гражданское дело по иску Ливеренко П.В. к Ставропольскому военному комиссариату о взыскании недополученной пенсии.



Дело №2-1696/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 марта 2012 года г. Ставрополь

Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Кондратьевой Л.Г.,

при секретаре Порубаеве В.И.,

с участием представителя истца Ливеренко П.В. по доверенности Захаровой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Ливеренко П.В. к военному комиссариату Ставропольского края о взыскании недополученной суммы пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Ливеренко П.В. обратился в суд с уточненным исковым заявлением, в котором просил взыскать с военного комиссариата Ставропольского края недополученную сумму пенсии в размере <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также просила взыскать расходы за оказанные юридические услуги в сумме <данные изъяты> рублей.

В обоснование иска указано, что истец является сыном Ливеренко В.Р., погибшего ДД.ММ.ГГГГ при исполнении служебного долга в Чеченской Республике.

В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам относятся военнослужащие, в том числе направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти РФ и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а так же принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу выплачивалась пенсия по линии Министерства обороны РФ по случаю потери кормильца. Пенсия назначена без добавок и повышений.

Согласно ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, вступившего в действие с 01.02.1993 года « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органов уголовно-исполнительной системы и их семей» предусмотрено повышение пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, которые повышаются: участникам Великой Отечественной войны, а также ветеранам боевых действий (п.п.1-4 пункта 1 ст.3 ФЗ «О ветеранах» из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов за контролем наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы - 100% установленного законодательством РФ минимального размера пенсии по старости, указанного в части 1 ст. 46 настоящего закона.

Считает, что с введением в действие данного закона ответчик должен был произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца, ранее назначенной, так как имеет право на более высокую пенсию в соответствии со ст.45 данного закона. Однако перерасчет пенсии произведен не был.

Истец указывает, что в соответствии с Федеральным законом №319-ФЗ от 03.12.2007 года, внесшим изменения в ст.46 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1, сумма пенсии, недополученная пенсионером своевременно по вине лица, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Истцу <данные изъяты> 32608 рублей 94 копейки. Просит удовлетворить исковое заявление в полном объеме, а также взыскать расходы за оказанные юридические услуги в сумме <данные изъяты> рублей.

Извещенный надлежащим образом, истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть исковое заявление в его отсутствии.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Захарова Г.А. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме.

В судебное заседание представитель ответчика военного комиссариата СК не явился, представил суду возражения на исковое заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствии. В возражениях представитель ответчика указал, что истец состоял на пенсионном обеспечении в военном комиссариате СК с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ему выплачивалась пенсия по случаю потери кормильца за погибшего отца Ливеренко В.Р.

Право на пенсию реализуется военнослужащими и членами их семьи исходя из специфики военной службы и особого правового статуса лиц, ее проходящих - в рамках государственного пенсионного обеспечения в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1. Определенные им условия назначения пенсий, порядок их исчисления (в том числе с учетом надбавок к пенсиям, увеличения и повышения пенсий), индексации и выплаты отличаются от условий назначения и порядка исчисления трудовых пенсий. Такое правовое регулирование, учитывающее объективные различия пенсий за выслугу лет и пенсии по случаю потери кормильца, назначаемых на общих основаниях, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционный принцип равенства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) при реализации гарантированного статьей 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение истца.

Утверждая, что пенсия по случаю потери кормильца должна быть увеличена и членам семьи, не имеющим статуса ветерана боевых действий, истец фактически ставит вопрос о внесении изменений в действующее пенсионное законодательство. Следовательно, до внесения соответствующих изменений в действующий Закон РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, оснований для удовлетворения требований не имеется.

Согласно статьи 45 Федерального Закона от 12 февраля 1993 года №4468-1, пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются: участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Законодателем однозначно ограничен круг субъектов, в отношении которых применяется указанная статья. Пенсии повышаются исключительно самим ветеранам боевых действий, которым назначается пенсия по случаю потери кормильца, а не членам семьи ветеранов боевых действий. Поясняет, что погибший Ливеренко В.Р. ветераном боевых действий признан не был, в его личном деле отсутствует информация о выдаче ему при жизни удостоверения ветерана боевых действий.

Просит отказать в удовлетворении искового заявления по указанным выше основаниям, а также просил суд, в случае удовлетворения искового заявления, учесть расчет суммы недополученной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>., согласно приведенного и приобщенного к материалам дела расчета.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства и в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец состоял на пенсионном обеспечении в военном комиссариате Ставропольского края с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ему выплачивалась пенсия по случаю потери кормильца за погибшего отца – Ливеренко В.Р.

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В соответствии со статьей 5 вышеуказанного Закона №4468-1, в случае гибели или смерти лиц, на которых распространяется действие этого закона, их семьи приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Согласно статье 49 данного Закона пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

Согласно статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются: участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Такая редакция действует в отношении тех лиц, которым пенсия продолжает выплачиваться уже с назначенным повышением, либо в отношении лиц, которым пенсия впервые назначается после вступления в законную силу Федерального закона от 03 декабря 2007 года № 319-ФЗ, которым внесены изменения в ст. 46 закона, согласно которым, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные данным законом определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере базовой части трудовой пенсии по старости и пересматривается одновременно с увеличением размера базовой части трудовой пенсии по старости.

Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст. 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого согласно статье 43 вышеуказанного Закона, то есть тех сумм выплат, которые получал сам кормилец.

Из материалов дела усматривается, что отец истца Ливеренко В.Р. участвовал в боевых действиях в Чеченской Республике. При жизни ему было предоставлено право на льготы, которое подтвердило статус ветерана боевых действий (п.п.1 п.1 ст.3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах») и при жизни имел право на повышение пенсионных выплат, так как Федеральный закон «О ветеранах» вступил в законную силу по истечение 10 дней со дня официального опубликования ("Собрание законодательства РФ", 16.01.1995, № 3, ст. 168), то есть 27 января 1995 года.

Вышеуказанная статья 45 помещена в разделе "Исчисление пенсий", где учитываются общие положения для всех видов пенсий, назначаемых на основании данного Закона. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.

Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.

Таким образом, вывод ответчика об отсутствии у истца права на перерасчет получаемой пенсии по случаю потери кормильца сделан без учета подлежащих применению правовых норм, из системного толкования которых следует, что указанная надбавка начисляется к пенсии, получаемой членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии предусмотрен в статье 45 Закона, предусматривающей право на повышение пенсионных выплат.

Этот же вывод вытекает и из содержания частей 4 и 5 статьи 46 того же Закона, устанавливающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего военнослужащего.

Вследствие этого, суд считает требования истца законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению, а в части взыскания расходов на оплату услуг представителя подлежащими удовлетворению частично.

Истец состоял на пенсионном обеспечении в военном комиссариате Ставропольского края с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст.1 Постановления Верховного Совета РФ от 12 февраля 1993 № 4469-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" - Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" введен в действие с 01 февраля 1993 года. Следовательно, с 01 февраля 1993 года в соответствии со ст.45 (п.п. «г») - пенсии повышаются участникам Великой Отечественной войны и других боевых операций по защите Родины из числа военнослужащих, проходивших службу в составе действующей армии, и партизан; участникам Великой Отечественной войны из числа лиц вольнонаемного состава, воспитанников и юнг действующей армии; участникам боевых действий за границей из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

В части первой статьи 46 слова", установленного законодательством Российской Федерации" заменить словами "(185 руб. 32 коп.), индексируемого в порядке, установленном для индексации трудовых пенсий статьей 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Соответственно, в соответствии со ст.46 указанного Закона, действовавшего в старой редакции до внесения изменений и дополнений Федеральным законом №112-ФЗ - минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из минимального размера пенсии по старости (185 руб. 32 коп.). Данная сумма в дальнейшем подлежит индексации в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» (Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих делает ссылку на Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма повышения составляла 246 руб. 28 коп. (185,32*1.065*1.09*1.06*1.08). Основание -1.08 (Постановление Правительства РФ от 16 июля 2003 года № 428), 1.06 (Постановление Правительства от 24 января 2003 года № 47), 1.09 (Постановление Правительства от 18 июля 2002 года № 535), 1.065 (Постановление Правительства от ДД.ММ.ГГГГ ). Соответственно, сумма недоплаты составляет <данные изъяты>.).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма повышения составляла <данные изъяты>). Основание - <данные изъяты>. - (Постановление Правительства РФ от 15 марта 2004 года № 142). Соответственно, сумма недоплаты составляет <данные изъяты>.).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма повышения составляла <данные изъяты>). Основание - <данные изъяты> - (Постановление Правительства РФ от 21 июля 2004 года № 363). Соответственно, сумма недоплаты составляет <данные изъяты>.).

Следующая индексация была проведена в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 27 января 2007 года №28. Согласно данному Постановлению - установлено, что индексация размера пенсии по старости, предусмотренного частью первой статьи 46 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...», применяемого при исчислении размеров надбавок к пенсиям, повышений и увеличений пенсий лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и членов их семей, осуществляется в соответствии с коэффициентом и периодичностью индексации базовой части трудовой пенсии, определяемыми Правительством Российской Федерации.

Указанное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01 августа 2005 года.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма повышения составляла <данные изъяты>). Основание - <данные изъяты> - (Постановление Правительства РФ от 24 марта 2006 года № 165), <данные изъяты> - (Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 года № 419). Соответственно, сумма недоплаты составляет <данные изъяты>.).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма повышения составляла <данные изъяты>). Основание - Постановление Правительства РФ от 27 марта 2007 года № 181 коэффициент индексации с ДД.ММ.ГГГГ базовой части трудовой пенсии составил <данные изъяты>. Соответственно, сумма недоплаты составляет <данные изъяты>.).

Согласно Федеральному закону от Федеральный закон от 03 декабря 2007 № 319-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" - с ДД.ММ.ГГГГ (ст.4 Закона) - п.п. «г» ст.45 Закона РФ № 4468-1 изложен в следующей редакции:

участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Расчетный размер пенсии на ДД.ММ.ГГГГ составлял <данные изъяты> рублей (ст.1 Федерального закона от 01 ноября 2007 № 244-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан").

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма повышения составляла <данные изъяты>). Основание - Федеральный закон от 03 декабря 2007 № 319-ФЗ. Соответственно, сумма недоплаты составляет <данные изъяты>.).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма повышения составляла <данные изъяты>). Основание - Федеральный закон от 01 ноября 2007 № 244-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан". Соответственно, сумма недоплаты составляет <данные изъяты>.).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма повышения составляла <данные изъяты>). Основание - Федеральный закон от 22 декабря 2008 № 269-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан". Соответственно, сумма недоплаты составляет <данные изъяты>.).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма повышения составляла <данные изъяты>%). Основание - Федеральный закон от 28 апреля 2009 № 72-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан". Соответственно, сумма недоплаты составляет <данные изъяты>.).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма повышения составляла <данные изъяты> (коэффициент индексации увеличен с 01 апреля 2010 г. в 1,088)*32%). Основание - Постановление Правительства РФ от 18.03.2010 № 169 "Об утверждении коэффициента индексации с 01 апреля 2010 г. социальных пенсий". Соответственно, сумма недоплаты составляет <данные изъяты>. (дата окончания выплаты пенсии - ДД.ММ.ГГГГ).

Всего к взысканию подлежит сумма в размере <данные изъяты>.

Согласно ст.ст.196 и 197 ГК РФ - общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

Закон РФ от 12 января 1993 года № 4468-1 является специальным законом, регулирующим пенсионные отношения между истцом и ответчиком. В соответствии с п.2 ст.58 Закона РФ № 4468-1 - сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Так как ответчиком вследствие неправильного толкования истцу не выплачивалось повышение к пенсии, то взыскиваемая сумма ограничению общим сроком исковой давности не подлежит.

Кроме того, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, выбор критериев индексации, выступающей в качестве антиинфляционной меры, является прерогативой законодателя, который вправе устанавливать их, в том числе в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации и в целом по Российской Федерации, соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан (Постановление от 19.06.2002 г. № 11-П, Определение от 04.10.2005 г. № 364-0, Определение от 01.06.2010 г. №787-0-0).

Закрепляя в ст. 318 ГК РФ правило об индексации сумм, выплачиваемых непосредственно на содержание гражданина (в том числе в возмещение вреда, причиненного здоровью), в зависимости от уровня инфляции, федеральный законодатель в пределах предоставленных ему полномочий избрал критерий индексации и предусмотрел гарантию соответствующего повышения размера выплат на содержание гражданина, что само по себе не может рассматриваться как нарушение прав граждан. Не препятствует осуществлению индексации этих выплат на основе указанного критерия и отсутствие в действующем гражданском законодательстве указания на случаи и порядок ее проведения, поскольку сам критерий индексации законодателем установлен.

Многообразие показателей, влияющих на уровень инфляции в конкретный период времени, характеризуют его как величину непостоянную. Одним из критериев определения инфляции в стране в целом является показатель средних цен (тарифов) на отдельные виды товаров и услуг, которые складываются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, сезонных колебаний и других факторов. Средние цены (тарифы) на товары и услуги определяются как среднеарифметические взвешенные величины из уровней цен отдельных городов и регионов.

В соответствии с п. Х.5 "Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен" (утв. Постановлением Госкомстата РФ № 23 от 25 марта 2002 г.) расчет индекса потребительских цен производится с месячной периодичностью.

В соответствии со ст.98 и 100 ГПК РФ - стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В материалах дела имеется квитанция к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой истцом Ливеренко П.В. на оказание услуг представителя оплачена денежная сумма в размере <данные изъяты> рублей в связи с чем, взысканию с ответчика на оказание юридических услуг подлежит сумма в размере <данные изъяты> рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковое заявление Ливеренко П.В. к военному комиссариату Ставропольского края удовлетворить частично.

Взыскать с военного комиссариата Ставропольского края в пользу Ливеренко П.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, недополученную сумму пенсии в размере <данные изъяты>.

Взыскать с военного комиссариата Ставропольского края в пользу Ливеренко П.В. расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей – в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Судья Л.Г. Кондратьева

Копия верна: судья Л.Г. Кондратьева

Решение изготовлено

в окончательной форме

30 марта 2012 года.