дело № 2-4373/2011 по иску Прокурора Промышленного района г. Ставрополя к Колтыриным о взыскании неосновательного обогащения



дело № 2-4373/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ставрополь 14 ноября 2011 года

Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:

судьи Последова А.Ю.,

при секретаре Трибунской О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда г. Ставрополя гражданское дело по иску прокурора Промышленного района г.Ставрополя в защиту интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации – Ставропольского края, муниципального образования – г. Ставрополя к Колтырину ФИО18 и Колтыриной ФИО19 о взыскании неосновательно полученных денежных средств, с участием третьих лиц администрации г.Ставрополя, Министерства финансов Ставропольского края, Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Шаниной О.А.,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Промышленного района г. Ставрополя обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации – Ставропольского края, муниципального образования – г. Ставрополя к Колтырину ФИО18 и Колтыриной ФИО19 о взыскании неосновательно полученных денежных средств.

В обоснование своих исковых требований прокурор указал, что приговором <данные изъяты> <данные изъяты> ФИО2 осуждена за совершение преступлений, предусмотренных ч.2 ст. 290 УК РФ к трём годам лишения свободы с лишением права занимать должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления на три года со штрафом в размере <данные изъяты> рублей. В том числе ФИО2 осуждена по эпизоду необоснованной выдачи субсидии на приобретение (строительство) жилья семье Колтыриной ФИО19

Истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ Колтырина ФИО19. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о включении её семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей». Вместе с данным заявлением ею были представлены: справка о том, что мать её супруга Колтырина ФИО18. - ФИО6, составом семьи из четырех человек, включая Колтырина ФИО18 была принята на учет для получения жилой площади с ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Нептун» <адрес>. ФИО2 не установила, что ООО «Нептун» жилищного строительства не ведет и не принимает долевого участия в жилищном строительстве, в этой связи учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ года не велся. ФИО6 и Колтырин ФИО18 в ООО «Нептун» никогда не работали и в очереди на улучшение жилищных условий нигде до ДД.ММ.ГГГГ не состояли. Вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, и небрежного отношения к службе ФИО2 не установила, что справка от ДД.ММ.ГГГГ о принятии ФИО6 и Колтырина ФИО18. на учет для получения жилой площади с ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Нептун» никогда не выдавалась. На основании документов, находящихся в личном деле семьи Колтырина ФИО18, был подготовлен проект постановления главы г. Ставрополя «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильём молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы» и приложение к нему. Постановлением главы г. Ставрополя № 268 от 12.12.2008г. «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильём молодых семей в г. Ставрополе на 2006-2008 годы» семья Колтырина В.В. была принята в число участников данной муниципальной целевой программы, изъявивших желание получить субсидию в 2009г. по<адрес>, при этом указанная семья была включена в список в хронологическом порядке ранее семей, подавших заявления и признанных участниками муниципальной программы в феврале 2006-2007г. ДД.ММ.ГГГГ главой администрации <адрес> было выдано свидетельство серия о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сумме <данные изъяты> рублей за счёт средств федерального, краевого, местного бюджетов. ДД.ММ.ГГГГ на имя Колтыриной ФИО19. был открыт банковский счёт для получения субсидии. ДД.ММ.ГГГГ главой <адрес> было издано постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении социальной выплаты участнику программы Колтыриной ФИО19. на оплату договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ Денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей были перечислены финансовым органом администрации <адрес> на банковский счёт, и были использованы семьёй Колтырина ФИО18 на приобретение <адрес>.

Истец считает, что при реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» был допущено нарушение порядка формирования органом местного самоуправления списка молодых семей, участников подпрограммы. Списки семей должны быть сформированы по дате подачи соответствующего заявления. Семья Колтырина ФИО18 свидетельство о праве на получение субсидии получила необоснованно, поскольку как установлено в приговоре суда, она не имела право на первоочередное получение субсидии и незаконно получила свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в 2009г., которое должно быть выдано в 2009г. другой семье. В результате незаконного получения семьёй Колтырина ФИО18 субсидии были существенно нарушены права и законные интересы граждан, принятых в очередь на получение выплат в рамках вышеуказанной целевой программы. Таким образом, Колтырина ФИО19. при отсутствии законных оснований получила денежные средства в форме субсидии из федерального, краевого и местного бюджетов, в связи, с чем обязана вернуть их, как неосновательное обогащение в соответствующие бюджеты. Вследствие незаконного получения денежных средств Колтыриной ФИО19. из бюджета были нарушены интересы Российской Федерации, Ставропольского края, и муниципального образования – города Ставрополя.

Просил взыскать солидарно с Колтырина ФИО18 и Колтыриной ФИО19 неосновательно полученные денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей в доход федерального бюджета, сумму в размере <данные изъяты> рублей в доход бюджета Ставропольского края и сумму <данные изъяты> рублей в доход бюджета муниципального образования – г. Ставрополь.

В судебном заседании помощник прокурора Промышленного района г. Ставрополя Умрихина А.Н. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, просила удовлетворить его в полном объёме.

В судебном заседании ответчик Колтырин ФИО18 исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении в полном объёме. По существу иска указал, что из текста искового заявления прокурора, поданного в интересах Ставропольского края и г. Ставрополя следует, что ДД.ММ.ГГГГ, при включении его семьи в программу «Обеспечения жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009г.», наряду с другими документами, требующимися для этого, была представлена справка о том, что мать ФИО6, составом семьи из четырех человек, включая самого ответчика, ДД.ММ.ГГГГ, была принята на учет для получения жилой площади в ОАО «Нептун» <адрес>, тогда как на самом деле, такая справка ФИО6 не выдавалась, ввиду того, что она никогда не работала в ОАО «Нептун». По мнению прокурора, с учетом этой справки, их семья получила первоочередное право на участие в указанной программе, и получила соответствующую субсидию на приобретение в собственность жилья, в ущерб другим очередникам, которые были вправе претендовать на первоочередное включение в программу, так как встали на учет для приобретения жилья раньше членов их семьи. Однако, к исковому заявлению, не приобщено никаких доказательств представления ими такой справки в администрацию <адрес>. К исковому заявлению приобщены копия постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , в котором речь идет только о финансировании программы, и выписка из списка участников целевой программы, в которой нет никаких сведений о том, что он и члены его семьи стали участниками именно этой, а не другой программы. В исковом заявлении содержится ссылка на приговор <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2, осужденной за совершение ряда преступлений, и приобщена копия этого приговора. Однако данный приговор не является доказательством в обоснование исковых требований, так как в соответствии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен только для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия, и совершены ли они данным лицом. По настоящему гражданскому делу, ФИО2 стороной не является, гражданско-правовые последствия ее действий и наличие самих этих действий, не рассматриваются. Считает, что в удовлетворении прокурора следует отказать ввиду отсутствия в гражданском деле доказательств, подтверждающих доводы искового заявления. В исковом заявлении указано, что свидетельство о праве на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья выдано их семье необоснованно, поскольку она не имела право па первоочередное получение выплат в рамках реализации муниципальной целевой программы. Таким образом, прокурор, фактически, оспаривает не сам факт права получения их семьей субсидии на приобретение жилья как молодой семьей, а получение нами субсидии ранее других лиц, с нарушением очередности. В пояснениях представителя Администрации г. Ставрополя прямо указано, что семья в составе 4 человек, на законных основаниях признана нуждающейся в жилье для участия в целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» на основании постановления главы г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ и имела право на получение субсидии при подходе очереди. Ни приговором Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, ни другими доказательствами, представленными прокурором, не подтверждается, что они предоставляли в Администрацию г. Ставрополя недействительную справку из ОАО «Нептун», откуда в этом деле появилась данная справка, и для каких целей, им не известно, так как о ее наличии узнали только в ходе предварительного следствия. При расследовании уголовного дела по обвинению ФИО2 они были допрошены в качестве свидетелей, обвинения в подделке, изготовлении или сбыте поддельных документов (указанной справки) им не предъявлялось.

Их семья, на общих основаниях, подали соответствующие документы, и, получив свидетельство на право получения субсидии, приобрели себе жилье. Никаких нарушений закона или подзаконных актов они не допускали. Прокурор, в обоснование исковых требований ссылается на требования статей 1102, 1103 и 1064 ГК РФ, полагая, что они необоснованно обогатились за счет федерального, регионального и муниципального бюджетов, допустив при этом недобросовестное поведение, и должны возместить вред, причиненный ими указанным бюджетам, в полном объеме. То есть, от них требуют возвращения суммы полученной субсидии в качестве неосновательного обогащения. Из Ведомственной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Ставропольском крае на 2006-2008 годы и на период 2009 г.», утвержденной приказом Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ следует, что основной целью этой программы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Между тем, по смыслу ст. 1064 ГК РФ, так как, вступившим в законную силу приговором Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что таким лицом, в данном случае, является именно ФИО2, а не другие лица, в том числе, и не ответчики.

Прокуратура обратилась с иском о защите прав субъекта Российской Федерации и муниципального образования, нарушенных совершением преступления. Данное преступление совершено ФИО2. Как следует из искового заявления, юридическими лицами, которым причинен вред преступлением, совершенным ФИО2, являются Правительство Ставропольского края и Администрация г. Ставрополя. Поэтому, истцами по исковому заявлению о возмещении вреда; причиненного преступлением, могут быть именно эти юридические лица, но никак не прокурор, так как прокурор правом предъявления гражданского иска в уголовном деде, в защиту интересов юридических лиц не наделен. Просил в удовлетворении исковых требованиях прокурора отказать в полном объеме.

В судебном заседании ответчик Колтырина ФИО19 исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении в полном объёме.

Представитель третьего лица администрации г. Ставрополя Салова З.Г. действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что семья Колтыриных составом семьи из 4 человек была признана нуждающейся в жилье для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильём молодых семей в г. Ставрополе» на основании постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с требованиями ст. 51 ЖК РФ. При этом в приговоре Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что семья ответчиков включена в сводный список – претендентов молодых семей на получение социальной выплаты, изъявивших желание получить субсидию в 2009<адрес> для включения семьи Колтыриных в сводный список на получение социальной выплаты послужила справка ОАО «Нептун», в соответствие с которой данная семья состоит на учете в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. При этом имеющиеся в деле документы свидетельствуют о том, что семья Колтыриных имела право на получение соответствующей субсидии при подходе очереди. В случае с семьёй Колтыриных имело место нарушение очерёдности выдачи свидетельства на субсидию, а не неосновательное обогащение за счёт соответствующих бюджетов. При удовлетворении требований прокурора, семья должна будет возвратить сумму, указанную в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты – <данные изъяты> рублей, при этом стороны не возвращаются в первоначальное положение, договор купли-продажи не расторгается, молодая семья в списках участников программы не восстанавливается по дате подачи документов, и соответственно у них отсутствует право на получение социальной выплаты при подходе очереди.

Представитель третьего лица Министерства финансов Ставропольского края Искендерова Е.А., действующая на основании доверенности, полагала необходимым удовлетворить исковые требования прокурора.

Представитель третьего лица Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Горелик И.В., действующая на основании доверенности, просила вынести решение на усмотрение суда в соответствии с действующими нормами гражданского законодательства. По существу иска указала, что постановлением Правительства РФ от 17.09.2001г. № 675 (ред. от 15.12.2010г.) была утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы. В указанную программу была включена подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей». Подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2002г. № 638 предусматривала создание системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005г. № 865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, ведомственной целевой программой «Обеспечение жильём молодых семей в Ставропольском крае на 2006-2008 годы», утверждённой приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края от 29.03.2006г. № 1025, решением Ставропольской городской Думы от 28.06.2006г. № 72, утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение жильём молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы». Затем постановлением главы г. Ставрополя от 12.12.2008г. № 286 была утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение жильём молодых семей в городе Ставрополе на период 2009г.».

Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006г. № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Правилами был установлен порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуальных жилых домов, которые могут направляться, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным кредитам или займам. В силу п.17,21-23 Правил обязанность по организации проверки сведений, содержащихся в документах, поданных молодыми семьями, принятию решения о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы, письменному уведомлению молодой семьи о принятом решении, формирование списков молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших получить социальную выплату в планируемом году и представлению этих списков в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложена на орган местного самоуправления муниципального образования, отобранный субъектом РФ для участия в подпрограмме. Нарушение порядка формирования списков было допущено по вине работников местного самоуправления, отвечавших за приём документов.

Представитель третьего лица Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю Пономаренко Е.С., действующая на основании доверенности, просила вынести решение на усмотрение суда в соответствии с действующими нормами гражданского законодательства.

Третье лицо ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания.

В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не были представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Таким образом, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело по иску прокурора к Колтыриной ФИО19. и Колтырину ФИО18. в отсутствие третьего лица ФИО2

Суд, выслушав помощника прокурора Промышленного района г. Ставрополя Умрихину А.Н., ответчиков Колтырина ФИО18. и Колтырину ФИО19 представителей третьих лиц - администрации г. Ставрополя Салову З.Г., Министерства финансов Ставропольского края Искендерову Е.А., Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Горелик И.В., Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю Пономаренко Е.С., исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора Промышленного района г. Ставрополя в полном объёме.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ главой <адрес> было издано постановление о предоставлении социальной выплаты участнику программы Колтыриной ФИО19 на оплату договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей. Данное постановление было издано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005г. № 865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», ведомственной целевой программой «Обеспечение жильём молодых семей в Ставропольском крае на 2006-2008годы и на период 2009 года», утверждённой приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 22.10.2008г. № 50, и муниципальной целевой программой «Обеспечение жильём молодых семей в г.Ставрополе на период 2009 года», утвержденной постановлением главы города Ставрополя от 12.12.2008 года № 286.

ДД.ММ.ГГГГ главой администрации <адрес> было выдано свидетельство серия о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сумме <данные изъяты> рублей за счёт средств федерального, краевого, местного бюджетов на имя Колтыриной ФИО19., Колтырина ФИО18., ФИО13, ФИО14

На имя Колтыриной ФИО19 был открыт банковский счёт для получения субсидии, что подтверждается заявкой на перечисление бюджетных средств от ДД.ММ.ГГГГ, информацией об открытии счетов молодым семьям-владельцам свидетельств.

ДД.ММ.ГГГГ Колтыриной ФИО19 Колтыриным ФИО18 несовершеннолетними ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения была приобретена в общую долевую собственность <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности серия , серия , серия , серия .

Приговором <данные изъяты> Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ФИО2 осуждена за совершение преступлений, предусмотренных ч.2 ст. 290 УК РФ к трём годам лишения свободы с лишением права занимать должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления на три года со штрафом в размере <данные изъяты> рублей. В том числе ФИО2 осуждена по эпизоду необоснованной выдачи субсидии на приобретение (строительство) жилья семье Колтыриной ФИО19

Приговором <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что Колтырина ФИО19 обратилась в администрацию г. Ставрополя с заявлением о включении её семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей». Вместе с данным заявлением ею были представлена справка о том, что мать её супруга Колтырина ФИО18. - ФИО6, составом семьи из четырех человек, включая Колтырина ФИО18. была принята на учет для получения жилой площади с ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Нептун» <адрес>. ФИО2 не установила, что ООО «Нептун» жилищного строительства не ведет и не принимает долевого участия в жилищном строительстве, в этой связи учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ года не велся. ФИО6 и Колтырин ФИО18 в ООО «Нептун» никогда не работали и в очереди на улучшение жилищных условий нигде до ДД.ММ.ГГГГ не состояли. Вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, и небрежного отношения к службе ФИО2 не установила, что справка от ДД.ММ.ГГГГ о принятии ФИО6 и Колтырина ФИО18. на учет для получения жилой площади с ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Нептун» никогда не выдавалась. Семья Колтырина ФИО18 была принята в число участников данной муниципальной целевой программы, изъявивших желание получить субсидию в 2009г. по<адрес>, при этом указанная семья была включена в список в хронологическом порядке ранее семей, подавших заявления и признанных участниками муниципальной программы в феврале 2006г. Фактически её заявление и приложенные к нему документы были сданы в администрацию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, в 2009г. семья Колтыриных не имела право на первоочередное получение субсидии, указанное свидетельство в 2009г. должно быть выдано семье ФИО15, стоящей на законных основаниях в очереди на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья с ДД.ММ.ГГГГ, что позволило бы её семье реализовать право на улучшение своих жилищных условий с 2009 года.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО15 были профинансированы расходы в сумме 640 800 рублей для предоставления социальной выплаты участнику программы на оплату договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ на домовладение по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001г. № 675 (ред. от 15.12.2010г.) была утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы. В указанную программу была включена подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей». Подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2002г. № 638 предусматривала создание системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005г. № 865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, ведомственной целевой программой «Обеспечение жильём молодых семей в Ставропольском крае на 2006-2008 годы», утверждённой приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края от 29.03.2006г. № 1025, решением Ставропольской городской Думы от 28.06.2006г. № 72 утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение жильём молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы».

Постановлением главы г. Ставрополя от 12.12.2008г. № 286 была утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение жильём молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года».

Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006г. № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (далее Правила). Правилами был установлен порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуальных жилых домов, которые могут направляться, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным кредитам или займам.

Согласно п.5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 г. N 285) участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В пункте 6. вышеуказанных Правил указано, что применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы: а) заявление по установленной форме; б) документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи; в) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется); г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий,или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006г.; д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома - кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом); е) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета.

Предоставление вышеуказанных документов в орган местного самоуправления предусмотрено п. 15 Правил.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Колтырина ФИО19. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением и пакетом документов, предусмотренных п.15 Правил, при этом семья Колтыриной ФИО19. и Колтырина ФИО18 соответствовала требованиям п. 5 Правил.

На основании данных документов семья Колтыриных была признана нуждающейся в жилье для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильём молодых семей в г. Ставрополе» в соответствии с требованиями ст. 51 ЖК РФ.

В судебном заседании не было предоставлено доказательств того, что данная семья была незаконно и необоснованно признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Колтырина ФИО19 и Колтырин ФИО18 имели право на получение соответствующих субсидий при подходе их очереди.

В силу п.п.17, 21-23 Правил обязанность по организации проверки сведений, содержащихся в документах, поданных молодыми семьями, принятию решения о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы, письменному уведомлению молодой семьи о принятом решении, формирование списков молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших получить социальную выплату в планируемом году и представлению этих списков в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложена на орган местного самоуправления муниципального образования, отобранный субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме.

Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края от 20 апреля 2007 г. № 107 утверждён порядок формирования списков молодых семей – участников ведомственной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей в Ставропольском крае на 2006 - 2008 годы». В соответствии с п.п. 2, 3 данного Порядка органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края организуют работу по проверке сведений, содержащихся в документах, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимают решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей Программы. О принятом решении и номере очереди по муниципальному образованию молодая семья уведомляется письменно. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формируют по дате подачи заявлений списки молодых семей - участников программы, изъявивших желание получить субсидию в планируемом году, и представляют эти списки в министерство жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края (далее - министерство). Количество молодых семей определяется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края из расчета прогнозной суммы на реализацию Программы в бюджетах муниципальных образований Ставропольского края на планируемый год.

В судебном заседании также установлено, что при формировании списков молодых семей по вине работников местного самоуправления, отвечавших за приём документов, было допущено нарушение порядка его формирования.

Однако само по себе данное обстоятельство не может служить основанием для взыскания денежных средств как неосновательного обогащения с ответчиков, поскольку они имели право на получении соответствующих субсидий при подходе их очереди, а недобросовестное поведение сотрудника администрации г. Ставрополя не может служить основанием к ограничению их прав, предусмотренных соответствующими целевыми программами.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии неосновательного обогащения со стороны ответчиков за счёт средств жилищной субсидии, которая была потрачена по её целевому назначению на приобретение жилого помещения.

Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что семья ФИО15, первоочередное право которой на получение субсидии было нарушено, в настоящее время уже получила соответствующие социальные выплаты на приобретение жилья.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора Промышленного района г.Ставрополя к Колтырину ФИО18 и Колтыриной ФИО19 о взыскании с них солидарно неосновательно полученных денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей в доход федерального бюджета, в сумме <данные изъяты> рублей в доход бюджета Ставропольского края и в сумме <данные изъяты> рублей в доход бюджета муниципального образования – г. Ставрополь- отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 18 ноября 2011 года

Судья А.Ю. Последов