Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28 марта 2012 года г. Ставрополь Резолютивная часть решения оглашена 28 марта 2012 года Решение изготовлено в полном объеме 30 марта 2012 года Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе: председательствующего судьи Долгополовой Н.В., при секретаре Федоренко Е.А., с участием: заявителя Геба Т.П., представителя заявителя согласно доверенности от 22.10.2010 года Дмитриева А.В., представителя заинтересованного лица – Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ставрополя согласно доверенности от 23.11.2011 г., № 36 Ткаченко Е.А., рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Геба <данные изъяты> об оспаривании действий (бездействий) органа местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: Геба <данные изъяты> обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления. Заявленные требования мотивированы тем, что заявителю на праве собственности принадлежит гараж №457 площадью 35,9 кв.м., этажность 1, подземная этажность 1, адрес: г.Ставрополь, ГСК Современник на основании справки <данные изъяты>., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.01.2010 г. 26-АЖ №1145, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 29.01.2001г. сделана запись регистрации 26-26-12/138/2009-949. Гараж расположен на земельном участке кадастровый номер 26:12:010203:459, что утверждается кадастровым паспортом от 07.10.2009г. №26/501/09-51226. 25.04.2011г. заявитель обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя с заявлением об оформлении права собственности хмельного участка под ее гаражом ГСК «Современник»,457. К заявлению были приложены необходимые документы. Статьей 36 Земельного кодекса РФ уставлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, положенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным Кодексом. Если иное не установлено федеральными нами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Земельным Кодексом, федеральными законами. Согласно указанной статьи в месячный срок со дня поступления указанного в главе 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве ценности или в аренду исполнительный орган, государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса, в недельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Однако, администрацией <адрес> в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> было отказано в предоставлении земельного участка в связи с отсутствием договора аренды земельного участка и было предложено предоставить копию документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в аренду. Однако, данный документ представить не представляется возможным не могу, поскольку право не было оформлено. Данные факты послужили основанием для предъявления в суд требований: признать незаконными действия Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес>, выразившиеся в отказе в предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка под гараж, расположенного в ГСК «Современник», 457; обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> предоставить в собственность ФИО1 за плату земельный участок под гараж №, площадью 35,9 кв.м., этажность 1, подземная этажность 1, расположенного по адресу: <адрес>, ГСК «Современник». В судебном заседании, заявитель ФИО1 поддержала заявленные требования, просила удовлетворить их в полном объеме. В судебном заседании, представитель заявителя согласно доверенности ФИО4 просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Представитель заинтересованного лица - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> согласно доверенности ФИО3 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам. В статье 46 Конституции Российской Федерации закреплено важнейшее положение о том, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Особенности той или иной процедуры судебной защиты применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются федеральными законами. Глава 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определяет особенности рассмотрения дел по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих как одной из категорий дел, возникающих из публичных правоотношений. В соответствии со статьёй 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы. В силу требований статьи 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Только при наличии всех перечисленных признаков можно сделать правильный вывод о публичной природе возникших спорных правоотношений и, соответственно, о рассмотрении и разрешении их в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Исходя из вышеприведенных норм права суд считает, что требования ФИО1 подлежат рассмотрению и разрешению в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит гараж № площадью 35,9 кв.м., этажность 1, подземная этажность 1, расположенного по адресу: <адрес>, ГСК «Современник». Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 26-АЖ 161145 от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности на гараж № зарегистрировано на основании справки ГСК «Современник» № от ДД.ММ.ГГГГ. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> с заявлением об оформлении права собственности в порядке приватизации на земельный участок по гаражом, принадлежащем последней на праве собственности. Решением от ДД.ММ.ГГГГ за № Комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес> отказано ФИО1 в предоставлении в порядке приватизации земельного участка под гаражом №, расположенного в ГСК «Современник». Отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> мотивирован тем, что в представленных заявителем документах отсутствует договор аренды испрашиваемого земельного участка, согласно перечню документов, утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно п. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в том числе изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. (п 1). Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п. 2). В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления установлены ст. 34 ЗК РФ. Согласно положениям указанной нормы закона органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом, уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, если иное не установлено федеральными законами. Поскольку данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения. К заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Заявление), прилагаются следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц); копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке) (п. 4 в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 584); выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается выданное не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок (п. 5 в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 584); выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи Заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости (п. 6 в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 584); копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством. Из материалов дела усматривается, что заявителем, в исполнении ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации и Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, представлены в орган местного самоуправления все соответствующие документы к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в муниципальной собственности и на котором расположен гараж, принадлежащий ФИО1 на праве собственности. Исходя из установленных судом фактов и вышеприведенных норм права суд пришел к выводу о незаконности принятого Комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес> решения об отказе в предоставлении ФИО1 в порядке приватизации земельного участка под гаражом №, расположенного в ГСК «Современник». В силу статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина. С учетом вышеприведенных норм права и установленных судом обстоятельств суд пришел к выводу, что подлежат удовлетворению в полном объеме заявленные требования Геба <данные изъяты>. Руководствуясь ст. 194-196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Заявленные Геба ФИО6 требования об оспаривании действий (бездействий) органа местного самоуправления, удовлетворить. Признать незаконными действия Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, выразившиеся в отказе в предоставлении Геба Тамаре Петровне в собственность земельного участка под гараж, расположенного в ГСК «Современник», 457. Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя предоставить в собственность Геба <данные изъяты> за плату земельный участок под гараж №, площадью 35,9 кв.м., этажность 1, подземная этажность 1, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты>». Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд города Ставрополя в течение одного месяца с момента изготовления в окончательной форме. Судья Долгополова Н.В.