дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Ставрополь 17 ноября 2011 года Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе: судьи Шарудилова О.Н., при секретаре Карагодиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда г. Ставрополя гражданское дело по иску прокурора Промышленного района г.Ставрополя в защиту интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации – Ставропольского края, муниципального образования – г. Ставрополя к Гайдей О.В. о взыскании неосновательно полученных денежных средств, с участием третьих лиц администрации г.Ставрополя, Министерства финансов Ставропольского края, Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, Министерства финансов РФ в лице УФК по СК, Шанина О.А., У С Т А Н О В И Л: Прокурор Промышленного района г. Ставрополя обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации – Ставропольского края, муниципального образования – г. Ставрополя к Гайдей О.В. о взыскании неосновательно полученных денежных средств. В обоснование своих исковых требований прокурор указал, что приговором Октябрьского районного суда г. Ставрополя заведующая отделом правовой защиты и содействия реализации жилищных программ жилищного управления администрации г.Ставрополя Шанина О.А. осуждена за совершение преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 286 УК РФ ( 14 эпизодов), ч.1 ст. 293 УК РФ ( 12 эпизодов), ч.2 ст. 290 УК РФ к трём годам лишения свободы с лишением права занимать должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления на три года со штрафом в размере <данные изъяты> рублей. В том числе Шанина О.А. осуждена по эпизоду необоснованной выдачи субсидии на приобретение (строительство) жилья семье Гайдей О.В.. Так, ДД.ММ.ГГГГ Гайдей О.В. обратилась в администрацию г. Ставрополя с заявлением о включении их семьи в состав участников подпрограммы «обеспечение жильем молодых семей», при том, что муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы» была принята решением Ставропольской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы». Наряду с другими документами, в администрацию г. Ставрополя представлены справки ГУП СК «Крайтехинвентаризация» №№ Н-4633, Н-4634, выданные ДД.ММ.ГГГГ, достоверность которых Шанина О.А. не проверила. На основании документов, находящихся в личном деле семьи Гайдей О.В., в том числе, вышеуказанной справки, подготовлен проект постановления главы города Ставрополя «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы» и приложение к нему. Постановлением главы города Ставрополя № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы» семья Гайдей О.В. была принята в число участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы», Изъявивших желание получить субсидию в 2008 году» по<адрес>, при этом указанная семья включена в указанный список в хронологическом порядке ранее семей, подавших заявления и признанных участниками муниципальной программы в феврале 2006 года. 20.06.2008 года главой администрации г. Ставрополя Пальцевым Н.И. выдано свидетельство СК-26 № о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сумме <данные изъяты> рублей за счет средств федерального, краевого, местного бюджетов. ДД.ММ.ГГГГ на имя Гайдей О.В. был открыт банковский счёт для получения субсидии. ДД.ММ.ГГГГлавой г. Ставрополя издано постановление администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении социальной выплаты участнику программы Гайдей О.В. на оплату договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ №. Денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей были перечислены финансовым органом администрации <адрес> на банковский счет, открытый на имя Гайдей О.В. Денежные средства, перечисленные на основании свидетельства, были использованы семьей Гайдей О.В. на приобретение <адрес> на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ. Истец считает, что при реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» был допущено нарушение порядка формирования органом местного самоуправления списка молодых семей, участников подпрограммы. Списки семей должны быть сформированы по дате подачи соответствующего заявления. Семья Гайдей О.В. свидетельство о праве на получение субсидии получила необоснованно, т.к. как установлено в приговоре суда, что она не имела право на первоочередное получение субсидии и незаконно получила свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в 2008г., которое должно быть выдано в 2008г. другой семье. В результате незаконного получения семьёй Гайдей О.В. субсидии были существенно нарушены права и законные интересы граждан, принятых в очередь на получение выплат в рамках вышеуказанной целевой программы. Таким образом, Гайдей О.В. при отсутствии законных оснований получила денежные средства в форме субсидии из федерального, краевого и местного бюджетов, в связи, с чем обязана вернуть их, как неосновательное обогащение в соответствующие бюджеты. Вследствие незаконного получения денежных средств Гайдей О.В. из бюджета были нарушены интересы Российской Федерации, Ставропольского края, и муниципального образования – города Ставрополя. Просил взыскать с Гайдей О.В. неосновательно полученные денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей в доход федерального бюджета, сумму в размере <данные изъяты> рублей в доход бюджета Ставропольского края и сумму <данные изъяты> рублей в доход бюджета муниципального образования – <адрес>. В судебном заседании помощник прокурора Промышленного района г. Ставрополя Умрихина А.Н. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, просила удовлетворить его в полном объёме. Ответчик Гайдей О.В. (Пасечник) О.В. в судебное заседание не явилась, судом извещена о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Представитель ответчика Гайдей О.В. (Пасечник) О.В. – Грищев А.О., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал письменные возражения. Просил суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Представитель третьего лица администрации г. Ставрополя Салова З.Г. действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что в соответствии с пунктом 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее -Правила), участницей муниципальной целевой программы (далее -Программа) может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на Представитель третьего лица Министерства финансов Ставропольского края Искандерова Е.А., действующая на основании доверенности, полагала необходимым удовлетворить исковые требования прокурора. Представитель третьего лица Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Савченко С.И.., действующая на основании доверенности, пояснила, что постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в соответствии с которыми средства из федерального бюджета, предусмотренные на софинансирование мероприятий подпрограммы, перечисляются в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации на основании соглашений, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - Правила). В соответствии с п.п. 21, 23 Правил, орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный список молодых семей -участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Постановлением главы г. Ставрополя семья Гайдей О.В. была принята в число участников Программы, изъявивших желание получить субсидию в 2008 году. Перечисление средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществлялось в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации. Распределение субсидий, выделяемых местными бюджетами за счет средств федерального бюджета и краевого бюджета на предоставление социальных выплат молодым семьям, производилось на основании постановления Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п. Субсидии перечислялись органам местного самоуправления на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Субсидии зачислялись в доход бюджета органа местного самоуправления, орган местного самоуправления перечислял средства из местного бюджета в банк, отобранный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для обслуживания средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат, при получении от него заявки на оплату свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, которое выдается органом местного самоуправления, принявшего решение об участии молодой семьи в подпрограмме. Согласно пункту 36 Правил, орган местного самоуправления в течение 10 рабочих дней после поступления средств из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - участникам подпрограммы. В соответствии с пунктом 39 Правил, при получении свидетельства молодая семья информируется органами местного самоуправления о порядке и условиях получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству. Согласно п. 33 Правил, перечисление средств, выделенных на софинансирование мероприятий подпрограммы, в местные бюджеты осуществляется из бюджета субъекта РФ на основании соглашения, заключаемого между исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и органом местного самоуправления муниципального образования, на счета, указанные в п.31 Правил, для последующего перечисления в установленном порядке в местные бюджеты. В соответствии с соглашением, заключаемым с муниципальным образованием, орган местного самоуправления края осуществлял контроль и обеспечивал целевое и эффективное использование средств. Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края полностью выполнило свои обязательства по выделению денежных средств местным бюджетам, в том числе и администрации г. Ставрополя за счет средств федерального и краевого бюджета на предоставление социальных выплат молодым семьям. На основании изложенного считает доводы истца обоснованными. Представитель третьего лица Министерства финансов РФ в лице УФК по СК в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, представил суду заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Третье лицо Шанина О.А. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания. В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не были представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Таким образом, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело по иску прокурора к Гайдей О.В. в отсутствие третьего лица Шанина О.А. Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора Промышленного района г. Ставрополя в полном объёме. Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ главой г. Ставрополя было издано постановление № о предоставлении социальной выплаты участнику программы Гайдей О.В. на оплату договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 270048 рублей. Данное постановление было издано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», ведомственной целевой программой «Обеспечение жильём молодых семей в Ставропольском крае на 2006-2008годы и на перио<адрес> года», утверждённой приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №, и муниципальной целевой программой «Обеспечение жильём молодых семей в г.Ставрополе на перио<адрес> года», утвержденной постановлением главы города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ главой администрации г. Ставрополя было выдано свидетельство серия СК-26 № о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сумме 270048 рублей за счёт средств федерального, краевого, местного бюджетов на имя Гайдей О.В.. На имя Гайдей О.В. был открыт банковский счёт для получения субсидии, что подтверждается заявкой на перечисление бюджетных средств, информацией об открытии счетов молодым семьям-владельцам свидетельств. ДД.ММ.ГГГГ семьей Гайдей О.В. была приобретена в общую долевую собственность квартира №63 в доме №51 по ул. Васильева г. Ставрополя, общей площадью 53,10 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ. Приговором Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заведующая отделом правовой защиты и содействия реализации жилищных программ жилищного управления администрации <адрес> Шанина О.А. осуждена за совершение преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 286 УК РФ (14 эпизодов), ч.1 ст. 293 УК РФ (12 эпизодов), ч.2 ст. 290 УК РФ к трём годам лишения свободы с лишением права занимать должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления на три года со штрафом в размере 300000 рублей. В том числе Шанина О.А. осуждена по эпизоду необоснованной выдачи субсидии на приобретение (строительство) жилья семье Гайдей О.В.. Приговором Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что Гайдей О.В. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о включении ее семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей». Вместе с данным заявлением ею были представлены справки ГУП СК «Крайтехинвентаризация» №№ Н-4633, Н-4634, выданные ДД.ММ.ГГГГ, об отсутствии недвижимого имущества у Гайдей О.В. и членов ее семьи, достоверность которых Шанина О.А. не проверила. Семья Гайдей О.В. была принята в число участников данной муниципальной целевой программы, изъявивших желание получить субсидию в 2008г. по<адрес>, при этом указала в указанном списке заведомо ложные сведения о том, что от семьи Гайдей О.В.получено заявление и она принята на учет в качестве нуждающихся в получении субсидии с ДД.ММ.ГГГГ, при этом указанная семья была включена в список в хронологическом порядке ранее семей, подавших заявления и признанных участниками муниципальной программы в январе 2006г. Таким образом, в 2008г. семья Гайдей О.В. не имела право на первоочередное получение субсидии, указанное свидетельство в 2008г. должно быть выдано семье ФИО стоящей на законных основаниях в очереди на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья с ДД.ММ.ГГГГ, что позволило бы её семье реализовать право на улучшение своих жилищных условий с 2008 года. Постановлением администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО были профинансированы расходы в сумме 580 320 рублей для предоставления социальной выплаты участнику программы на оплату договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> В, общей площадью 49,1 кв.м. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) была утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы. В указанную программу была включена подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей». Подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № предусматривала создание системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, ведомственной целевой программой «Обеспечение жильём молодых семей в Ставропольском крае на 2006-2008 годы», утверждённой приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №, решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение жильём молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы». Постановлением главы г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № была утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение жильём молодых семей в городе Ставрополе на перио<адрес> года». Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (далее Правила). Правилами был установлен порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуальных жилых домов, которые могут направляться, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным кредитам или займам. Согласно п.5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 285) участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. В пункте 6. вышеуказанных Правил указано, что применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы: а) заявление по установленной форме; б) документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи; в) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется); г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий,или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее ДД.ММ.ГГГГ; д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома - кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом); е) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета. Предоставление вышеуказанных документов в орган местного самоуправления предусмотрено п. 15 Правил. В судебном заседании установлено, что Гайдей О.В. обратилась в администрацию г. Ставрополя с заявлением и пакетом документов, предусмотренных п.15 Правил, при этом семья Гайдей О.В. соответствовала требованиям п. 5 Правил. На основании данных документов семья Гайдей О.В. была признана нуждающейся в жилье для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильём молодых семей в г. Ставрополе» в соответствии с требованиями ст. 51 ЖК РФ. В судебном заседании не было предоставлено доказательств того, что данная семья была незаконно и необоснованно признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Гайдей О.В. имела право на получение соответствующих субсидий при подходе их очереди. В силу п.п.17, 21-23 Правил обязанность по организации проверки сведений, содержащихся в документах, поданных молодыми семьями, принятию решения о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы, письменному уведомлению молодой семьи о принятом решении, формирование списков молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших получить социальную выплату в планируемом году и представлению этих списков в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложена на орган местного самоуправления муниципального образования, отобранный субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме. Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № утверждён порядок формирования списков молодых семей – участников ведомственной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей в Ставропольском крае на 2006 - 2008 годы». В соответствии с п.п. 2, 3 данного Порядка органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края организуют работу по проверке сведений, содержащихся в документах, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимают решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей Программы. О принятом решении и номере очереди по муниципальному образованию молодая семья уведомляется письменно. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формируют по дате подачи заявлений списки молодых семей - участников программы, изъявивших желание получить субсидию в планируемом году, и представляют эти списки в министерство жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края (далее - министерство). Количество молодых семей определяется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края из расчета прогнозной суммы на реализацию Программы в бюджетах муниципальных образований Ставропольского края на планируемый год. В судебном заседании также установлено, что при формировании списков молодых семей по вине работников местного самоуправления, отвечавших за приём документов, было допущено нарушение порядка его формирования. Однако само по себе данное обстоятельство не может служить основанием для взыскания денежных средств как неосновательного обогащения с ответчиков, поскольку они имели право на получении соответствующих субсидий при подходе их очереди, а недобросовестное поведение сотрудника администрации г. Ставрополя не может служить основанием к ограничению их прав, предусмотренных соответствующими целевыми программами. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии неосновательного обогащения со стороны ответчиков за счёт средств жилищной субсидии, которая была потрачена по её целевому назначению на приобретение жилого помещения. Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что семья ФИО первоочередное право которого на получение субсидии было нарушено, в настоящее время уже получила соответствующие социальные выплаты на приобретение жилья. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований прокурора Промышленного района г.Ставрополя к Гайдей О.В. о взыскании неосновательно полученных денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей в доход федерального бюджета, в сумме <данные изъяты> рублей в доход бюджета Ставропольского края и в сумме <данные изъяты> рублей в доход бюджета муниципального образования – г. Ставрополь- отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Промышленный районный суд в течение 10 дней. Судья Шарудилов О.Н.
день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации решения о включении молодой семьи - участницы Программы в
список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году
не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 Правил; в)наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Согласно пункту 6 Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с пунктом 15 Правил для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы: а) заявление по установленной форме; б) документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи; в) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется); г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий; д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей
достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной
(средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой
социальной выплаты; е) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с частью 4 статьи 50
Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади
жилого помещения является минимальный размер площади жилого
помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности
граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в
качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно пункта 1.2 решения Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № учетная норма площади жилого помещения в городе Ставрополе, приходящаяся на одного гражданина, установлена в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения. <адрес> жилого помещения в соответствии с частью 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. В соответствии с указанным законодательством семья Гайдей О.В. составом семьи 2 человек была признана нуждающейся в жилье для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» на основании постановления главы города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с требованиями статьи 51 ЖК РФ. Согласно приговора Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что семья ответчиков включена в сводный список -претендентов молодых семей на получение социальной выплаты с 2006 тогда как документы были сданы в период с 2007-2008г.г., в связи с чем данная семья не имела права на получение субсидии в первоочередном порядке. При этом, имеющиеся в деле документы свидетельствуют о том, что семья Гайдей О.В. из 2 человек имела право на получение соответствующей субсидии при подходе очереди. Также в вышеуказанном приговоре указано на конкретных граждан которые не имели права на получение социальной выплаты, так как скрыли документы при наличие которых данные граждане не могли быть признаны нуждающимися и соответственно получив субсидию имело место неосновательного обогащения. В данном случае имело место нарушения очередности выдачи данной семье свидетельства. (Соответствующая позиция изложена в Определении Рязанского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ №, так в случае непредоставления семьей необходимого документа, допущено не по ее вине. Обстоятельства в связи с которыми должен предоставляться соответствующий документ, существуют в действительности на настоящий момент и момент постановки на учет нуждающихся в жилье, учитывая что нарушение допущено по вине сотрудников администрации, в обязанность которых входит проверка предоставленных документов, основания для исключения из списков молодых семей - претендентов на получение субсидии отсутствуют).