гражданское дело № 2-5847/11 по иску Лаптевой Н.В. к Военному комиссариату Ставропольского края, Министерству обороны РФ о выплате пенсии по потере кормильца



Дело №2-5847/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 ноября 2011 года г. Ставрополь

Промышленный районный суд г. Ставрополя Ставропольского края

В составе:

председательствующего судьи Бреславцевой И.А.,

с участием:

представителя истца Лаптевой Н. В. - Захаровой Г.А. по доверенности,

представителя ответчиков Военного комиссариата Ставропольского края, Министерства обороны РФ - Елисеенко Н.В. по доверенности,

при секретаре Гома Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Лаптевой Н.В. к Военному комиссариату Ставропольского края, Министерству обороны РФ о выплате пенсии по потере кормильца.

УСТАНОВИЛ:

Лаптева О.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Военному комиссариату Ставропольского края, Министерству обороны РФ о выплате пенсии по потере кормильца.

В обоснование заявленных требований указала, что Лаптева Н.В. вдова военнослужащего Министерства обороны РФ погибшего при исполнении обязанностей военной службы в период участия контртеррористической операции на территории Чеченской Республики. Пенсию по случаю потери кормильца на содержание несовершеннолетних сыновей Лаптева Ал.С. 22.02. 1996 года и Лаптева А.С. 22.02. 2000. года рождения в размере <данные изъяты> руб. 76 коп. получает в военном комиссариате Ставропольского края. Муж Лаптев С.Н. проходил военную службу по контракту в составе войсковой части №52380, подчиняющейся Министерству обороны РФ, в должности старшего бортового техника вертолета-инструктора на Ми-8 Ми-9 ЗВЭ.

ДД.ММ.ГГГГ в период участия в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики, погиб в результате авиационной катастрофы.

С момента гибели супруга, прошло уже много лет. Однако боль и горечь утраты так и не прошли, а наоборот ещё более усугубились, в том числе и переживаниями, за то, что мои дети не получают отцовской любви, заботы и воспитания. Истица - мать, и заменить отца детям, у нее не получается. Горько и больно осознавать, что гибель мужа причинила моральные и нравственные страдания, не только ей, но и ее несовершеннолетним детям. Вред, причиненный моей семье в связи с гибелью мужа - отца, невосполним. Кроме того лишившись материальной поддержки со стороны погибшего мужа, у нее вряд ли получится в будущем дать достойное профессиональное образование детям, в связи с отсутствием финансового достатка.

В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Конституция РФ закрепляет в качестве основополагающей обязанности государства признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина и провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и в котором охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи. Устанавливаются гарантии социальной защиты (ст.ст.2, 7), в том числе и для граждан, оставшихся без кормильца, чьё право на социальное обеспечение вытекает из ст.39 часть 1 Конституции РФ. Приведённые положения Конституции РФ во взаимосвязи с другими её положения, закрепляющими право на труд ст. 37 часть 3, право на охрану здоровья ст.41 часть 1, в том числе при осуществлении профессиональной деятельности, обязывают государство разработать - используя для этого все необходимые правовые средства, как частноправовые (страхование, возмещение вреда), так и публично-правовые (государственное страхование, социальное обеспечение, и др.), - эффективный организационно - правовой механизм возмещение гражданину и членам его семьи в случае его гибели (смерти) вреда, причинённого жизни или здоровью в связи с исполнением трудовых (служебных) обязанностей, включая применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих, объем и характер возмещения вреда жизни и здоровью гражданина, причинённый при исполнении обязанностей военной службы, определён в статьях 16 и 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»

Пунктом 5 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что возмещение морального вреда и убытков, причинённых военнослужащим государственными органами и органами местного самоуправления, производится в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

Согласно п.1 ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинён моральный вред ( физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст. 1100 компенсация морального вреда осуществляется не зависимо от вины причинителя вреда в случаях когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.

Как истицей было ранее отмечено. Муж Лаптев С.Н. проходил военную службу по контракту в составе войсковой части №52380 подчиняющейся Министерству обороны РФ, в должности старшего бортового техника вертолета на Ми-8 Ми-9 3 ВЭ.

ДД.ММ.ГГГГ в период участия в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики, погиб в результате авиационной катастрофы (вертолёт- источник повышенной опасности находился в ведомстве МО РФ) Постановлением Конституционного суда РФ от 26 декабря 2002 года №- 17 —П предусмотрено, что наряду с иными выплатами которые в целях возмещения вреда, причиненного жизни или, здоровью могут быть установлены на основании других законов, входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения материального и социального статуса граждан вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред.

Постановлением Конституционного суда РФ от 20.10.2010 г. №18-П О проверке конституционности ряда положений статьи 18 Федерального закона О статусе военнослужащих и статьи 1084 Гражданского кодекса РФ, что положения пункта 1 и абзацев первого и второго пункта 2 статьи 18 Федерального закона О статусе военнослужащих, как элемент данного публично-правового механизма служат одним из правовых средств возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, и как таковые не предполагают ограничение возмещения указанного вреда выплатой только страховых сумм и единовременного пособия.

Указ Президента РФ от 1 сентября 2007 года №1132 « Об утверждении Положения о военных комиссариатах» (с изменениями и дополнениями). Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны РФ в субъектах Российской, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов.

Военные комиссариаты имеют печать установленного образца. Военные комиссариаты субъектов Российской Федерации, являются юридическими лицами и имеют лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства.

Военные комиссариаты в своей работе руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральными Конституционными законами, Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, настоящим Положением и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.

Просит суд взыскать с Министерства Обороны РФ через военный комиссариат Ставропольского края в пользу Лаптевой Н.В. моральный вред в размере <данные изъяты> рублей по случаю потери мужа при исполнении обязанностей военной службы. Взыскать с Министерства Обороны РФ через военный комиссариат Ставропольского края в пользу Лаптева А.С. по случаю потери кормильца моральный вред в размере <данные изъяты> рублей при исполнении обязанностей военной службы. Взыскать с Министерства Обороны РФ через военный комиссариат Ставропольского края в пользу Лаптева Ал.С. по случаю потере кормильца моральный вред в размере <данные изъяты> рублей при исполнении обязанностей военной службы. Взыскать с Министерства Обороны РФ через военный комиссариат Ставропольского края в пользу Лаптевой Н.В. на услуги представителя в размере <данные изъяты> рублей.

В судебное заседание истица Лаптева Н.В., извещенная о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствии не явившегося в судебное заседание истица.

В судебном заседании представитель истца Лаптевой Н.В. - Захарова Г.А. по доверенности исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в иске, и просила суд взыскать с Министерства Обороны РФ через военный комиссариат Ставропольского края в пользу Лаптевой Н.В. моральный вред в размере <данные изъяты> рублей по случаю потери мужа при исполнении обязанностей военной службы. Взыскать с Министерства Обороны РФ через военный комиссариат Ставропольского края в пользу Лаптева А.С. по случаю потери кормильца моральный вред в размере <данные изъяты> рублей при исполнении обязанностей военной службы. Взыскать с Министерства Обороны РФ через военный комиссариат Ставропольского края в пользу Лаптева Ал.С. по случаю потере кормильца моральный вред в размере <данные изъяты> рублей при исполнении обязанностей военной службы. Взыскать с Министерства Обороны РФ через военный комиссариат Ставропольского края в пользу Лаптевой Н.В. на услуги представителя в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании представитель ответчиков Военного комиссариата Ставропольского края, Министерства обороны РФ - Елисеенко Н.В. по доверенностям иск не признала и просила суд отказать в удовлетворении исковых требований, поддержала свои письменные возражения, приобщенные к материалам дела, согласно которым В военный комиссариат Ставропольского края поступило исковое заявление Лаптевой Н.В. с требованием взыскать с Министерства обороны РФ через военный комиссариат Ставропольского края в счет компенсации морального вреда в связи с потерей кормильца в ее пользу <данные изъяты> руб. и на несовершеннолетних детей Лаптева Ал.С. ДД.ММ.ГГГГг.р., Лаптева А.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р., в размере <данные изъяты> рублей на каждого ребенка.

Военный комиссариат Ставропольского края, министерство обороны Российской Федерации считает требования истца неправомерными и необоснованными по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 26 декабря 2002 года № 17-П «военная служба по смыслу статей 37 (ч.1) и 59 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 32 (ч.4), 72 (п. «б» ч.1) и 114 (п. «д» и «е»), посредством которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обуславливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.

Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу статей 1(часть1), 7, 37 (ч.1 и 3), 39 (ч.1 и 2), 41 (ч.1), 59 Конституции РФ - влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998г. «О статусе военнослужащих» (далее - Закон № 76-ФЗ), статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативно - правовыми актами РФ.

Объем и характер возмещения вреда жизни и здоровью гражданина, причиненного при исполнении обязанностей военной службы, определен в статьях 16 и 18 Закона.

В соответствии с п.1 ст. 18 Закона военнослужащие подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета

Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования военнослужащих установлены Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел российской федерации, государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно - исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" (далее - Закон № 52-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 N 855, приказом Министра обороны РФ от 10.10.1998 N 455.

Так, при наступлении страховых случаев указанных в ст. 4 Закона № 52-ФЗ, в частности, при гибели военнослужащего в период прохождения военной службы выплачиваются страховые суммы в размерах, установленных ст. 5 Закона № 52-ФЗ (а именно каждому члену семьи выплачивается в качестве страховых сумм 25 окладов месячного денежного содержания погибшего военнослужащего).

Таким образом, посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату соответствующих страховых сумм при наступлении страховых случаев, военнослужащим обеспечиваются гарантируемые Конституцией Российской Федерации, ее статьями 7 (часть 2), 37 (части 1 и 3) и 41 (часть 1), право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, и право на охрану здоровья.

Согласно п.2 ст. 18 Закона № 76-ФЗ членам семей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере - 120 месячных окладов.

Данная выплата, представляет собой, дополнительную социальную гарантию, установленную специальным законом для соответствующей категории граждан, в отношении которых государство берет на себя компенсацию причиненного вреда как орган, действующий в публичных интересах.

Кроме того, члены семей погибших военнослужащих имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую и выплачиваемую в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Как следует из Федеральных законов от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсия - это ежемесячная денежная выплата, предоставляемая гражданам, в том числе в целях компенсации утраченного заработка (дохода). Соответственно, пенсия по случаю потери кормильца имеет целью текущее (постоянное) жизнеобеспечение нетрудоспособных членов семьи умершего гражданина, состоявших на его иждивении, и призвана восполнить утраченный семьей в связи со смертью кормильца доход.

В рамках действующего правового регулирования для членов семьи военнослужащего, погибшего(умершего) при исполнении обязанностей военной службы, которые получают пенсию по случаю потери кормильца, предусматриваются также ежемесячная доплата в размере 1000 рублей (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 года N 176 "Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров") и, кроме того, для их детей - ежемесячное пособие в размере 1500 рублей, выплачиваемое до достижения ими возраста 18 лет (для ставших инвалидами до достижения возраста 18 лет - независимо от возраста), а детям, обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до конца обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 29 октября 2009 года N 1219 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты детей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)", Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 481 "О ежемесячном пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)").

Также, каждому нетрудоспособному члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего, состоявшему на его иждивении и получающему пенсию по случаю потери кормильца, Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предоставляются меры социальной поддержки и ежемесячная денежная выплата (статья 21, пункт 4 статьи 23.1). За членами семей погибших (умерших) военнослужащих сохраняется ряд иных мер социальной защиты, в том числе право на получение жилых помещений в первоочередном порядке, компенсационные выплаты по оплате жилья и коммунальных услуг, а также социальные гарантии и компенсации, которыми они пользовались при жизни военнослужащего, включая оказание медицинской помощи, санаторно-курортное лечение, проезд к месту этого лечения и обратно (статья 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих").

Таким образом, в системе действующего правового регулирования создан специальный публично-правовой механизм возмещения вреда членам семьи военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы, предназначением которого является восполнение основного или одного из основных источников постоянного дохода семьи военнослужащего - денежного довольствия, утраченного в результате его гибели (смерти), в том числе в случае, когда у самих членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего отсутствует возможность (в силу нетрудоспособности, занятости воспитанием малолетних детей, несовершеннолетия и т.п.) компенсировать утраченный доход собственными усилиями.

Следовательно, государство реализует по отношению к членам семьи погибшего при исполнении обязанностей военной службы, право на получение ими предусмотренных федеральными законами специальных льгот, гарантий и компенсаций, в том числе по возмещению вреда, имеющего повышенный размер по сравнению с теми нормами, что установлены для граждан, которые иным, более безопасным способом реализуют свое право на труд.

Согласно послужного списка и материалов личного дела капитан Лаптев С.Н. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (Министерство Обороны РФ) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Последний контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ был заключен с командиром воинской части 523 80( дислоцирующейся в г.Буденновске) в 1999году сроком на 5 лет.

В период прохождения военной службы в составе в/ч 52380 неоднократно направлялся в служебную командировку для участия в боевых действиях на территории ЧР в 1995-1996г.г. и контртеррористических операциях проводимых на территории Северо-Кавказского региона с 1999года.

Исключен из списков личного состава войсковой части 52380 в связи со смертью ( приказ от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии со ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ.

Согласно статье 1084 ГК Российской Федерации вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей службы в милиции, возмещается по правилам главы 59, если законом не предусмотрен более высокий размер ответственности.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.

В соответствии с ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации.

Следовательно, в системной связи ст. 1064, 1069 ГК РФ обязанность по возмещению вреда в порядке главы 59 ГК Российской Федерации возникает в случае установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении этого вреда.

Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Моральный вред, связанный с крушением имущественных прав граждан, подлежит компенсации только при наличии специального указания об этом в законе.

В соответствии с п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации постановление от 20 декабря 1994 г. №10 (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.96 N 10, от 15.01.98 N 1, от 06.02.2007 N 6) « Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» ( далее по тексту - постановление Пленума ВС РФ от 20.12.1994г. №10) под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Согласно п.1 постановления Пленума ВС РФ от 20.12.1994г.№10 суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием), они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

Таким образом, действующим законодательством определено, что обязательным условием наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010г.№1 при рассмотрении дел о компенсации морального вреда в связи со смертью потерпевшего иным лицам, в частности членам его семьи, иждивенцам, суду необходимо учитывать обстоятельства, свидетельствующие о причинении именно этим лицам физических или нравственных страданий. Указанные обстоятельства влияют также и на определение размера компенсации этого вреда. Наличие факта родственных отношений само по себе не является достаточным основанием для компенсации морального вреда.

При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.

Как отмечено истцом, ее муж капитан Лаптев С.Н. проходил военную службу по контакту в составе в\ч 52380 (в настоящее время в/ч 44936) в должности старшего бортового авиационного техника-инструктора на (МИ-24).

ДД.ММ.ГГГГ капитан Лаптев С.Н. погиб в результате авиационной катастрофы при исполнении обязанностей военной службы, в ходе выполнения боевых задач контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона (в Чеченской республике).

Таким образом, вины должностных лиц Министерства обороны РФ, военного комиссариата СК в смерти военнослужащего нет. Должностные лица Министерства обороны Российской Федерации, военного комиссариата СК не совершали по отношению к военнослужащему Лаптев С.Н. каких-либо противоправных действий, доказательств их вины суду не представлено.

Также в связи с тем, что государством, Министерством обороны РФ по отношению к членам семьи погибшего военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы выполнены обязанности на получение ими предусмотренных федеральными законами специальных льгот, гарантий и компенсаций, в том числе по возмещению вреда. Двойное возмещение вреда действующим законодательством не предусмотрено.

Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Лаптева Н.В. вдова военнослужащего Министерства обороны РФ погибшего при исполнении обязанностей военной службы в период участия контртеррористической операции на территории Чеченской Республики. Пенсию по случаю потери кормильца на содержание несовершеннолетних сыновей Лаптева Ал.С. 22.02. 1996 года и Лаптева А.С. 22.02. 2000. года рождения в размере <данные изъяты> руб. 76 коп. получает в военном комиссариате Ставропольского края. Муж Лаптев С.Н. проходил военную службу по контракту в составе войсковой части №52380, подчиняющейся Министерству обороны РФ, в должности старшего бортового техника вертолета-инструктора на Ми-8 Ми-9 ЗВЭ.

ДД.ММ.ГГГГ в период участия в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики, погиб в результате авиационной катастрофы.

С момента гибели супруга, прошло уже много лет. Однако боль и горечь утраты так и не прошли, а наоборот ещё более усугубились, в том числе и переживаниями, за то, что мои дети не получают отцовской любви, заботы и воспитания. Истица - мать, и заменить отца детям, у нее не получается. Горько и больно осознавать, что гибель мужа причинила моральные и нравственные страдания, не только ей, но и ее несовершеннолетним детям. Вред, причиненный моей семье в связи с гибелью мужа - отца, невосполним. Кроме того лишившись материальной поддержки со стороны погибшего мужа, у нее вряд ли получится в будущем дать достойное профессиональное образование детям, в связи с отсутствием финансового достатка.

В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Конституция РФ закрепляет в качестве основополагающей обязанности государства признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина и провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и в котором охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи. Устанавливаются гарантии социальной защиты (ст.ст.2, 7), в том числе и для граждан, оставшихся без кормильца, чьё право на социальное обеспечение вытекает из ст.39 часть 1 Конституции РФ. Приведённые положения Конституции РФ во взаимосвязи с другими её положения, закрепляющими право на труд ст. 37 часть 3, право на охрану здоровья ст.41 часть 1, в том числе при осуществлении профессиональной деятельности, обязывают государство разработать - используя для этого все необходимые правовые средства, как частноправовые (страхование, возмещение вреда), так и публично-правовые (государственное страхование, социальное обеспечение, и др.), - эффективный организационно - правовой механизм возмещение гражданину и членам его семьи в случае его гибели (смерти) вреда, причинённого жизни или здоровью в связи с исполнением трудовых (служебных) обязанностей, включая применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих, объем и характер возмещения вреда жизни и здоровью гражданина, причинённый при исполнении обязанностей военной службы, определён в статьях 16 и 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»

Пунктом 5 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что возмещение морального вреда и убытков, причинённых военнослужащим государственными органами и органами местного самоуправления, производится в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

Согласно п.1 ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст. 1100 компенсация морального вреда осуществляется не зависимо от вины причинителя вреда в случаях когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.

Как истицей было ранее отмечено. Муж Лаптев С.Н. проходил военную службу по контракту в составе войсковой части №52380 подчиняющейся Министерству обороны РФ, в должности старшего бортового техника вертолета на Ми-8 Ми-9 3 ВЭ.

ДД.ММ.ГГГГ в период участия в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики, погиб в результате авиационной катастрофы (вертолёт - источник повышенной опасности находился в ведомстве МО РФ) Постановлением Конституционного суда РФ от 26 декабря 2002 года №- 17 - П предусмотрено, что наряду с иными выплатами которые в целях возмещения вреда, причиненного жизни или, здоровью могут быть установлены на основании других законов, входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения материального и социального статуса граждан вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред.

Постановлением Конституционного суда РФ от 20.10.2010 г. №18-П О проверке конституционности ряда положений статьи 18 Федерального закона О статусе военнослужащих и статьи 1084 Гражданского кодекса РФ, что положения пункта 1 и абзацев первого и второго пункта 2 статьи 18 Федерального закона О статусе военнослужащих, как элемент данного публично-правового механизма служат одним из правовых средств возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, и как таковые не предполагают ограничение возмещения указанного вреда выплатой только страховых сумм и единовременного пособия.

Указ Президента РФ от 1 сентября 2007 года №1132 « Об утверждении Положения о военных комиссариатах» (с изменениями и дополнениями). Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны РФ в субъектах Российской, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов.

Военные комиссариаты имеют печать установленного образца. Военные комиссариаты субъектов Российской Федерации, являются юридическими лицами и имеют лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства.

Военные комиссариаты в своей работе руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральными Конституционными законами, Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, настоящим Положением и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.

Статья 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали. Требования о выплате сумм должны быть предъявлены обязанным лицам в течение четырех месяцев со дня открытия наследства. При отсутствии лиц, имеющих право на получение сумм, не выплаченных наследодателю, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленный срок соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом.

Статья 1183 ГК РФ является специальной статьей, регулирующей правоотношения по наследованию отдельных видов имущества, и в частности, наследование невыплаченных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию. Из содержания вышеприведенных норм следует, что указанные в статье платежи должны были быть выплачены наследодателю при его жизни. При этом не имеет значения, были или не были начислены в установленном порядке названные платежи. Не имеют значения и причины неполучения наследодателем средств к существованию (отказ обязанного лица в осуществлении выплат, отказ обязанного лица провести индексацию выплат, выплата обязанным лицом в уменьшенном размере, болезнь, нежелание и т.п.).

Таким образом, суд считает исковые требования законными и обоснованными. Однако, с учетом принципа разумности суд полагает возможным удовлетворить заявленные исковые требования частично, снизив размер возмещения морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лаптевой Н.В. к Военному комиссариату Ставропольского края, Министерству обороны РФ о выплате пенсии по потере кормильца – удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства Обороны РФ через военный комиссариат Ставропольского края в пользу Лаптевой Н.В. моральный вред в размере <данные изъяты> рублей по случаю потери мужа при исполнении обязанностей военной службы.

Взыскать с Министерства Обороны РФ через военный комиссариат Ставропольского края в пользу Лаптева А.С. по случаю потери кормильца моральный вред в размере <данные изъяты> рублей при исполнении обязанностей военной службы.

Взыскать с Министерства Обороны РФ через военный комиссариат Ставропольского края в пользу Лаптева Ал.С. по случаю потере кормильца моральный вред в размере <данные изъяты> рублей при исполнении обязанностей военной службы.

Взыскать с Министерства Обороны РФ через военный комиссариат Ставропольского края в пользу Лаптевой Н.В. на услуги представителя в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней.

Судья Бреславцева И.А.