Дело № 2-736/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2011г. г. Ставрополь
Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Юрина И. С.,
при секретаре Писаревой Т.А.
с участием:
представителя истцов адвоката ФИО10, представившего ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Комитета градостроительства администрации <адрес> ФИО7,
представителя ответчика ООО «СК ЮгСтройИнвест» ФИО8,
представителя третьего лица Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края ФИО9,
представителя третьего лица Управления труда и социальной поддеожки населения по осуществлению отдельных государственных полномочий в г. Ставрополе ФИО13,
представителя третьего лица администрации г. Ставрополя ФИО14,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда г. Ставрополя гражданское дело по иску Лапина Виталия Геннадьевича, Тетеря Нины Ивановны, Семко Инны Анатольевны к комитету градостроительства администрации г. Ставрополя, ООО «Строительная компания «Югстройинвест» о возложении обязанности оборудовать жилой дом пандусами для беспрепятственного доступа к дому инвалидов и других маломобильных групп населения,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Лапин В. Г., Тетеря Н. И., Семко И. А. обратились в Промышленный районный суд г. Ставрополя с иском к комитету градостроительства администрации г. Ставрополя, ООО «СК «Югстройинвест», в котором, после уточнения исковых требований, просили обязать ответчиков оборудовать подъезды №№4-8 жилого дома по <адрес> пандусами, либо подъемными устройствами у лестниц при входах в подъезды для беспрепятственного доступа к дому инвалидов и других маломобильных групп населения.
В обосновании иска указали, что они являются собственниками жилых помещений 343-квартирного жилого <адрес>. Застройщиком дома является ООО «Центр Оптстрой», с которым и заключались договоры участия в долевом строительстве. В 2009г. дом, был сдан в эксплуатацию, а в последствии жилые помещения передавались в собственность. Жилой дом имеет восемь подъездов, три из которых оборудованы пандусами для подъема маломобильных групп населения. При этом данные подъезды имеют от трех до шести ступеней. А остальные пять подъездов, имеющие от 15 до 25 ступеней пандусов не имеют, хотя в доме проживают люди с ограниченными возможностями, молодые семьи с грудными детьми. Данные категории граждан не имеют возможности зайти в подъезд, проведать друзей, жить полноценной жизнью. Однако, планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Краевыми законами установлено, что объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежат оснащению специальными приспособлениями и оборудованием, к которым, в том числе, относятся жилые здания государственного, муниципального и частного жилищного фонда. Данные объекты должны быть оснащены пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в наземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей, чего сделано не было. Исполнительные органы государственной власти Ставропольского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности в соответствии с федеральным законодательством создают условия для доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и беспрепятственного передвижения указанной категории граждан на территории Ставропольского края. В соответствии с федеральным законодательством планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектной документации на новое строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений, их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособлений для доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения и использования их инвалидами и другими маломобильными группами населения не допускаются. При разработке проектной документации на реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений должны предусматриваться все необходимые мероприятия по обеспечению жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствии с требованиями нормативных документов. Таким образом, ни орган местного самоуправления, ни подрядчик ООО «СК «Югстройинвест» при строительстве и приемке дома в эксплуатацию, не обеспечили возможность доступа к дому инвалидам и другим маломобильных группам населения, пренебрегая тем самым федеральными и краевыми законами. Поскольку собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, считают необходимым обязать ответчиков оборудовать подъезды №№4-8 жилого дома по <адрес> пандусами, либо подъемными устройствами у лестниц при входах в подъезды для беспрепятственного доступа к дому инвалидов и других маломобильных групп населения.
В судебное заседание истцы не явились, представив заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель истцов адвокат ФИО10 исковые требования поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, просит удовлетворить иск в полном объеме. Также дополнил, что <адрес> проведена проверка по обращению одного из жильцов ФИО11 о нарушениях законодательства об инвалидах, градостроительного законодательства и по иным вопросам. По результатам проверки установлено, что должностными лицами Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя нарушаются требования действующего законодательства, в том числе о защите прав инвалидов. Согласно ст. 8 Закона СК № 7-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур» от 27.02.2008 г. контроль за обеспечением доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур на всех стадиях проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, сооружений, транспортных коммуникаций, благоустройства территории осуществляется должностными лицами органов социальной защиты населения, органом исполнительной власти Ставропольского края по жилищному контролю и строительному надзору, органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, уполномоченными на то федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края, в пределах их компетенции.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм закона, несмотря на поступление неоднократных обращений от жителей указанного дома до настоящего времени Комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя меры к устранению допущенных нарушений законодательства о защите прав инвалидов не приняты, в том числе временная комиссия с участием квалифицированных специалистов для решения вопроса о возможности оборудования пандусов не создана, что повлекло обоснованное обращение граждан в прокуратуру района за защитой нарушенных прав и интересов.
Установлено ненадлежащее исполнение должностных обязанностей начальником отдела по контролю за строительством Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя ФИО12, а по результатам проверки в отношении Комитета вынесено представление, в котором числе прочего прокурор требует безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений законодательства их причин и условий, им способствующих. Однако до настоящего времени меры Комитетом не приняты, в связи с чем, считает иск подлежащим удовлетворению в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя по доверенности ФИО7 пояснила, что в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщик обращается в уполномоченный на то орган местного самоуправления с соответствующим заявлением. К заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, разрешение на строительство, акт приемки объекта капитального строительства (если строительство осуществлялось на основании договора), документ, подтверждающий соответствие построенного объекта требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществившим строительство, документ, подтверждающий соответствие параметров построенного объекта требованиям проектной документации, документ, подтверждающий соответствие построенного объекта техническим условиям на расположение инженерно-технических сетей, схема, отображающая расположение построенного объекта в границах земельного
участка и планировочную ориентацию земельного участка, заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если в отношении объекта предусмотрено осуществление государственного строительного надзора). Таким образом, разрешение на ввод в эксплуатацию объектов, которые подотчетны государственной строительной экспертизе и государственному контролю, выдается комитетом градостроительства на основании правовой экспертизы документов без выезда на место.
В соответствии со ст. 54 Градостроительного кодекса РФ, государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе. Статьей 49 Градостроительного кодекса РФ регламентировано, что проектная документация на многоквартирные жилые дома подлежит государственной экспертизе. Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации; наличия разрешения на строительство; выполнение требований ст. 52 настоящего кодекса. В Ставропольском крае государственный строительный надзор осуществляется Министерством строительства и архитектуры СК в соответствии с его полномочиями. ДД.ММ.ГГГГ обществу с ограниченной ответственностью «Центр Оптстрой» комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя было выдано разрешение на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства многоэтажного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями (лит «А», «К», «К1») № «30-Э». К заявлению о выдаче указанного разрешения приложены все необходимые документы, в том числе заключение Министерства строительства и архитектуры СК от ДД.ММ.ГГГГ № о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и иных нормативных документов и проектной документации. Кроме того, застройщиком было представлено заключение Управление труда и социальной защиты населения г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № о соответствии предъявляемого к сдаче в эксплуатацию объекта техническим регламентам или заданию на проектирование. Таким образом, специалисты комитета градостроительства при выдаче разрешения на ввод многоквартирного дома по <адрес> в эксплуатацию действовали на основании закона в рамках своих полномочий, в связи с чем, просила в иске отказать.
Представитель соответчика ООО «Югстройинвест» в судебное заседание не явился, каких-либо ходатайств от юридического лица не поступало. Направляемую корреспонденцию по адресу предположительного местонахождения ООО «Югстройинвест» получало ООО «Строительная компания «Югстройинвест». В судебное заседание явился представитель ООО «Строительная компания «Югстройинвест» по доверенности ФИО8, который пояснил суду, что он работает в ООО «СК «Югстройинвест» юристом. ООО «Югстройинвест» на сегодняшний день не существует, данная фирма ликвидирована в установленном законом порядке. ООО «СК «Югстройинвест» не является правопреемником ООО «Югстройинвест» и не отвечает по его обязательствам. По существу спора ничего пояснить не может.
В судебное заседание представитель третьего лица Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по доверенности ФИО9 пояснила, что в соответствии с Постановлением Губернатора Ставропольского края от 07.07.2008 N 530 «Об утверждении Положения о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края» министерство является органом исполнительной власти Ставропольского края, обеспечивающим проведение на территории Ставропольского края государственной политики и осуществляющим управление, нормативно-правовое регулирование в области градостроительства, строительства и архитектуры, государственный строительный надзор, контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также полномочия Российской Федерации в области градостроительной деятельности, переданные для осуществления органам государственной власти Ставропольского края. Согласно ст.54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, наличия разрешения на строительство, соответствия лица, осуществляющего строительства требованиям Градостроительного кодекса РФ. Строительство объекта осуществлялось на основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №RU №, выданному ООО «Центр Оптстрой» на строительство многоэтажного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями и подземной автостоянкой. Проектная документация на данный объект имеет положительное заключение государственной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, в проектной документации указано о выполнении его с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. До ввода объекта в эксплуатацию застройщиком были представлены соответствующее изменения в проектную документацию, касающиеся доступности объекта маломобильным группам населения, в части изменения технических решений, которые не влияли на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства. В соответствии с п. «г» ч.7 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такое изменение не затрагивает конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышает предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, проектная документация и результаты инженерных изысканий не подлежат государственной экспертизе. Таким образом, в случае внесения в проектную документацию изменений, которые не могут повлиять на конструктивы объекта, указанная документация не должна проходить государственную экспертизу повторно. По окончании строительно-монтажных работ на объекте в июле 2009 г. инспекцией государственного строительного надзора министерства было выдано заключение о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации. Техническая и проектная документация по объекту после выдачи заключения возвращена заказчику. Учитывая указанные обстоятельства, просила рассмотреть дело с учетом представленных министерством пояснений по делу.
В судебном заседании представитель третьего лица Управление труда и социальной защиты населения администрации г. Ставрополя по доверенности ФИО13, пояснила, что согласно ст. 8 Закона СК №-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур» от ДД.ММ.ГГГГ контроль за обеспечением доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур на всех стадиях проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, сооружений, транспортных коммуникаций, благоустройства территории осуществляется должностными лицами органов социальной защиты населения, органом исполнительной власти Ставропольского края по жилищному контролю и строительному надзору, органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, уполномоченными на то федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края, в пределах их компетенции. Однако, поскольку до уже принят Комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя, то меры к устранению допущенных нарушений законодательства о защите прав инвалидов не должны приниматься. Считает, что данный вопрос должен быть разрешен возведением пандусов за счет средств маломобильных групп населения, проживающих в данном доме, в связи с чем, иск находит не подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании представитель третьего лица администрации г. Ставрополя по доверенности ФИО14, пояснил, что Комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя при приеме дома в эксплуатацию руководствовался представленными документами и не должен был выезжать на место, чтобы убедится в наличии либо в отсутствии пандусов у подъездов. А поскольку дом уже принят, то в иске считал необходимым отказать.
В судебное заседание представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, считавших возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Истцы Лапин В. Г., Тетеря Н. И., Семко И. А. имеют на праве собственности квартиры в многоэтажном доме со встроенно-пристроенными помещениями, имеющем 8 подъездов для входа в жилые помещения, на <адрес>.
Пандусы, либо подъемные устройства у лестниц при входах в подъезды для беспрепятственного доступа к дому инвалидов и других маломобильных групп населения в подъездах №№ 4-8 вышеуказанного дома отсутствуют.
В силу ст. 1 Закона Ставропольского края «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур» N 7-кз от ДД.ММ.ГГГГ,
- инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;
- маломобильные группы населения - инвалиды всех категорий; лица пожилого возраста; граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски; другие лица с ограниченными способностями или возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, вынужденные в силу устойчивого или временного физического недостатка использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления и собак-проводников;
Истцы Лапин В. Г. и Семко И. А. имеют несовершеннолетних детей: Лапина Владимира Витальевича, ДД.ММ.ГГГГ рождения и Семко Александра Дмитриевича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, соответственно, что подтверждается свидетельствами о рождении.
Следовательно, истцы относятся к категории маломобильной группы населения.
Согласно ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» N 181 -ФЗ от 24 ноября 1995 года, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации), (часть первая в ред. Федерального закона от 08.08.2001 N 123-ФЗ)
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Закон Ставропольского края «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур» в ст. 3 определяет объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащие оснащению специальными приспособлениями и оборудованием, к которым, в том числе, относятся жилые здания государственного, муниципального и частного жилищного фонда.
Данные объекты должны быть оснащены пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в наземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей; (ст. 4 Закона СК)
Согласно ст. 5 краевого закона, исполнительные органы государственной власти Ставропольского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности в соответствии с федеральным законодательством создают условия для доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и беспрепятственного передвижения указанной категории граждан на территории Ставропольского края.
В соответствии с федеральным законодательством планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектной документации на новое строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений, их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособлений для доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения и использования их инвалидами и другими маломобильными группами населения не допускаются.
При разработке проектной документации на реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений должны предусматриваться все необходимые мероприятия по обеспечению жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствии с требованиями нормативных документов (ст. 5 Закона СК).
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя застройщику было выдано разрешение на ввод в эксплуатацию, но возможность доступа к дому инвалидам и другим маломобильных группам населения обеспечена не была.
Прокуратурой Ленинского района г. Ставрополя была проведена проверка по обращению гражданина ФИО11 о нарушениях законодательства об инвалидах, градостроительного законодательства при строительстве <адрес>.
По результатам проверки установлено, что должностными лицами Комитета нарушаются требования действующего законодательства, в том числе о защите прав инвалидов.
В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ директором Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя ФИО15 ООО «Центр Оптстрой» выдано разрешение на строительство многоэтажного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями и подземной автостоянкой по <адрес> в <адрес>.
В соответствии с положительным заключением ГУ СК «Государственная экспертиза в сфере строительства» по проекту от ДД.ММ.ГГГГ, проект выполнен с учётом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. На входах в жилую часть и во встроено-пристроенную часть помещений общественного назначения предусмотрены пандусы с уклоном 8% с поручнями и ограждениями.
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя дано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Вместе с тем, проведённой прокуратурой района проверкой с привлечением специалистов Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, Министерства строительства и архитектуры СК, установлено, что в многоквартирном жилом доме по <адрес> в <адрес> из 8 имеющихся в доме подъездов пандусами для инвалидов оснащены только 3.
Согласно ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Согласно ст. 3 Закона СК №-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур» от ДД.ММ.ГГГГ к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся в том числе жилые здания государственного, муниципального и частного жилищного фонда; административные здания и сооружения; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
В соответствии со ст. 4 указанного закона объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими приспособлениями и оборудованием, в том числе пандусами и поручнями при входах в здания.
На основании ч. 1, 2 ст. 5 закона СК исполнительные органы государственной власти Ставропольского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности в соответствии с федеральным законодательством создают условия для доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и беспрепятственного передвижения указанной категории граждан на территории Ставропольского края. При разработке проектной документации на реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений должны предусматриваться все необходимые мероприятия по обеспечению жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствии с требованиями нормативных документов.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 указанного закона, органы социальной защиты населения совместно с органами архитектуры и градостроительства могут создавать временную комиссию с участием квалифицированных специалистов, представителей заинтересованных организаций и общественных объединений инвалидов для выработки рекомендаций по созданию условий доступности объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения.
В соответствии со ст. 8 закона контроль за обеспечением доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур на всех стадиях проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, сооружений, транспортных коммуникаций, благоустройства территории осуществляется должностными лицами органов социальной защиты населения, органом исполнительной власти Ставропольского края по жилищному контролю и строительному надзору, органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, уполномоченными на то федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края, в пределах их компетенции.
В нарушение указанных норм закона до настоящего времени Комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя меры к устранению допущенных нарушений законодательства о защите прав инвалидов не приняты, в том числе временная комиссия с участием квалифицированных специалистов для решения вопроса о возможности оборудования пандусов не создана, что повлекло обращение граждан в прокуратуру <адрес> за защитой нарушенных прав и интересов.
Прокуратурой направлено руководителю Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя представление об устранении нарушения законодательства об инвалидах и привлечении к дисциплинарной ответственности должностного лица.
До настоящего времени нарушения закона не устранены.
В силу ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
С учетом изложенного суд находит требование истцов в части возложения обязанности на ответчика Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя оборудовать подъезды №№ 4-8 жилого дома по <адрес> пандусами, либо подъемными устройствами у лестниц при входах в подъезды для беспрепятственного доступа к дому инвалидов и других маломобильных групп населения, подлежащим удовлетворению.
Требование истцов в части возложения обязанности на ответчика ООО «Югстройинвест» оборудовать подъезды №№ 4-8 жилого дома по <адрес> пандусами, либо подъемными устройствами у лестниц при входах в подъезды для беспрепятственного доступа к дому инвалидов и других маломобильных групп населения, по мнению суда, не подлежат удовлетворению, поскольку, в судебном заседании, ООО «Югстройинвест» ликвидировано. ООО «Строительная компания «Югстройинвест» не является правопреемником ООО «Югстройинвест» и не отвечает по его обязательствам, поскольку, в силу ч. 1 ст. 61 ГК РФ, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Лапина Виталия Геннадьевича, Тетеря Нины Ивановны, Семко Инны Анатольевны к комитету градостроительства администрации г. Ставрополя, ООО «СК «Югстройинвест» о возложении обязанности оборудовать жилой дом пандусами для беспрепятственного доступа к дому инвалидов и других маломобильных групп населения удовлетворить частично.
Обязать Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя оборудовать подъезды №№ 4-8 жилого дома по <адрес> пандусами, либо подъемными устройствами у лестниц при входах в подъезды для беспрепятственного доступа к дому инвалидов и других маломобильных групп населения.
В удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности на ООО «Югстройинвест» оборудовать подъезды №№ 4-8 жилого дома по <адрес> пандусами, либо подъемными устройствами у лестниц при входах в подъезды для беспрепятственного доступа к дому инвалидов и других маломобильных групп населения отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение десяти дней.
Судья И.С. Юрин