Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 26 января 2012 года г.Ставрополь Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе: председательствующего судьи Капориной Е.Е., при секретаре Черченко Т.А.., с участием истца Комитет Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству в лице представителя по доверенности от 12.01.2012г. Горбачевой И.П. ответчика Цыва А.Н. представителя ответчика адвокат Давыдов А.С. ордер №1560 от 14.12.2011г. удостоверение №233 третьих лиц ГУП Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» в лице представителя по доверенности №23-ю от 10.01.2012г. Соловьевой Л.В. и представителя по доверенности №80-ю от 26.12.2011г. Сыроваткина А.В., Министерство имущественных отношений Ставропольского края в лице представителя по доверенности №695/08 от 14.08.2011г. Борисовой М.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству к Цыва А.Н. о возмещении имущественного вреда, УСТАНОВИЛ: Комитет Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству обратился в суд с иском к Цыва А.Н. о возмещении имущественного вреда в размере <данные изъяты> рублей. Исковое заявление мотивировано следующим: Цыва А.Н. являясь генеральным директором <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, наделенный в соответствии с разделом 2 трудового договора от 18 июня 2007 года административно - хозяйственными и организационно-распорядительными функциями в нарушение п.7.1 Устава <данные изъяты>, п.2.3.1 Трудового договора, п.15 ч.1 ст.20, ст.23 ФЗ №161 от 14.11.2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», заведомо зная о необходимости получения в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края (далее Министерство) согласия на совершение крупных сделок, а именно превышающих 10% уставного фонда <данные изъяты>, который на ДД.ММ.ГГГГ года составлял <данные изъяты> рублей, умышленно использовал свои управленческие функции вопреки законным интересам предприятия в целях извлечения выгод для <данные изъяты> заключив ДД.ММ.ГГГГ точное время и место следствием не установлены без надлежащего согласования с Министерством, от имени <данные изъяты> договор на поставку продукции № с <данные изъяты> в лице генерального директора <данные изъяты>, предметом которого являлась поставка в адрес филиала <данные изъяты> Кроме того, до заключения договора Цыве А.П. было достоверно известно, что поставляемая продукция, а именно <данные изъяты> отсутствовала, поскольку заявка на их приобретение руководством филиала не подавалась. Во исполнение заключенного договора <данные изъяты> платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ перечислило на расчетный счет <данные изъяты> денежные средства в общей в сумме <данные изъяты>. При этом <данные изъяты> продукцию надлежащего качества, согласно заключенному договору, в адрес филиала <данные изъяты> не поставило, денежные средства не вернуло, причинив собственнику предприятия Министерству жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края, правопреемником которого в соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ является Комитет Ставропольского края по жилищно - коммунальному хозяйству материальный ущерб в сумме <данные изъяты>. В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал и просил удовлетворить в полном объеме, и пояснил, что Цыва А.Н., являясь генеральным директором <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ заключил с <данные изъяты> договор № на поставку продукции, в соответствии с которым <данные изъяты> приняло на себя обязательство по поставке <данные изъяты> запорной арматуры на общую сумму <данные изъяты> в т.ч. НДС 18%, а <данные изъяты> в свою очередь принять ее и произвести расчет с <данные изъяты> Исполняя условия договора, <данные изъяты> оплатил запорную арматуру платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ, на общую сумму <данные изъяты> При заключении договора поставки № от ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором <данные изъяты> были нарушены требования ст. 20, 23 Федерального закона от 14.11.2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», и п. 1.1.13 Постановления Правительства Ставропольского края № 90-п от 26.05.2003 года «О полномочиях органов исполнительной власти Ставропольского края по осуществлению прав собственника имущества, находящегося в государственной собственности Ставропольского края» в части согласования крупной сделки. Решением Арбитражного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, были удовлетворены исковые требования <данные изъяты>, применены последствия недействительности ничтожной сделки к договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между <данные изъяты> и <данные изъяты>, на <данные изъяты> возложена обязанность по возврат) денежных средств, полученных по ничтожной сделке. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от ДД.ММ.ГГГГ по делу № решение Арбитражного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения. На основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, Арбитражным судом Ставропольского края ДД.ММ.ГГГГ выдан исполнительный лист №. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю, было возбуждено исполнительное производство в отношении должника - <данные изъяты> об взыскании денежных средств, полученных по ничтожной сделке, в сумме <данные изъяты> Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю, было возбуждено исполнительное производство в отношении должника - <данные изъяты> о взыскании госпошлины в размере <данные изъяты> Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю, исполнительное производство в отношении должника - <данные изъяты> было окончено без исполнения, в связи с отсутствием у должника денежных средств и документов, подтверждающих его финансово-хозяйственную деятельность, исполнительный лист возвращен взыскателю - исполнительное производство в отношении должника -<данные изъяты> прекращено. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю, исполнительное производство в отношении должника - <данные изъяты> было окончено без исполнения, в связи с невозможностью установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях. Соответственно, решениями судебных приставов-исполнителей о возврате исполнительных документов без исполнения и окончании исполнительного производства, установлено, что должник - <данные изъяты> фактически не ведет финансово-хозяйственную деятельность, денежными средствами, достаточными для удовлетворения законных требований взыскателя - ГУП <данные изъяты>, а так же иным имуществом, на которое может быть обращено взыскание, не обладает, местонахождение должника не установлено (по месту государственной регистрации не находится). Исходя из вышеуказанного, у <данные изъяты> возник прямой действительный ущерб в связи с невозможностью взыскания по документам, подтверждающим наличие задолженности, денежных сумм с организации-должника. В соответствии с ч. 2 ст. 238 Трудового кодекса Российской Федерации - под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации - под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб). Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона Российской Федерации от 14.11.2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия. Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона Российской Федерации от 14.11.2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», руководитель унитарного предприятия при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно, а так же согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона Российской Федерации от 14.11.2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», руководитель унитарного предприятия несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия. В соответствии со ст. 277 Трудового кодекса Российской Федерации, руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006г. №52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю»: «Учитывая, что полная материальная ответственность руководителя организации за ущерб, причиненный организации, наступает в силу закона (статья 277 ТК РФ), работодатель вправе требовать возмещения ущерба в полном размере независимо от того, содержится ли в трудовом договоре с этим лицом условие о полной материальной ответственности. При этом вопрос о размере возмещения ущерба (прямой действительный ущерб, убытки) решается на основании того федерального закона, в соответствии с которым руководитель несет материальную ответственность (например, на основании статьи 277 ТК РФ либо пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»)». Кроме того, по вышеуказанной ничтожной сделке, от <данные изъяты> товарно-материальные ценности <данные изъяты> не получало, денежные средства предприятию в порядке реституции, не возвращены. Просят взыскать с Цыва А.Н. денежные средства в сумме <данные изъяты> В судебном заседании ответчик Цыва А.Н. исковые требования не признал, просил отказать в полном объеме. В судебном заседании представитель ответчика Цыва А.Н. исковые требования не признал, просил отказать в полном объеме. В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Ставропольского края пояснил, что собственником ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» является субъект Российской Федерации - Ставропольский край. Министерство имущественных отношений Ставропольского края осуществляет отдельные полномочия собственника. В соответствии с п.п.14 п. 10.3 постановления Губернатора Ставропольского края от 11 сентября 2007 г. № 589 «Об утверждении положения о министерстве имущественных отношений Ставропольского края» минимущество края в отношении СК «Ставрополькрайводоканал» осуществляет следующие функции: а) согласование сделок с недвижимым имуществом; б) согласование решений об участии государственных унитарных предприятий Ставропольского края в коммерческих и некоммерческих организациях, а в) согласование распоряжения вкладом (долей) в уставном (складочном) г) согласование уставов государственных унитарных предприятий Ставропольского края и вносимых в них изменений; д) закрепление имущества, находящегося в государственной собственности е) согласование в установленном порядке списания недвижимого имущества государственных унитарных предприятий Ставропольского края. П.2. Постановления от 26.05.2003г. №90-п «О полномочиях органов исполнительной власти Ставропольского края по осуществлению прав собственника имущества, находящегося в государственной собственности Ставропольского края» к компетенции министерства имущественных отношений Ставропольского края относит: Изменение подведомственности государственных унитарных предприятий, государственных учреждений (передача в ведение другого органа исполнительной власти Ставропольского края, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления) в соответствии с согласованным представлением указанных органов исполнительной власти края). Согласование сделок с недвижимым имуществом. Согласование решения об участии государственного унитарного предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях, а также заключение договора простого товарищества. Согласование распоряжения вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими государственному унитарному предприятию акциями. Согласование уставов государственных предприятий и вносимых в них изменений. Согласно Уставу <данные изъяты> является коммерческой организацией, созданной для осуществления финансово-хозяйственной деятельности, предприятие находится в ведомственном подчинении Комитета Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству - орган исполнительной власти. Министерство имущественных отношений Ставропольского края согласно Уставу предприятия является учредителем и выступает как орган по управлению государственным имуществом. Финансирование <данные изъяты> министерством имущественных отношений Ставропольского края не осуществляется. Таким образом, имущественный ущерб, вызванный неправомерными действиями руководителя <данные изъяты> Цыва А.Н., минимуществу края нанесен не был. Просят вынести решение суда в соответствии с действующим законодательством. Представитель <данные изъяты> в судебном заседании просил вынести решение суда в соответствии с действующим законодательством. Суд, выслушав участников процесса, исследовав обстоятельства дела и доказательства находит исковые требования подлежащими отклонению. Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом. Как установлено в судебном заседании, Цыва А.Н., являясь генеральным директором <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ заключил с <данные изъяты> договор <данные изъяты> на поставку продукции, в соответствии с которым <данные изъяты> приняло на себя обязательство по поставке <данные изъяты> запорной арматуры на общую сумму <данные изъяты>., в т.ч. НДС 18%, а <данные изъяты> в свою очередь принять ее и произвести расчет с <данные изъяты> Исполняя условия договора, <данные изъяты> оплатил запорную арматуру платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ, на общую сумму <данные изъяты> При заключении договора поставки № от ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором <данные изъяты> были нарушены требования ст. 20, 23 Федерального закона от 14.11.2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», и п. 1.1.13 Постановления Правительства Ставропольского края № 90-п от 26.05.2003 года «О полномочиях органов исполнительной власти Ставропольского края по осуществлению прав собственника имущества, находящегося в государственной собственности Ставропольского края» в части согласования крупной сделки. Приговором от ДД.ММ.ГГГГ Промышленного районного суда г.Ставрополя Цыва А.Н. признан виновным по ч.1 ст.201 УК РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> В соответствии с п. 1.8, 1.10 Устава утвержденного приказом Комитета Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству от 20.11.2008г. №115-о/д, согласованного распоряжением Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 20.10.2008г. №851, <данные изъяты> является юридическим лицом. Предприятие от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде. В соответствии с ст. 48, 49 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц. Действиям Цыва А.Н. причинен ущерб <данные изъяты>, которое вправе самостоятельно реализовать гражданские права и нести обязанности. Так, решением Арбитражного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, были удовлетворены исковые требования <данные изъяты>, применены последствия недействительности ничтожной сделки к договору №-№ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между <данные изъяты> и <данные изъяты>, на <данные изъяты> возложена обязанность по возврат) денежных средств, полученных по ничтожной сделке. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от ДД.ММ.ГГГГ по делу № решение Арбитражного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения. Таким образом, вмененная Цыва А.Н. сумма ущерба <данные изъяты>, взыскана с <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ на исполнение судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления ФССП по Ставропольскому краю поступил исполнительный лист в отношении должника - ООО «Водные ресурсы» и ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство №. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава-исполнителя указанное, исполнительное производство в отношении должника - ООО «Водные ресурсы» было окончено без исполнения, в связи с отсутствием у должника денежных средств и документов, подтверждающих его финансово-хозяйственную деятельность, исполнительный лист возвращен взыскателю <данные изъяты> Доводы истца о прекращении исполнительного производства в отношении <данные изъяты> не соответствуют действительности. Исполнительное производство окончено по основаниям предусмотренным ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве». В соответствии с ч.4 ст. 46 Закона возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 настоящего Федерального закона. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> повторно предъявил исполнительный лист в отношении <данные изъяты> к принудительному исполнению (заявление от ДД.ММ.ГГГГ №). Таким образом, суду не представлено доказательств утраты возможности исполнения решения Арбитражного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ и возврата <данные изъяты> руб. за счет <данные изъяты>. Факт причинения ущерба действиями Цыва А.Н. <данные изъяты>, а не Комитету Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству сторонами не оспаривается. В соответствии с п.5 Положения о Комитете Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 15.05.2008г. №554 Комитет является юридическим лицом имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банках и других кредитных учреждениях, печать с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы, бланки и имущество, необходимые для деятельности комитета. В соответствии с п.1.4 устава <данные изъяты> находится в ведомственном подчинении Комитета Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству, который является учредителем указанного предприятия. Министерство имущественных отношений Ставропольского края исполняет полномочия органа по управлению государственным имуществом, переданным ГУП СК «Ставрополькрайводоканал». Согласно, п.1.5, 3.9,3.10 Устава <данные изъяты>, предприятие является коммерческой организацией и самостоятельно распоряжается результатами производственной деятельности и полученной чистой прибылью, оставшейся после уплаты установленных законодательством налогов и других обязательных платежей и перечисления в бюджет Ставропольского края части прибыли от использования имущества предприятия.. Комитет согласовывает совершение крупных сделок, за исключением сделок с недвижимостью (п.5.1.14 Устава). Иных прав по отношению к имуществу и денежным средствам <данные изъяты> Комитет Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству не имеет. При таких обстоятельствах исковые требования не подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении иска Комитета Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству к Цыва А.Н. отказать. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя Судья Е.Е. Капорина Копия верна
также заключения договоров простого товарищества;
капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими
государственным унитарным предприятиям Ставропольского края акциями;
Ставропольского края, за государственными унитарными предприятиями Ставропольского края на праве хозяйственного ведения и его изъятие в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;