РЕШЕНИЕ (Копия)
Именем Российской Федерации
21 сентября 2010 г Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Туляковой О.А.,
с участием прокурора Чепухова М.Е.,
при секретаре Кузнецовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора Промышленного района г. Самары в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о.Самара, МДОУ № 174 об обязании устранения нарушений требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Промышленного района г. Самары обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчикам об обязании устранения нарушений требований пожарной безопасности, в обоснование своих требований указал, что прокуратурой Промышленного района г. Самары проведена проверка соблюдения законодательства об образовании и о лицензировании отдельных видов деятельности.
В ходе проверки установлено, что МДОУ № 174 действует без лицензии на право осуществления образовательной деятельности, срок действия лицензии МДОУ № 174 истек 03.12.2007 г.. С момента истечения срока действия лицензии по настоящее время МДОУ № 174 в нарушение ч. 3 ст. 49 ПС РФ, ч. 6 ст. 33 Закона РФ от 10.07.92 № 3266 - 1 «Об образовании» продолжает осуществлять образовательную деятельность.
Установлено, что основной причиной осуществления образовательной деятельности без лицензии является отсутствие положительного заключения ОГПН Промышленного района г. Самары вследствие ряда нарушений требований противопожарного законодательства, допущенных в учреждении.
Согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, а также информации № от ДД.ММ.ГГГГ ОГПН Промышленного района г. Самары в МДОУ № 174 выявлен ряд нарушений требований противопожарного законодательства РФ, в связи с чем, состояние системы обеспечения пожарной безопасности не позволяло соискателю лицензии обеспечить пожарную безопасность при осуществлении деятельности.
На сегодняшний день система противопожарной защиты здания МДОУ № 174 не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности, как для самого здания, так и для находящихся в нем несовершеннолетних.
Так, в нарушение ст.ст. 21, 24 ФЗ «О пожарной безопасности» в МДОУ № 174 не выполнено ограждение крылец пищеблока и медблока перилами, отделка стен коридоров и лестничных клеток не выполнена из негорючего материала, кирпичная кладка на эвакуационном выходе из кабинета методиста не демонтирована.
Выявленные нарушения правил пожарной безопасности до настоящего времени не устранены и могут привести при пожаре (чрезвычайной ситуации) к массовой гибели или травмированию несовершеннолетних и работников учреждения.
Согласно ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководили организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Анализ выявленных в ходе проверки нарушений свидетельствует об отсутствии в МДОУ № 174 надлежащих условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья несовершеннолетних.
Источником формирования финансовых ресурсов МДОУ № 174 являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ.
Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии со ст. 66 Устава г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, к компетенции администрации г.о. Самара в сфере бюджетных отношений относится:
1) составление проекта бюджета г.о. Самара и необходимых документов, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ и муниципальными правовыми актами г.о. Самара;
2) подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в решение о бюджете г.о. Самара на текущий финансовый год.
Непосредственное составление проекта бюджета г.о. Самара с учётом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый отдел орган Администрации г.о. Самара.
Выявленные в МДОУ № 174 нарушения правил пожарной безопасности допускаются продолжительное время, в связи с чем, администрация г.о. Самара неоднократно имела возможность выделить средства на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Департамент образования администрации г.о. Самара, который в силу п. 1.1 Положения о Департаменте образования администрации г.о. Самара, утвержденного постановлением главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, является отраслевым органом администрации г.о. Самара, прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений.
Из предоставленных в прокуратуру района материалов следует, что данным образовательным учреждением неоднократно направлялись письма руководителю Департамента образования администрации г.о. Самара с просьбой выделить денежные средства на устранении вышеуказанных нарушений противопожарного законодательства.
Однако данные требования Департаментом образования администрации г.о. Самара проигнорированы.
Без привлечения дополнительных средств МДОУ № 174 самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства из-за отсутствия денежных средств.
Согласно ч.1 ст.41, ч.3 ст.44 Закона РФ «Об образовании» деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними, муниципальные органы управления образованием обязаны оказывать на договорных началах посреднические услуги подведомственным образовательным учреждениям в решении вопросов содержания материально-технической базы. Учредителем МДОУ № 174 по его Уставу является Департамент управления имуществом городского округа Самара (п. 2.1 Устава МДОУ № 174). Администрация городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара финансирование мероприятий в необходимом объеме по устранению нарушений законодательства о противопожарной безопасности не осуществляет.
В связи с вступлением в силу с 1.01.05 ФЗ №122-ФЗ от 22.08.04 «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности несовершеннолетних, охране их жизни и здоровья.
Пунктом 9.1 Устава МДОУ № 174 Департамент управления имуществом г.о. Самара закрепляет за МДОУ № 174 движимое и недвижимое имущество на праве оперативного управления. Имущество, закреплённое за данным образовательным учреждением, является муниципальной собственностью.
Безопасность МДОУ № 174 включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе РФ «О техническом регулировании», и в первую очередь, пожарную безопасность. Обеспечение безопасности должно решаться согласно законодательным и нормативным актом РФ и достигаться проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического и организационного характера.
Учитывая, что выявленные нарушения посягают на права неограниченного круга лиц (воспитанников данного образовательном учреждении, работников МДОУ № 174, лиц, случайно оказавшихся в здании учреждения) на охрану здоровья, истец просит понудить администрацию городского округа Самара, Департамент образования г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара, МДОУ № 174 провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния МДОУ № 174 в соответствие с действующим законодательством, а именно: выполнить ограждение крылец пищеблока и медблока перилами; отделка стен коридоров и лестничных клеток выполнить из негорючего материала; демонтировать кирпичную кладку на эвакуационном выходе из кабинета методиста.
В судебном заседании представитель Прокуратуры Промышленного района г.о. Самары Чепухов М.Е. уточнил исковые требования, просил считать ответчиками по делу Администрацию г.о. Самара, МДОУ № 174, Департамент управления имуществом г.о.Самара, просил обязать Администрацию городского округа Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара, МДОУ № 174 провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния МДОУ № 174 в соответствие с действующим законодательством, а именно:
-выполнить отделку стен коридоров и лестничных клеток из негорючего материала, поскольку иные нарушения в настоящее время устранены, дал пояснения аналогичные описательной части решения суда.
Представитель ответчика - Администрации г.о.Самара Чебанова С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме.
Представитель ответчика – Департамента управления имуществом г.о.Самара, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме.
Представитель МДОУ № 174, действующая на основании доверенности в судебном заседании исковые требования признала.
Представитель третьего лица – Департамента образования администрации г.о. Самара, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме.
Представитель третьего лицо ОГПН Промышленного района г.Самара в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании 14.09.2010 года пояснил, что в детском саду имеется нарушение, указанное в иске, что нарушает требования пожарной безопасности (ППБ- 0103 п.53) и п.6.25* строительных норм 21-01-97*.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные по делу доказательства, суд считает иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что МДОУ № 174 действует без лицензии на право осуществления образовательной деятельности, срок действия лицензии МДОУ № 174 истек 03.12.2007г.. Установлено, что основной причиной осуществления образовательной деятельности без лицензии является отсутствие положительного заключения ОГПН Промышленного района г. Самары вследствие ряда нарушений требований противопожарного законодательства, допущенных в учреждении.
Прокуратурой Промышленного района г.Самары в МДОУ № 174 проведена проверка соблюдения законодательства РФ о безопасности, в ходе которой установлены нарушения, а именно ОГПН Промышленного района г. Самары в МДОУ № 174 выявлен ряд нарушений требований противопожарного законодательства РФ, в связи с чем, состояние системы обеспечения пожарной безопасности не позволяло соискателю лицензии обеспечить пожарную безопасность при осуществлении деятельности, в МДОУ № 174 не выполнено ограждение крылец пищеблока и медблока перилами, отделка стен коридоров и лестничных клеток не выполнена из негорючего материала, что подтверждается актом ОГПН Промышленного района г.о. Самара от 12.10.2009г..
Выявленные нарушения правил пожарной безопасности до настоящего времени не устранены и могут привести при пожаре (чрезвычайной ситуации) к массовой гибели или травмированию несовершеннолетних и работников учреждения.
Согласно ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководили организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Анализ выявленных в ходе проверки нарушений свидетельствует об отсутствии в МДОУ № 174 надлежащих условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья несовершеннолетних.
Источником формирования финансовых ресурсов МДОУ № 174 являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ.
Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии со ст. 66 Устава г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, к компетенции администрации г.о. Самара в сфере бюджетных отношений относится:
1) составление проекта бюджета г.о. Самара и необходимых документов, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ и муниципальными правовыми актами г.о. Самара;
2) подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в решение о бюджете г.о. Самара на текущий финансовый год.
Непосредственное составление проекта бюджета г.о. Самара с учётом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый отдел орган Администрации г.о. Самара.
В ходе судебного разбирательства установлено, что выявленные в МДОУ № 174 нарушения правил пожарной безопасности допускаются продолжительное время, в связи с чем, администрация г.о. Самара неоднократно имела возможность выделить средства на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
МДОУ № 174 неоднократно направлялись письма руководителю Департамента образования администрации г.о. Самара с просьбой выделить денежные средства на устранении вышеуказанных нарушений противопожарного законодательства.
Из пояснений представителя МДОУ № 174 следует, что без привлечения дополнительных средств МДОУ № 174 самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства из-за отсутствия денежных средств.
Согласно ч.1 ст.41, ч.3 ст.44 Закона РФ «Об образовании» деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними, муниципальные органы управления образованием обязаны оказывать на договорных началах посреднические услуги подведомственным образовательным учреждениям в решении вопросов содержания материально-технической базы.
Учредителем МДОУ № 174 по его Уставу является Департамент управления имуществом городского округа Самара (п. 2.1 Устава МДОУ № 174). Администрация городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара финансирование мероприятий в необходимом объеме по устранению нарушений законодательства о противопожарной безопасности не осуществляет.
Пунктом 9.1 Устава МДОУ № 174, Департамент управления имуществом г.о. Самара закрепляет за МДОУ № 174 движимое и недвижимое имущество на праве оперативного управления. Имущество, закреплённое за данным образовательным учреждением, является муниципальной собственностью.
Безопасность МДОУ № 174 включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе РФ «О техническом регулировании», и в первую очередь, пожарную безопасность. Обеспечение безопасности должно решаться согласно законодательным и нормативным актом РФ и достигаться проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического и организационного характера.
В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании» N3266-1 образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Система противопожарной защиты здания МДОУ №174 не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности как для самого здания, так и для обучающихся в МДОУ № 174.
Вышеуказанные выявленные нарушения правил пожарной безопасности могут привести при пожаре к массовой гибели или травмированию несовершеннолетних и работников учреждения.
На основании изложенного, суд считает, что несоблюдение норм и правил пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм МДОУ № 174 противоречит требованиям действующего законодательства и создает угрозу безопасности жизни и здоровью несовершеннолетних в связи с чем, исковые требования Прокурора Промышленного района г.о. Самары в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Промышленного района г. Самары в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о.Самара, МДОУ № 174 об обязании устранения нарушений требований пожарной безопасности - удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара, МДОУ № 174 провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния МДОУ № 174 в соответствие с действующим законодательством, а именно:
-выполнить отделку стен коридоров и лестничных клеток из негорючего материала.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение десяти дней.
Решение в окончательном виде изготовлено 28.09.2010 года.
Председательствующий: подпись Тулякова О.А.
Копия верна.
Решение вступило в законную силу:
Судья:
Секретарь: