дело № 2-6115/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Ставрополь 30 ноября 2011 года Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе: судьи Последова А.Ю., при секретаре Трибунской О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда г. Ставрополя гражданское дело по заявлению Селеменевой ФИО7, с участием заинтересованного лица администрации г. Ставрополя, комитета градостроительства администрации г. Ставрополя о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, У С Т А Н О В И Л: Селеменева ФИО7. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В обоснование своих требований заявитель указала, что она обратилась в администрацию г. Ставрополя с заявлением о предоставлении ей земельного участка для строительства нежилого здания в кадастровом квартале №, местоположение земельного участка <адрес>, в районе нежилого здания №. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением заместителя главы администрации г. Ставрополя, руководителя Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала № категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования земельного участка- размещение торгово-офисного здания; местоположение земельного участка <адрес>, в районе нежилого здания №. Согласно пояснительной записки к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане, вид разрешённого использования земельного участка - для размещения торгово-офисного здания; площадь <данные изъяты> кв.м.; земельный участок обеспечен свободным доступом с западной стороны от <адрес>, вид обременения ФИО10» и МУП «ФИО12». На основании утверждённой схемы расположения вышеуказанного земельного участка был оформлен акт выбора земельного участка для строительства в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно акту выбора земельного участка, испрашиваемый Селеменевой ФИО7. участок соответствует действующей градостроительной документации. Выбор земельного участка согласован с инженерно-техническими службами. Кроме того, акт выбора земельного участка подписан заместителем главы <адрес>, руководителем комитета градостроительства администрации г. Ставрополя ФИО3, а также руководителем Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя. Согласно заключению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ размещение торгово-офисного здания на испрашиваемом заявительницей земельном участке не окажет существенного влияния на окружающую природную среду при условии соблюдения в процессе строительства и эксплуатации требований природоохранного законодательства. Кроме того, заявительницей было получено заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. для размещения торгово-офисного здания по <адрес>у в районе нежилого здания № а <адрес>. Однако ДД.ММ.ГГГГ Селеменевой ФИО7 было отказано в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, т.к. согласно решению Ставропольской городской Думы от 29.06.2011г. № 84 «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учётом разрешённого использования земельных участков, исключительно на торгах» право аренды на земельные участки для размещения объектов торговли осуществляется на конкурсной основе. Кроме того, в отказе о предоставлении муниципальной услуги указано, что запрашиваемый земельный участок входит в состав территории общего пользования и служит для размещения инженерных сетей, транспортных и пешеходных связей. Заявительница считает данный отказ незаконным и необоснованным, нарушающим её права на оформление документов о предоставлении в аренду земельного участка. Селеменева ФИО7. указала, что получила все необходимые согласования и направила полный комплект документов для утверждения акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта строительства, последний документ - заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю был получен ею и направлен в Единый центр «Одно окно» ДД.ММ.ГГГГ С момента подачи ею последних документов ДД.ММ.ГГГГ, администрация г.Ставрополя не утверждала акт выбора земельного участка, до тех пор, пока не было принято решение Ставропольской городской Думы от 29.06.2011г. № 84 «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учётом разрешённого использования земельных участков, исключительно на торгах». Считает, что администрация г. Ставрополя не выполнила возложенных на неё обязанностей по оформлению документов для утверждения акта выбора земельного участка. Кроме того, к правоотношениям, возникшим между ею и администрацией г. Ставрополя, не могут быть применены нормы закона, изданного позже возникновения вышеуказанных правоотношений по оформлению и утверждению акта выбора земельного участка. Просит : признать незаконным отказ в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о выборе земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. для размещения торгово-офисного здания по <адрес>у в районе нежилого здания №, кадастровый квартал № в <адрес> края и предварительном согласовании места размещения объекта на данном земельном участке Селеменевой ФИО7; возложить обязанность на администрацию <адрес>, произвести информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. для размещения торгово-офисного здания по <адрес>у в районе нежилого здания №, кадастровый квартал № в <адрес> края для строительства; возложить обязанность на администрацию <адрес> утвердить акт выбора земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. для размещения торгово-офисного здания по <адрес>у в районе нежилого здания №, кадастровый квартал № в <адрес> края и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта на данном земельном участке Селеменевой ФИО7. В последующем Селеменева ФИО7 уточнила свои требования, просила признать незаконным отказ в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о выборе земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. для размещения торгово-офисного здания по <адрес>у в районе нежилого здания №, кадастровый квартал № в <адрес> края и предварительном согласовании места размещения объекта на данном земельном участке Селеменевой ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ; возложить обязанность на администрацию <адрес>, произвести информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. для размещения торгово-офисного здания по <адрес>у в районе нежилого здания №, кадастровый квартал № в <адрес> края для строительства; возложить обязанность на администрацию <адрес> принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. для размещения торгово-офисного здания по <адрес>у в районе нежилого здания №, кадастровый квартал № в <адрес> края Селеменевой ФИО7. В судебном заседании заявитель Селеменева ФИО7. требования поддержала по основаниям указанным в заявлении, просила удовлетворить их в полном объёме. Представитель администрации г. Ставрополя Гуторова И.В. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения требований заявительницы, просила отказать в полном объёме. По существу заявленных требований Гуторова И.В. указала, что согласно решению Ставропольской городской Думы от 29.06.2011г. № 84 «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учётом разрешённого использования земельных участков, исключительно на торгах» право аренды на земельные участки для размещения объектов торговли осуществляется на конкурсной основе. Кроме того, запрашиваемый земельный участок входит в состав территории общего пользования и служит для размещения инженерных сетей, транспортных и пешеходных связей. Представитель заинтересованного лица комитета градостроительства администрации Суд, выслушав заявительницу Селеменеву ФИО7 представителей заинтересованных лиц администрации г. Ставрополя и комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении требований Селеменевой ФИО7 в полном объёме. Как усматривается из материалов дела, Селеменева ФИО7. обратилась в администрацию г. Ставрополя с заявлением о предоставлении ей земельного участка для строительства нежилого здания в кадастровом квартале №, местоположение земельного участка <адрес>, в районе нежилого здания №. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением заместителя главы администрации г. Ставрополя, руководителя Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала №: категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования земельного участка – размещение торгово-офисного здания; местоположение земельного участка <адрес>, в районе нежилого здания №. Согласно пояснительной записки к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане, вид разрешённого использования земельного участка - для размещения торгово-офисного здания; площадь <данные изъяты> кв.м.; земельный участок обеспечен свободным доступом с западной стороны от <адрес>, вид обременения ФИО10» и МУП «ФИО12». Сведения об испрашиваемом Селеменевой ФИО7 земельном участке внесены в дежурный план <адрес>, что подтверждается выкопировкой от ДД.ММ.ГГГГ На основании утверждённой схемы расположения вышеуказанного земельного участка был оформлен акт выбора земельного участка для строительства в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно акту выбора земельного участка, испрашиваемый Селеменевой ФИО7 участок соответствует действующей градостроительной документации. Выбор земельного участка согласован с инженерно-техническими службами. Кроме того, акт выбора земельного участка подписан заместителем главы г. Ставрополя, руководителем комитета градостроительства администрации г. Ставрополя ФИО3, а также руководителем Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя. Согласно заключению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ размещение торгово-офисного здания на испрашиваемом заявительницей земельном участке не окажет существенного влияния на окружающую природную среду при условии соблюдения в процессе строительства и эксплуатации требований природоохранного законодательства. Кроме того, заявительницей получено заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии государственным санитарно-эпидемиоло-гическим правилам и нормам земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. для размещения торгово-офисного здания по <адрес>у в районе нежилого здания № в <адрес>. Однако ДД.ММ.ГГГГ Селеменевой ФИО7. было отказано в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, т.к. согласно решению Ставропольской городской думы от 29.06.2011г. № 84 «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учётом разрешённого использования земельных участков, исключительно на торгах» право аренды на земельные участки для размещения объектов торговли осуществляется на конкурсной основе. Кроме того, в отказе о предоставлении муниципальной услуги отмечается, что запрашиваемый земельный участок входит в состав территории общего пользования и служит для размещения инженерных сетей, транспортных и пешеходных связей. Согласно ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: - без предварительного согласования мест размещения объектов; - с предварительным согласованием мест размещения объектов. В соответствии с п.5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст.31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ. Положениями ст. 31 ЗК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. В ходе разбирательства дела установлено, что Селеменева ФИО7. получила все необходимые согласования и направила полный комплект документов для утверждения акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта строительства, последний документ - заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю был получен ею и направлен в Единый центр «Одно окно» ДД.ММ.ГГГГ Согласно п.9.12 «Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования», утверждённого постановлением администрации г. Ставрополя от 10.09.2009г. № 691, после внесения сведений об испрашиваемом земельном участке в дежурный план Центр в течении 2 дней направляет информационное сообщение о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства в газету "Вечерний Ставрополь" для опубликования. Однако данные действия МУ «Многопрофильный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «Одно окно» (далее «Центр») не были произведены. Кроме того, п.9.18 указанного «Регламента» предусмотрено, что «Центр» в течении 5 дней со дня получения согласованного акта выбора земельного участка осуществляет подготовку проекта постановления администрации города Ставрополя и передает его для визирования должностными лицами в соответствующие органы администрации города Ставрополя. Однако данные действия Центром не были произведены. С момента подачи Селеменевой ФИО7 последних документов ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> не утверждала акт выбора земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ было принято решение Ставропольской городской Думы № 84 «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учётом разрешённого использования земельных участков, исключительно на торгах». В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Указанным решением Ставропольской городской думы от 29.06.2011г. № 84 его действие не распространяется на правоотношения по предоставлению земельных участков, возникшие до принятия данного решения. В связи с чем, отказ в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о выборе земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта по этим основаниям является незаконным. Более того, в соответствии со ст. 38 ЗК РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 ст. 30 ЗК РФ земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка. Однако испрашиваемый Селеменевой ФИО7. земельный участок не прошёл государственный кадастровый учёт, поскольку только решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, за их счёт границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учёта в порядке, установленном федеральными законами. Таким образом, испрашиваемый заявительницей земельный участок, не прошедший государственный кадастровый учет, не может быть предметом торгов. Кроме того, суд приходит к выводу о том, что довод представителя администрации г. Ставрополя о том, что испрашиваемый Селеменевой ФИО7. земельный участок входит в состав территории общего пользования и служит для размещения инженерных сетей, транспортных и пешеходных связей – не соответствует обстоятельствам дела, т.к. ещё ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения вышеуказанного земельного участка с видом разрешённого использования для размещения торгово-офисного здания, а также проведено согласование со всеми заинтересованными службами. Данная схема никем не оспорена и не отменена. Также представителями заинтересованных лиц не было представлено доказательств того, что схема участка была составлена и утверждена с нарушением требований закона. Положениями ст. 254 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ч. 2 ст. 254 ГПК РФ заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства. В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Требованиями ч.1 ст. 258 ГПК РФ установлено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о выборе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Селеменевой ФИО7. не соответствует требованиям закона и нарушает права заявительницы. При этом устранение нарушений её прав и свобод возможно путём возложения соответствующих обязанностей на орган местного самоуправления, решение которого обжалуется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Заявление Селеменевой ФИО7 о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта – удовлетворить в полном объёме. Признать незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главы администрации Возложить обязанность на администрацию г. Ставрополя произвести информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. для размещения торгово-офисного здания по <адрес>у в районе нежилого здания №, кадастровый квартал № в <адрес> края для строительства. Возложить обязанность на администрацию г. Ставрополя принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. для размещения торгово-офисного здания по <адрес>у в районе нежилого здания №, кадастровый квартал № в <адрес> края Селеменевой ФИО7. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение составлено 05 декабря 2011 года Судья А.Ю. Последов
г. Ставрополя Бойцова Е.А. в судебном заседании также возражала относительно удовлетворения требований заявительницы, просила отказать в удовлетворении требований в полном объёме.
<адрес>, руководителя комитета градостроительства администрации <адрес> в предоставлении Селеменевой ФИО7 муниципальной услуги по оформлению документов о выборе земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. для размещения торгово-офисного здания по <адрес>у в районе нежилого здания №, кадастровый квартал № в <адрес> края и предварительном согласовании места размещения объекта на данном земельном участке.