Дело № 2-4384/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Ставрополь 17 сентября 2012 года Промышленный районный суд г. Ставрополя, в составе председательствующего судьи Юрина И.С., при секретаре Бутько Е.В., с участием: представителя истца Пахомова С.П., действующего, также в интересах несовершеннолетних детей: Пахомова П.С. и Пахомовой А.С., по доверенности Ивашова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску к Северо-Кавказскому территориальному управлению имущественных отношений МО РФ и ФГУ Специальному территориальному управлению имущественных отношений МО РФ о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, УСТАНОВИЛ: Пахомов С.П. действующий, также в интересах несовершеннолетних детей: Пахомова П.С. и Пахомовой А.С. обратился в суд с иском к Северо-Кавказскому территориальному управлению имущественных отношений Министерства обороны РФ и Специальному территориальному управлению имущественных отношений Министерства обороны РФ, с участием третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, а именно <адрес>, состоящей из трех комнат, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>, общей площадью 76,6 кв.м. Из исковых требований усматривается, что Пахомов С.П. проходит военную службу по контракту. Пахомову С.П. Министерством обороны РФ была предоставлена трехкомнатная <адрес>, по адресу: <адрес> обход, <адрес>, по договору социального найма. В соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Жилое помещение, предоставленное Пахомову С.П., которое он в настоящее время занимает, является единственным местом жительства. В соответствии с п.17 ст.34 «Положения о прохождении военной службы», утв. Указом Президента РФ 16 сентября 1999 года №1237 военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативно правовыми актами Российской Федерации, без согласия не может быть уволен с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно – штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства. Согласно ст. 296 Гражданского кодекса РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются данным имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. На основании ст. 131 Гражданского РФ право оперативного управления подлежит государственной регистрации. В соответствии со свидетельством о регистрации права 26-26-09/012/2011-699 от 19.11.2011г., субъект права Российская Федерация, вид права – собственность, ограничения (обременения) не зарегистрировано, объектом права является трехкомнатная квартира по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>. Согласно ст.2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане РФ, занимающие жилые помещения на условиях договора социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. В целях реализации этого права истец обратился с заявлением на имя начальника ФГУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, г.Ростов-на-Дону, а также начальника Специального территориального управления имущественных отношений МО РФ, г.Москва о разрешении вопроса о приватизации и заключении соответствующего договора. Ответчиками в ответе на обращение истца, указано, что Министерство обороны РФ в лице ФГУ Специального территориального управления имущественных отношений МО РФ не возражает против оформления в собственность жилого помещения в порядке приватизации, но связи с отсутствием в Министерстве обороны РФ процедуры передачи жилья в собственность, признание права собственности на занимаемое помещение возможно в порядке гражданского судопроизводства. В соответствии с ч.3 ст.8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилья он вправе обратиться в суд. Пленум ВС РФ в своем постановлении от 24.08.1993 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»» подтвердил, что судам подведомственны дела, возникающие в связи с осуществлением и защитой прав граждан при приватизации занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Статьей 35 Конституции РФ провозглашено право каждого гражданина, иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им. Согласно ст.12 ГК РФ, ст.11 ЖК РФ защита гражданских и жилищных прав осуществляется путем признания права. В силу ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. В соответствии с постановлением КС РФ от 3.11.1998 года №2, определения КС РФ от 2.11.2000 года по делу о проверке конституционности отдельных положений ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права, соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией РФ. Ведомственный жилищный фонд, в том числе и жилищный фонд МО РФ, является собственностью РФ. В соответствии со статьями 57, 58 ГК РФ, положением о МО РФ, утвержденным Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, пунктом 1.2 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений», постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», приказом МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации федеральных государственных учреждений МО РФ», территориальное управление имущественных отношений МО РФ выполняет следующие задачи по осуществлению полномочий в области распоряжения имуществом ВС РФ. Представитель истцов по доверенности Ивашов А.В. поддержал исковые требования, просил суд удовлетворить их в полном объеме. Истец в судебное заседание не явился извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии. Представители ответчика Северо-Кавказского территориального управления имущественных отношений Министерства обороны РФ и ФГУ Специального территориального управления имущественных отношений МО РФ, извещенные о дате, времени и месте судебного разбирательства в суд не явились. В судебное заседание также не явился надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте судебного разбирательства представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (Управление Росреестра по СК), представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, при этом указал, что не возражает против передачи в собственность жилого помещения. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК. Суд, выслушав объяснения лица, участвующего в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Право гражданина на жилище и право иметь имущество в собственности, установлено ст. ст. 35, 40 Конституции РФ. Устанавливая право гражданина на жилище, государство в п. 3 ст. 40 Конституции РФ предусмотрело предоставление жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Статьей 6 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Согласно ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ В соответствии с п.17 ст. 34 «Положения о прохождении военной службы», утв. Указом Президента РФ 16 сентября 1999 года № военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативно правовыми актами Российской Федерации, без согласия не может быть уволен с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно – штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства. Согласно ст. 296 Гражданского кодекса РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются данным имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. В соответствии с ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилому фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ право оперативного управления подлежит государственной регистрации. Соответственно к категории жилых помещений указанных ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", не подлежащих приватизации, занимаемая истцом квартира не принадлежит, т.к. решения об отнесении <адрес> <адрес> к специализированному жилищному фонду не принималось. В соответствии со ст.62 Жилищного кодекса РФ спорное жилое помещение может быть предметом договора социального найма жилого помещения, соответственно и предметом договора приватизации в соответствии ст.ст. 1, 2, 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 (в ред. от 02.07.2009 года) "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", пунктом 8 разъяснено, что исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. В соответствии ст. 11. Жилищного кодекса РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права. Согласно ст.12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права. В судебном заседании не нашел свое подтверждение тот факт, что спорная квартира является жилым помещением специализированного жилищного фонда - служебным жилым помещением и в связи с этим не подлежит приватизации. Из материалов дела также не усматривается, что спорная квартира является служебным жилым помещением, и в отношении данного жилого помещения соблюден порядок отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду. В соответствии со ст.219 Гражданского кодекса РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Согласно ст.ст. 17, 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившее в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право на недвижимое имущество, установленное решением суда, подлежит государственной регистрации на общих основаниях. Учитывая вышеизложенное, а также то обстоятельство, что истец являются гражданином РФ, постоянно проживает на условиях найма в жилом помещении, он вправе приватизировать занимаемое ими жилое помещение. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд РЕШИЛ: Иск Пахомов С.П. удовлетворить полностью. Признать право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, 3-х комнатной квартирой №, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> за: Пахомов С.П., в размере 1/3; Пахомовой А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 1/3; Пахомовым П.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 1/3. Прекратить право собственности за РФ на жилое помещение, трехкомнатной квартирой №, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>, общей площадью 76,6кв.м. Прекратить право собственности Министерства обороны Российской Федерации на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> <адрес>, общей площадью 76,6 кв.м. Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности за Пахомов С.П., в размере 1/3; Пахомовой А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 1/3; Пахомовым П.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 1/3 на жилое помещение – <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>, общей площадью 76,6 кв.м. в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (Управление Росреестра по Ставропольскому краю), а также для государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации на указанное жилое помещение. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Промышленный райсуд города Ставрополя в течение месяца. Судья И.С.Юрин
"О статусе военнослужащих", военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.