Закон о кадастре) одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка). Согласно ч. 1 ст. 38 Закона о кадастре межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Если в соответствии со ст. 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (п. 3 ст. 38). В силу ч. 1 ст. 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Предметом указанного согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка (ч. 2 ст. 39 Закона о кадастре). Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками, в том числе на праве постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование (ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре). В соответствии с частями 1 и 2 статьи 40 Закона о кадастре результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. Как следует из материалов дела ФИО2 на основании постановления главы администрации Грачевского сельсовета <адрес> №.1 от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о праве пользования № от ДД.ММ.ГГГГ на праве бессрочного пользования принадлежал земельный участок площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>. В соответствии с выпиской о земельном участке № от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанному земельному участку площадью <данные изъяты> был присвоен кадастровый номер <данные изъяты> с его внесением в сведения государственного кадастра недвижимости ДД.ММ.ГГГГ В строке 15 кадастровой выписки от ДД.ММ.ГГГГ в качестве правообладателя данного земельного участка на праве пользования указана ФИО2 На основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрировано в реестре за №) после смерти ФИО2 право бессрочного пользования на земельный участок площадью <данные изъяты> перешло в порядке наследования по закону к ФИО1. Как следует из межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, сформированного на земельный участок № «А» по <адрес> в <адрес>, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> является смежным по отношению к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> расположенному по адресу: <адрес>, б/н. На момент уточнения границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> ФИО7 являлась обладателем права постоянного (бессрочного) пользования на смежный земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> Следовательно, межевой план от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> в силу ст. 38 Закона о кадастре, должен содержать сведения о проведении согласования со смежными землепользователями, в данном случае с ФИО1 Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что согласование местоположения границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с ФИО1 не проводилось и межевой план от ДД.ММ.ГГГГ не содержит обязательный в данном случае акт согласования границ. Правила оформления межевого плана установлены Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков». В случае если межевой план подготовлен в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границы и (или) площади земельного участка, в разделе «Чертеж земельных участков и их частей» межевого плана отображаются границы всех земельных участков, сведения государственного кадастра недвижимости о которых подлежат уточнению. Также в данном разделе отображается местоположение существующих, новых и прекращающих существование характерных точек границ, а также частей границ (п. 73 Требований к подготовке межевого плана). В разделе «Схема расположения земельных участков» межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение п. 73 Требований к подготовке межевого плана, не отображены границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> сведения о котором подлежат уточнению и согласованию. Таким образом, межевой план от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> по форме и содержанию не соответствует требованиям Закона о кадастре. Пунктом 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что в осуществлении кадастрового учета может быть отказано, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона. Указанные обстоятельства должны были повлечь за собой принятие решения об отказе в учете изменений земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, что органом кадастрового учета сделано не было. При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение ФБУ «Кадастровая палата» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об учете изменений земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> противоречит ст.ст.39,40 Закона о кадастре, п. 83 Требований к подготовке межевого плана и нарушает права и законные интересы ФИО1. В связи с чем заявленные ФИО1 требования о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по <адрес> об учете изменений земельного участка, о его отмене и исключении сведений о земельном участке, внесенных по решению из государственного кадастра недвижимости подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление ФИО1 – удовлетворить. Признать незаконным и отменить решение Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об учете изменений земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по <адрес> исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> внесенные на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ №. Решение может быть обжаловано в Ставропольский <данные изъяты> подачей жалобы через Промышленный районный суд <адрес> в течение 10 дней. Судья Санеев С.О.