гражданское дело № 2-5848/11 по иску Володиной Т.В. к Военному комиссариату Ставропольского края, Министерству обороны РФ о выплате морального вреда по потери кормильца



Дело №2-5848/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 ноября 2011 года г. Ставрополь

Промышленный районный суд г. Ставрополя Ставропольского края

В составе:

председательствующего судьи Бреславцевой И.А.,

с участием:

представителя истца Володиной Т.В.–Захаровой Г.А. по доверенности,

представителя ответчиков Военного комиссариата Ставропольского края, Министерства обороны РФ – Елисеенко Н.В. по доверенности,

при секретаре Гома Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Володиной Т.В. к Военному комиссариату Ставропольского края, Министерству обороны РФ о выплате пенсии по потере кормильца,

УСТАНОВИЛ:

Володина Т.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации, военному комиссариату Ставропольского края о взыскании сумм в счет возмещения морального вреда в связи со смертью мужа, ссылаясь на то, что ее муж капитан Володин Н.Н. Николаевич Герой Российской Федерации проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Минобороны России в должности командира вертолёта на Ми-24-2ВЭ, ДД.ММ.ГГГГ скончался в результате авиационной катастрофы, в период проведения контртеррористической операции на территории Чеченской Республики. У погибшего Володина Н.Н. остался несовершеннолетний ребёнок: сын Володин Д.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Истица считает, что она и ее несовершеннолетний сын имеют право на компенсацию морального вреда по случаю потери мужа скончавшегося в результате авиационной катастрофы при исполнении обязанностей военной службы, в связи с участием в контртеррористической операцией проводимой на территории Чеченской Республике. Просит суд, взыскать Министерства обороны РФ через военный комиссариат Ставропольского края в ее пользу в счет компенсации морального вреда в связи со смертью мужа <данные изъяты> рублей и на несовершеннолетнего Володина Д.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения по <данные изъяты> рублей.

В обоснование заявленных требований истица указала следующее.

С момента гибели супруга, прошло уже много лет. Однако боль и горечь утраты так и не прошли, а ещё более усугубились, в том числе и переживаниями, за то, что дети истицы не получают отцовской любви, заботы и воспитания. Истица – мать, и заменить отца детям у неё не получается. Горько и больно осознавать, что гибель мужа причинила моральные и нравственные страдания не только ей, но и её несовершеннолетним детям. Вред, причинённый семье истицы в связи с гибелью мужа – отца, не восполним. Кроме того лишившись материальной поддержки со стороны погибшего мужа, у неё вряд ли получится в будущем дать достойное профессиональное образование детям, в связи с отсутствием финансового достатка.

В соответствии со ст.53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Конституция РФ закрепляет в качестве основополагающей обязанности государства признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина и провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и в котором охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи. Устанавливаются гарантии социальной защиты (ст.ст.2, 7), в том числе и для граждан, оставшихся без кормильца, чьё право на социальное обеспечение вытекает из ст.39 часть 1 Конституции РФ. Приведённые положения Конституции РФ во взаимосвязи с другими её положения, закрепляющими право на труд ст37 часть3, право на охрану здоровья ст.41 часть1, в том числе при осуществлении профессиональной деятельности, обязывают государство разработать – используя для этого все необходимые правовые средства, как частноправовые (страхования, возмещение вреда и др.), - эффективный организационно – правовой механизм возмещения гражданину и членам его семьи в случае его гибели (смерти) вреда, причинённого жизни или здоровью в связи с исполнением трудовых (служебных) обязанностей, включая применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих, объём и характер возмещения вреда жизни и здоровью гражданина, причинённый при исполнении обязанностей военной службы, определён в статьях 16 и 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76 ФЗ «О статусе военнослужащих».

Пунктом 5 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76 ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что возмещение морального вреда и убытков, причинённых военнослужащим государственными органами и органами местного самоуправления, производится в соответствии с федеральными законами иными нормативными актами Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст.151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а так же в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст.1100 компенсация морального вреда осуществляется не зависимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинён жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.

В судебное заседание истица Володина Т.В., извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явилась, представила суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившейся в судебное заседание истицы.

В судебном заседании представитель истца Володиной Т.В.–Захарова Г.А. по доверенности заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, изложенные в иске, и просила суд их удовлетворить.

В судебном заседании представитель Министерства обороны РФ, военного комиссариата Ставропольского края – Елисеенко Н.В. по доверенности исковые требования не признала, пояснив, что заявленные истцом требования не основаны на законе, противоречат действующему законодательству, так как право истца и ее семьи на возмещение вреда, в том числе и морального вреда, реализовано в виде выплаты единовременного пособия в размере 120 окладов месячного денежного содержания (согласно закону «О статусе военнослужащих» и страховых сумм в размере 25 окладов месячного денежного содержания каждому члену семьи умершего военнослужащего (согласно Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел российской федерации, государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно - исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции").

Кроме того, истцу назначена пенсия по случаю потери кормильца, назначенная и выплачиваемая в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. В рамках действующего правового регулирования для членов семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, которые получают пенсию по случаю потери кормильца, предусматриваются также ежемесячная доплата в размере 1000 рублей (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 года N 176 "Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров") и, кроме того, для их детей - ежемесячное пособие в размере 1500 рублей, выплачиваемое до достижения ими возраста 18 лет (для ставших инвалидами до достижения возраста 18 лет - независимо от возраста), а детям, обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до конца обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 29 октября 2009 года N 1219 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты детей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)", Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 481 "О ежемесячном пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)".

Также, каждому нетрудоспособному члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего, состоявшему на его иждивении и получающему пенсию по случаю потери кормильца, Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предоставляются меры социальной поддержки и ежемесячная денежная выплата (статья 21, пункт 4 статьи 23.1). За членами семей погибших (умерших) военнослужащих сохраняется ряд иных мер социальной защиты, в том числе право на получение жилых помещений в первоочередном порядке, компенсационные выплаты по оплате жилья и коммунальных услуг, а также социальные гарантии и компенсации, которыми они пользовались при жизни военнослужащего, включая оказание медицинской помощи, санаторно-курортное лечение, проезд к месту этого лечения и обратно (статья 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Следовательно, в системе действующего правового регулирования создан специальный публично-правовой механизм возмещения вреда членам семьи военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы, предназначением которого является восполнение основного или одного из основных источников постоянного дохода семьи военнослужащего - денежного довольствия, утраченного в результате его гибели (смерти), в том числе в случае, когда у самих членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего отсутствует возможность (в силу нетрудоспособности, занятости воспитанием малолетних детей, несовершеннолетия и т.п.) компенсировать утраченный доход собственными усилиями.

Таким образом, государством по отношению к членам семьи погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы, гарантировано право на получение ими предусмотренных федеральными законами специальных льгот, гарантий и компенсаций, в том числе по возмещению вреда, имеющего повышенный размер по сравнению с теми нормами, которые установлены для граждан, реализующих свое право на труд более безопасным способом.

Кроме того, военный комиссариат Ставропольского края является ненадлежащим ответчиком по делу, поэтому просила суд в удовлетворении иска отказать в полном объеме и полностью поддерживает свои доводы, изложенные в возражениях на заявленные исковые требования.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям:

В соответствии с ст.1 Федерального закона 1998г. №76-ФЗ « О статусе военнослужащих», статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Согласно ст.19 Конституции РФ, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Согласно ст.3 Федерального закона 1998 г. №53-ФЗ « О воинской обязанности и военной службе», правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

В соответствии со ст.18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В соответствии со ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ.

Согласно статье 1084 ГК Российской Федерации вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей службы в милиции, возмещается по правилам главы 59, если законом не предусмотрен более высокий размер ответственности.

В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации.

Статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности.

В силу положений ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.

Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу ст. 1099 ГК РФ моральный вред, связанный с нарушением имущественных прав граждан, подлежит компенсации только при наличии специального указания об этом в законе.

В соответствии с пунктом 5 ст.18 Федерального закона 1998г. - №76 « О статусе военнослужащих» возмещение морального вреда и убытков, причиненных военнослужащим государственными органами и органами местного самоуправления, производится в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 26 декабря 2002 года № 17-П выработана правовая позиция, по которой военнослужащие и лица, приравненные к ним, имеют право на гарантированный государством объем возмещения вреда. При этом в постановлении указано, что обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, установленное в целях защиты их социальных интересов и интересов государства (пункт 1 статьи 969 ГК Российской Федерации), является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, который может быть причинен жизни или здоровью этих лиц при прохождении ими службы. Следовательно, в конституционно-правовом смысле страховое обеспечение, полагающееся военнослужащим и приравненным к ним лицам в соответствии с рассматриваемым Федеральным законом, - наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, могут быть установлены им на основании других законов (статья 1084 ГК Российской Федерации, статья 29 Закона Российской Федерации "О милиции" и др.), - входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред.

Ответчики не представили суду доказательств, что моральный вред причиненный истцу и ее несовершеннолетним детям был возмещен.

Следовательно, требования истца следует считать правомерными. В этом случае Министерство обороны РФ должно нести ответственность за моральный вред причиненный истцу и ее несовершеннолетним детям в связи с потерей мужа, умершего от множественных ожогов, полученных в период участия в контртеррористической операциях на территории Чеченской Республики.

Доводы ответчиков - Министерство обороны РФ, военного комиссариата СК - о том, что в соответствии с федеральными законами и другими нормативными актами истцу выплачены единовременное пособие, страховые выплаты, назначена и выплачивается пенсия, установлены различные доплаты, определены социальные гарантии, следовательно, право на возмещение морального вреда по случаю смерти мужа и отца ее детей не имеет, суд считает несостоятельными и подлежащими отклонению.

В силу постановления Конституционного Суда РФ от 20.10.2010 г. №18-П выплата единовременной и страховых сумм служат, одним из правовых средств возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы, и не предполагают ограничение возмещения вреда выплатой только этих сумм.

Кроме того доводы представителя военного комиссариата Ставропольского края, о том, что военный комиссариат является ненадлежащим ответчиком, суд не принимает во внимание по следующим основаниям.

Согласно «Положения о Министерстве обороны РФ», утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года №1082 Минобороны России является юридическим лицом, имеет смету, печати, штампы и бланки с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, текущие, расчетные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Министр обороны является главным распорядителем средств федерального бюджета.

Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).

Согласно «Положения о военных комиссариатах» утвержденного Указом Президента РФ от 01.09.2007 года №1132 военные комиссариаты, являются территориальными органами Министерства обороны в субъектах Российской Федерации…, на территории которых они находятся. На военные комиссариаты возложены полномочия в том числе, по пенсионному, социальному обеспечению, предоставление компенсаций и других выплат гражданам, уволенным с военной службы и членам их семей.

Согласно пенсионного удостоверения Володина Т.В. является получателем пенсии по случаю потери кормильца и состоит на пенсионном учете в военном комиссариате Ставропольского края.

Кроме того, на основании решения Промышленного районного суда г.Ставрополя от 29 марта 2004 года Володина Т.В. на содержание несовершеннолетнего сына в счет возмещения вреда по случаю потери кормильца получает ежемесячные платежи, через военный комиссариат Ставропольского края.

Следовательно, причиненный моральный вред должен быть возмещен с Минобороны России, через военный комиссариат Ставропольского края.

Ст.2 Федерального закона 1998г.№76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом 1998г. №53-ФЗ « О воинской обязанности и военной службе».

В соответствии с ст.32 Федерального закона 1998г. №53-ФЗ « О воинской обязанности и военной службе» контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации

В судебном заседании установлено и как видно из материалов дела капитан Володин Н.Н.Герой Российской Федерации являлся военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Контракт о прохождении военной службы с Минобороны России был заключен военнослужащим в 1999году.

Капитан Володин Н.Н. Николаевич Герой Российской Федерации проходил военную службу по контракту в составе в\ч 52380 ( в настоящее время в/ч 44936) в должности командира вертолёта на МИ-24-2ВЭ.

В период прохождения военной службы в составе в/ч 52380 неоднократно направлялся в служебную командировку для участия в боевых действиях на территории ЧР в 1995-1996г.г. и контртеррористических операциях проводимых на территории Северо-Кавказского региона с 1999года.

ДД.ММ.ГГГГ капитан Володин Н.Н. Герой Российской Федерации скончался в результате авиационной катастрофы при исполнении обязанностей военной службы в ходе выполнения боевых задач в период проведения контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона. Исключен из списков личного состава войсковой части 52380 в связи со смертью (приказ от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, суд считает исковые требования законными и обоснованными. Однако, с учётом принципа разумности суд полагает возможным удовлетворить заявленные исковые требования частично, снизив размер возмещения морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Володиной Т.В. к Военному комиссариату Ставропольского края, Министерству обороны РФ о выплате морального вреда по потери кормильца – удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства обороны РФ через военный комиссариат Ставропольского края в пользу Володиной Т.В. моральный вред в размере <данные изъяты> рублей по случаю потери мужа при исполнении обязанностей военной службы.

Взыскать с Министерства обороны РФ через военный комиссариат Ставропольского края в пользу Володина Д.Н. по случаю потери кормильца моральный вред в размере <данные изъяты> рублей при исполнении обязанностей военной службы.

Взыскать с Министерства обороны РФ через военный комиссариат Ставропольского края в пользу Володиной Т.В. расходы на услуги представителя в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней.

Судья подпись

КОПИЯ ВЕРНА

Судья Бреславцева И.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200