Дело № 2-1182/12 по заявлению Силютиной Натальи Васильевны о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату



Дело № 2-1182/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 марта 2012 года г. Ставрополь

Промышленный районный суд города Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Сподынюк Л.В.,

при секретаре Толмачевой И.Ю.,

представитель заявителя Силютиной Н.А. по доверенности Последовой Е.И.,

представителя заинтересованного лица администрации г.Ставрополя по доверенности Луценко Д.Е.,

представителя заинтересованного лица комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Ставрополя по доверенности Ткаченко Е.А.,

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по заявлению Силютина о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату,

У С Т А Н О В И Л:

Силютина обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату, мотивировав свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес>. ФИО7 и ФИО8 был заключён договор аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты>.м., расположенного по адресу <адрес> для строительства магазина. Данный договор прошёл государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, обшей площадью <данные изъяты>.м.. расположенном по адресу <адрес> также находился объект незавершенного строительства - магазин <данные изъяты> готовности, принадлежащий на праве общей долевой собственности ФИО9 и ФИО7 по <данные изъяты> доли в праве каждому. ДД.ММ.ГГГГ Силютина, по договору купли-продажи приобрела у ФИО10 и ФИО11 объект незавершенного строительства - магазин <данные изъяты> готовности, по адресу <адрес>. Переход права собственности был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по СК, что подтверждается, свидетельством о государственной регистрации права собственности серия . ДД.ММ.ГГГГ по договору о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ права и обязанности арендатора вышеуказанного земельного участка были переданы ФИО8 и ФИО7, Силютина Данный договор также прошёл государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Она обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом т.Ставрополя с заявкой по предоставлению в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес>, на котором находится принадлежащий ей на праве собственности объект незавершенного строительства. Однако ДД.ММ.ГГГГ ей было в этом откачано, так как выкуп земельного участка возможен, если на нем расположено здание местного самоуправления считает, что объект незавершенного строительства - магазин <данные изъяты> готовности, не является объектом капитального строительства. Считаю данный отказ в предоставлении земельного участка в собственность за плату незаконным и необоснованным, нарушающим ее права, предусмотренные ст. 36 ЗК РФ. Статьёй 254 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ч. 2 ст. 254 ГПК РФ заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства. В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия); органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Статьей 218 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или, прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Статьёй 130 ГК РФ объекты незавершенного строительства отнесены к недвижимому имуществу, которое согласно ст. 128 ГК РФ является объектом гражданских прав. Данная позиция отражена в определении Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . Таким образом, принадлежащий ей объект недвижимости - магазин <данные изъяты> готовности,- расположенный по адресу <адрес>, относится к объектам недвижимого имущества и является объектом гражданских прав. В соответствии с частью 1 статьи 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение государственными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления. Таким образом, в соответствии с п. п. 5, 6 ст. 36 ЗК РФ орган местного Самоуправления обязан в месячный срок со дня представления заявления с кадастровым паспортом земельного участка принять решение о предоставлении этого земельного участка в собственность, в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность орган местного самоуправления обязан подготовить проект договора купли-продажи и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Положения1 статьи 36 ЗК РФ распространяется на собственников зданий, строений, сооружений. Незавершенным строительством объектом может являться как здание, так и строение или сооружение, поскольку указанный правовой термин характеризует не Конструктивные особенности объекта недвижимости и функциональные цели его создания, а сам процесс создания объекта недвижимости и отражение поэтапности этого процесса в свойствах создаваемого объекта. В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ объект незавершенного строительства является объектом недвижимости в силу прочной связи с землей, перемещение, которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно. Поэтому вышеуказанные нормы материального права обусловливают наличие права на приватизацию земельного участка наличием права собственности на находящееся на Данном земельном участке недвижимое имущество. Поскольку за ней зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства, как на объект недвижимого имущества то она имеет. Исключительное право на приватизацию земельного участка. В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Признать незаконным отказ администрации <адрес> и Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении в собственность за плату земельного участка, находящегося по адресу <адрес> Силютина. Возложить обязанность на администрацию <адрес> принять решение о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес> Силютина. Возложить обязанность на администрацию <адрес> и Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> подготовить и направить в адрес Силютина проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.. расположенного по адресу <адрес>.

В судебное заседание заявитель Силютина не явилась, о слушании дела извещена, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель заявителя ФИО4 по доверенности ФИО12 в судебном заседании требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица администрации <адрес> по доверенности ФИО5 в судебном заседании требования заявителя не признала, просила в удовлетворении отказать, так как считает, что спорный объект нельзя считать зданием, строением, сооружением в соответствии с действующим законодательством.

Представитель заинтересованного лица комитета по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> по доверенности ФИО6 в судебном заседании поддержал позицию представителя администрации <адрес>, просил в требованиях заявителя отказать.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, оценив собранные доказательства и в их совокупности считает необходимым в заявленных требованиях отказать по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как установлено в судебном заседании Силютина является собственником незавершенного строительством объекта – магазин, назначение: нежилое здание, общей площадью застройки <данные изъяты>, инвентарный номер: <данные изъяты>, Литер <данные изъяты>, кадастровый (или условный) номер <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес> и договором купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

Ранее, ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес>. ФИО7 и ФИО8 был заключён договор аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес> для строительства магазина. Данный договор прошёл государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ1, что подтверждается копией договора от ДД.ММ.ГГГГ.

Вышеназванный земельный участок был предоставлен в аренду на новый срок 3 года с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.метров (в том числе <данные изъяты> кв.метров с особым режимом использования) для продолжения строительства магазина по <адрес> в квартале <данные изъяты>, категория земель – земли населенных пунктов, в том числе: площадью <данные изъяты> кв.метров ФИО7, площадью <данные изъяты> кв.метров ФИО9 согласно постановлению Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно письма комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , на земельном участке находится объект незавершенного строительства – магазин со степенью готовности <данные изъяты>, который не является капитальным строением, зданием, сооружением в силу ст.36 ЗК РФ. Таким образом, приватизация земельного участка не возможны.

В соответствии с абз. 1 п.1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9,10,11 Кодекса.

В силу ст.11 Земельного Кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Органом местного самоуправления в <адрес> является администрация <адрес> – исполнительно – распорядительный орган, возглавляемый главой администрации.

В соответствии с ч.3 ст. 16 Закона – ФЗ глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих полномочий и обязанностей, законодательства РФ, <адрес> и Устава соответствующие лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане – собственники сооружений, расположенных на земельных участках, имеют исключительное право на приватизацию указанных земельных участков.

Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ, для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастрового паспорта.

В соответствии с Общественным классификатором основных (Ж 013-94,утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ под зданиями определяется архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий для труда, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей. Здания имеют в качестве основных конструктивных частей степу и крышу.

Таким образом, зданием, строением, сооружением является объект, состоящий из несущих и ограждающих конструкций, образующих замкнутый объем, то есть завершенный строительством и введенный в эксплуатацию объект.

При предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства применение положений статьи 36 земельного кодекса Российской Федерации к объектам незавершенного строительства исключается, в связи с тем, что в отличии от зданий, строений и сооружений они не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода их в эксплуатацию.

Объект незавершенного строительства, исходя из норм п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, не обладает качествами, присущими зданиям, строениям, сооружениям, а именно: он не может быть использован по его прямому назначению, поскольку находится на стадии строительства и не введен в эксплуатацию.

Предоставление же земельных участков для целей строительства, а также правовой режим земельных участков в период строительства регулируется в соответствии с Земельным кодексом РФ, которым предусмотрен специальный порядок (ст. ст. 30 - 32 ЗК РФ).

Поэтому, при установлении на испрашиваемом земельном участке не завершенного строительством объекта, ст. 36 ЗК РФ, предоставляющая собственникам зданий, строений и сооружений исключительное право на приватизацию земельных участков, на которых расположены данные объекты, не может быть применена.

При этом наличие зарегистрированного права собственности на не завершенный строительством объект не является основанием возникновения права приобретения земельного участка по основаниям, предусмотренным ст. 36 ЗК РФ.

С учетом Федерального закона N 384-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, Приказа Минземстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 37 "Об утверждении инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации", Федерального закона N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", п. 10 ст. 1 ГПК РФ, ст. 55 ГПК РФ, объект незавершенного строительства не может быть использован в качестве здания, строения и сооружения, поскольку он не введен в эксплуатацию. Поскольку объекты незавершенного строительства не могут быть использованы в соответствии с их целевым назначением до завершения строительства и ввода их в эксплуатацию, при предоставлении земельного участка в собственность для целей строительства применение положений ст. 36 ЗК РФ к объектам незавершенного строительства неправомерно.

Согласно ст. 55 Градостроительного кодекса РФ право использования объекта капитального строительства возникает после ввода объекта в эксплуатацию.

Статьей 42 ЗК РФ предусмотрена обязанность лиц, которым предоставлен земельный участок, своевременно приступать к его использованию в случае, если срок освоения земельного участка предусмотрен договором.

В соответствии с п. 4 части 2 ст. 46 ЗК РФ основанием для прекращения договора аренды земельного участка, предназначенного для строительства, является его неиспользование с указанной целью в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом или договором аренды земельного участка.

Принцип следования земельного участка за прочно связанным с ним объектом недвижимости, исходя из смысла вышеназванных норм заключается в обеспечении возможности использования здания, строения или сооружения в соответствии с их назначением.

В силу ст. 36 Земельного кодекса РФ исключительным правом на приватизацию земельного участка обладают собственники объекта недвижимости, расположенного на земельном участке.

Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ, для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Следовательно, лицо, претендующее на приобретение земельного участка в собственность, обязано обратиться с соответствующим заявлением именно в орган местного самоуправления.

В соответствии со ст. 51,52 Устава <адрес>, утвержденного решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , администрация <адрес> является исполнительно – распорядительным органом местного самоуправления <адрес> и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, а также полномочиями по осуществению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральным законом.

Согласно п.4 Постановления Пленума ВАР РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для органов местного самоуправления является обязательным

Таким образом, при оценке всех доказательств в совокупности суд приходит к выводу, что заявленные требования Силютина о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату. удовлетворению не подлежат, поскольку при предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства применение положений статьи 36 Земельного кодекса РФ к объектам незавершенного строительства исключается в связи с тем, что в отличие от зданий, строений или сооружений они не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода их в эксплуатацию.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Силютина о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения.

Судья Л.В.Сподынюк