Дело № 2-1993/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 04 апреля 2012 года г. Ставрополь Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе председательствующего судьи Загорской О.В. при секретаре Алферовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению Ташлыкова Е.М. об оспаривании решения органа местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: Ташлыкова Е.М. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации г.Ставрополя об отказе в предоставлении ей земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в первоочередном порядке, о понуждении Администрации г.Ставрополя предоставить ей земельный участок под индивидуальное жилищное строительство в первоочередном порядке, о взыскании с Администрации г.Ставрополя в ее пользу суммы уплаченной государственной пошлины в размере 200 рублей. Заявление мотивировано следующим. Заявительница Ташлыкова Е.М. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением к главе г.Ставрополя о предоставлении ей, как участнику боевых действий, земельного участка для индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ она извещена, что ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии по постановке на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков, она поставлена на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков, в порядке очередности, исходя из даты подачи заявления - даты постановки на учет. В 2007 году ей установлена инвалидность третьей группы. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию г.Ставрополя с заявлением о предоставлении ей, как инвалиду, земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке. ДД.ММ.ГГГГ ответом за подписью заместителя руководителя комитета градостроительства администрации г.Ставрополя, она извещена о том, что в удовлетворении ее заявления отказано со ссылкой на то, что отсутствует правовой механизм предоставления земельных участков для ИЖС льготным категориям граждан бесплатно. С указанным отказом она не согласна, считает его нарушающим ее законные права и интересы по следующим основаниям. Как следует из ответа должностного лица органа местного самоуправления, ей отказано в первоочередном порядке предоставления земельного участка под ИЖС бесплатно. Вместе с тем, в своем заявлении она не ставит вопрос о предоставлении ей участка под ИЖС бесплатно, а просит предоставить его в первоочередном порядке. Право инвалида на предоставление земельного участка под ИЖС предусмотрено последним абз. ст. 17 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов», где так же ничего не говорится о бесплатном предоставлении земельного участка. В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года, на который так же ссылается должностное лицо органа местного самоуправления, на вопрос о том, порождает ли право инвалида на первоочередное предоставление ему земельного участка для ИЖС обязанность органа местного - самоуправления заключить с инвалидом договор купли-продажи земельного участка без торгов, даются разъяснения о том, что при предоставлении инвалиду земельного участка для ИЖС по договору купли - продажи торги не проводятся. Таким образом, предоставление инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства как в собственность, так и на праве аренды должно и может быть осуществлено на возмездной основе, но без проведения торгов. Указанная позиция поддерживается и многочисленной судебной практикой различных судов субъектов России. На основании изложенного считает, что она как инвалид, имеет право на предоставление ей в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке за плату, но без проведения торгов. На основании изложенного, просит заявление удовлетворить. В судебном заседании заявитель Ташлыкова Е.М. и ее представитель по доверенности Запорожцев О.М. поддержали заявление по изложенным в нем основаниям, просят его удовлетворить в полном объеме. В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации г.Ставрополя по доверенности Жукова М.В. возражала против удовлетворения заявленных требований Ташлыкова Е.М., пояснив, что Ташлыкова Е.М. как инвалид третьей группы, на основании ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Однако действующим законодательством не регламентирован механизм льготного предоставления земельных участков для указанных целей (бесплатно или за меньшую плату, на торгах либо без проведения торгов). В связи с этим Администрация г.Ставрополя по заявлению Ташлыкова Е.М. не принимала решения в порядке ст.29 ЗК РФ об отказе в предоставлении ей земельного участка, а направила ей письмо от ДД.ММ.ГГГГ с разъяснениями о том, что в настоящее время действующим земельным законодательством РФ не предусмотрен льготный порядок предоставления земельных участков данной категории граждан, что делает невозможным реализацию указанного права, соответственно, правовые основания для удовлетворения ее заявления отсутствуют. Одновременно ей было разъяснено, что в настоящее время в Правительство РФ внесен проект поправок в Земельный кодекс РФ, содержащий положения о порядке льготного предоставления земельных участков отдельным категориям граждан, в том числе инвалидам, разработанный Минэкономразвития РФ. Таким образом, ответ Администрации г.Ставрополя на обращение Ташлыкова Е.М. нельзя расценивать как незаконный отказ в предоставлении земельного участка инвалиду. Вместе с тем, в связи с отсутствием правового механизма предоставления земельного участка в административном порядке заявительница не лишена возможности обратиться в суд на основании ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» за разрешением спора о предоставлении ей данной конкретной меры социальной защиты. Просит суд в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным решения Администрации г.Ставрополя и о взыскании с Администрации г.Ставрополя расходов по уплате государственной пошлины – отказать, а в части понуждения Администрации г.Ставрополя предоставить земельный участок для ИЖС – принять законное и обоснованное решение суда. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что Ташлыкова Е.М. является инвалидом третьей группы, о чём свидетельствуют справка серии МСЭ-2011 № и удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем на основании ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» она имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ Ташлыкова Е.М. обратилась в Администрацию г.Ставрополя с заявлением о предоставлении ей, как инвалиду, земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке. ДД.ММ.ГГГГ ответом № за подписью заместителя руководителя Комитета градостроительства администрации г.Ставрополя, заявительнице Ташлыкова Е.М. разъяснено, что в настоящее время действующим земельным законодательством РФ не предусмотрен льготный порядок предоставления земельных участков данной категории граждан, что делает невозможным реализацию указанного права, соответственно, правовые основания для предоставления указанной категории граждан земельных участков в первоочередном порядке в целях индивидуального жилищного строительства отсутствуют. Расценив данный ответ как решение органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка бесплатно, заявительница обратилась в суд с заявлением о признании данного решения незаконным. Согласно действующему гражданско-процессуальному законодательству (ст.245 ГПК РФ) дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих относятся к категории дел, возникающих из публичных правоотношений, рассматриваемых, по общему правилу, в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, предусмотренном гл.25 ГПК РФ. В силу ст.257 ГПК РФ указанные выше дела рассматриваются с участием гражданина, обратившегося в суд с заявлением, а также руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действие (бездействие) которых обжалуются. В соответствии со ст.249 ГПК РФ бремя доказывания законности оспариваемого акта или действия (бездействия), а так же отсутствия или наличия обстоятельств, которые согласно действующему законодательству являются основанием для принятия того или иного акта и для совершения правоприменительных действий, возложено на орган, принявший оспариваемый акт, на органы и лиц, совершивших оспариваемое действие (бездействие). Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина). К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Пунктом 25 Постановления установлено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. По общему правилу, в силу ч.2 ст.28 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату, а в случаях, предусмотренных Земельным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, может осуществляться бесплатно. Статья 29 Земельного кодекса РФ устанавливает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного Кодекса РФ. Таким образом, Администрация г.Ставрополя является надлежаще уполномоченным органом, принимающим решение о предоставлении заинтересованному гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности города Ставрополя. Механизм предоставления такого земельного участка регламентирован Земельным кодексом РФ. Так, частью 1 статьи 31 ЗК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст.29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (ч.2 ст.31 ЗК РФ). Часть 1 статьи 32 ЗК РФ регламентирует, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (ч.2 ст.32 ЗК РФ). Статьей 30.1 ЗК РФ (в ред. ФЗ от 30.11.2011 N 349-ФЗ) предусмотрены особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В частности, из данной нормы следует, что такие земельные участки могут быть предоставлены: в собственность по договору купли-продажи; в аренду; в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта (в случаях, установленных подп.5 и 5.1 п.1 ст.24). Как следует из разъяснений Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2008 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ 17.09.2008 года, при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи торги не проводятся. Заявление Ташлыкова Е.М. от ДД.ММ.ГГГГ содержит просьбу о рассмотрении вопроса о предоставлении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке, но не указано, на каком праве либо каким способом заявительница намерена приобрести данный земельный участок. При таких обстоятельствах, учитывая положения ч.1 ст.31 ЗК РФ, заявление Ташлыкова Е.М., по сути, является заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Письмо № от ДД.ММ.ГГГГ за подписью заместителя руководителя Комитета градостроительства администрации г.Ставрополя неверно расценено Ташлыкова Е.М. как решение об отказе в удовлетворении ее заявления ввиду отсутствия правового механизма предоставления земельных участков для ИЖС льготным категориям граждан бесплатно. В данном письме ничего не сказано о принятии такого решения уполномоченным на то органом. Данное письмо не является ни решением об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта (ч.1 ст.32 ЗК РФ), ни решением об отказе в предоставлении земельного участка для строительства (ч.2 ст.32 ЗК РФ), а, по сути, является ответом на письменное обращение гражданина, носящим информационно-разъяснительный характер. В связи с этим требование о признании незаконным решения Администрации г.Ставрополя об отказе в предоставлении заявительнице земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в первоочередном порядке не подлежит удовлетворению. Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, федеральным законом предусмотрен иной принцип распределения обязанности по доказыванию, а именно: в силу ч.3 ст.246 ГПК РФ, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, а в силу ст.249 ГПК РФ – обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы, и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). При этом в целях правильного разрешения дела суд может истребовать доказательства по своей инициативе. Суду не представлено доказательств принятия Администрацией г.Ставрополя в установленном порядке и в пределах соответствующих полномочий (ст.29 ЗК РФ) какого-либо решения по заявлению Ташлыкова Е.М., что квалифицируется судом как бездействие. Свое бездействие Администрация г.Ставрополя мотивирует тем, что в настоящее время действующим земельным законодательством РФ не предусмотрен льготный порядок предоставления земельных участков данной категории граждан, что делает невозможным реализацию указанного права, соответственно, правовые основания для предоставления указанной категории граждан земельных участков в первоочередном порядке в целях индивидуального жилищного строительства отсутствуют. Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Действительно, специальный механизм реализации предусмотренного ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» права инвалида на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства на дату обращения заявительницы в орган местного самоуправления и на дату вынесения решения суда нормативно не регламентирован ни законодательством РФ, ни законодательством субъекта РФ. Вместе с тем, заявительница не лишена права требовать в судебном порядке предоставления ей данной конкретной меры социальной поддержки инвалидов (ст.32 ФЗ от 24.11.1995 года №181), ввиду следующего. Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. К числу таких гарантий относится и положение части 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В силу ч.1 ст.15 Конституции РФ суд обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм. В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации. Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства социальных прав инвалидов. Вместе с тем, из содержания статьи 17 названного выше Федерального закона, устанавливающей право инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий, следует, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов. Мера социальной поддержки, о предоставлении которой просит заявительница, является дополнительной гарантией реализации жилищных прав инвалидов. При этом, как следует из названия приведенной нормы, регулирующей обеспечение инвалидов жилой площадью, содержащиеся в ней гарантии непосредственно направлены на обеспечение инвалидов жилой площадью. Из толкования во взаимосвязи части 1 и части 14 статьи 17 вышеназванного Закона следует, что возможность обеспечения инвалидов жилой площадью непосредственно связана с нуждаемостью указанных лиц в улучшении жилищных условий. Следовательно, предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом цели использования земельного участка, следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан. Таким образом, действующее законодательство (ст.17 Закона N 181-ФЗ) ставит в зависимость право инвалидов на первоочередное получение земельного участка для жилищного строительства от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий. В деле имеются сведения о нуждаемости заявительницы в улучшении жилищных условий (ст.51 ЖК РФ). В частности, заявительницей представлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ за подписью заместителя руководителя Комитета градостроительства администрации г.Ставрополя, в котором ей сообщается о принятии ДД.ММ.ГГГГ ее на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков, как участника боевых действий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, постановлением главы г.Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции постановления администрации г.Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № – в порядке очередности. Постановка заявительницы на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков, как участника боевых действий произведена на основании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «Об управлении и распоряжении землями в <адрес>» с учетом изменений, внесенных <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты <адрес> и признании утратившими силу некоторых законодательных актов <адрес>». Согласно ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность гражданам бесплатно на основании федеральных законов, а также ветеранам боевых действий, признанных таковыми Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», уволенным в запас (отставку), по выслуге срока службы или иным основаниям, дающим право выхода на пенсию, и проживающим в населенных пунктах не менее трех лет. Таким образом, факт предоставления заявительнице ранее земельного участка бесплатно как участнику боевых действий свидетельствует о ее нуждаемости в жилом помещении и проживании в г.Ставрополе не менее трех лет. При таких обстоятельствах, законных оснований для отказа в предоставлении заявительнице как инвалиду причитающегося ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке за плату (без проведения торгов) суд не усматривает. Поэтому данное требование подлежит удовлетворению. В соответствии со ст.333.37 Налогового кодекса РФ Администрация г.Ставрополя освобождена от уплаты государственной пошлины как орган местного самоуправления, осуществляющий в суде защиту государственных и муниципальных интересов. Руководствуясь ст.ст.194-199, 245-246, ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Ташлыкова Е.М. об оспаривании решения органа местного самоуправления, действия (бездействия) должностного лица удовлетворить частично. Обязать Администрацию г.Ставрополя предоставить Ташлыкова Е.М. за плату (без проведения торгов) земельный участок под индивидуальное жилищное строительство в первоочередном порядке из земель, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «город Ставрополь». В остальной части заявленных требований – отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение месяца. Федеральный судья О.В. Загорская