дело № 2-4481\11 по иску Прокурора Промышленного района г. Ставрополя в защите интересов РФ, субъекта РФ-СК, муницыпального образования г. Ставрополя к Сулейманян З.А. о взыскании неосновательно полученных денежных средств.



дело № 2-4481/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ставрополь 17 ноября 2011 года

Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:

судьи Шарудилова О.Н.,

при секретаре Карагодиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда г. Ставрополя гражданское дело по иску прокурора Промышленного района г.Ставрополя в защиту интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации – Ставропольского края, муниципального образования – г. Ставрополя к Сулейманян З.А. о взыскании неосновательно полученных денежных средств, с участием третьих лиц администрации г.Ставрополя, Министерства финансов Ставропольского края, Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, Министерства финансов РФ в лице УФК по СК, Шанина О.А.,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Промышленного района г. Ставрополя обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации – Ставропольского края, муниципального образования – г. Ставрополя к Сулейманян З.А. о взыскании неосновательно полученных денежных средств.

В обоснование своих исковых требований прокурор указал, что приговором Октябрьского районного суда г. Ставрополя заведующая отделом правовой защиты и содействия реализации жилищных программ жилищного управления администрации г.Ставрополя Шанина О.А. осуждена за совершение преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 286 УК РФ ( 14 эпизодов), ч.1 ст. 293 УК РФ ( 12 эпизодов), ч.2 ст. 290 УК РФ к трём годам лишения свободы с лишением права занимать должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления на три года со штрафом в размере <данные изъяты> рублей. В том числе Шанина О.А. осуждена по эпизоду необоснованной выдачи субсидии на приобретение (строительство) жилья семье Сулейманян З.А..

Так, ДД.ММ.ГГГГ Сулейманян З.А. обратился в администрацию <адрес> с заявлением о включении их семьи в состав участников подпрограммы «обеспечение жильем молодых семей», при том, что муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы» была принята решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы» и муниципальной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей в городе Ставрополе на перио<адрес> года». Наряду с другими документами, в администрацию <адрес> представлены справки ГУП СК «Крайтехинвентаризация» №№ ДД.ММ.ГГГГ и справки из федеральной регистрационной службы от ДД.ММ.ГГГГ, достоверность которых Шанина О.А. не проверила. На основании документов, находящихся в личном деле семьи Сулейманян З.А.подготовлен проект постановления главы города Ставрополя «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы» и приложение к нему. Постановлением главы города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы» и муниципальной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей в городе Ставрополе на перио<адрес> года», семья Сулейманян З.А. была принята в число участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы», и муниципальной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей в городе Ставрополе на перио<адрес> года», изъявивших желание получить субсидию в 2009 году» по<адрес>, при этом указанная семья включена в указанный список в хронологическом порядке ранее семей, подавших заявления и признанных участниками муниципальной программы в августе 2006 года. 07.09.2009 года главой администрации г. Ставрополя Пальцевым выдано свидетельство СК-26 о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сумме <данные изъяты> рублей за счет средств федерального, краевого, местного бюджетов, ДД.ММ.ГГГГ на имя Сулейманян З.А. был открыт банковский счёт для получения субсидии. ДД.ММ.ГГГГлавой <адрес> издано постановление администрации г. Ставрополя от 30.06..2010 о предоставлении социальной выплаты участнику программы Сулейманян З.А..на оплату договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ . Денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей были перечислены финансовым органом администрации <адрес> на банковский счет, открытый на имя Сулейманян З.А.…Денежные средства, перечисленные на основании свидетельства, были использованы семьей Сулейманян З.А..на приобретение <адрес> на основании договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ.

Истец считает, что при реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» был допущено нарушение порядка формирования органом местного самоуправления списка молодых семей, участников подпрограммы. Списки семей должны быть сформированы по дате подачи соответствующего заявления. Семья Сулейманян З.А.. свидетельство о праве на получение субсидии получила необоснованно, т.к. как установлено в приговоре суда, что она не имела право на первоочередное получение субсидии и незаконно получила свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в 2009г., которое должно быть выдано в 2009г. другой семье. В результате незаконного получения семьёй Сулейманян З.А..субсидии были существенно нарушены права и законные интересы граждан, принятых в очередь на получение выплат в рамках вышеуказанной целевой программы. Таким образом, Сулейманян З.А. при отсутствии законных оснований получила денежные средства в форме субсидии из федерального, краевого и местного бюджетов, в связи, с чем обязана вернуть их, как неосновательное обогащение в соответствующие бюджеты. Вследствие незаконного получения денежных средств ФИО из бюджета были нарушены интересы Российской Федерации, Ставропольского края, и муниципального образования – <адрес>.

Просил взыскать с Сулейманян З.А. неосновательно полученные денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей в доход федерального бюджета, сумму в размере <данные изъяты> рублей в доход бюджета Ставропольского края и сумму <данные изъяты> рублей в доход бюджета муниципального образования – г. Ставрополь.

В судебном заседании помощник прокурора Промышленного района г. Ставрополя Умрихина А.Н. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, просила удовлетворить его в полном объёме.

Ответчик Сулейманян З.А. в судебное заседание не явилась, судом извещена о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

В судебном заседании представитель ответчика Сулейманян З.А.ФИО7 представила возражения согласно которым, исковые требования считает необоснованными, так как круг лиц, интересы которых по мнению истца нарушены известен, Сулейманян З.А. получила лишь один сертификат на получение жилья, и если истец считает, что Сулейманян З.А. получила жилищный сертификат вместо другой семьи, то пусть и обращается в интересах другой семьи с иском в суд. Согласно приговора суда, признана виновной совершении преступных деяний Шанина О.А., чьими действиями, если и причинен ущерб муниципальному образованию, то она и должна нести ответственность по возмещению требуемой суммы в исковом заявлении. Сулейманян З.М. не привлекалась к уголовной ответственности по данному факту, она не признана виновной, поэтому она не может являться ответчиком то заявленному иску прокурора. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. В действующем ГПК приведен исчерпывающий перечень субъектов, в интересах которых прокурор может подать заявление в суд. В первую группу входят граждане, во вторую - субъекты, образующие неопределенный круг лиц, и в третью - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин сам не может обратиться в суд по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам. В заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином (ч.3 ст.131 ГПК), в противном случае судья может оставить заявление прокурора без движения, а затем возвратить в соответствии с ч.2 ст.136 ГПК. Список лиц, состоящих в очереди для получения жилищного сертификата есть, установлены конкретные лица, а не неопределенный круг лиц, чьи интересы по мнению истца нарушены. В целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц прокурор может обратиться в суд с заявлением об оспаривании незаконных нормативных правовых актов, нарушающих права и свободы граждан и организаций (ч.1 ст.251 ГПК). В этих же целях прокурор вправе предъявлять в суды иски: о признании действий продавцов (изготовителей, исполнителей) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий (ст.46 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N2300-1 (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ N171-ФЗ) "О защите прав потребителей")*(89); о компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды; об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением природоохранного законодательства (п.1 ст.78, ст.80 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N7-ФЗ "Об охране окружающей среды")*(90), и других случаях нарушения прав неопределенного круга граждан или организаций. В исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должны содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов (п.3 ст.131 ГПК). В указанном исковом заявлении отсутствуют данные требования. Просила отказать в удовлетворении иска в полном объёме.

Представитель третьего лица администрации г. Ставрополя Салова З.Г. действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее -Правила), участницей муниципальной целевой программы (далее -Программа) может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на
день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации решения о включении молодой семьи - участницы Программы в
список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году
не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 Правил; в)наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Согласно пункту 6 Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с пунктом 15 Правил для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы: а) заявление по установленной форме; б) документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи; в) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется); г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий; д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей
достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной
(средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой
социальной выплаты; е) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с частью 4 статьи 50
Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади
жилого помещения является минимальный размер площади жилого
помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности
граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в
качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно пункта 1.2 решения Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ учетная норма площади жилого помещения в городе Ставрополе, приходящаяся на одного гражданина, установлена в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения. <адрес> жилого помещения в соответствии с частью 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. В соответствии с указанным законодательством семья Сулейманян З.А. составом семьи 2 человека была признана нуждающейся в жилье для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» на основании постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с требованиями статьи 51 ЖК РФ. В соответствии с пунктом 22 Правил в первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ В связи с тем, что ответчицей была предоставлена справка из ООО «Империя» о том, что она признана нуждающейся до ДД.ММ.ГГГГ, данная семья включена в сводный список на получение социальной выплаты в первоочередном порядке, что в свою очередь послужило выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты. При этом, в случае не предоставления справки дающей преимущественное право на получение субсидии, данная семья продолжала бы состоять в очереди на получение соответствующей субсидии и имела право на получение при подходе очереди. При этом, в приговоре Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ указано на конкретных граждан которые не имели право на получение социальной выплаты, так как скрыли документы при наличие которых данные граждане не были бы признаны нуждающимися и соответственно получив субсидию имело место неосновательного обогащения. В данном случае имело место нарушения очередности предоставления свидетельства.

Представитель третьего лица Министерства финансов Ставропольского края Искандерова Е.А., действующая на основании доверенности, полагала необходимым удовлетворить исковые требования прокурора.

Представитель третьего лица Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Савченко С.И.., действующая на основании доверенности, пояснила, что постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ут­верждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобре­тение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых се­мей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в соответствии с которыми средства из федерального бюджета, предусмотренные на софинансирование мероприятий подпрограммы, перечисляются в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации на основании соглашений, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - Правила). В соответствии с п.п. 21, 23 Правил, орган местного самоуправления муници­пального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предше­ствующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании спи­сков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить со­циальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправ­ления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование меро­приятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых органи­зациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, форми­рует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный список молодых семей -участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Постановлением главы г. Ставрополя семья Дегтяревых была принята в число участников Программы, изъявивших желание получить субсидию в 2009 году. Перечисление средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов Россий­ской Федерации осуществлялось в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распреде­ления между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации для последую­щего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Феде­рации. Распределение субсидий, выделяемых местными бюджетами за счет средств федерального бюджета и краевого бюджета на предоставление социальных выплат молодым семьям, производилось на основании постановления Правительства Ставро­польского края от ДД.ММ.ГГГГ -<адрес> перечислялись органам местного самоуправления на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю для учета поступ­лений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Феде­рации. Субсидии зачислялись в доход бюджета органа местного самоуправления, орган местного самоуправления перечислял средства из местного бюджета в банк, отобран­ный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для обслужива­ния средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат, при получении от него заявки на оплату свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, которое выдается органом местного самоуправления, принявшего решение об участии молодой семьи в подпрограмме. Согласно пункту 36 Правил, орган местного самоуправления в течение 10 рабо­чих дней после поступления средств из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - участникам подпрограммы. В соответствии с пунктом 39 Правил, при получении свидетельства молодая се­мья информируется органами местного самоуправления о порядке и условиях получе­ния и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству. Согласно п. 33 Правил, перечисление средств, выделенных на софинансирование мероприятий подпрограммы, в местные бюджеты осуществляется из бюджета субъек­та РФ на основании соглашения, заключаемого между исполнительным органом госу­дарственной власти субъекта РФ и органом местного самоуправления муниципального образования, на счета, указанные в п.31 Правил, для последующего перечисления в установленном порядке в местные бюджеты. В соответствии с соглашением, заключаемым с муниципальным образованием, орган местного самоуправления края осуществлял контроль и обеспечивал целевое и эффективное использование средств. Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края полностью выполнило свои обязательства по выделению денежных средств местным бюджетам, в том числе и администрации г. Ставрополя за счет средств федерального и краевого бюджета на предоставление социальных выплат молодым семьям. На основании изложенного считает доводы истца обоснованными.

Представитель третьего лица Министерства финансов РФ в лице УФК по СК в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, представил суду заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Третье лицо Шанина О.А. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания.

В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не были представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Таким образом, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело по иску прокурора к Сулейманян З.А. в отсутствие третьего лица Шанина О.А.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора Промышленного района г. Ставрополя в полном объёме.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ главой <адрес> было издано постановление о предоставлении социальной выплаты участнику программы Сулейманян З.А. на оплату договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей. Данное постановление было издано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», ведомственной целевой программой «Обеспечение жильём молодых семей в Ставропольском крае на 2006-2008годы и на перио<адрес> года», утверждённой приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ , и муниципальной целевой программой «Обеспечение жильём молодых семей в <адрес> на перио<адрес> года», утвержденной постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

ДД.ММ.ГГГГ главой администрации <адрес> было выдано свидетельство серия СК-26 о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сумме <данные изъяты> рублей за счёт средств федерального, краевого, местного бюджетов на имя Сулейманян З.А..

На имя Сулейманян З.А. был открыт банковский счёт для получения субсидии, что подтверждается заявкой на перечисление бюджетных средств от ДД.ММ.ГГГГ, информацией об открытии счетов молодым семьям-владельцам свидетельств.

ДД.ММ.ГГГГ Сулейманян З.А. и несовершеннолетним Сулейманян Э.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была приобретена в общую долевую собственность <адрес>, общей площадью 43,60 кв.м., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности серия 26-АЖ , серия 26-АЖ .

Приговором Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заведующая отделом правовой защиты и содействия реализации жилищных программ жилищного управления администрации <адрес> Шанина О.А. осуждена за совершение преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 286 УК РФ (14 эпизодов), ч.1 ст. 293 УК РФ (12 эпизодов), ч.2 ст. 290 УК РФ к трём годам лишения свободы с лишением права занимать должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления на три года со штрафом в размере 300000 рублей. В том числе Шанина О.А. осуждена по эпизоду необоснованной выдачи субсидии на приобретение (строительство) жилья семье Сулейманян З.А..

Приговором Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что Сулейманян З.А. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о включении ее семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей». Вместе с данным заявлением ею была представлена справка ООО «Империя» без даты выдачи и номера о том, что Сулейманян З.А. и члены ее семьи были приняты на учет для получения жилой площади с ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Империя».Шанина не установила, что Сулейманян З.А. в ООО «Империя» никогда не работала и в очереди на улучшение жилищных условий нигде до ДД.ММ.ГГГГ не состояла. Справка ООО «Империя» Сулейманян З.А. никогда не выдавалась. Семья Сулейманян З.А. была принята в число участников данной муниципальной целевой программы, изъявивших желание получить субсидию в 2009г., при этом указанная семья была включена в список в хронологическом порядке ранее семей, подавших заявления и признанных участниками муниципальной программы в январе 2006<адрес> образом, в 2009г. семья Сулейманян З.А..не имела право на первоочередное получение субсидии, указанное свидетельство в 2009г. должно быть выдано семье ФИО стоящей на законных основаниях в очереди на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья с ДД.ММ.ГГГГ, что позволило бы семье реализовать право на улучшение своих жилищных условий с 2009 года.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) была утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы. В указанную программу была включена подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей». Подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ предусматривала создание системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, ведомственной целевой программой «Обеспечение жильём молодых семей в Ставропольском крае на 2006-2008 годы», утверждённой приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ , решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение жильём молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы».

Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение жильём молодых семей в городе Ставрополе на перио<адрес> года».

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (далее Правила). Правилами был установлен порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуальных жилых домов, которые могут направляться, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным кредитам или займам.

Согласно п.5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 285) участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В пункте 6. вышеуказанных Правил указано, что применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы: а) заявление по установленной форме; б) документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи; в) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется); г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий,или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее ДД.ММ.ГГГГ; д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома - кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом); е) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета.

Предоставление вышеуказанных документов в орган местного самоуправления предусмотрено п. 15 Правил.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Сулейманян З.А. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением и пакетом документов, предусмотренных п.15 Правил, при этом семья Сулейманян З.А. соответствовала требованиям п. 5 Правил.

На основании данных документов семья Сулейманян З.А. была признана нуждающейся в жилье для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильём молодых семей в г. Ставрополе» в соответствии с требованиями ст. 51 ЖК РФ.

В судебном заседании не было предоставлено доказательств того, что данная семья была незаконно и необоснованно признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Сулейманян З.А. имела право на получение соответствующих субсидий при подходе их очереди.

В силу п.п.17, 21-23 Правил обязанность по организации проверки сведений, содержащихся в документах, поданных молодыми семьями, принятию решения о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы, письменному уведомлению молодой семьи о принятом решении, формирование списков молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших получить социальную выплату в планируемом году и представлению этих списков в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложена на орган местного самоуправления муниципального образования, отобранный субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме.

Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ утверждён порядок формирования списков молодых семей – участников ведомственной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей в Ставропольском крае на 2006 - 2008 годы». В соответствии с п.п. 2, 3 данного Порядка органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края организуют работу по проверке сведений, содержащихся в документах, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимают решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей Программы. О принятом решении и номере очереди по муниципальному образованию молодая семья уведомляется письменно. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формируют по дате подачи заявлений списки молодых семей - участников программы, изъявивших желание получить субсидию в планируемом году, и представляют эти списки в министерство жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края (далее - министерство). Количество молодых семей определяется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края из расчета прогнозной суммы на реализацию Программы в бюджетах муниципальных образований Ставропольского края на планируемый год.

В судебном заседании также установлено, что при формировании списков молодых семей по вине работников местного самоуправления, отвечавших за приём документов, было допущено нарушение порядка его формирования.

Однако само по себе данное обстоятельство не может служить основанием для взыскания денежных средств как неосновательного обогащения с ответчиков, поскольку они имели право на получении соответствующих субсидий при подходе их очереди, а недобросовестное поведение сотрудника администрации г. Ставрополя не может служить основанием к ограничению их прав, предусмотренных соответствующими целевыми программами.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии неосновательного обогащения со стороны ответчика за счёт средств жилищной субсидии, которая была потрачена по её целевому назначению на приобретение жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора Промышленного района г.Ставрополя к Сулейманян З.А. о взыскании неосновательно полученных денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей в доход федерального бюджета, в сумме <данные изъяты> рублей в доход бюджета Ставропольского края и в сумме <данные изъяты> рублей в доход бюджета муниципального образования – г. Ставрополь- отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Промышленный районный суд в течение 10 дней.

Судья Шарудилов О.Н.